Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев 4 страница

24. Католическая Церковь в эпоху гуманизма, Ренессанса, Реформации и контр-реформации.

Вторая пол. XV в. стала началом перехода Западного мира от феодализма к буржуазному обществу, а в церковном отношении – переходом от средневекового аскетизма к идеям гуманизма.

Гуманисты рассматривали человека как автономную личность в отрыве от общества. Человек ценен сам по себе, он выше всего в природе, прот. В. Зеньковский называет это “антрополатрией” – человекопоклонничеством. Кристеллер характеризует гуманизм как “культурно-просветительское движение за возрождение искусства красноречия”, но на самом деле гуманисты пошли дальше этого, их лозунгом было “Ad fontes” – назад, к античным источникам. Они не подвергали церковь резким нападкам как еретики, но своим мирским мышлением они подрывали основы церковного мировоззрения, ускоряя отрыв общества от церкви. Широкое распространение получают естественные науки, средневековая латынь заменяется на классическую. Макиавелли отрывает политику от церковных воззрений, допуская в ней любые, даже безнравственные действия. Нидерландский гуманист Эразм Роттердамский позволяет себе даже научную критику Библии.

Основными центрами Г. считались Болонский, Венский и Базельский унив-ты. В Германию идеи гуманизма принёс Кристофер Шеуль. Окончив Болонский унив-т, он вернулся в Германию и обосновался в Виттенберге, где тогда преподавал Мартин Лютер.

Культурным центром эпохи Возрождения была Флоренция, подарившая миру многих знаменитых поэтов, писателей, художников и скульпторов. Герцог Лоренцо Медичи в этом городе создавал условия для развития культуры. Именно с его лёгкой руки Микельанджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи и др. стали всемирно известными авторами.

При папе Николае V (1447-1455) для Рима наступил “золотой век”. Проводится обширная архитектурная реконструкция в стиле Ренессанса, создаётся Ватиканская библиотека. Следующим папой-гуманистом был Пий II (1458-1464). Центральной идеей его понтификата было создание антитурецкого союза. Он обратился к европейским монархам с призывом организовать новый крестовый поход, но эта идея осталась без ответа. Тогда он пишет султану Мехмеду II призывая его принять христианство указывая на большое сходство христианства и Корана. Разумеется, что эти фантастические планы не сбылись.

До начала Реформации папский престол занимали поочерёдно то папы-гуманисты, то антигуманисты. Следует обратить внимание на “самую мрачную фигуру папства… правление которого было несчастьем для Церкви”. Это Александр VI Борджиа (1492-1503). Ещё будучи кардиналом он зарекомендовал себя как талантливый руководитель в качестве зам нач. папской канцелярии и ловкий дипломат, но как человек он был аморален, жесток, алчен и имел чисто мирской менталитет. От одной из своих наложниц он имел 4 детей. Старший сын – Чезаре – был у истоков создания папской швейцарской гвардии. Александр VI не останавливался ни перед чем в деле устроения политической карьеры своих потомков. Он старался устроить своих сыновей так, чтобы они правили разными регионами Италии, добиваясь в конечном итоге своей личной абсолютной власти в этой стране. При нём клан Медичи был изгнан из Флоренции. Доминиканец из Флоренции Джироламо Саванарола попытался было выступить против аморальности и произвола папы, но был отлучён и сожжён в 1498 г. Папа и его дочь Лукреция не только устраняли своих противников, но и приказывали убить тех, чьё состояние или доходы они хотели получить. Зачастую это происходило на званной папской трапезе. Жертва принимала медленно действующий яд – самое распространённое орудие того времени, и умирала спустя некоторое время. Так погибали и многие кардиналы. Чтобы занять их место, претенденты платили огромные деньги, принося папе колоссальный доход. Многие, получив приглашение на обед к папе, заранее писали завещания. Утрехтский кард. Адриан, которого Борджиа хотели убрать, тоже был в числе приглашённых, но слуги перепутали бокалы с ядом и отравлен был сам папа. Вся Европа ликовала, узнав о его смерти.

Последним из пап эпохи Возрождения был Лев X (1513-1521) из династии Медичи. Для той эпохи неудивительно, что человек равнодушный к вере и называвший христианство “доходной басней” стал главой христианского мира. Он занял престол в 37 лет и ему приписывают слова: “насладимся папством, потому что Бог нам дал его”. Он стал меценатом всех римских художников, поэтов и музыкантов. Он не жалел на них казны и даже пригласил из Швейцарии математика, писавшего теоремы в стихах. Папа сам недурно пел и любил театр. 50% казны уходило на папскую кухню. Когда не хватало средств, папа продавал свои облачения и однажды продал и тиару. Он устраивал карнавалы, на которых сказочные чудовища нападали на женщин и уносили их. Местные жители привыкли к этим причудам, но паломники (Лютер в т. ч.) видя всё это возвращались домой уже протестантами. Он умер без исповеди и причастия и некто заметил, что это произошло оттого, что он и Св. Дары продал.

В 1515 г. папа издал буллу, которая позволяла продажу полных индульгенций на территории Германии. Доминиканец Тецель отправился туда для распространения индульгенций и когда он прибыл в Виттенберг, Лютер выступил против этого торга и написав 95 тезисов против папства и индульгенций, прикрепил их к дверям собора 31 окт. 1517 г. Он добивался мирных реформ, через покаяние и пр., но его соратник Карлштадт пошёл радикальным путём. Разрушались храмы, разгонялись монастыри. “Цвикаусские пророки”-представлявшие простолюдинов (Марк Томе, Никлас Шторк, Томас Дрекзель) встретились в Виттенберге с Мюнцером и др. лидерами Реформации и после этой встречи разожгли огонь религиозной войны который охватил не только Германию, но и смежные гос-ва. В результате неумелой политики папы Климента VII в бракоразводном деле английского короля Генриха VIII с Екатериной Арагонской, в котором папа поддерживал интересы католической Испании, король в 1534 г. объявил себя главой английской церкви в результате чего целое государство перестало подчиняться Риму.

Католическая церковь оказалась в состоянии войны с государствами в которых протестантизм прочно укрепился и ей было необходимо искать средства для успешной борьбы. Папа Павел III в 1540 г. утвердил устав ордена иезуитов Игнатия Лойолы, а в 1542 г. учредил в Риме инквизицию во главе которой стал испанский кардинал Карафа. Инквизиция могла судить любого невзирая на ранг и происхождение, и приговаривать к смерти. Отменить такое решение мог только папа. Казнили главным образом сжигая на костре, а в Венеции еретиков просто топили. В море выходило два судна, идя борт о борт. Между ними был настил с осуждёнными. На глубине корабли расходились и связанные люди падали в воду.

В декабре 1545 г. папа созвал вселенский собор в которых должен был выработать тактику борьбы с Реформацией. В первую очередь рассматривались вопросы оспариваемые, протестантами: незыблемость иерархии, Предания, традиций и таинств, подчёркивалась посредническо-спасительная функция Церкви. Иеронимовская Vulgata была выверена библейской комиссией и признана аутентичной (самодостаточной – не нуждающейся в греч. и евр. текстах для пояснения). Собор подтвердил церковное главенство папы, институт священнослужителей, целибат, мессу, порядок исповеди, поклонение святым. В центре дискуссии было учение об оправдании. Спасение даётся людям благодаря заслугам Христа, но вера (“Sola fide” – протестантский принцип спасения только верой) – это только врата, ведущие ко спасению, для достижения которого ещё необходимы посредничество Церкви и деятельная добродетель. Было также утверждено число таинств и учение о первородном грехе и тем самым разрыв с протестантами ещё больше усугубился.

Весной 1547 г. имп. Карл V победил Шмалькальденский союз и как победитель потребовал от собора ограничения папского абсолютизма. Павел III воспротивился и перевёл собор в Болонью. Собор сперва раскололся на сторонников и противников императора, а затем был распущен папой в 1549 г. Его преемники созывали ещё 2 сессии собора и окончательно он закрылся в 1563 г.

Первый виток борьбы закончился в 1555 г. с провозглашением Аугсбургского мира. Появился принцип “cuius regio, eius religio” – чьё гос-во – того и религия. Т. е. государь может определять религиозную ориентацию на своей земле. Иноверцам дано право эмиграции. Однако контр-реформация только начинала действовать в полную силу.

Решающим моментом открытой вражды католиков и гугенотов (кальвинистов) во Франции считают Варфоломеевскую ночь 24 авг. 1572 г., когда в Париже католики устроили кровавую резню, не щадя протестантов. Папа Григорий XIII (1572-1585) отслужил по этому поводу благодарственный молебен с пением “Te Deum”. Гугеноты также ответили террором, нападая на монастыри, насилуя монашек и хвастаясь друг перед другом чётками из ушей католических монахов. Самое известное деяние этого папы – реформа календаря сущность которой состояла в том, что после 4 окт. 1572 г. сразу следует 15 окт. С тех пор Запад живёт по григорианскому календарю.

Первая половина XVIII в. – это эпоха религиозных войн в которых принимали участие почти все европейские державы. 30-летняя война шла с переменным успехом и окончилась Вестфальским перемирием в 1648 г. Победила Франция, Испания утратила статус великой державы, Германия оказалась раздробленной на 200 мелких княжеств и католическая Австрия осталась ни с чем. В религиозном плане была закреплена свобода исповедания и равенство прав всех верующих. Потерянные территории Католическая Церковь компенсировала за счёт миссионерства иезуитов в уже открытой в 1492 г. Америке.

25. Католичество в эпоху Просвещения.

После Вестфальского мира влияние папства в Европе заметно упало. В 1654 и 1658 гг. Германский рейхстаг ограничил права папских нунциев в делах империи, указывая им на их непосредственные обязанности.

Внутри Католической Церкви возникает харизматическое учение еп. Корнелия Янсения – бывшего проф. Лувенского ун-та. Он написал труд “Augustinus”, в котором доводит до крайности его учение о спасении. В этом пункте он стал очень близок кальвинистам, верившим в безусловное предопределение. Подвергается критике также папское правление и орден иезуитов. Первым осудил янсенизм папа Урбан VIII в 1642 г., но это течение ещё долго просуществовало, находя поддержку даже в высших слоях духовенства. Писатели Паскаль и Расин также примкнули к нему. Снаружи католичеству приходится противостоять идеям просвещения, возникшим сперва в Англии, а затем проникшим на материк. Просвещение обрушилось с критикой на средневековое миропонимание, приводя как аргумент достижения науки и техники.

Наступление нового времени продемонстрировал король Франции Людовик XIV – “король-солнце”. В области внутренней политики – неограниченным абсолютизмом (галликанством) и внешней – своей европейской гегемонией. Папы того времени были слабы и не могли затмить “короля-солнце”. Он присвоил право на доход вдовствующих епархий, право на суд над клириками без согласования с церк. властями и многие другие права. В 1682 г. он организовал синод, принявший решения в духе галликанства, очень ущемлявший власть Рима во Франции.

В 1700-1714 г. шла война за “испанское наследство”, в результате которой испанским королём стал француз Филипп V – внук Людовика XIV. Рим был на стороне французского претендента, чем настроил против себя всю Испанию. Папский нунций был лишён в 1753 г. 8-и “апостольских месяцев”, в которые он смещал и назначал духовенство и пользовался высшей судебной властью. Отныне в Рим не поступала сумма в 500 тыс. экю ежегодно, собираемая с Испании, и не публиковались папские буллы без разрешения короля.

Очень энергично “просвещённый абсолютизм” действовал и в Португалии, стране ставшей цитаделью иезуитов. Во время правления Хуана V (1706-1750) народ изнемогал от них, т. к. иезуиты взяли в свои руки буквально все сферы жизни общества и инквизиции. Король лично присутствовал на всех аутодафе и не жалел денег на монастыри и храмы. Он учредил при дворце должность иезуита-патриаха, стоявшего по власти выше примаса Португалии. Страна нищала материально и духовно. Буржуазия нашла союзников в лице дворян и они вместе выдвинули на пост премьер-министра Себастьяна Помбаля (1699-1782), считавшего необходимым избавить королевскую власть от опеки иезуитов, а Португалию от власти Рима. Лиссабонское землятрясение 1755 г. унесло 30 тыс. жизней и это сыграло на руку иезуитам, объяснявшим суеверному народу, что это гнев Божий на Помбаля. Тот же в ответ, не обращая на это внимания, потребовал от короля изгнания иезуитов из дворца без права возврата. Он писал: “Среди иезуитов нет почти ни одного человека, который был бы похож на духовное лицо. Все они купцы, полит. интриганы низшего пошиба, дерзкие солдаты, проявляющие свою храбрость в отношении безвольных рабов… Мелочные тираны, преступления которых заставляют забыть самые кровавые события на протяжении десятков веков”. Паписты подняли шум против действий Побаля. Высший церковный совет Кастилии и великий инквизитор Кинтано постановили сжечь все его указы против иезуитов и запретили им подчиняться под страхом смерти. Однако папа Бенедикт XIV решил разобраться с делами в Португалии и поручил кард. Салданье изучить вопрос. Тот в своём докладе подтвердил многие обвинения Помбаля против иезуитов, и в результате те получили запрет на проповеди и наставничество в Лиссабонском диоцезе. В разгар конфликта на Помбаля было покушение и тот не замедлил с ответом. Супериор ордена и многие его члены были арестованы, имущество конфисковано, а в 1759 г. все иезуиты были высланы из страны. Из-за этого новый папа Климент XIII прервал отношения с Лиссабоном. Послы европейских держав потребовали вообще распустить орден иезуитов, но папа на это не пошёл. В 1769 г. на его место был избран Климент XIV (1769-1774) который и распустил орден в 1773 г. Генерала ордена Лоренцо Риччи и его заместителя заточили в замок Св. Ангела. Многие иезуиты нашли убежище в Пруссии и России.

Иезуиты в Парагвае

С началом великих географических открытий, испанцы и португальцы открыли (в 1516-1517 гг.) земли в Америке. В 1636 основана столица Асуньсьон. На севере – земля инков. Тут дикие индийские племена вуарони. Сперва тут орудовали доминиканцы, а затем иезуиты. Их цель – сделать принятие христианства ими более привлекательным.

1. Защита обращенных от погони за рабами.

Иезуиты приучили индейцев к оседлой жизни и образовали крупные поселения — редукции. Сперва они хотели создать государство с выходом к океану, а потом, рассчитав силы, уединились в горных малодоступных районах в глубине. Они добились у испанцев разрешения вооружить их огнестрельным оружием. Позже их освободили от подчинения местным колониальным властям и местному епископу. Иезуиты — единственные из европейцев на этой территории и без их разрешения ни один белый не мог проехать через страну. Покинуть редукции индеец мог только с разрешения иезуитов. Несмотрая на протест испанского правительства, миссионеры обучали парагвайцев письменности и языку*. Около 200 тысяч человек населяло Парагвай во время расцвета, главным образом это индейцы, около 10000 негров, иезуитов было не более 300. Обычно в редукции жили 2-3 тыс., а иногда до 500, самая большая 30000 человек. Во главе стояло два священника. Один из них старший, и его звали исповедником. Он занимался культом и духовными нуждами, младший — хозяйственный деятель. Они имели неограниченную власть и показывались индейцам в момент мессы, а в другое время общались с ними через кациков (должностное лицо), избираемых ежегодно открытым голосованием. Законов никаких не было, их заменяли решения иезуитов. Они выслушивали обязательную исповедь и выносили решение, например, выговор личный, публичный, порка кнутом, кулаками, заточение и изгнание из редукции, что было самым страшным. Выдворенных испанцы забирали в рабство. Индейцы ничем не владели.

Вся земля делилась на две части:

1-я Тупамба - Божья земля;

2-я Амамба - личная земля.

Разница не в собственности, а в том, что первая обрабатывалась коллективно, вторая — лично. Амамба выдавалась в момент женитьбы, если кто из супругов умирал, земля возвращалась обществу. Работы на Тупамбе были обязательны в т. ч. и для Кациков. Перед началом работы иезуит проповедовал, все шли колонной под звуки барабанов и флейт со статуей Богоматери или св. Исидора. С работы шли с песнями. Была должность инспектора, следившего за лентяями. Индейцы были ленивы и предпочитали наказание труду. Общины имели стада лошадей и быков, они выдавались в пользование для обработки. Мясо иезуиты давали им 2-3 раза в неделю и индейцы в редукциях жили лучше чем другие. Ремесла достигли здесь высокого уровня. Оружейники, часовщики, ювелиры, строились органы, отливались колокола и даже печатались книги на иностранных языках. Все произведенное сдавалось на склады, гда работали грамотные индейцы. Часть отдавалась населению. Например, 5,5м холста в год выдавалось на душу, женщинам 4,5 м шелка, раз в году нож и топор. Но в основном все шло на экспорт. Особенно обувь. Внутри редукции и между редукциями торговля запрещалась. Каждый индеец держал монету раз в жизни при подарке невесте на свадьбе. Потом она отнималась. Все редукции имели один тип:

ж и л и щ а индейцев;

мастерские;

дома;

склады;

для гостей;

храм;

площадь;

арсенал;

Стена и ров по периметру.

Жили в хижинах из тростника, обмазанной глиной. Храм —каменный. На заре будил их колокол, и индейцы шли на молитву, потом на завтрак и на работу. Вечером ложились спать по сигналу, после которого нельзя было выйти из дома. Выход в лес по пропускам. Общение между редукциями не допускалось. Одевались все одинаково. У кациков и солдат были знаки отличия. Браки заключались дважды в году на специальной территории. Выбор невесты и жениха — под контролем. Дети работали с раннего возраста. Отец мог носить длинные волосы только после рождения ребенка. Удар колокола ночью — сигнал к соитию.

Иезуиты почтили себя успехами; они стали слишком опасны, особенно после создания 12000 армии. Они вмешивались в войны, несколько раз осаждали Асунсьон; это настораживало испанцев. Сложилась легенда, что иезуиты накопили сокровища и лошади у них подкованы золотом.

Испанцы начали “капать” на них Клименту ХІV. В 1767 г. Папа приказал иезуитам удалиться из Парагвая. Они сразу исполнили приказ. В 1773 г. орден упразднен (возрожден в 1814 г.) Золота не нашли на месте их пребывания, большинство индейцев вернулись к своим племенным культам. В ХІХ веке понадобилась реевангелизация. Вольтер и другие просветители парадоксальным образом отметили их деятельность положительным образом.

26. Католическая Церковь к. XVIII-п. п. XIXвв.

Самым известным и трагическим событием в Европе конца XVIII в. является буржуазная революция во Франции в 1789 г. РКЦ много от неё пострадала, т.к. имела там 10 % всех земель и большинство духовенства было из дворян. В 1790 г. Национальное собрание приняло декрет о французской нац. церкви, епископы которой назначаются светской властью. Во время якобинской диктатуры 40 тыс. клириков покинули страну из-за гонений. Папа Пий VI (1775-1799) отслужил траурную мессу по поводу казни Людовика XVI в 1793 г. и объявил его мучеником, тем самым противопоставив себя революции. Директория в 1796 г. провозгласила свободу вероисповедания, ещё более отдалившись от Рима. Папа заключает союз с Австрией против революционной Франции, но молодой генерал Наполеон Бонапарт разбил австрийскую армию, а в 1798 г. генерал Бертье захватил Рим. Пий VI был арестован и умер через год от потрясений. Новый папа Пий VII (1800-1823) был сторонником компромисса и в 1801 г. заключается Французский конкордат, спасший Католическую Церковь Франции от окончательной гибели. 2 декабря 1804 г. Наполеон был коронован папой в Notre Dame, точнее он принял от папы только помазание, а корону сам взял из его рук и одел на голову. Унизив таким образом папу, Бонапарт показал, что будет править без оглядки на Рим. Противоречия ещё более усугубились из-за того, что Пий не хотел расторгнуть брак Наполеона с Жозефиной, мешая, тем самым, ему жениться на дочери Франца I Габсбурга – Марии Луизе. Затем папа причинял Наполенону массу политических неудобств, не участвуя в его планах. В конце концов в 1809 г. осадили Рим и большую часть Италии и присоединили их к Франции, а папу отправили под арест в Савону. Когда за всё это Пий отлучил Наполеона от Церкви, тот лаконично ответил: “Противодействие папы не лишило меня ни одного католического солдата”.

Русский поход подорвал силы Наполеона и в 1814 г. он разрешил Пию VII вернуться в Рим и принялся за восстановление своего гос-ва. Первым, что он сделал, стало воссоздание ордена иезуитов буллой “Sollicitudo omnium”. Затем он запретил католикам вступать в масонские ложи. Во время 100-дневной реставрации Наполеона, его войска снова заняли Церковное гос-во и папа бежал в Геную, но вскоре австрийцы подавили восстание, и Пий окончательно вернулся в Рим.

Венский мирный конгресс 1815 г. несправедливо поступил с папой и Италией, когда постановил, что часть их территорий переходит в руки Австрии. Реакцией стало итальянское освободительное движение за воссоединение страны. После Льва XII и Пия VIII римский престол занял Григорий XVI, при котором очень далеко шагнуло католическое миссионерство, устремлявшееся вслед за европейскими колонизаторами. В 1838 г. на Конгрегацию пропаганды веры работало 18 тыс. миссионеров в разных частях света. В 1848 г. Франция оккупировала Алжир и тут же здесь появилась католическая миссия, в которой готовили проповедников из коренного населения.

27. Эпоха папы Пия IX. I Ватиканский собор.

Папа Пий IX (1846-1878) начал свой понтификат в период итальянского национального возрождения и борьбы за независимость. Сперва он приступил к реорганизации папского гос-ва. Он объявил амнистию, снизил налоги, “почистил” иерархию. В 1848 г. одно из итальянских гос-в – Пьемонт – поднялось на борьбу за восстановление единства Италии, часть которой тогда принадлежала Австрии. Папа сначала благословил войну, но потом по совету кардиналов передумал и объявил о своём нейтралитете, и приказал папским войскам отступить, в результате чего итальянцы были деморализованы и потерпели поражение под Кустоцци. В Риме поднялось восстание народа, возмущённого таким заявлением. Был убит председатель папского совета министров. Папа бежал в Неаполь, где пробыл 17 месяцев. За это время революция была подавлена силой австрийских штыков и папа вернулся в Рим и стал укреплять свои позиции. В 1850 г. в Англии и Уэльсе была восстановлена католическая иерархия во главе с Вестминстерским архиепископом Мэннингом. В Голландии, где католики с 1848 г. получили право вероисповедания, папа реорганизовал иерархию во главе которой поставил архиепископа Утрехтского. Таким же образом РКЦ развивалась и в США, куда в 1875 г. папа впервые назначил американского кардинала. Заключаются конкордаты со многими странами Старого и Нового света.

Три века после Тридентского собора католическая догматика находилась неподвижной, но Пий IX, веря в то, что именно он должен остановить либерализм, материализм и атеизм, вносит новую струю в развитие доктрины. Ещё в 1849 г. он обратился к епископам с посланием, в котором спрашивает их мнение о непорочном зачатии Девы Марии. Этот догмат был им провозглашён 8 дек. 1854 г. в присутствии ок. 200 епископов. В 1858 г. как бы в подтверждение правильности решения происходит Лурдское явление Богородицы 14-летней пастушке Бернадетте Субиру. Провозглашая догмат самостоятельно, папа продемонстирировал свою власть независимую от собора. Этим он готовил почву для принятия другого догмата – о папской безошибочности.

В 1859-60 гг. национальные освободительные силы изгоняют австрийцев с терр. Сев. Италии и начинают поход на Рим и занимают его, где проавстрийски-настроенного папу защищало его войско. Папе было предложено отказаться от светской власти в папской области, но он не согласился, сказав, что готов скорее умереть, чем отказаться от наследия своих предшественников. В 1861 г. было провозглашено Итальянское королевство во главе с Виктором Эммануилом, и Пий IX не мог ничего предпринять, кроме предания его анафеме. В 1864 г. Виктор Эммануил и Наполеон III заключили соглашение, по которому французские войска, помогавшие Пьемонту в войне с Австрией, в течение 2-х лет покинут Италию. Папа, бывший под защитой французов, был встревожен, но ничего не мог поделать. В ярости он публикует энциклику “Quanta cura”, направленную против буржуазного мира. Он осуждает пантеизм, материализм, атеизм, секуляризацию, рационализм, галликанство, либерализм, коммунизм и натурализм и пр. 80 изречений папы по этим вопросам вошли в сборник “Syllabus”, ставший разделом энциклики.

В 1865 г. Пий IX создаёт комиссию по подготовке Ватиканского собора, который должен будет рассмотреть вопрос о папской непогрешимости. В католических кругах к вопросу, в основном, относились критически. Прежние соборы ничего конкретного не постановили. Историк Дёллингер в 1869 г. выпустил труд “Папа и собор”, где резко выступает против непогрешимости папы, приводя богословские и исторические аргументы.

Собор был открыт 8 дек. 1869 г. в соборе Св. Петра. Прибыло 774 епископа из 1050 приглашённых. Польских епископов не было, т. к. их не пустил русский царь. Кардиналы целовали папе правую руку, епископы – правое колено, а аббаты – туфлю, которую потом поставили на алтарь. Был выработан регламент, по которому соборные решения обретают силу лишь после утверждения папы. Собор работал 4 сессии, между которыми работали комиссии. В центре внимания был проект конституции о папской непогрешимости или безошибочности “Pastor aeternus”. Против принятия конституции, как обычно, выступали немцы и французы. Во главе оппозиции стояли венский арх. Раушер, арх. Праги Шварценберг и еп. Диаковарский Иосиф Штроссмайер. Они приводили теологические, церковно-исторические и практические соображения и опасения. Папа прекратил дискуссию и началось голосование. “За”-451, “против”-88, положительно, но с оговорками-62. Голосовали ещё раз, открыто и окончательным итогом стало 533 -“за” против двух. (Перед этим голосованием 52 епископа покинуло собор). Итак догмат был принят собором, но не принят многими католиками. В 1889 г. часть немецких католиков во главе с Дёллингером присоединилась к Утрехтской церкви, возникшей в XVII в. в результате борьбы янсенистов с папством. Вместе они образовали Старокатолическую церковь.

Собор не мог завершиться как положено, т. к. в октябре 1870 г., воспользовавшись тем, что союзники папы-войска Наполеона III были разбиты Пруссией, итальянские войска захватили папское гос-во и Рим. Епископы разбежались, не закрыв собор. Папе парламент оставил Ватикан, Латеранский дворец, и летнюю резиденцию Кастель Гандольфо. Король перенёс свою резиденцию из Флоренции в Рим. Папа объявил себя “ватиканским узником” и укрылся за стенами Ватикана, обидевшись на весь мир. Он умер в 1878 г. и завещал похоронить себя в храме св. Лаврентия вне стен, но это временно не удалось. При перезахоронении гроб Пия IX был забросан камнями и его хотели сбросить с моста в Тибр.

28. Католичество в п. п. XX века.

Папа Пий IX окончил свой понтификат, изолировав себя и РКЦ от современности, но уже его преемник Лев XIII (1878-1903) стал предпринимать шаги к выходу из этой изоляции. Начался отход от прошлого и диалог с гражданским обществом. Идейной основой новой политики стал неотомизм. Благодаря философско-богословской системе Фомы Аквинского папа ещё раз показал миру, что власть папы имеет под собой теологические основания. Дабы закрепить это, Лев XIII в энциклике от 4 авг. 1879 г. “Aeterni Patris” объявил томизм нормой католической теологии. Его преподавание в духовных учебных заведениях стало обязательным. Через год в Риме была открыта академия Фомы Аквинского, которую доверили ордену доминиканцев. Целью томизма стало использование достижений науки для укрепления веры, сделав её более современной. При этом папе многие церковные и светские науки переживали расцвет. Была реорганизована Ватиканская библиотека и был облегчён доступ к ней.

В энциклике “Providentissimus Deus” в 1893 г. папа призвал католических учёных к усиленному изучению Библии и её апологии перед атеистами, а в 1902 г. появилась Библейская комиссия, ставшая позже подобием конгрегации “Индекса”.

При Льве XIII значительно активизировалось католическое миссионерство. Оно шло следом за колониальными войсками различных европейских держав и имело хорошие успехи, опираясь на стальные штыки. Восстания против колонизаторов приносили ущерб и миссиям.

Ещё в начале понтификата Лев XIII принял под свой омофор армянских католиков и в дальнейшем стремился к тому, чтобы вернуть в лоно Католической Церкви греко-католиков и христиан восточного обряда. В энциклике 1896 г. “Satis cognitum” папа рассматривал вопрос о соединении с Православной Церковью.

В общем Льву XIII удалось вывести РКЦ из политической изоляции и повернуть её лицом к современному миру. Его начинания стали как бы программой действия последующих пап, и они осуществляли её по разному, демонстрируя то крайний консерватизм, то безудержный модернизм.

Первая половина XX столетия дала миру 4-х пап, три из них носили имя “Пий”:это Пий X, Пий XI, Пий XII. Бенедикт XV “вклинился” между первыми двумя.

Пий X (1903-1914) был человеком очень набожным, и лейтмотивом его понтификата была идея “всё обновить во Христе”. К заслугам этого папы можно отнести установления нового порядка избрания папы, действующего и поныне, кодификацию канонического права, создание светской католической организации “Католическое действие”, а также реформу Римской курии. В 1907 г. он поручил ордену бенедиктинцев пересмотреть Вульгату, а в 1909 г. создал академию по изучению Св. Писания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: