Продажность чиновников

Н. Г. С п а ф а р и й (Милеску) «Описание, первыя части вселенныя именуемой Азией, в ней же состоит Китайское государство с прочими его городы и провинции»[46] — Николай Гаврилович Спафарий (Милеску Николае Спэтарул, 1636 — 1708), молдавский ученый, дипломат, писатель. В 1653 — 1671 гг. был на службе у молдавских и валашских господарей. С 1671 г. в России, переводчик Посольского приказа. В 1675 — 1678 гг. возглавлял русское посольство в Пекине. Составил первые в России описания Китая. — В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с.68 — 71.

Глава IX

Китайское государство владеется у царя их и у бояр и сколько у них приказных палат и сколько от них в год доходов собирается.

Китайский хан самовластный и единоначальный есть, пожеже един он владеет над людьми и над всем богатством и, и что он хочет, так и делает и для того совершенная монархи есть и царство его идет от отца к сыну.

Когда же от этого царя детей не останется, тогда избирают из тех, которые ближние царския крови суть, а кого, есть дети, тогда большего сына избирают на царство, а прочие дети все имеют имя, честь ханскую, власти же ни над чем не дают, только каждому дают великий город и палаты со всяким строением и удовольствованием. Також де служба и расход от него все против ханова, токмо никакие власти над городовыми не имеет, притом из серебра, что на расход ему Надобно в год, всего ему вдруг не дадут для того, чтобы они не учинили никаких бунтов, но в три месяца подают уроком. И из того города вон выходить заказано под смертною казнью. И так только у одного по рассмотрению его владеется все китайское государство, что никому не вольно без его ведома гронуться. А бояре и воеводы и все начальные люди от него одного посылаются во все царство. Приказов у них или канцелярий, которые владеют всем царством, построено в самом китайском городе Пежине[47] в числом шесть больших да к тому ь прибавок девять меньших. Первый приказ у них есть, в котором ведают начальных людей, как у нас разряд, и в том приказе упуск есть всем боярам и воеводам и называется покитайски липу[48]. Второй доходов и расходов и тот именуется губу[49]. Третий у них есть чиновный, и тот знает всех приходящих чужеземцев и посланников, и весь чин их и обычаи и именуются у них липоу[50]. Четвертый, где воинския и служивых людей дела управляются, и той именуются у них пинкпу[51].

Пятый приказ есть которой ведает все строение городовое кинкпу[52]. Шестой, в котором все невинные сидят и казнят смертью и иным наказанием, и тот именуется у них гинкпу[53]. Но хотя у них есть и иных девять приказов меньших, у тех как чунгальской и острологийской, аки бы дворцовой, однако же они под теми же шестыми приказами бывают, понеже те шесть приказов не токмо всякие дела всего государства ведают, но и все дома иже у них есть все в них содержится, понеже из к его государства воеводы пишут о всяких делах в те приказы. Во-первых, пишут к хану и тот по своему рассмотрению. ~ которой приказ хочет и посылает то дело, и они, рассмотря тело, подлинно удумают и после думы пишут в письме свое намерение и подают хану, и он по своему хотению как покажет, так и делают. И ради множества дел итого ряда да не нинилося в дело какое погрешение, избирает хан из всего государства небольших крайнейших философов умных и тех держит хан при себе и именует их хановы помощники, а чин их по-китайски колао[54] а или кайсианг[55], то есть правителей помощники. И оные колао в Китае первые люди по хане и всяких делах когда думает хан, и они при нем предстоят во всяких делах ему советом пособляют и только у них китайский видится, а у иных бояр отнюдь никогда же и редко в китайском царстве. Но хотя китайский хан и не часто из своей палаты вон выходит, однако жеон о всем государстве и о всех стран воеводах, как живут и, у них делается, понеже хан ежегодно посылает от себявека аки бы посла во все китайские страны. И той имеет кую власть у хана и надсматривает над всеми проведывает прилежно о всяких делах, и после того нему приходит к хану и на и слышал есть, и тогда он о сем рассуждает. И воистине глаголяти, на свете нет иного государства такого, иже бы труждалися, как китайцы, чтобы легче и правдиво править государство и едва не легче ли всех иных правят. сколько тысяч лет есть, что китайские философы нетруждалися в ином деле так, как возможно сыскать лучше путь кой, чтоб государство их правдиво и не порочно правити содержати. И Китай есть то государство, о котором мудрецы говорили, что то государство есть счастливое, в тором философ царствует или царь ако философ делает, понеже всегда с великим рассмотрением и разумом царство, правит и владеет.

О доходах же, которые идут китайскому хану, хотя и не верить для множества, однако же надобно знати и чего в Китае нет. Ни един человек есть, который бы пядью земли владел, а хану не дал бы дани. И для того великие доходы сбираются, что кроме всех расходов около ханского двора и братия, и кроме того что расход нится в воинских делах, сбирается в казну ежегодно китайскому хану больше 60 мил. червонных золотых, а во всем и с проторми ежегодно сбирается в казну больше полтора миллионов червонных золотых. А из той казны такое у есть постановление, что и сам хан не может взять без ведомости тех, которые постановлены начальники ко казне, все собирается на одном месте что есть. А когда надобно хану, тогда на письме посылает и просит у тех начальников сколько ему потребно, и хочет, то уже отнюдь не смеют зати ему. Однако же, те доходы ныне при владении богдойских ради не пристанныя службы зело умалилися; однако же ныне еще великие доходы бывают, для того что они возьмут со всех стран десятую часть от всего, что родится на земле. К тому же и хан их имеет места такие, где продают товары ту вещи и самую мелочь и иные у них суть разные вымыслы, от которых великие доходы казны их собираются (стр. 31 – 34).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: