Вопрос № 36

Вопрос № 35.

Основные стороны бытия науки. Аспекты науки:

1. наука как система знаний (как специфический тип знания).

2. наука как вид деятельности (как процесс получения нового знания)

3. наука как социальный институт

4. наука как особая область и сторона культуры.

Наука как система знаний – это особое знание, получаемое и фиксируемое специфическими науч. методами и средствами (анализ, синтез, абстрагирование, системное наблюдение, эксперимент). Важнейшие формы и компоненты науки как особого знания: теории, дисциплины, области исследования, области наук (физ-е, исторические, математические), научные законы, гипотезы.

Наука как вид деятельности – это специфический вид когнитивной активности предметом, которой явл. множество возможных объектов (эмпир-х и теор-х). Цель – производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях объектов. Средства деятельности – соответствующие методы и процедуры эмпирического и теоретического исследования.

Отличительные свойства:

1. объектная предметность (эмпир-я и/или теор-я)

2. направленность на творчество

3. общезначимость

4. обоснованность (эмпир-я, теор-я)

5. точность полученных результатов

6. верифицируемость (эмпир-я, логическая)

7. воспроизводимость предметознания и его результатов (принципиально бесконечное)

8. объективная истинность. Истина (по Аристотелю) – адекватное соответствие знаний действ-му соотношению вещей. Виды истин: субъективная истина (это некоторое знание, признанное истинным в результате соглашения определенной группы людей), эмпиристская истина (знание, которое проверяется с помощью непосредственного обращения к действительности), формально-логическое знание (обоснованное посредством выведения из общих теорет-х положений, аксиом), прагматическая истина, объективная истина.

9. полезность (праксеологичность) - может быть практич-й и теорет-й.

Наука как социальный институт – это профессионально организованное функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений м/у его членами, а также м/у наукой, обществом и государством с помощью специф –ой системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре, с помощью науч. технической политики общества и государства, а кроме того. С помощью соотв-щей системы законодательных норм (гражданского, хоз-го права и т.д.).

Ценностные эмпиративы науки, как социальной структуры (социальная самооценочность науки): универсализм, коллективизм, бескорыстность, организ–ый скептицизм, рационализм (в том смысле в каком он принимается на данном этапе научного развития), эмоциональная нейтральность.

В ходе НТП выделяют особо крупные вехи, связанные с качественным преобразованием производительных сил. 1-м этапом стал этап механизации, освободивший человека от изнурительного физ. труда. Главное направление современной НТР (2-й этап) - автоматизация, связанная с развитием электроники и вычислительной техники. Появление компьютеров привело к формированию информационных обществ.(и.о.) Объективные требования общественного развития в области компьютеризации и коммуникации выявлены. А.И.Ракитов сделал ряд характеристик и.о. 1)Доступность инф.2)Реальное обеспечение доступности инф.3)Пр-во информации в необходимых объемах 4) Ускоренная автоматизация и роботизация во всех сферах пр-ва и управления. 5)Преимущественное развитие сферы информатизационной деятельности и услуг. Совокупность всех этих признаков по Ракитову говорит о том, что мы имеем дело с информационным обществом. Появились различные технократические теории, абсолютизирующие роль техники и технологии в развитии общества. Й.Масуд предложил простую схему преобразования человечества в связи с новыми условиями. В статье «Гипотезы возникновения человека интеллектуального» привел факторы определившие появление человека разумного: 1)Развитие лобных долей мозга (обеспечена возможность чел. Мышления). 2)Развитие речевого аппарата (звуковая коммуникация). 3)Развитие кисти руки (возможность производить) и возможности современного человека 1)Челов. способность к мышлению увел. за счет включения в систему мышления компьютеров. 2)Коммуникационные способности человека растут (комп. сети, сот.,спут. связь). Новые технологии по Масуду приведут к кардинальным изменениям в ценностных ориентациях людей. Благодаря информатизации и возникновению нового интеллектуального человека соврем. общество превратится в полицентрическое глобальное общество, основанное на коллективизме и соревновании. Белл считает нарождающееся постиндустриальное (п-и.) общество результатом третей технологической революции суть которой в компьютеризации и телекоммуникации производства и других сфер общественной жизни (первая технол. револ. – открытие силы пара, вторая-внедрение в пр-во электричества и химии. П-и. общество по Беллу- принцип. Новая организация экономики и быта людей, позвол. достигнуть нового уровня и качества жизни людей. Решающую роль в становлении п-и. общества играет система коммуникаций в которой на первый план выходят телекоммуникации. В рез. такой организации резко возрастет число активных участков бизнеса, скорость и частота деловых контактов. Основной, по мнению Белла вопрос перехода к п-и. обществу заключается в создании «новых социальных структур», реагирующих на новые условия пр-ва и меняющих ценностные ориентации. И такие социальные структуры неизбежно сформируются, хотя и не сразу. Теория Тоффлера мало чем отличается от теории Белла, скорее является ее вариацией. Тоффлер говорит о сверхиндустриальном обществе,в своих работах «Футурошок» и «Третья волна» рисует будущее человечества, по сути дела в плане развития того же п-и. общества в котором благодаря всеобщей автоматизации производства, существенно повысится уровень потребления и многократно расширится сфера услуг, исчезнут идеологии и партии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: