Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев 3 страница

Следующим каноническим папой стал Урбан II (1088-1099). С его именем связано объявление I Крестового похода на Клермонском соборе в1095 г. По национальности француз – Урбан первый, кто сделал ставку на союз с французской монархией, тем более, что король Филипп I сам отказался от инвеституры. Папа Пасхалий II (1099-1118) в 1102 г. на Латеранском соборе возобновил запрет на светскую инвеституру, а торжествующего Генриха он отлучил от Церкви. Его поражение он ускорил, настроив против него сыновей.

Последний акт борьбы за инвеституру возник при Генрихе V. В 1111 г. папа был схвачен и после 2-х месячного заключения уступил королю право инвеституры, за что его проклинали свои же епископы. Следующие папы Геласий II (1118-1119) и Каликст II (1119-1124) продолжили поединок с Генрихом. При последнем в Вормсе в 1122 г. был заключён конкордат, отделивший духовную инвеституру от светской. Отныне выборы проводит духовенство, вручая избраннику жезл и перстень, а император их утверждает, вручая скипетр.

16. Западная церковь в XII-XIII вв.

После Вормсского конкордата Рим ненадолго стал первой властью в Европе. В империи, разбитой на мелкие княжества и шла борьба за корону, и каждая сторона нуждалась в поддержке папы. Гогенштауфены (партия гибеллинов)-враждовали с Вельфами (партия Гвельфов) Папы стали на сторону последних, но, ослабленные борьбой, они попали под влияние норманнов и римской аристократии. Рим опять стал ареной партийных боёв и снова началась путаница с антипапами. Иннокентию II (1130-1143) достался антипапа Анаклет II.

При Целестине II (1043-1044) появилось “Предсказание о папах” ирландского архиепископа О’Моргайра. Согласно труду, после Целестина будет ещё 110 пап, а потом Страшный суд. Целестин в каталоге под №166, значит 276-й папа Пётр II-будет последним.

Папа Луций (1044-1045) погиб в борьбе партий, Евгений III (1045-1153), изгнанный из Рима республиканцами бежал во Францию, где организовал неудачный II Крестовый поход. Рыцари были разбиты ещё на подступах к Иерусалиму. Вернуться в Рим новому папе Адриану IV (1154-1159) –(единственный папа англичанин), помог Фридрих Гогенштауфен (Барбаросса) –германский император. Однако их интересы разошлись, и союз был недолгим. После смерти папы опять возник раздор из-за претендента на папство и Фридрих, желавший поставить своего человека, вторгся в Италию. Города-государства дали ему достойный отпор, и он был вынужден признать папой законно избранного Александра III (1159-1181). Фридрих погиб в 1190 г. во время III Крестового похода. Этот поход был последним крупным военным предприятием против турок. В походах главным образом участвовали французские рыцари ордена тамплиеров (осн. в 1118 г.) и иоаннитов (1120), а затем и Тевтонский орден (1198).

Следующим выдающимся папой был Иннокентий III (1198-1216) – юрист по образованию. При нём папство достигло вершины влияния в Европе. Именно он стал именовать себя Vicarius Christi, действительно осознавая себя наместником Бога на земле с неограниченной духовной и политической властью. Иннокентий III действительно резко выделялся из массы средневековых пап своей целеустремлённостью, принципиальностью в осуществлении теократических идеалов. Современники называли его “Lux mundi, stupor mundi” – светом и удивлением миру, грозой императоров и другом верующих. После него осталось 6000 писем к разным лицам, что говорит о большой плодовитости и работоспособности. В круг интересов Иннокентия входило абсолютно всё. Он вмешивался в дела всех дворов и вообще хозяйничал в Европе как полновластный хозяин, вполне осуществляя “Dictatus papae”.

В середине XII в. в Юж. Франции появились еретические движения катаров и вальденсов. Источником движения катаров была богомильская ересь манихейского типа. Еретики отрицали Св. Троицу, таинства, обрекали себя на крайний аскетизм отказом от брака и имущества. Их ещё называли альбигойцами по имени г. Альби, одного из центров ереси. Вальденсы возникли независимо от катаров по инициативе лионского торговца Пьера Вальдо. Законом для вальденсов была только Библия, всё же прочее они, как и катары, отрицали. III Латер. собор предал анафеме еретиков в 1179 г. и папа Иннокентий, придя к власти, объявил против них крестовый поход, приведший к массовым жертвам. С 1197 года согласно указу короля Арагонского Педро II еретиков стали сжигать на кострах, т. к. ересь, как и чума, может быть остановлена только очистительным огнём.

Большую лепту внёс папа в организацию IV Крестового похода. Он лично обеспечил 1/10 часть расходов. Корабли крестоносцев направлялись на венецианских кораблях во Святую землю, но под воздействием венецианского дожа Энрико Дандоло они сделали крюк и обрушились на Константинополь. У Дандоло была одна цель – сокрушить конкурентов Венеции в Средиземноморье, а крестоносцы были рады любой наживе, тем более отнятой у греков-схизматиков. В 1204 г. столица пала, и 60 лет в Византии хозяйничали иноземцы, вывозя на Запад святыни и драгоценности. Папа, узнав о бесчинствах рыцарей на Востоке, решил отмежеваться сославшись на незнание истинного положения дел, во что трудно поверить.

Самой непривлекательной страницей понтификата Иннокентия III стал детский крестовый поход в 1212 г., организованный фанатиками. Это было ничем иным как средством избавить Европу от перенаселённости. Обречённые дети уже в дороге гибли тысячами. Часть детей была погружена на корабли, якобы для перевозки в Святую землю, но организаторы похода отдали их в руки морских пиратов, которые продали детей в рабство. Часть детей папе удалось вернуть.

Иннокентий III обеспечил папству неограниченную власть в области церк. администрации. Это показал IV Латер. всел. собор 1215 г. На него прибыло 500 епископов, 800 аббатов и много светских делегатов. Были также Иерусалимский и Конс-ий латинские патриархи. Папа – правовед сам руководил собором, составившим 70 канонов о реформе церк. жизни, вопросах веры, права и дисциплины, о мессе и отпущении грехов, создании инквизиции. Появился запрет на появление новых монашеских орденов, а также на причащение мирян под 2-я видами. Был объявлен новый крестовый поход.

Средневековая церковь была богатым и влиятельным учреждением, но вместе с тем важной чертой была идеализация бедности в философских и монашеских кругах. Пример этому св. Франциск Асизский. С 11-ю своими сподвижниками он предстал перед папой с просьбой разрешить им проповедь апостольской бедности, и Иннокентий III на словах поддержал их. Франциск не хотел связывать себя статусом ордена, но из-за многочисленности его последователей пришлось составить устав в 1223 г.

Борьба с катарами обусловила появление в 1216 г. ордена доминиканцев (чина отцев-проповедников). Они прославили себя как искусные полемисты с еретиками. Появление этих двух орденов стало настоящим ренессансом для монашества. В 1226 г. утверждён орден кармелитов, а в 1233 и орден сервитов.

Расцветом монашеских орденов объясняется и появление университетов. Самыми известными были Парижский и Болонский, известный своим юридическим образованием. Наиболее известным преподавателем считается камальдульский монах Грациан – создатель церк. права на Западе.

Политику Иннокентия III продолжил его племянник папа Григорий IX (1227-1241). Между ним и внуком Фридриха Барбароссы – Фридрихом II (1212-1250) завязалась схватка за сферы влияния. Они друг друга отлучали и проклинали тратя на это все душевные и военные силы сгорая, в борьбе. Новый папа Иннокентий IV (1243-1254) созвал в 1245 г. собор в Лионе где Фридрих был отлучён от церкви. Отлучение подорвало его силы и он вскоре умер. Позиции пап снова укрепились, но через 50 лет их ждали тяготы авиньонского пленения.

17. Краткий обзор схоластики.

Общие признаки схоластической философии.

Главная отличительная черта философии н. XII в. – это её связь с богословием. Это, с одной стороны, – отсутствие свободного отношения к основным догматическим положениям, с другой стороны – свобода логического и мистического толкования. Основными инструментами толкования были древний трактат Аристотеля “Органон”, труды Боэция и Исидора Севильского. Мистическое толкование практиковалось в монастырях с созерцательным образом жизни. Схоластика условно пережила три периода.

1-й период: Подчинение философии богословию.

В этом периоде преобладает неоплатонизм и христианский мистицизм. Ирландец Скотт Эригена в IX в. воспризводил учение Платона и Плотина. Продолжается спор реалистов и номиналистов, начатый ещё Платоном и Аристотелем о идеях: о том, существуют ли всеобщие понятия (напр. человечество) помимо выражающих их субъектов (Платон) или они существуют в самих субъектах (Аристотель).

Первоначально вопрос решили в платоновском смысле: понятия соотв. сущностям обособленным от нашей мысли и от природы. Так думали Ансельм Кентерберийский в XI в. и Вильгельм из Шампо. Номиналисты же (Росцеллин и др.) учат, что идеи не больше, чем слова и имена. Средним путём идёт концептуализм Абеляра. Согласно ему всеобщие понятия явл. порождениями мысли.

К мистикам этого периода можно отнести св. Бернарда Клервосского и Гуго и Ричарда из аббатства св. Виктора. Они предпочли мистическое благочестие рационализму, но тоже признавали некую свободу мысли. Дабы пресечь свободомыслие РКЦ в 1209 г. анафематствует творения Аристотеля, а через некоторое время признаёт его Praecursor Christi in rebus naturalibus.

2-й период. Слияние философии и богословия.

Арабские мыслители Авиценна и Аверроэс перевели и дали комментарии греческим философам. Евреи, бежавшие из Испании от арабских преследований, донесли эти комментарии до христиан в изложении Маймонида (XII в.) Под их влиянием доминиканец Альберт Вел. и его ученик Фома Аквинат пытаются примирить аристотелизм с христианством. В своём учении о воле Фома ограничивает свободу человека физическим содействием Бога. Он вечно желает, чтобы мы совершили то или иное действие, но сделали это свободно. В своём определении Бога Фома выдвигает признак разума предпочтительно перед признаком воли. Бог совершенен более по природе, чем по свободной воле. Благодать, по Аквинату, тварна: всё существующее есть субстанция (substantia), имеющая определённые качества (accidentes). Для Фомы благодать и есть это самое accidens; благодати нет, если нет и объекта, на который она может воздействовать. Фома не допускает, что благодать нетварна и является согласно актам Конс-го собора 1351 г. “возсиянием и энергией, нераздельно и вечно происходящей от самой Божественной сущности”, ибо в таком случае она не отличается от нетварной и непознаваемой сущности Божией.

В противовес сухим логическим доводам доминиканцев францисканцы-мистики поставили метафизическое познание. Это Дунс Скотт, Бонавентура, Роджер Бэкон. Вопреки Аквинату они в свободе действия видели личное начало. В Божестве, как и в человеке, воля выше разума.

3-й период. Разъединение философии и богословия.

Свобода духа, проявившаяся в н. XIV в., была началом упадка схоластики. От неё отказались и диалектики и мистики. Вильям Оккам был последним представителем чистой диалектики. Он возобновил спор реалистов и номиналистов, относя себя к последним. Параллельно с отвращением к логике и рациональной метафизике растёт интерес к мистицизму. Его представителями считаются Петрарка в Италии, Экгарт и Таулер в Германии, Фома Кемпийский в Нидерландах.

18. Лионский собор 1274 г.

В 1261 г. имп. Михаил Палеолог отбил у крестоносцев Константинополь, и Латинская империя прекратила существование. Греки возвращались к своим очагам, но тут снова возникла угроза, на этот раз от Карла Анжуйского и турок. Для устранения опасности Михаил стал искать мира с папой Григорием Х (1271-1276) и возвёл в патриархи сторонника унии Иоанна Векка. Удобным случаем стал созванный в мае 1274 г. II Лионский собор. На него съехалось 500 епископов и 1000 прелатов. Прибыли и представители из Константинополя. Была заключена уния Восточной и Западной церквей. На 6-м заседании греки приняли Filioque в приемлемой для них форме (исхождение Св. Духа от Отца и Сына как от единого начала), надеясь на политическую и военную помощь Запада, а не по искренне религиозным мотивам. Латиняне требовали от греков также принятия своей терминологии в Евхаристии. Преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы должно быть заменено на слово transsubstantiatio, т. е. предполагается сущностное изменение материи, а не энергийное. Были навязаны также некоторые обряды (напр. конфирмация только с участием епископа). Преемники Григория IX, Иннокентий V, Иоанн XXI, Николай III ужесточили условия. Принимавшие католичество должны были публично раскаиваться и отрекаться от “заблуждений”. Воссоединение понималось как односторонний акт покаяния схизматиков. Верующие на Востоке не приняли унию, и Михаил Палеолог оказался в неприятном положении. Он окончил жизнь, оставленный всеми и без церковного покаяния. Уния была аннулирована при Мартине IV (1281-1285).

19. Авиньонский период.

После смерти папы Николая IV кафедра пустовала 2 года. Глава кардинальской коллегии Орсини предложил избрать папой отшельника Пьетро дель Мурроне – личность благочестивую, но непригодную в управлении церковью. Он стал папой Целестином V в 1294 г. В церкви опять начался произвол., а папа стал игрушкой в руках Анжуйской партии. По настоянию Анжуйского короля в кардинальскую коллегию было введено 7 французов и т. образом образовалась французская партия большинства обеспечившая в дальнейшем переезд пап в Авиньон.

Кардинал Бенедетто Каэтани метивший на папство и видивший, что престарелый отшельник тяготится им, устроил однажды ночью спектакль для Целестина, подстроив тому “глас Божий”, говорящий, что тот должен уйти в отставку. Целестин не замедлил облачиться в одежду отшельника и счастливый возвратился в горы. Каэтани большинством голосов был избран папой и взял имя Бонифаций VIII (1294-1303). Он стал предпоследним папой перед Авиньоном. Он безмерно любил деньги и своих родственников, которым даровал титулы и привелегии. Бонифаций был у истоков хорошо развитого в дальнейшем непотизма. Назначая родню на ключевые посты он не угодил другой влиятельной кардинальской династии Колонна. Распря дошла до того, что папа в 1297 г. отлучил кардиналов Пьетро и Джакомо Колонна и конфисковал их имущество. Те обратились за помощью к королю Франции Филиппу Красивому (1285-1314) и как раз это стало прелюдией к Авиньону. Бонифаций, также, ввёл практику юбилеев. Февральская булла 1300 года гласила об отпущении грехов всякому, кто в этом году посетит Рим. Каждый 100 год объявлен праздничным. В Рим прибывало 30 тыс. богомольцев ежедневно. Они молились и участвовали в карнавалах в честь папы.

Французы и в Церкви, и в политике всегда показывали свою независимость. По инициативе Людовика Святого были организованы VII и VIII крестовые походы, и вес Франции значительно возрос. Ещё в 1269 г. была принята “Прагматическая санкция”, согласно которой церковь Франции автономна от Рима. Филипп отнял десятину в пользу армии, и деньги из Франции перестали поступать в Рим. Бонифаций в ответ на это в 1301 г. прислал королю буллу “Ausculta filli” где призывал короля приехать в Рим для покаяния. Филипп публично сжёг буллу в Notre Dame и отдал дело для рассмотрения в парламент, и тот обязал короля не подчиняться папе. Тогда папа в 1302 г. созывает Латеранский собор для вразумления короля и зачитывает буллу “Unam Sanctam”, раскрывающую учение “о 2-х мечах”: “Евангелие учит нас, что во власти Церкви находятся 2 меча – светский и духовный. Ибо когда апостолы говорят “вот, здесь два меча”(Лк. 22. 38),... Господь не сказал, что много, а сказал “довольно”. Духовный меч находится в руках у духовенства, а материальный – у короля и его он должен применять с разрешения папы и т. д. Булла оканчивается словами: “подчинение римскому папе есть для каждого человеческого существа обязательно необходимое условие его спасения”. Филипп вопреки этому заявил, что власть короля непосредственно исходит от Бога и не признаёт больше никакой другой власти. Папа хотел 8 сент. предать Филиппа анафеме, но он перешёл в контрнаступление и арестовал папу при помощи римской аристократии во главе с семейством Колонна. Канцлер короля Гильом Ногаре при аресте избил Бонифация, и хотя папу освободили его сторонники, он вскоре умер от потрясений, в помешательстве, изрыгая проклятия и не приняв причастия. Это стало поводом для французов обвинить позже его в ереси. Данте Алигьери, не найдя ему места в чистилище, отправляет его сразу в ад за симонию (Божественная комедия, Ад, песнь 19).

После смерти Бонифация VIII римским епископом стал Бенедикт XI (1303-1304), снявший отлучение с Филиппа Красивого. По мере того, как светская власть папы приходила в упадок, внешние атрибуты становились всё более значительными. В 1305 г. первого авиньонского папу Климента V (1305-1314) короновали уже тройной тиарой (Бонифация VIII ещё двойной). Одно из значений тиары таково:

-первая корона - Церковь воинствующая, Ecclessia militans.

-вторая корона - Церковь кающаяся, Ecclessia purgans.

-третья корона - Церковь торжествующая, Ecclessia triumphans.

Согласно другой версии – три короны – власть папы на трёх континентах: в Европе, Азии и Африке (Америку ещё не открыли).

Католическая Церковь при Клименте стала управляться из Авиньона, а не из Рима не под нажимом короля, а как раз наоборот: Климент после избрания сославшись на анархию в Риме пригласил кардиналов в Лион, а в 1309 г. окончательно переместил курию в Авиньон на юге Франции во владения неаполитанского короля (эта территория не принадлежала тогда французскому королю). При Клименте V в 1312 г. был распущен орден тамплиеров, бывший главным кредитором королей и пап, официально же было предъявлено обвинение в поклонении сатане, колдовстве и содомских грехах. В 1314 г. был сожжён на костре гроссмейстер ордена Жак де Моле, проклявший перед смертью папу, короля и Гильома Ногаре.

После Климента папой после долгих выборов стал Иоанн XXII (1316-1334) – 72-летний старец. На выборах в замурованном храме он притворялся больным и кардиналы желая скорее выйти из заточения избрали его как безнадёжного и недолгосрочного, однако он пережил многих своих избирателей.

Папы жили в Авиньоне до 1377г. Вот их имена в авиньонский период: после Климента V и Иоанна XXII был Бенедикт XII (1234-1342). Затем:

Климент VI (1342-1352);

Иннокентий VI (1352-1362) – при нём кардинал Альборнос при помощи военной силы навёл в Риме порядок и снова подчинил его папе разрушив, замки Колонна и Орсини. Германский имп. Карл IV в “Золотой булле” окончательно разграничил круг влияния Церкви и гос-ва.

Урбан V (1362-1370) – вернулся в Рим, но вскоре опять уехал в Авиньон, не выдержав внутренних раздоров.

Григорий XI (1370-1378) – окончательно вернулся в Рим. При нём курия переехала из Латеранского дворца в Ватикан. С его смертью в Западной церкви начался 36 – летний кризис.

20. Великий западный раскол 1378-1414 гг..

Выборы нового папы проходили в Риме в атмосфере всеобщего возбуждения. Кардиналы-французы, которых было большинство, стремились скорее вернуться на родину, избрав папой земляка, римляне же хотели видеть папой итальянца. 8 апр. 1378 г. толпа ворвалась в конклав и стала угрожать французам. Под давлением избрали архиепископа г. Бари Урбана VI (1378-1389). Но как только французы выбрались из Рима, они огласили заявление о несвободности, а значит и незаконности выборов и предложили Урбану уйти. Тот, разумеется, этого не сделал, и тогда оппозиция (11 французов, 2 итальянца и 1 испанец) в Авиньоне избрали Климента VII (1378-1384).

Урбан создал свою кардинальскую коллегию. На его стороне были Италия, Германия, Польша, Скандинавские королевства. Климента поддерживали Франция, Испания и Португалия. Современая РКЦ канонической считает линию Урбана. Линия Климента-антипапы.

Парижский университет предложил три варианта устранения схизмы.

1. Добровольное отречение обоих пап.

2. Решение дела третейским судом.

3. Созыв вселенского собора.

Решение затянулось надолго и родоначальники спора успели умереть. В 1409 г. состоялся собор в Пизе с участием 100 епископов и 24 кардиналов с обоих сторон. В Риме тогда правил Григорий XII (1406-1415), а в Авиньоне Бенедикт XIII. Ни тот, ни другой не признали собор, т. к. он замахнулся на вселенскость без утверждения пап. Сами папы были обвинены в нежелании прекратить схизму, объявлены еретиками и низложены. Соборяне избрали нового антипапу Александра V, утвердившего акты собора. Таким образом появилось троевластие. В 1410 г. Александра сменил антипапа Иоанн XXIII.

Кризис папства вызывал недовольство у многих прогрессивных людей Европы. В Англии профессор Оксфорда Джон Виклиф подчеркнул независимость королевской власти от папы, необходимость возвращения к апостольской простоте. Он перевёл Библию на английский язык и утверждал, что всё небиблейское (папство, монашество, целибат и др.) – неспасительно. За это он был отлучён от Церкви.

21. Констанцский собор 1414-1418 гг.

Папа Александр V при избрании обещал реформы по ограничению папского произвола и регулярный созыв соборов для лучшего контроля за папами и его преемник Иоанн XXIII был связан его обязательствами, поэтому в 1414 г., 1 ноября был открыт собор в г. Констанце (граница Швейцарии и Германии). На собор прибыли 5 зап. патриархов, 29 кардиналов, 200 епископов, 300 докторов богословия. Всего духовенства собралось 1800 человек. Имп. Сигизмунд приехал в сопровождении 2400 рыцарей и 800 дворян. Жителей города насчитывалось 7000, а гостей съехалось 20000 причиняя горожанам немало хлопот.

Целью собора было объявлено проведение реформ “in capite et membris” – в “голове и членах” и преодоление ересей. Постановили решения принимать по нациям: одна нация – 1 голос. Ближайшей задачей было ликвидировать раскол. Иоанн XXIII настаивал на признании решений Пизанского собора, согласно которым были низложены 2 папы, но большинство склонялось к мысли об отречении всех 3-х пап. Григорий XII согласился уйти при условии, что и Иоанн не будет считаться законным. Тот соглашался, а потом не устоял и сказал, что уйдёт вместе с остальными папами, но не торопился это делать. Участники собора возмутились, и папе пришлось бежать переодевшись конюхом. Собор объявил его раскольником и еретиком и низложил 20 мая 1415 г. После этого римский папа Григорий XII действительно решил уйти с поста и настала очередь авиньонского папы Бенедикта XIII. Он долго упрямился и вынудил собор пойти на его осуждение. Итак, все три папы были низложены, и оставалось избрать нового. Конклав 11 ноября 1417 г. избрал папой Оттавиано Колонна с именем Мартин V (1417-1435) из влиятельного и богатого римского рода. Коронация проводилась в Мюнстере и Мартин был единственным папой коронованным в Германии где через столетие вспыхнула Реформация.

После избрания папа энергично взялся за обезоруживание собора. Первым, что он сделал, он показал свою жёсткость к еретикам. Учение Виклифа и его ученика Яна Гуса было объявлено ересью. Имп. Сигизмунд обещал Гусу, что на соборе с ним ничего не случится, но когда тот был объявлен еретиком и взят под стражу, папа сказал, что клятва, данная еретику, необязательна для исполнения и Гус был сожжён на костре, не отрёкшись от своих убеждений.

Собор не осуществил программу, затрагивающую причины всех бед, не провёл реформу в устройстве Западной Церкви. Вместо глобальных реформ были заключены соглашения, компромиссы с отдельными нациями (германский и английский конкордаты).

22 апр. 1418 г. папа закрыл собор, не утвердив его декреты. Он не сделал этого потому, что соборяне и не требовали этого, опираясь на пизанские постановления о действительности соборов без папской визы.

Папа Мартин V решил расположить свою резиденцию в Риме, несмотря на то, что там царил хаос и анархия (население составляло 17500 чел.) И он въехал в город в 1420 г., несмотря на то, что французы звали его в Авиньон, а Сигизмунд в Германию. Рим был в запустении, крыша базилики св. Петра обрушилась, а в садах Ватикана по ночам слышался волчий вой. Мартин принялся за наведение политического и культурного порядка. К работам были привлечены известные художники Фра Анджелико, Пьетро делла Франческо, Пизанелло и Джиберти. Папа обуздал бродяг, наёмников и грабителей и навёл порядок в церковном гос-ве.

22. Базельский собор (1431-1443).

Согласно констанцских постановлений следующий собор был созван в Павии в 1423 г. но из-за эпидемии чумы его перенесли в Сиену. Не успев сделать что-нибудь существенное, он без объяснений был распущен папой. Причиной этому стало несогласие папы с пизанскими решениями. Само слово “собор” вызывало у него отвращение: он желал править подобно Григорию VII и Иннокентию III, лично управляя церковью.

В 1431 г. в Базеле состоялся очередной вселенский собор с участием легата папы кард. Цезарини. Вскоре Мартин умер, и вместо него избрали Евгения IV (1431-1447). Первой ошибкой его стало изгнание с должностей родственников предшественника, чем он настроил против себя семейство Колонна. Это был бессильный и колеблющийся папа, и благодаря этому дух соборности в Базеле опять взял верх. Участники собора заявили о своём превосходстве над папской властью. Папа поспешно и необдуманно распустил собор, но его участники не подчинились и призвали на помощь короля Сигизмунда. Они без папы добились успеха в переговорах с гуситами и в 1433 г. появилось Пражское соглашение. Папа испугался, что если собор без него восстановит единство веры – его собственные позиции подвергнутся опасности. Тогда он коронует Сигизмунда в императоры и признаёт собор законным.

15 февр. 1432 г. собор определил, что он имеет власть непосредственно от Господа и всякий, даже папа, должен ему повиноваться в вопросах веры и реформ. Кто не повинуется - будет наказан. Такое решение поддержали почти все католики Европы. Уступил и сам папа, т. к. против него взбунтовалась папская область. Однако в августе папа опомнился и прислал легатов для разбора вопроса о неподсудности папы. Завязалась полемика. Соборяне считали, что папа – слуга Церкви и подсуден ей. Это было закреплено канонически 22 апр. 1433 г.

13 сент. папа Евгений издал буллу против собора, а собор призвал папу к ответу. Конфликт длился в общей сложности 2 с половиной года, но окончился примирением. Собор решил лучше заняться вопросами церковной жизни. Был разработан текст папской присяги, думали как искоренить пороки духовенства, симонию и блудное сожительство, финансовые проблемы и др. Уния с греками снова вошла в повестку дня, т. к. уже с 1433 г. легаты в Константинополе вели о ней переговоры. В июне 1434 г. греки прибыли в Базель и ими руководили не религиозные, а опять-таки политические и военные интересы. Соборяне ничем не могли им помочь, в отличие от папы, и пришлось обращаться непосредственно к нему.

В это время в Риме опять начались беспорядки организованные семейством Колонна и Евгению IV пришлось бежать во Флоренцию, где курия пробыла 9 лет. Окончательный разрыв между папой и собором произошёл в 1437 г. Папа своей буллой “Doctoris gentium” переместил собор в Феррару и дал на переезд 30 дней. Часть соборян поехали, часть осталась и к н. 1438 г. одновременно заседают два собора. Базельцы (их осталось 6 чел.) низлагают папу и объявляют Феррарский собор “сборищем схизматиков” и снова в декрете “Sacrosancta” провозглашают, что:

1. Всеобщий собор выше папы.

2. Папа не властен ни переносить, ни распускать, ни переводить собор.

3. Непризнание пунктов 1, 2-ересь.

Собор в Базеле избрал нового и последнего антипапу Феликса V, но его никто не признал. В 1449 г. он подчинился законному папе и стал при нём кардиналом, а собор в Базеле самораспустился.

Католическая церковь, даже признав необходимость реформ в устройстве, оказалась бессильна справиться с изъянами. Укоренившееся правовое сознание, вековой авторитет епископа Рима возобладал над реформаторскими тенденциями. Даже лучшие реформаторы не могли вполне отказаться от идеи божественного права полноты папской власти и его канонической правомочности. Однако идеи были высказаны и несмотря на то, что папство победило, его торжество было недолгим. Скоро ему предстояло столкнуться с массовым реформаторским движением.

23. Ферраро-Флорентийский собор.

Собор в Ферраре открылся, когда на призыв папы Евгения IV сюда стали съезжаться участники Базельского собора в 1438 г. Собор осудил принятые к тому времени решения по вопросам реформы, противоречащие примату папы. Евгений IV решил поднять свой авторитет используя тяжёлое положение Византии, которую теснили турки. Он желал от греков полной капитуляции во всех спорных вопросах, чтобы затем предложить им унию. Греки приехавшие ранее в Базель, а затем и в Феррару, приняли участие в соборе. Восточную Церковь представляли имп. Иоанн VIII Палеолог (1425-1448), патр. Иосиф, Виссарион Никейский, Марк Эфесский и др., были и представители Руси-Исидор Киевский и Авраамий Суздальский, а также клирики из Иверии и Валахии. Греки, хотя и не без сопротивления, были вынуждены принять Filioque и примат папы. Лишь Марк Эфесский этого не принял и не поставил своей подписи под унией. Многие представители Востока просто покинули собор не дожидаясь заключения договора. Однако дело было сделано. Только литургические традиции Византии остались нетронутыми. Для греков уния была политической необходимостью, они надеялись, что восстановление единства Церкви, поможет им преодолеть турок всеми силами христиан Востока и Запада.

Действительно, авторитет папы возрос благодаря заключению унии декретом от 6 июля 1439г. “Laetantur coeli” подписанного 33 восточными иерархами. На практике уния потерпела неудачу, натолкнувшись на сопротивление низшего духовенства и верующих Востока. Исидор Киевский был даже изгнан из Руси за то, что участвовал в заключении унии и принял от папы назначение кардиналом. В 1443г. в Иерусалиме состоялся собор отлучивший всех приверженцев унии. В Византии она была отвергнута церковной полнотой, и не получив из-за этого должной военной помощи Запада, империя перестала существовать в 1453г. После заключения унии папа организовал крестовый поход против турок, но он потерпел неудачу и был разбит под Никеей в 1448г. Византию сменила Османская империя в которой христианам жилось далеко не сладко.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: