Тема 9. Культура и искусство первой половины XIX века

Тема 8. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО XVIII ВЕКА

Глобальные изменения в мире в XVIII веке. Взаимосвязь (единство) изменений религиозной ориентации; научного мышления и смены картины мира; социального устройства и появления нового типа государства; изменение типа экономики и ее технологического уровня. Художественная культура столетия и ее место в общекультурном процессе. Идеологизация искусства в XVШ веке. Активное участие «большого» искусства в общественной и политической жизни. Схема развития искусства, выведенная Д. Дидро: дворянское рококо (Буше), буржуазный сентиментализм (Грез), буржуазный революционный классицизм (Давид). Стилистические и жанровые проблемы в искусстве XVIII века. Общность судеб европейского искусства. Франция – гегемон духовной жизни Европы. Кризис абсолютизма и дворянской культуры. Архитектура. Разработка типа «городского» дома. Черты стиля рококо в архитектуре. Жермен Бофран как ведущий мастер стиля. Отель Субиз. Классицизм в архитектуре XVIII века. Ж. Габриель, К. Н. Леду, Ж. Суфло. Живопись. А. Ватто. Галантные празднества и театральные сцены. Реалистические тенденции творчества. Живопись рококо и ее глава Франсуа Буше. Жан-Оноре Фрагонар. Бытовые картины и пейзажи. Реалистическое направление во французском искусстве XVIII века. Жан-Батист Симеон Шарден. Жанровые картины. Отражение быта и этических идеалов третьего сословия. Морис Кантен де Латур. Расцвет карандашного и пастельного портрета в его творчестве. Жан-Батист Грез. Сентиментальность и мелодраматичность его образов и сюжетов. Морализация в творчестве. Особенности развития скульптуры. Гудон. Искусство Италии XVIII века. Последний расцвет венецианской школы. Джованни Баттиста Тьеполо. Особенности монументальной живописи. Тематические и образные поиски. Портреты. Развитие городского пейзажа. Каналетто, Гварди, Белотто. Искусство Англии XVIII века. Расцвет национальной школы живописи. Уильям Хогарт. Жанровые картины и гравюры. Критический реализм и морализирующие тенденции его творчества, роль сатиры. Теоретическая концепция творчества, изложенная в трактате «Анализ красоты». Ведущая роль портретной живописи. Джошуа Рейнольдс, Томас Гейнсборо. Эаолюция портретного жанра в их творчестве. Архитектура. Классицирующее направление в архитектуре. В. Кент, Р. Адам.

Новая эпоха в мировом искусстве, ведущая начало с Французской революции 1789 года. Основные художественные направления XIX века: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм и их место в художественной культуре. Искусство Англии. Эволюция живописи. Развитие пейзажного жанра. Новаторство в пейзажном жанре Джона Констебля. Особенности колорита и живописной манеры, разработка пленэра. Констебль – основоположник западноевропейского пейзажного искусства нового времени. Уильям Тернер. Пейзажи и исторические картины. Искусство Испании рубежа XVIII-XIX вв. Франсиско Гойя. Соединение новаторских и традиционных черт в его искусстве. Связь творчества с народно-освободительным движением, с передовой общественной мыслью. Реалистический гротеск в работах Гойи. Графика. Мрачная фантастика работ. Живопись. Портреты. Жанровая. Тематика. Французский классицизм последней трети XVIII века – первой трети XIX века. Жак Луи Давид. Тема героического подвига, гражданского мужества в его исторических картинах.Эволюция стиля: от классицизма к революционному классицизму. Портреты. Глубокий реализм образов. Рисунки Давида. Общественная деятельность. Жан Огюст Доменик Энгр – глава официальной академической школы. Поиски чистой гармонии. Значение линии и рисунка в его творчестве. Архитектура. Классицизм начала XIX века – стиль «империи». Ж.Б. Лепер, Ж. Годуэн, П. Виньон, Ф. Шальгрен. Романтизм во французском искусстве первой половины XIX века. Истоки, зарождение и развитие стиля. Прогрессивный и реакционный романтизм. Художественное значение романтизма. Живопись. Теодор Жерико. Трагическая напряженность и драматизм его работ. Эжен Делакруа – глава романтической школы. Эстетические взгляды художника. Тематическая и жанровая эволюция. Живописное и композиционное мастерство. Романтизм в скульптуре. Франсуа Рюд. Горельеф на Триумфальной арке на площади Звезды в Париже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: