Тема 17. Развитие живописи во второй половине XIX века. Творчество передвижников

Общественное движение в России 60-70-х годов, его отражение в русской публицистике и искусстве. Изобразительное искусство и литература. Ведущее положение бытового жанра в живописи второй половины XIX в.

Протест против академического искусства. «Бунт четырнадцати» - борьба против за демократическое искусство. Организация Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ) – объединения передовых сил русского искусства.

Творчество одного из основоположников критического реализма в русской живописи В.Г. Перова. Обличение духовенства: «Сельский крестный ход на пасхе», «Чаепитие в Мытищах» и др. Изображение тяжелейшей доли русского народа: «Проводы покойника», «Тройка» и др. Портреты Перова как пример психологического социального портрета «Портрет Ф.М. Достоевского».

И.Н. Крамской – организатор, теоретик и идейный вождь передвижников. Портреты передовых деятелей русской литературы: Л.Н. Толстого, Н.А. Некрасова и др. Тематическая картина «Христос в пустыне». Образы крестьян: «Полесовщик».

Официальные проблемы, затронутые в произведениях художников-передвижников: Г.Г. Мясоедов - «Земство обедает», К.А Савицкий – «Ремонтные работы на железной дороге»; В.Е. Маковский – «Крах банка», «Свидание»; Н. А. Ярошенко – «Кочегар», «Портрет артистки П.А. Стрепетовой», «Всюду жизнь».

Роль выдающегося критика В.В. Стасова, художника-педагога П.П.Чистякова и основателя картинной галереи П.М. Третьякова в становлении русского реалистического искусства второй половины XIX в.

Мировое значение творчества русских художников второй половины XIX века.

Творчество И.Е Репина. Этапы творческого пути. Отображение тяжелой жизни народа «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии». Историко-революционная тема: «Арест пропагандиста», «Не ждали». Исторические картины: «Иван Грозный», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Портреты Л.Н. Толстого, П.А. Стрепетовой, «Протодьякон». Эскизы портретов к картине «Торжественное заседание Государственного совета». Широкое историческое обобщение жизни России. Яркость типов, социальная значимость, особенности композиционного решения. Мировое значение творчества Репина.

Пейзажная живопись. Обращение художников к русскому национальному пейзажу. Раскрытие в образах природы настроений и переживаний человека. Романтизм произведений И.К. Айвазовского: «Девятый вал». Особенности пейзажей А.К. Саврасова – «Грачи прилетели», «Проселок». Величавость и эпическая широта пейзажей И.И. Шишкина: «Рожь», «Корабельная роща», «Лесные дали. Рисунок в творчестве Шишкина. Лиризм и тонкие нюансы настроения в пейзажах Ф.А. Васильева: «Оттепель», «мокрый луг». Колористические решения пейзажей А.И. Куинджи: «Ночь на Днепре». Камерность пейзажа, разработка пленэра в творчестве В.Д. Поленова: «Московский дворик». Творчество И.И. Левитана – вершина развития русского национального пейзажа. Передача настроения и чувств человека в характере изображаемой природы: «Осенний день. Сокольники», «Березовая роща». Поиски монументального обобщения и философски осмысленного образа русской природы: «Март», «Золотая осень», «Вечер. Золотой плес», «Над вечным покоем». Идейная значимость картины «Владимирка» Обобщающий образ Родины – «Озеро. Русь». Композиция и колорит произведений. Значение творчества Левитана для развития отечественного искусства.

Историческая и батальная живопись. Выявление конфликта прогрессивных и реакционных исторических сил в картине Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея». Антивоенный, обличительный характер картин В.В. Верещагина: «Смертельно раненый», «Апофеоз войны». Прославление героизма русского народа: «Не замай, дай подойти». Былинно-сказочный характер образов В.М. Васнецова: «Аленушка», «Богатыри». Обращение к эпосу и истории: «После побоища Игоря Святославича с половцами».

Творчество В.И. Сурикова. Новое понимание исторического процесса. Раскрытие активного участия народа в исторических событиях – основная идея исторических полотен Сурикова: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Меншиков в Березове». Прославление героизма русского народа: «Переход Суворова через Альпы». Композиционное и колористическое мастерство художника. Историческое значение творчества Сурикова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: