Эпоха бронзы

Следующим важным этапом в развитии человечества является век металла - бронзовый век, который охватывает конец IV – III, - начало I тыс. до н.э. В этот период истории наших далеких предков человек значительно продвинулся вперед в освоении природы и использовании результатов своих достижений. Древние обитатели нашего края не только освоили природу Северного Кавказа, но и расширили свои связи с древневосточными цивилизациями.

Многочисленные памятники материальной культуры, обнаруженные в различных районах Северного Кавказа, в том числе и на нынешней территории КБР, свидетельствуют о том, что на заре бронзового века (3 тыс. до н.э.) на Северо-Западном Кавказе сложилась скотоводческо-земледельческая культура. Эта культура вошла в историю как Майкопская. Свое название она получила от кургана, раскопанного в 1897 г. археологом Н.И.Веселовским в Майкопе. Создателями и носителями майкопской культуры являются древнейшие предки адыго-абхазов.

Майкопская культура занимала огромную территорию на Северном Кавказе. Она была распространена в IV – IIIтыс. До н.э. от Таманского полуострова на западе до Чечни и Ингушетии - на востоке. Но Майкопская культура сформировалась под влиянием переднеазиатских цивилизаций. Ученые предполагают, что на формирование этой культуры могли оказать влияние шумеры или хурриты, либо хатты Малой Азии. Последние являются одними из древних предков адыго-абхазов. Из этого можно предположить, что создателями и носителями этой культуры были родственные племена с единым корнем, с единой культурой, занимавшие эту огромную территорию, но находившиеся на различных уровнях социально-политического, экономического и культурного развития. Об этом свидетельствуют многочисленные материальной памятники, топонимика, язык, культура и т.д. В развитии и распространении Майкопской культуры можно выделить два основных этапа:

ранний - конец IV - середина III тыс. до н.э.

поздний - 2300 - 2100 гг. до н.э.

Если Майкопская культура была в основном распространена на первом этапе своего развития в районах Прикубанья, то на позднем эта культура продвинулась далеко на восток, до Чечни и Ингушетии. Это лишний раз подтверждает, что Северный Кавказ был заселен неравномерно, и древние “майкопцы” постепенно продвигались к востоку, до современной Кабарды, являются потомками синдо-меотских племен. И хатты, и каски, и синдо-меоты были родственными племенами, находившимися на различных уровнях развития.

Племена Майкопской культуры занимались земледелием и животноводством. Лошадь широко использовалась в хозяйстве. У майкопских племен высокого уровня развития достигла металлургия, в том числе цветная; гончарное производство, ткачество из шерсти и льна. Они широко использовали золото и серебро.

У создателей Майкопской культуры широкое развитие получил культ небесных светил - Солнца и Луны.

«Майкопцы» жили патриархально-родовым строем. Мужчина занимал господствующее положение в обществе. В майкопском обществе были рабы и господствующая верхушка, т.е. во II тыс до н.э. у «майкопцев» происходит переход от первобытнообщинного строя к классовому. «Майкопцы», являясь северной периферией восточной цивилизации, поддерживали тесные экономические, политические и культурные связи с последней, особенно тесные со своими юго-западными соседями, создателями Дольменной культуры.

Дольмены - монументальные погребальные сооружения в виде каменных домиков с плоской или двухскатной крышей, сложенных из тесаных массивных плит или высеченных в скальном массиве. Длина их достигала до 4 м, высота - более 2,5 м., составляющие плиты весили более 20т. Дольмены были настоящим произведением архитектуры. В передней стенке дольменов имелись входные отверстия в виде круглого или прямоугольного проема размером до 40 см., через эти отверстия помещали покойника в камеру, которую закрывали каменной пробкой. Дольменная культура занимала значительную территорию от Таманского полуострова до Абхазии и верховьев реки Кубани. Она сложилась на Западном Кавказе к 2400 г.до н.э. и просуществовала целое тысячелетие до 1400 - 1300 г. до н.э.

В конце III тыс. до н.э. на Северном Кавказе происходят важные социально – политические и культурные события. Контакты предков адыгов с переднеазиатскими цивилизациями значительно ослабевают. С другой стороны, усиливаются связи со степными племенами, которые начинают проникать сюда и стоявшими на более низком уровне развития, чем предки адыгских племен. Таким образом, постепенно меняется этническая карта Северного Кавказа, который становится объектом агрессии степных кочевых племен. И на этом фоне смешения культур и народов постепенно угасает в прошлом яркая и оригинальная Майкопская культура, и вместо нее развиваются дольменная и северокавказская культуры. Северокавказская культура занимала огромную территорию. На западе она граничила с дольменной культурой Прикубанья, а на востоке доходила до предгорий Дагестана.

Памятники Северокавказской культуры обнаружены во многих районах нынешней территории Кабардино-Балкарии: в Заюкове, Каменномостском, Малке, Этоко, Чегеме, Шалушке, Верхнем Акбаше, Кашкатау, гор. Нальчике и т.д.

Люди северокавказской культуры занимались скотоводством и земледелием. Они добывали и обрабатывали цветные металлы. Носители северокавказской культуры поддерживали тесные связи с соседними племенами – носителями других культур.

На последнем этапе развития северокавказской культуры внутри нее создаются предпосылки формирования двух других культур – Прикубанской и Кобанской. §3 Железный век

На Северном Кавказе век бронзы продолжался 2 тысячи лет. В конце II начале I тыс. до н.э. происходит переход от бронзового века к железному. В этот период в горной и предгорной части Центрального Кавказа от территории Чечни и Ингушетии до верховьев Кубани развивается так называемая Кобанская культура. Свое название она получила от названия сел. Кобан (Северная Осетия), где в 1869г. был открыт этот памятник. Эта культура, возникнув на базе предшествующих местных племен, просуществовала с XII в. до н.э. до н.э., а в горных районах - даже до III в. н.э. Если носители Кобанской культуры, проживавшие к западу от реки Баксан до верховьев Кубани, говорили на одном из наречий, близких к далеким предкам абхазо – адыгов, то восточная их часть, возможно, была связана с вайнахами (чеченским и ингушским народами). Более чем в 100 населенных пунктах Центрального Кавказа обнаружено около 400 памятников Кобанской культуры. На территории КБР у сел. Булунгу, Верхний и Нижний Чегем, Былым, Хабаз, Баксан и др. местах найдены памятники этой культуры. «Кобанцы» в основном занимались животноводством. У них с середины II тыс. до н.э. существовало высоко развитое животноводство. В их хозяйстве, особенно в низменной части территории, важное место занимало земледелие. Они возделывали просо, ячмень, пшеницу и другие культуры. У них также высокого уровня развития получило гончарное производство. Однако наиболее значительных успехов они достигли в металлургии и обработке металлов. В районах Тырныауза, в верховьях Малки, близ сел. Былым, Хабаз, Кызбурун 3 и Жемтала была развита металлургия и обработка металла. «Кобанцы» имели тесные экономические, торговые и культурные связи со многими соседними и дальними народами. Носители Кобанской культуры сыграли важную роль в формировании осетинского и балкарского народов.

В период Кобанской культуры, т.е. в конце II – начале I тыс. до н.э., к западу от нее существовала так называемая Прикубанская культура. Она развивалась в районе бассейна реки Кубань до берегов Черного моря. Племена Прикубанской культуры сыграли важную роль в формировании многих древнеадыгских племен. Во многих районах Причерноморья были найдены многочисленные бронзовые орудия труда и различные виды оружия Прикубанской культуры. Это все свидетельствует о том, что «прикубанцы» имели тесные экономические, торговые, культурные связи с Западной Грузией, особенно с древней Колхидой и Абхазией. Многочисленные памятники материальной культуры «кобанцев» и «прикубанцев» свидетельствуют о том, что было много общего в их культуре. Но при более внимательном ее изучении были выявлены и некоторые различия.

Как отмечено выше, I тыс. до н.э. характеризуется в истории нашего края тем, что местные племена переходят окончательно к железу. В их социально – политической жизни тоже происходят важные события – возникает военная демократия – время перехода от родового общества к классовому. В этот период усиливается проникновение на Северный Кавказ кочевых скотоводческих племен, обитавшие в степях от Монголии - на востоке до Дуная - на западе. К этим степным племенам относятся киммерийцы, которые выходят на историческую арену в начале I тыс. до н.э.; скифы, которые приходят из Азии в конце VIII – начале VII вв. до н.э. и занимают районы Причерноморья и Предкавказья, савроматы и сарматы, которые еще VIII – начале VI вв. до н.э. проживали на территории между Доном и Уралом. С I в. н.э. появляются на Северном Кавказе аланы – предки осетин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: