Русский космизм. Логико-эпистемологический и социокультурный подходы к анализу науки, основные стороны ее бытия. Философское обоснование научных знаний как условие их

Вопрос № 49.

Логико-эпистемологический и социокультурный подходы к анализу науки, основные стороны ее бытия. Философское обоснование научных знаний как условие их включения в культуру.

Вопрос № 48.

Основные стороны бытия науки. Аспекты науки:

5. наука как система знаний (как специфический тип знания).

6. наука как вид деятельности (как процесс получения нового знания)

7. наука как социальный институт

8. наука как особая область и сторона культуры.

Наука как система знаний – это особое знание, получаемое и фиксируемое специфическими науч. методами и средствами (анализ, синтез, абстрагирование, системное наблюдение, эксперимент). Важнейшие формы и компоненты науки как особого знания: теории, дисциплины, области исследования, области наук (физ-е, исторические, математические), научные законы, гипотезы.

Наука как вид деятельности – это специфический вид когнитивной активности предметом, которой явл. множество возможных объектов (эмпир-х и теор-х). Цель – производство знания о свойствах, отношениях и закономерностях объектов. Средства деятельности – соответствующие методы и процедуры эмпирического и теоретического исследования.

Отличительные свойства:

10. объектная предметность (эмпир-я и/или теор-я)

11. направленность на творчество

12. общезначимость

13. обоснованность (эмпир-я, теор-я)

14. точность полученных результатов

15. верифицируемость (эмпир-я, логическая)

16. воспроизводимость предметознания и его результатов (принципиально бесконечное)

17. объективная истинность. Истина (по Аристотелю) – адекватное соответствие знаний действ-му соотношению вещей. Виды истин: субъективная истина (это некоторое знание, признанное истинным в результате соглашения определенной группы людей), эмпиристская истина (знание, которое проверяется с помощью непосредственного обращения к действительности), формально-логическое знание (обоснованное посредством выведения из общих теорет-х положений, аксиом), прагматическая истина, объективная истина.

18. полезность (праксеологичность) - может быть практич-й и теорет-й.

Наука как социальный институт – это профессионально организованное функционирование научного сообщества, эффективное регулирование взаимоотношений м/у его членами, а также м/у наукой, обществом и государством с помощью специф –ой системы внутренних ценностей, присущих данной социальной структуре, с помощью науч. технической политики общества и государства, а кроме того. С помощью соотв-щей системы законодательных норм (гражданского, хоз-го права и т.д.).

Ценностные эмпиративы науки, как социальной структуры (социальная самооценочность науки): универсализм, коллективизм, бескорыстность, организ–ый скептицизм, рационализм (в том смысле в каком он принимается на данном этапе научного развития), эмоциональная нейтральность.

Интернализм – направление в историографии и теории развития науки, по которому главную движущую силу науки составляет имманентно – присущие ей внутренние силы, средства и закономерности.

Экстернализм - направление в историографии и теории развития науки, по которому наука как система знаний и соц. институт явл. имманентной, органич. частью социокультуры, и, следовательно, испытывает с ее стороны существенное влияние как целое и как совокупность подсистем, следовательно, испытывает с ее стороны существенное влияние как целое и как совокупность подсистем.

Русский космизм появился в 60 годы, в период начала освоения космоса, течение охватило довольно широкое направление культуры начала 20 века. Главный вопрос -дальнейшие перспективы развития человечества. Р.К – стал обосновывать идею объединения людей не столько из полит и идеолог причин, сколько из эколог и нравст.Ценр. фигурой стал- Федоров труд «Философия общего дела»; считал, эволюция чел-ва через развитие техники-стихийное развитие, иллюзорная форма эвол-и, кот-я ведет в тупик, тех-е достиж-я разрушают природу, ведут к ее гибели-значит к гибели чел-ка.Управление Эволюцией д/но осущ-ся человеком разумным, трудящимся в совокупности для достижения единства человечества, необходимо стремиться к всеобщему братству, к объединению всех поколений, бывших и будущих.Он выдвигает идею регуляции природы ср-ми науки и техники. Высшая цель такой регуляции-воскрешение предков, путь к нему лежит ч/з овладение природой, освоение космоса и управление косм-и процессами. Ф-в выдвигает идею трудового соучастия людей в спасении мира- все д/быть преобраз-но трудом. Он строил сис-му проектной фил-и, т.е. фил-и дей-я,а не пассивного созерцания мира. Циолковский. - отец русской космонавтики; всю жизнь пытается найти ответы на вечные вопросы: кто мы? Откуда? Куда идём? Понять наш мир, считал он, можно только с космической точки зрения. В своих представлениях он видел символы, смутные догадки о будущем чел-ства, расшифровать кот-е необходимо с косм-й точки зрения. Материя бесконечна в своём развитии, и чел-к (носитель разума) конечно же не яв-ся последней ступенью. Будущее мира связано с космосом, и чел-во как единый объект эволюции изенится; Ц. Считал:пройдя несколько эволюционных этапов расселения и жизни в космосе, через сотни миллиардов лет превратится в вид лучистой энергии, заполнив собой все космич-е пространство. Центральной в космич-й этике Ц. Стала идея о том, что цель жизни и вся деятель-ть разумного существа должны служить прогрессу всего космического целого, поскольку это приведёт к устранению в космосе несовершенства жизни, зла и страданий.. Ц. Полную биохимическую перестройку обитателей Земли и превращение их в разумные «животные-растения», непосредственно перерабатывающие солнечную энергию. Утопические космические идеи Ц. были первыми попытками систематического изложения проблем, характерных д/начала «космической Эры»: о месте разума в мировом целом, о его ответственности за Землю и Вселенную. Чижевский одним из первых доказывал- развитие биосферы протекает под непосредственным воздействием физических факторов космоса и что космические ритмы влияют на процессы в живой природе на всех уровнях организации биологических систем–от индивидуальных организмов до популяции в обществе. Он установил корреляцию между циклами деятельности Солнца и целым рядом явлений в биосфере, в том числе миграции животных и эпидемий. Ч. исходил из того, что физические поля планеты и её окружения должны учитываться в числе основных причин, влияющих на состояние биосферы; работы стали важной вехой развития космического естествознания. Вернадский- основой теоретических естественнонаучных представлений яв-ся созданное учение о биосфере-области распространения живого и биокосного вещества на планете Земля. Лик Земли не яв-ся результатом «случайных явлений», а отвечает определённой резко ограниченной геологической земной оболочке–биосфере–одной из многих др., имеющих определённую структуру, характерную д/земных планет. Биосфера в тесно связана с понятием живого вещ-ва, кот-е более или менее непрерывно распространено на земной поверхности, оно образует на ней тонкий, но сплошной покров, в котором сконцентрирована свободная химическая энергия, выработанная из энергии Солнца. Каждый организм–сгусток, в котором концентрируется вещ-во, энергия и информация. Живое вещ-во, как биосфера, обладает своей особой организованностью и может быть рассмотрено как закономерно выражаемая функция биосферы; чел-к, как и всё живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни–в биосфере, с которой он неразрывно, закономерно связан и уйти из которой он не может. Его существование есть её функция. Он несёт её с собой всюду. И он её неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет;создал учение о переходе биосферы в ноосферу–следующем периоде развития планеты Земля и околопланетного пространства. термин «ноосфера» предложен В. в начале века. «Ноосфера -новое геологическое явление на нашей планете.–в ней впервые чел. становится крупнейшей геологической силой». К основным социально-природным предпосылкам перехода биосферы в ноосферу В. относит: Охват мировой историей всего земного шара и превращение чел-ва в единое целое; Преобразование средств связи и обмена. Открытие новых источников энергии. Подъём благосостояния; Таким образом, согласно В., эволюционный процесс получает особое геологическое значение благодаря тому, что он создал новую геологическую силу – научную мысль социального чел-ка. Флоренский развивал идеи «философии всеединства» Соловьева; стремился обосновать её только религиозно-философскими положениями, но и научными утверждениями, взятыми из области физики, математики, философии, искусствоведения. Отсюда его стремление выработать интегральную систему взглядов с возможными сочетаниями науки и религии, культуры и техники и т. д. Поэтому Ф. активно участвовал не только в церковной, но и в научной и культурной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: