Начальная трудность

Чжунь

Благоприятна вечная стойкость.

При действии слабых черт

Их кровь синя и желта.

Драконы бьются на окраине.

Изначальное счастье.

Желтая юбка.

Хулы не будет, хвалы не будет.

и вторая и пятая черты, как средние черты в нижней и в верхней триграммах, выражают одно из самых важных качеств: уравновешенность, понимаемую как умение без крайностей всегда быть на должном месте. (Это центральное положение выражено в образе, требующем некоторой расшифровки. Дело в том, что гамма красок по древнекитайским воззрениям состоит не из семи (как у нас), а из пяти цветов, и в ней желтый цвет занимает центральное положение. Поэтому в афоризмах, относящимся ко вторым и и к пятым чертам, часто встречаются образы, имеющие эпитет «желтый»). Кроме того, желтый цвет – это цвет Земли. Пятая черта в данном символе, хотя и не является главной, но, занимая самое выгодное положение в верхней триграмме, обозначающей внешнее, она символизирует все же возможность проявления вовне. Внешне проявление – это своего рода одежда. Но така как здесь речь идет о Земле, то и её положение, низшее по отношению к Небу, находит свое отражение в том, что в образе указана нижняя часть китайской одежды: «юбка». Благоприятность этой позиции дает возможность говорить здесь не олько о счастии, но даже об «изначальном счастии».

После этих разъяснений, вероятно, не покажется непонятным текст:

Слабая черта на пятом месте.

Шестая позиция выражает переразвитие данной ситуации. Сила Тьмы, будучи переразвита, вступает в борьбу с силой Света. Здесь, на крайней позиции, на окраине, борются Свет и Тьма, Небо и Земля, которым присущи синий и желтый цвета. Благою эта битва не может быть, так как она – нарушение мировой закономерности, и вот льется «кровь драконов»:

Наверху слабая черта.

Чтобы избежать такой битвы при действии сил Тьмы – слабых черт – надо всегда иметь в виду, что здесь благоприятный может быть лишь вечная стойкость. Об этом говорит и общее предостережение к данному символу:

Собственно, именно с этой гексаграммы начинается повествование о взаимодействии Света и Тьмы, ибо первые две гексаграммы показывают внутреннее развитие Света и Тьмы вне их взаимодействия. Но начало всякого действия состоит в преодолении предшествующего состояния. Отсюда – трудность данного положения, выраженная в самом названии гексаграммы. Она состоит из символов Воды: Облака – наверху или вовне, и Молнии, Грома – внизу или внутри. Верхний символ обозначает также погружение в опасность, ибо в нем черта Света погружена в среду черт Тьмы. Нижний символ обозначает пробивающееся изнутри движение, возбуждение. Такое возбуждение, которое, например, весной стимулирует растения к росту. Но оно протекает внутри опасностей,в условиях начальной трудности. Поэтому в таком движении чрезмерная поспешность может лишь вредить делу, и обратно, выдержка и стойкость могут способствовать изначальному развитию. Важно не только указать положительно правильный путь к преодолению этой трудности. На нем нужна прежде всего поддержка и помощь окружающих. Их надо склонить на свою сторону, чтобы они помогали своим действием, и тогда самому можно не предпринимать никаких выступлений, ибо они еще слишком опасны. Именно в силу опасности необходимо объединение сил. Оно необходимо было и сюзерену, впервые устраивавшему свои владения при содействии феодалов, возводимых им на престол; оно необходимо и отдельному человеку, начинающему свое дело. Даже и в самой познавательной жизни отдельного человека дело обстоит так же: в самый первый момент своего появления познавательная мысль движется под покровом непознанности и извне облевается в образы представлений. Это выражено в символах данной гексаграммы: внутри – молния, вовне – облака. Молния познающей мысли облекается облаками представлений, и эти представления играют роль помощников мышления. В тексте здесь мы читаем:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: