Поучение гераклеопольского царя своему сыну

Азиатский способ производства

Автор: Васильева С.

.

Для азиатского способа производства характерны:

Особый вид собственности. Oтсутствие частной собственности на землю; почти полное отсутствие частной собственности как системы отношений.

Малая роль торговли. Товарообмен играет второстепенную роль, касаясь лишь дополнительных продуктов питания.

Особой способ эксплуатации. Принципиально отличный как от классического рабства, так и от крепостничества — «поголовное рабство». Основные признаки этого способа эксплуатации:

Эксплуатация даровой рабочей силы больших масс крестьян

Расточительное расходование дешевой рабочей силы на создание грандиозных сооружений (См. Великая китайская стена)

Массовое государственное принуждение к тяжелому физическому труду.

Эксплуатация через посредство коллективов, образуемых сельскими общинами;

Централизованное авторитарное руководство, деспотический государственный строй.

государство контролирует основные средства производства

При азиатском способе производства выделяются два основных класса: крестьянство и бюрократия. Крестьянство формально свободно, но невозможность продажи земли и повинности в пользу государства напоминают феодальную зависимость. Количество рабов очень мало, их используют не в крупном товарном производстве, а в качестве слуг. Ремесленников и купцов также мало, торговля не развита. Закрепленного законом или религией жесткого наследственного сословного или кастового деления нет, хотя на деле социальная мобильность низка.

На примере этой страны человечество располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли. Один из них датируется XXII столетием до нашей эры и им является некое послание, получившее название "Поучение гераклеопольского царя своему сыну". В этом "Поучении" приводятся "правила" государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя так же важно, как и всякая другая сфера искусства. Особое внимание уделяется эффективности функционирования аппарата управления, стоявшего между фараоном и населением.

В сплоченности высшего слоя, верности его центральной власти автор видит залог успешного царствования. Аппарат должен работать "как один отряд". Для этого царю необходимо заботиться о материальном поощрении чиновников: возвышать своих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам, награждать вельмож податными списками, а жрецов — участками земли. Для подбора людей в аппарат управления необходимо приближать к себе человека за дела его, не делая различия между сыновьями знати и простолюдинов.

Твори истину, и ты будешь жить долго на земле.

Сделай, чтоб умолк плачущий, не притесняй вдову,

не прогоняй человека из-за имущества его отца.

Не вреди вельможам из-за их мест.

Остерегайся наказывать несправедливо.

Не убивай, нехорошо это для тебя...

Остаются дела после смерти [человека],

Кладут их в кучу рядом с ним.

Вечность — это пребывание там.

Глуп тот, кто пренебрегает этим.

Но тот, кто достиг этого не делая греха, будет подобен богу

свободно шагающему, как владыка вечности...

Не делай различия между сыном (знатного) человека и

простолюдина. Приближай к себе человека за дела его,

и да будут творимы все ремесла...

Укрепляй жертвенники, почитай бога. Не говори, что это

слабость, не распускай рук, будь в радости...

Не порть памятников, чтобы их восстанавливал другой,

который придет после... Не строй гробницу,

разрушая сделанное, чтобы соорудить свою.

Смотри — вот царь, владыка радости, будь кротким,

и ты будешь спокоен в своем могуществе...

Заботься о людях, пастве бога...

Сотворил он для них небо и землю по их желанию,

уничтожил он мрак вод, создал он для них воздух...

Это подобия его, которые вышли из его тела.

Он сотворил свет по их желанию

и объезжает на ладье небо, чтобы видеть их.

Воздвиг он для себя святилище позади них

и слышит, когда они плачут.

Он создал для них владыку, как опору,

чтобы поддержать спину слабого...

Не причиняй страданий.

Уста мои, дают они законы для царя.

Открой лицо свое, чтобы ты возвысился как человек.

4) "Речение Ипусера"

Интересным памятником древнеегипетской мысли является "Речение Ипусера" (начало XVIII в. до н.э.). Усиление государственной эксплуатации, рост долгового рабства и ростовщичества привели к гражданской войне. В этой связи "Речение Ипусера" выражает точку зрения господствующих сословий на события в стране. Ипусер недоволен, что "простолюдины страны стали богатыми", "руководимые стали собственниками рабов", а "собственники богатств стали неимущими". Простолюдинов, ставших богачами, Ипусер именовал разбойниками, грабителями.

Ипусер стремился прежде всего к возрождению деспотически-бюрократического механизма регулирования хозяйства Древнего Египта. "Идеальный деспот", по мнению Ипусера, не должен был допускать междоусобий в стране, насилия, экспроприации знати. Новому правителю следует восстановить все должности, наладить систему трудовых повинностей, посредством которой происходит строительство пирамид и устройство водохранилищ, укрепить боевую мощь страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: