Вопрос № 32

Вопрос № 31

Ценностные и нравственные нормы возникают и развиваются в ходе развития самой науки, являясь результатом своего рода _исторического отбора_, который сохраняет только то, что необходимо науке и обществу на каждом этапе истории. В нормах научной этики находят своё воплощение, во-первых общечеловеческие моральные требования и запреты (_не укради_, _не лги_); во-вторых этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первой среди них является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знание как истину либо как заблуждение.Это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, они требуют лишь, чтобы этот результат был новым знанием и так или иначе-логически, экспериментально и пр. обоснованным. С точки зрения английского социолога науки Р.Мертона нормы науки строятся вокруг четырёх основополагающих ценностей: универсализм - убеждение в том, что изучаемые наукой природные явления повсюду протекают одинаково и что истинность научных достижений должна оцениваться независимо от пола,расы, авторитета, титулов и званий тех кто их формулирует; общность - научное знание должно свободно становится общим достоянием; бескорыстность первичным стимулом деятельности ученого является поиск истины, свободный от соображений личной выгоды; организованный скептицизм каждый ученый несет ответственность за оценку доброкачественности того, что сделано его коллегами, и за то, чтобы сама оценка стала достоянием гласности.

Этика науки представляет собой философское и социологическое изучение взаимоотношений науки и морали: а) в плане воздействия науки на мораль, знаний и научного прогресса на моральность, нравы людей и нравственный прогресс общества, влияние ценностей науки на мораль, соотношение истины и добра, истинности моральных явлений и б) в плане воздействия морали на науку, ценностей и норм морали на отношение в науке и ее результаты, мировоззренческих установок ученого на познание действия морали как регулятора научной деятельности и научного общения, раскрытия содержания гражданской и моральной ответственности ученых.
По аналогии с социологией - этика науки должна иметь также разные уровни исследования: общеэтический анализ взаимоотношений науки и морали (с выходом на философский уровень, на обобщение методологического порядка), средний уровень для которого общеэтические положения выступают в качестве методологических предпосылок, и конкретно - эмпирический уровень исследования моральных отношений и нравов в науке с помощью методов социологии, социальной психологии и других наук.
В нормах научной этики находят свое воплощение во-первых общечеловеческие моральные требования и запреты, приспособленные разумеется к особенностям научной деятельности.
Во-вторых, этические нормы служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Первый из них является бескорыстный поиск и отстаивание истины. В повседневной научной деятельности обычно бывает непросто сразу же оценить полученное знание, как истину либо, как заблуждение. И это обстоятельство находит отражение в нормах научной этики, которые не требуют, чтобы результаты были новыми знаниями и так или иначе логически, экспериментально и пр. - обоснованными. Ответственность за соблюдение такого рода требований лежит на самом ученом.

В средние века, в эпоху феодализма, “ученым языком” всей Западной Европы была латынь — международный язык науки.

Если наме­тить общую линию эволюции, основное направление развития научной речи от начала века и ранее к совре­менности, то это прежде всего стремление к формиро­ванию собственной системы языковых средств, обо­собленной и замкнутой, стремление к строгому и четкому изложению мыслей, к отталкиванию от худо­жественного стиля, к исключению всего эмоциональ­ного и образного.

Основная задача научного стиля — предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информа­цию. А это наилучшим образом достигается без ис­пользования эмоциональных средств. Ведь наука апеллирует, прежде всего, к разуму, а не к чувству. Научно-техническая революция изменила и сам характер ис­следования. Научные проблемы решаются теперь, как правило, усилиями не одиночек, но коллективов ученых и инженеров. А это ведет к тому, что современный способ научного изложения можно определить как кол­лективный, или формально-логический, в котором не остается места для эмоциональности.

Широкое и интенсивное развитие научно-техни­ческого стиля привело к формированию в его рам­ках многочисленных жанров, таких, как: статья, монография, учебник, патентное опи­сание (описание изобретения), реферат, ан­нотация, документация, каталог, справочник, спецификация, инструк­ция, реклама (имеющая признаки и публицисти­ческого стиля). Каждому жанру присущи свои инди­видуально-стилевые черты, однако они не наруша­ют единство научно-технического стиля, наследуя его общие признаки и особенности. Развитие точных методов исследования, коллек­тивный его характер, специфика научного мышления, стремление науки оградить себя от проникновения не­научных методов познания — все это обусловливает важнейшие стилевые особенности языка науки — пре­жде всего обобщенность и отвлеченность, логичность, объективность.

Классическое естествознание, как уже говорилось ранее, базируется на применении экспериментально-математических методов. В результате появилась уверенность в том, что научность (истинность, достоверность) знания определяется степенью его математизации. "книга природы написана на языке математики", - утверждал Г.Галилей. "В каждом знании столько истины, сколько есть математики", - вторил ему И.Кант. логическая стройность, строго дедуктивный характер построений, общеобязательность выводов создали математике славу образца научного знания. И хотя современная математика далека от идеала безупречной обоснованности и логического совершенства, но ее значение для естествознания не только сохраняется, но и усиливается с течением времени.

И все же главное достоинство математики, столь привлекательное для ученых-естественников, заключается в том, что она способна служить источником моделей, алгоритмических схем для связей отношений и процессов, составляющих предмет естествознания.

Роль математизации в современном естествознании трудно переоценить. Достаточно сказать, что новая теоретическая интерпретация какого-либо явления считается полноценной, если удается создать математический аппарат, отражающий основные закономерности этого явления. Однако не следует думать, что все естествознание в итоге будет сведено к математике. Построение различных формальных систем, моделей, алгоритмических схем - лишь одна из сторон развития научного знания. Развивается же наука прежде всего как содержательное знание, та как неформализованное, неалгоритмитизированное. Процесс выдвижения, обоснования и опровержения гипотез, организацию экспериментов, научную интуицию и гениальные догадки формализовать не удается. Универсальной "логики открытия" не существует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: