Составили: прот. Сергий Явиц, прот. Андрей Клюшев 2 страница

10. Папство в эпоху Карла Великого.

В первой полов. VIII в. Римской Церкви приходилось маневрировать между иконоборческой Византией и Лонгобардами-арианами. Bмп. Лев III Исаврянин отказался иметь какие либо контакты с Римом, т. к. Византия была под угрозой арабского вторжения. Папа Григорий II вновь стал укреплять связи с западным миром. Было расширено миссионерство в Германских княжествах. В Тюрингии и Баварии трудился св. Бонифаций.

С папой Захарией (741-752), греком по происхождению, окончился византийский период для Западной церкви и начался период Франкский. Когда лонгобарды заняли Сев. Италию, папа в 751 г. помогает Пипину Короткому -Pippinus Brevis (714-769) занять франкский трон, а тот в благодарность даёт военную помощь. Этот шаг закрепил полит. разрыв с Византией. В 754-756 гг. Пипин предпринял успешный поход против лонгобардов. Отвоевав у них территории, часть он дарит “ап. Петру”, а не папе. Это пров. Романия, Пентаполь и Римское герцогство. Так в 756 г. появилось папское гос-во –патримония св. Петра. Для идеологического обоснования суверенитета этого гос-ва появляется фальшивый документ о “Константиновом даре”. Он явно возник в стенах папской курии при папе Стефане II (752-757 или его брате Павле I (757-767). Согласно ему имп. Константин Вел. в благодарность папе Сильвестру за исцеление от проказы даровал главенство над 4-я Вост. патриархатами и полит. власть в Зап. Империи. В н. IX в. документ включили в канонический сборник. Однако уже первые немецкие императоры стали говорить о подделке, а научно это доказали Николай Кузанский и Лоренсо Валла в XV в.

В молодом папском гос-ве появились силы, желавшие подчинить папу своим прихотям. Это римская аристократия. Дело доходило до уличных боёв между людьми папы и наёмниками. Папа снова обратился за помощью к франкам. В 769 г. сост. Латеранский собор, на который явились и 13 франкских епископов, демонстрируя поддержку папы. Лонгобарды тоже ещё не успокоились, пока Карл Вел. не разгромил их окончательно в 774 г. Папа Адриан I укрепил гос-во и был первым, кто стал чеканить свои монеты с надписью “Victoria Domini Nostri”.

Тем временем в Византии не затихали иконоборческие споры. Папа Адриан I принимал под свою защиту гонимых иконопочитателей. Получив акты VII Всел. собора папа отправил их латинский перевод Карлу, а тот в свою очередь своим богословам. Алкуин прислал императору опровержение правильности соборных решений. В 790 г. учёные от имени Карла составили “Libri Carolini” в 4-х частях. 3-я и 4-я критикуют как иконоборческий собор 754 г., так и VII Вселенский. В 794 г. состоялся собор созванный Карлом во Франкфурте, закрепивший это осуждение.

Франки пошли средним путём:иконы не есть идолы и их не нужно уничтожать, но не следует им воздавать и большого почтения. В лат. тексте VII Вс. собора отношение к иконам неверно выражено словом adoratio – поклонение, долженствующее Богу, хотя в оригинале стоит veneratio – поклонение по отношению к святым, их мощам, св. Кресту, Писанию и свящ. сосудам. К иконам, по мнению франкских богословов, не приложим ни тот, ни другой термин и перед ними не следует ни молиться, ни возжигать лампады. Они годятся лишь для напоминания о предметах религии и для украшения, а в деле спасения безразлично-есть иконы или нет. Ошибка в переводе текста VII Вс. собора привела к напрасной полемике.

В 779 г. против папы Льва III (795-816) симпатизировавшего франкам, поднялся мятеж провизантийской партии в Риме. Его обвиняли в предательстве и клятвопреступлении. Во время шествия на него напали, стащили с осла, сорвали одеяние иерарха и заточили в монастырь. Ему удалось бежать по верёвочной лестнице. Переодетым он добрался к императору. Видя для себя немалые выгоды в сотрудничестве с Церковью, Карл во главе войска вступает в Рим и привозит с собой папу Льва. Он восстанавливает его в правах, а взамен получает от папы титул императора по заранее составленному сценарию. Согласно летописи “Жизнь Карла Великого”, на Рождество 800 года, Карл, погружённый в молитву, находился у гробницы ап. Петра, когдак к к нему подошёл папа Лев III и под торжественные возгласы народа “Laudes!!!”, короновал Карла, провозглашая его императором. По описанию придворного историка Эйнхарда, Карл, якобы не был расположен принимать императорское звание и не пришёл бы в собор если бы знал намерения папы. Франкские историки представили дело так, что Карл был неприятно удивлён происшедшим, однако вопреки этому мнению всё обстояло не так; после коронации в оборот даже пошёл памятный динарий.

Факт коронации отражал реальность. Феодальное гос-во не могло обойтись без идеологической поддержки Церкви и её просветительской деятельности. Карл хоть видимо и протестовал против зависимости от папы, но не мог реально обойтись без поддержки Церкви для укрепления мощи гос-ва. При Каролингах папство вынужденно отодвинулось на задний план; платой за защиту было подчинение. Но даже в это время Западную церковь трудно упрекнуть в бездействии. Её просветительская и дисциплинарная роль возрастают. Из-за всеобщей неграмотности все, включая высшую знать, вынуждены прибегать к услугам высокообразованного духовенства. Церковь стала посредником между древней и новой культурами. Монашеские ордена, кроме непосредственных обязанностей, занимались перепиской книг, обработкой земли и изобретением новых орудий труда. В монастырях формировалась архитектура, были созданы романский и готический стили.

За считанные десятилетия власть Церкви возросла настолько, что уже при преемнике Карла Вел., -Людовике Благочестивом, имперская власть стала зависимой от франкских епископов. Церковь тогда обладала третью от общей площади франкской империи и это обеспечивало её суверенитет. Папа Стефан IV (816-817) был возведён на престол без утверждения императора. Последовавший за ним папа Пасхалий I (817-824) также не обратился к императору за утверждением. В 817 г. между ним и Людовиком Святым был заключён “Pactum Ludovicanum” закреплявший папский суверенитет. Однако преемник Людовика – Лотарь I возобновил имперский протекторат над папским престолом. В 824 г. Папа Евгений II был вынужден смириться с правом императора при избрании папы.

При папе Григории IV (827-844) с неожиданной быстротой начался распад империи Каролингов и казалось бы настал момент опять обрести независимость, но вскоре выяснилось, если за папством не будет стоять реальная военная сила империи, - оно может стать игрушкой в руках партикулярных сил. Единственной выдающейся фигурой IX-X вв. независимой, от светской власти, историки считают папу Николая I.

11. Конфликт Рима и Константинополя при папах Николае I и Адриане II.

Конфликт возник по таким причинам. В Константинополе в то время вместо малолетнего Михаила III (842-867) правила его мать Феодора. Её брат-Варда стоял во главе оппозиции и имел порочное влияние на юного Михаила. Патр. Игнатий обличил Варду и в “Иродовом грехе” – связью с женой своего брата Петра. Он лишил Варду причастия на праздник Богоявления.

В 855 г. Михаил взошёл на трон и требовал от Игнатия пострижения в монашество матери и сестры. Тот отказался, и это стало поводом убрать его самого с кафедры в 857 г. На его место поставили госсекретаря Фотия –человека талантливого и учёного. Игнатиане, не согласные с его избранием при живом патриархе, предали Фотия анафеме в храме св. Ирины, а он ответил им тем же. О своём избрании Фотий оповестил весь Восток, а уведомить папу Николая I (858-867) не спешил. Папа узнал об избрании Фотия лишь через 3 года. Его возмущению не было предела, ведь к тому времени он уже именовал себя “Vicarius Christi”, а также “Rex et sacerdos”.

На Западе папа вёл борьбу против независимости поместных церквей, нарушавших доктрину о папском универсализме, и активно вмешивался в дела франкских королей. Он требовал признания своей абсолютной власти “plenitudo potestatis”, но эта идея не вызывала восторга даже на Западе. Фотий получал письма от архиепископов Кёльна и Трира о папском деспотизме. Для обоснования своих властных претензий папа опирался на “Лжеисидоров сборник” (декреталии) подложных папских писем и документов. Вероятно он был сфабрикован в 847-852 гг. на терр. Реймсского архиепископства неким Исидором Меркатором. Для предания подделке достоверности её автором объявили Исидора Севильского (+633), имевшего высокий авторитет.

Сборник состоит из:

1. писем пап от Климента (90-99) до Мильтиада (311-314).

2. “Дар Константина” и галльская переработка одного испанского сборника решений соборов.

3. Папские декреты от Сильвестра (314-335) до Григория Вел. (590 –604). 48 из них-безусловные подделки. Фальшивость декреталий в XV в. доказал Николай Кузанский (1401-1464) и др.

Случай с патр. Фотием показался папе подозрительным и в 862 г. он шлёт в Конс-ль послание “Ad omnes fideles” где выражает свой протест. А в 863 г. собор италийских епископов низлагает Фотия, о чём были оповещены он сам, император и все верующие. Вероятнее всего на это письмо папы не обратили бы большого внимания, если бы вдруг не возник “болгарский вопрос” ставший своего рода детонатором.

Болгарский царь Борис был крещён греками в 864 г., но не получил от них законной иерархии и поэтому обратился к папе прислать епископов. Их тотчас приехало двое. Они привезли письмо папы, где он критикует греческие традиции непричащения в Вел. посту, большие ограничения в пище, разрешение 2-го брака и пр. Приехавшие в Болгарию латиняне стали совершать конфирмацию над уже миропомазанными детьми, чего Фотий выдержать уже не мог. Он пишет окружное послание в котором критикует латинян за целибат, пост в субботу, употребление молока и яиц в Вел. посту, забывая, что VI Вс. собор на Западе на принят. Но главным спорным пунктом был вопрос о Filioque.

Летом 867 г. в Конс-ле сост. собор по поводу латинских обрядов в Болгарии. Папа Николай был осуждён и низложен, но он об этом не узнал, т. к. умер.

В ночь на 24 сент. 867 г. имп. Михаил был убит заговорщиками под предводительством Василия Македонянина. Фотия низлагают и патриархом опять становится Игнатий. Новый папа Адриан II (867-872) узнал об этих событиях в 869 г. и сразу созвал собор, низложивший Фотия и это подтвердил и константинопольский собор в том же году. Папа потребовал от Конс-ля сжечь акты собора 867 г. и аннулировать собор осудивший Игнатия. Однако трения между Игнатием и Адрианом всё равно возникли из-за балканского вопроса. Его удалось мирно разрешить на внесоборной конференции в 870 г. Болгары снова стали ориентироваться на Константинополь по политическим соображениям.

После смерти Игнатия в 877 г. его приемником, уже законно, становиться Фотий. Император для окончательного разрешения конфликта пишет папе Иоанну VIII (872-888) и просит прислать легатов на примирительный собор. Когда епископы Павел и Евгений прибыли в столицу, то с удивлением застали там на кафедре не Игнатия, как ожидалось, а Фотия, относительно которого не было папских инструкций. Началась переписка и в Конс-ль едет кард. Пётр. Собор начался в 879 г. и окончился триумфом Фотия выступавшего как “Вселенский патриарх”. Легаты не знали греч. языка и ничего не поняли. Позже, папа Иоанн разобравшись в документах собора понял, что его обвели вокруг пальца и предал Фотия анафеме.

Фотий после собора 879-880 гг. достиг зенита славы как ни один из его предшественников, но тем не менее в условиях цезарепапистской Византии он окончил жизнь в изгнании в 897 г. Папу Иоанна VIII ждала не лучшая участь. Согласно Фульдской хронике он был отравлен своими римскими противниками 15 дек. 882 г. Он стал первым в бесславной веренице пап средневековья, который сошёл с престола в результате насилия. Его смерть стала увертюрой к “мрачному веку папства”.

12. Упадок папства с к. IX - н. XI вв.

С конца IX до середины X вв. римский престол занимали 24 папы, которых даже католические историки называют “плохими”.

Византия уже не могла, а новые Зап. гос-ва ещё не могли вовлечь Рим в сферу политического влияния и только римская аристократия посягнула на это, сыграв в истории Католической Церкви свою пагубную роль.

“Эпоха Формоза” - так можно назвать начало этого периода. Формоз был кардиналом г. Порто и непреодолимое стремление стать папой привело его к конфликту с Иоанном VIII, который лишил его сана и отправил в изгнание. Историки небезосновательно считают Формоза инициатором отравления папы. По смерти папы Стефана V (885-891) Формоз всё-таки становится папой при помощи герцогов Сполетто. Стремясь освободиться от их опеки он вступает в союз с германским королём Арнульфом. Так началась борьба папы с Альгетрудой-главой рода Сполетто. Формоз умер в 896 г. и новый папа Стефан VI (896-897) становится орудием Альгетруды. С именем этого папы связан “собор с трупом”. Он состоялся в одной из римских базилик и был посвящён осуждению Формоза. Его тело, облачённое в папские одежды, усадили на скамью, рядом усадили адвоката и предъявили обвинение в узурпации папского престола. Его лишили сана, сняли облачение, отрубили 3 пальца правой руки и протащили труп по улицам Рима, а затем бросили в Тибр.

Папа Стефан также не избежал расправы. В 897 г. его схватили и бросили в тюрьму. С 897 по 903 гг., т. е. за 6 лет - 6 пап сменили друг друга и почти все умерли от насилия.

Следующий этап можно назвать “порнократией” или властью шлюх. В н. X в. Власть в Риме захватило семейство бывшего папского казначея Теофилакта. Красивые женщины из этой семьи стали орудием влияния на папский престол. Жена Теофилакта - Теодора и его дочери-Теодора младшая и Марозия, - вели распутный образ жизни. Всех тех кто вставал на их пути они жестоко устраняли. Теодора старшая сделала папой равеннского архиепископа, это Иоанн Х (914-928). Он был скорее воином-политиком чем пастырем и лично руководил боевыми действиями против сарацин. Марозия была в любовной связи с папой Сергием III (904-911), а после него она стала женой сполеттского, а затем тосканского маркграфов. Она взяла себе титул римского патриция и сенатора, приобретя тем самым полноту власти в городе. Воспротивившегося Иоанна Х она повелела убить. Таже судьба ожидала и следующих 2-х пап. Марозия возвела на трон 18-летнего папу Иоанна ХI, своего сына от папы Сергия III, а сама, уже в 3 раз выходит замуж за одного богатого вельможу. Тем временем вырос её сын от 1-го брака Альберих. Он захватил власть заточив в тюрьму мать, отчима и папу. Он лично назначал пап в течении 20 лет и в конце концов папой стал его 18-летний сын Октавиан с именем Иоанн ХII (940-955). Таким образом духовная и светская власть оказались в одних руках.

В эпоху порнократии появляется легенда о “папессе Иоанне”, -аморальной женщине, которая правила в промежутке понтификатов Льва IV и Бенедикта III. Девушка по имени Иоанна воспитывалась в Майнце, затем изучала богословие в Энгельсхайме. Всё это было возможно из-за внешнего сходства с юношей. Она носила мужскую одежду и однажды в Фульдском аббатстве ей очень понравился один монах. Она соблазнила его и они оба бежали во Францию, Италию, а затем в Афины, где Иоанна изучила философию. Внезапно её любовник умирает и она едет в Рим под именем Иоанн Анжелик. В Риме ей дали разрешение на открытие школы 7-и искусств (музыки, геометрии, риторики, грамматики, диалектики, арифметики и астрономии). Благодаря образованности и популярности она сперва становится кардиналом, а затем и папой в августе 855 г. Однажды во время церковного шествия у папессы начались родовые схватки и она упала с лошади на землю, где тут же родила ребёнка. Это произошло неподалёку от амфитиатра Домициана и храма св. Климента. По одной версии она и ребёнок тут же умерли приняв Божию кару, по другой версии она истекла кровью, а ребёнка убили камнями участники процессии возмутившись происшедшим. Мать и младенца похоронили и на могиле поставили статую женщины с ребёнком дабы навеки скрыть позор папства.

Желая избавиться от опеки аристократии папы обращают свои взоры к германскому имп. Оттону I Вел. Он на время водворяет спокойствие в Риме, за что папа Иоанн XII (955-963) короновал его как императора Римской империи. Но как только Оттон удалился из Рима пришлось уехать и папе. В 963 г. папа ищет союза со своими прежними врагами против Оттона, за что тот ставит новым папой Льва VIII. Поднялся бунт и римляне изгоняют Льва. Иоанн весь остаток жизни страшился мести императора, а умер якобы от апоплексического удара во время прелюбодеяния. Вместо него римляне избрали Бенедикта V, но Оттон изгнал его в Гамбург, а папство вернул Льву VIII. Следующий папа был избран канонически и одобрен Оттоном. Это Иоанн XIII (965-972).

Оттон II мало интересовался Италией и в Риме стало всем заправлять семья Крещенциев-потомков Теодоры младшей. При них был убит папа Бенедикт VI (973-974) и его место занял антипапа Бонифаций VII (974-984). Его изнали войска императора, но он опять вернулся и насилием отвоевал трон. Оттон III навёл порядок и сделал папаой своего родственника. Папа Григорий V(996-999) стал первым немцем на папском троне. С папы Бенедикта VIII (1012-1024)утвердился обычай менять имя при избрании пап. Этот папа короновал Генриха II в 1014 г. в императора Священной Римской Империи. Его наследник Конрад II мало интересовался римскими делами и поэтому без должного контроля власти снова вспыхивает борьба за папство. Тосканская партия сумела посадить в 1024 г. на папское место племянника Бенедикта VIII, мирянина, который за 1 день ухитрился пройти все степени священства и взял себе имя Иоанн XIX (1024-1032). При его приемнике – 18-летнем Бенедикте IX симония достигла апогея. Но даже взяток не хватало на юношеские забавы. Он дошёл до того, что продал свою тиару и папство пресвитеру Джованни Грациано за большую сумму. Он стал папой Григорием IV (1045-1046). Оппозиция выдвинула своего кандидата антипапу Сильвестра III. Итого в 1046 г. было три папы. Бенедикт – продавший папство, но одумавшийся, антипапа Сильвестр и Григорий.

Германские императоры, решили положить конец такому бесчинству и они сломили власть римской аристократии при Генрихе III.

13. Движение за реформу в Западной Церкви в Х- XI в.

Во 2 пол. Х века в связи с приближением второго тысячелетия и ожидания второго пришествия во Франции зародилось аскетическое движение. Эсхатологические чаяния затронули не только монастыри но и множество мирян. Возрождается миссионерство и мученичество. Широкое распространение приобретает самобичевание как элемент аскезы. Кард. Пётр Дамиани разработал систему покаяния, рассчитанную строго арифметически. Согласно системе за каждый грех назначается время раскаяния или денежный эквивалент. За 1 год покаяния можно было внести 36 талеров для дворян, 4 – для крестьян. Всё это можно было заменить 3000 ударов плетью при чтении 30 псалмов. По желанию и усердию норму можно было увеличить. Порой грешник переносил колоссальное множество ударов и вычитывал Псалтирь неимоверное количество раз. Слова “Хвалите Его с тимпаном…” (Пс. 150, 4) толковались так: тимпан - инструмент из сухой кожи, - значит каждый может превратить себя в такой инструмент через измождение тела. Таким мазохизмом с манихейским уклоном не брезговали ни император, ни аристократия.

Тогда же стало приобретать вес монастырское движение за реформы начавшееся в н. XI в. Монастыри зависели тогда от феодалов, которые из опекунов превратились в угнетателей. Союзниками монахов стали папа и империя. Кроме борьбы с феодалами шло и внутреннее обновление-восстановление дисциплины и строгое соблюдение устава прп. Бенедикта. Монастыри объединились в конгрегацию и бенедиктинский монастырь в Клюни (Бургундия) стал центром реформ. В к. XII в. в конгрегацию входило 2000 монастырей. В монастыри не принимали несовершеннолетних и людей с дурной репутацией. Монахи подвергали себя духовным и телесным подвигам, послушанию, физическому труду. Клюнийский аббат властвовал над монашеским воинством как король и военачальник. Причина успеха таилась в том, что он стал выразителем устремлений эпохи.

В 1046 г. император Генрих III прибыл в Италию и созвал собор в Сутри под Римом, который низложил антипап Сильвестра III и Григория IV, а на римском соборе был низложен и Бенедикт IX, опять заявивший свои права на папство. Генрих предложил кандидата на престол и отцы собора согласились. Папой стал епископ Бамбергский, принявший имя Климент II. (1046-1047). После него несколько недель папой был Дамас II, а затем на папский трон взошёл дальний родственник императора - Лев IX (1049-1054). Он был из семьи эльзасских графов и принёс в Рим дух реформ. Он окружил себя единомышленниками, такими как кардиналы Гумберт и Гильдебранд. При этом папе произошёл раскол между Восточной и Западной церквами, который многие историки, (напр. М. Э. Поснов) называют великим или окончательным.

14. Формальное разделение церквей в 1054 году.

После Большого Софийского собора 879 г. в теч. 150 лет не было особой догматической полемики между греками и латинянами, однако ожидать отказа от власти на Востоке от пап не приходилось. К тому же политические условия весьма тому благоприятствовали. В начале XI в. в Европе норманны вели захватнические войны. Они покорили Британию, Францию, а на юге Италии основали своё герцогство. Рим и Константинополь, чтобы дать отпор решили объединить усилия. Император Константин IX Мономах пообещал папе Льву уступить некоторые южно-итальянские епархии. Договор скрыли от патр. Михаила Керуллария, но он узнав про это решительно запротестовал. Он отлучил от причастия Аргироса, командующего греческими войсками в Италии за пролатинскую пропаганду. По его поручению арх. Лев Охридский пишет критический трактат о латинских обрядах (об опресноках, посте в субботу, целибате, пении Аллилуия на Пасху, удавленине и пр.) как бы предостерегая греков не связываться со зловерными латинянами. Монах Никита Стифат тоже написал несколько анти-латинских трактатов. Папа Лев IX не ожидал таких нападок и тоже написал трактат, где обрядовые вопросы счёл малозначительными, заостряя внимание на примате папы: “никто не может оспаривать того, что как крюком удерживается дверь, так и Петром и его приемником определяется устройство и порядок в Церкви…”. Как док-во этому папа приводит “Дар Константина” и в закл. Называет Конс-ую церковь грешной, скандальной и заблудшей, которую Римская церковь лишь по снисхождению оставила возле себя. Дальнейшая переписка уже ничего не могла изменить.

Летом легаты – кард. Гумберт, еп. Пётр Амарфитанский и кард. – диакон Фридрих Патарантский прибыли в столицу и были приглашены на обед. Чтобы сгладить конфликт, император в угоду гостям дал им “на съедение” Никиту Стифата. Тот принёс покаяние, сжёг свои труды и формально мир был восстановлен. Керулларий же молча принял папское послание, не удостоив легатов никакими почестями. Они 5 недель ждали его аудиенции и не дождавшись 16 июля 1054 г. положили письменное отлучение патриарха и его единомышленников на престол храма св. Софии. Греки обвинялись во многих заблуждениях и в изъятии Filioque из Символа веры. Легаты расчитывали на поддержку императора, но поднялось народное восстание и они едва спасли свои жизни. Перед патриархом и народом царь оправдывал свою лояльность к легатам тем, что якобы переводчики смягчили нападки латинян в грамоте и он не ожидал от них такой коварности. Переводчикам вырвали языки и сослали.

20 июля состоялся “домашний” собор из 12 митр-ов и 7 епископов на котором легаты были отлучены, о чём в окр. послании были извещены все Вост. патриархи.

Когда всё это происходило, папа Лев IX умер и кафедра долго пустовала. При встрече в 1065 г. папы Павла VI и патр. Афинагора одним из поводов снятия взаимных анафем стала именно смерть папы Льва на момент экскоммуникационных действий легатов. Папа умер, и хотя они об этом тогда не знали, они автоматически лишались своих полномочий, а значит отлучение было недействительно.

Раскол 1054 г. тогда не расценивался как абсолютный. Все считали, что это частные дела Рима и Константинополя, не касающиеся других поместных церквей. Об этом свидетельствуют династические браки на Руси. Русские княжны выходили замуж за латинских принцев, что было бы невозможным при тотальном разрыве церквей. Хронографы XII в. на периферии Запада вообще никак не зафиксировали схизму.

В усугублении разрыва сыграли роль крестовые походы, особенно IV-й, когда в 1204 г. жертвой стала Византия. Здесь 60 лет просуществовала латинская империя. Обида за поруганные святыни смешалась с отторжением всего чужого и это никак не способствовало единству. Прот. Иоанн Меендорф пишет: “Ужас разделения в том, что мы в течение веков не встречаем страданий от разделения,… а наоборот, удовлетворение,… желание найти всё больше тёмных сторон в лагере противника”.

Прот. А. Шмеман: “Можно упрекать греков в мелочности и частичной утрате вселенского сознания, но всё это ещё не может разделить Церковь по существу. Папизм же сам отлучает от себя всех несогласных с ним и именно папство является настоящей причиной разделения Церкви. Что бы не делали греки, папы всё равно отлучили бы от себя Восток. ”

15. Борьба за инвеституру пап в XI-н. XII вв. Папа Григорий VII (1073-1085)

После смерти Льва IX папой стал Виктор II (1054-1057), а после кончины имп. Генриха III в 1056 г. на престол взошёл малолетний Генрих IV. Во время регентства императрицы Агнессы папство сбросило с себя опеку светской власти и о выборах следующего папы Стефана IX (1057-1058) - двор был был оповещён с большим запозданием.

Очередной раздор между папой и императором назревал, и этому немало помог трактат кард. Гумберта “Против симонистов”, где шла речь о выборах епископа и инвеституре. Согласно трактату, выборы проходят в три этапа:

1. Духовенство выдвигает кандидатуры, а народ участвует в выборах.

2. Митрополит утверждает результаты и происходит рукоположение.

3. Полит. власть подтверждает выборы.

Трактат лишает светскую власть инвеституры, но в те времена всё ещё происходило как раз наоборот и вызывало справедливое возмущение духовенства. В 1058 г. Латеранский собор принял декрет о порядке избрания папы и первым папой, кто был выбран согласно ему стал Николай II (1059-1061). Статут избрания предусматривает участие в выборах только кардинальской коллегии. Это всё далеко не радовало императора и однажды даже возникла ситуация параллельных выборов. Духовенство избрало папу Александра II (1061-1073), а император назначил антипапу Гонория II. Лишь смерть Гонория остановила возникшие уличные кровавые побоища.

Когда в 1073 г. кард. Гильдебранд доставил в Латеранский собор тело папы Александра II, присутствовавший народ стихийно закричал “Гильдебранда в папы!”. Кардиналы согласились с народом, хотя это было вопреки канонам. Гильдебранд был монахом маленького роста и невзрачного вида, но в его неказистом теле обитала сильная воля. Современники воспринимали его с чувством страха и удивления. Пётр Дамиани даже назвал его “святым сатаной” дивясь его фанатизму. Генриха поставили перед свершившимся фактом и он скрипя зубами утвердил избрание. Новый папа взял себе имя Григорий VII в честь Григория I Великого. Средневековый монах осуществил на папском престоле программу утверждения универсальной власти пап на Западе. Программой его понтификата стал документ “Dictatus papae” в 27 пунктах. Вот самые яркие из них:

2. Только римский папа вправе называться вселенским.

6. С лицами отлучёнными папой нельзя находиться даже в одном доме.

8. Один папа может носить императорские регалии.

9. Все князья должны целовать ногу только у папы.

12. Папа вправе низлагать императоров.

19. Никто не может судить папу.

22. Римская церковь никогда не ошибалась, она будет вечно непогрешимой.

23. Несомненно то, что каждый канонически избранный папа становится святым.

27. Папа может освободить подданных от присяги лицу, совершившему грех.

Как видно, идеалом Григория VII был сильный и самостоятельный папа, независимый от светских владык. Фундаментом этой теократии является Рим, и его древний авторитет как хранителя веры и истины. Организация жизни предполагалась строго монархическая: Папа? духовенство? император. Светская власть зависит от духовной, т. к. спасение души важнее всего остального. Духовенство не может иметь государя, кроме папы и семьи, кроме Церкви.

Началась борьба с симонией и брачным духовенством. Второй Латеранский собор 1139 г. провозгласил, что носители сана священника и епископа не могут вступать в брак. Пётр Дамиани пишет ряд трактатов о целибате. Странствующие проповедники “патарии” всюду проводили в жизнь новую линию папы.

Внешняя деятельность папы сводилась к отстранению мирских властей от инвеституры. Поскольку епископы имели свои земли, папа обязал их не подчиняться королям и герцогам, а посвятить свою недвижимость ап. Петру. Разумеется, светская власть не могла с этим согласиться, ведь 2/3 земель Европы переходило в зависимость Риму. Обострилась борьба во Франции, Германии, Британии, Испании, Богемии, Польше и даже в Зап. Руси. Наибольшее сопротивление Григорий VII встретил от короля Франции, но он напугал его анафемой и наложил на страну интердикт. Вильгельма английского папа пока оставил в покое и все свои силы бросил на Генриха IV, который в 1075 г. созвал в Вормсе собор и обвинил папу в связи с маркизой Матильдой. Григория низложили как еретика, прелюбодея и узурпатора императорской власти. В свою очередь папа низложил участников собора и освободил всех подданных от присяги Генриху. Князьям он предложил избрать нового императора. Им было выгодно поставить вместо Генриха слабую личность и процесс пошёл. Они дали императору год на решение вопроса, т. к. сами были запуганы интердиктом.

Зимой 1077 г. Генрих решил разыграть спектакль. В одежде кающегося грешника поверх царских риз, без оружия, с женой и ребёнком в сопровождении нескольких епископов он появился у стен замка Каноссы, где папа гостил у Матильды, и простоял там три дня на лютом морозе. Папа по настоянию Матильды и Гуго-клюнийского аббата, впустил Генриха в церковь и отпустил грехи. Это стало поражением папы. Пока Генрих ходил в Каноссу, германские герцоги избрали императором Рудольфа Швабского и началась гражданская война. Когда стало ясно, что перевес за Генрихом, папа короновал Рудольфа, а Генриха опять низложил за непослушание. Тот не замедлил с реакцией и низложил Григория, а папой назначил Климента III (антипапа). В 1080 г. Рудольф погиб и Генрих направил войска в Италию. Рим был взят в лишь 1084 г. Город отбили ненадолго норманны, но папа был вынужден бежать в Салерно, где и умер 25 мая 1085 г. Перед смертью он сказал: “Я любил справедливость, ненавидел неправду и поэтому умираю в изгнании”.




double arrow
Сейчас читают про: