Тема 16. Русское искусство первой половины XIX века

Тема 15. РУССКОЕ ИСКУССТВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВЕКА

Выражение идей просветительства, гражданственности, представлений об идеальном государстве в эстетике классицизма. Значение образования Петербургской Академии художеств в развитии русского искусства.

Архитектура и декоративно-прикладное искусство второй половины XVIII века. Формирование в архитектуре стиля русского классицизма. Творчество крупнейших архитекторов России XVIII века: В.И. Баженова, М.Ф. Казакова, И.Е. Старова. Расцвет таланта Ч. Камерона. Д. Кваренги в России.

Декоративно-прикладное искусство: роспись интерьеров, мебель, фарфор, шпалеры, бронза, стекло. Костюм.

Скульптура и живопись второй половины XVIII века. Памятник Петру I Э. Фальконе. Острота и объективность социальных характеристик образов Ф.И. Шубина – мастера реалистического скульптурного портрета: портреты Ломоносова, Голицына, Павла I и др. Патриотический пафос монументальных скульптур М.И. Козловского – яркого представителя классицизма: «Памятник А.В. Суворову», «Самсон» и др.

Становление классицизма в русской живописи. Понятие «академическая живопись» и «академизм». Система обучения в старой Академии художеств. Творчество А.П. Лосенко – мастера исторической картины.

Развитие реалистического портрета в русской живописи XVIII века – проявление внимания к личности, внутреннему миру человека: творчество Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.

Становление бытового жанра и пейзажа как самостоятельных жанров в русской живописи. Зависимое положение крепостных художников и их роль в развитии русского искусства.

Общенародный патриотический подъем, вызванный Отечественной войной 1812 г. Восстание декабристов.

Архитектура первой половины XIX века. Как высшее достижение русского классицизма: А.Н. Воронихин – Казанский собор. Горный институт, А.Д. Захаров – Адмиралтейство, Тома де Томон – Биржа. Крупнейший мастер архитектурных ансамблей К.И. Росси. Деятельность О. И. Бове и Д.И. Жилярди по восстановлению Москвы после Отечественной войны 1812 г. Исаакиевский собор О. Монферрана – памятник русской архитектуры позднего классицизма.

Скульптура и живопись первой половины XIX века. Расцвет скульптуры зрелого классицизма. Творчество И.П. Мартоса: патриотизм и гражданственность памятника Минину и Пожарскому. Малая скульптура. Надгробная пластика: И.П. Мартос – надгробие С.С. Волконской. Медальоны Ф.П. Толстого, посвященные Отечественной войне 1812 г. Скульптурные группы на Аничковом мосту П. К. Клодта.

Классицистические, романтические и реалистические тенденции в русской живописи первой половины XIX века. Новые черты живописи начала XIX века. Интерес к жизни народа и национально характерному.

О.А. Кипренский. Черты романтизма в творчестве художника, реалистический характер его портретов: А.А. Челищева. Е.В. Давыдова, А.С. Пушкина. Автопортреты. В.А. Тропинин. Его роль в формировании московской школы живописи. Тропинин – мастер камерных, интимных портретов: «Портрет сына», «Портрет А. С. Пушкина», «Кружевница».

Жанровая живопись. А.Г. Венецианов. Его роль в развитии русской реалистической живописи. Образы русских крестьян и русской природы. Работа с натуры. Гуманизм, демократизм творчества. «Гумно», «Весна на пашне», «Захарка»,»Автопортрет». Венециановская школа. Г.В. Сорока – его творчество и тяжелая судьба.

Искусство пейзажа в русской живописи. Творчество Сильв. Ф. щедрина – сплав черт классицизма и романтизма. Интерес к проблемам пленэра.

К.П. Брюллов. Академические традиции и черты романтизма в его творчестве. Историческая и портретная живопись К.П. Брюллова: «Последний день Помпеи», «Всадница», «Портрет А.И. Струговщикова», «Автопортрет».

Творчество великого русского художника А.А. Иванова. Работа над картиной «Явление Христа народу». Новаторство и значительность ее идейно-нравственного смысла и выразительность средств живописи. Значение творчества Иванова для русского искусства.

Творчество П.А. Федотова – предшественника критического реализма в русской живописи второй половины XIX века. Бытовые картины как сатирическое изображение различных слоев общества: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа», «Анкор, еще анкор!». Портреты кисти Федотова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: