double arrow
Наука 20 века

Наука 19 века

Противоречивым и сложным было развитие науки в Украине. Ни Россия, ни Австро-Венгрия не были заинтересованы в проведении научных исследований в Украине, с подозрением воспринимали прогрессивные идеи. Однако украинские ученые внесли весомый вклад в развитие науки.
Развитию науки в Украине способствовали многочисленные научные общества, возникшие в 70-90-х годах: естествоиспытателей (в Харькове, Киеве и Одессе), математические (в Харькове), физико-математические (в Киеве), историко-филологические при Харьковском, Новороссийском университетах, историческое Нестора-летописца, научное - им. Т. Шевченко во Львове и др. Развитие науки в Украине был тесно связан с высшими учебными заведениями, преимущественно с университетами. Здесь формировались научные школы. В Харьковском университете кафедру механики возглавлял А. Ляпунов, который создал общую теорию устойчивости движения. Киевский математик М. Ващенко-Захарченко заключил ряд учебников, по которым учились многие поколения. Кафедру физики Киевского университета возглавлял М. Авенариус - основоположник одной из первых в России научных школ молекулярной физики. Один из основателей рентгенографии и рентгенологии в России М. Рильчиков с 1880 по 1902 г. работал в Харькове.

Развитие химической науки связано с именем Н. Бекетова, который с 1855 по 1887 г. возглавлял кафедру в Харьковском университете и заложил основы новой научной отрасли – Металлотермии и нового направления - физической химии.
Геологическая наука обязана своим развитием деятельности К. Феофилактова, который основал Киевскую школу геологии. Основоположником палеоботаники стал И. Шмальгаузен.
Плодотворную деятельность в области биологической науки в Новороссийском университете развернул выдающийся ученый И. Мечников, который вместе с М. Гамали открыл в Одессе первую в России и вторую в мире бактериологическую станцию. В этом же университете в 1871-1876 гг. основатель российской физиологической школы И. Сеченов возглавлял физиологическую лабораторию.
В золотой фонд медицины вошли труды талантливого киевского хирурга Ю. Шимановского, основоположника гистофизиологии Н.Хржонщевского, основателя отечественной экспериментальной гигиены В. Суботина.
Острая идейная борьба сопровождала развитие гуманитарных наук. Идеи развития экономики, науки, образования, необходимости нравственного совершенствования общества отстаивали Я. Ковельский, И. Котляревский, В. Каразин, П. Грабовский.
Историческая наука обогатилась рядом произведений Н. Костомарова. Из-под его пера вышли книги "Гетманство Выговского", "Гетманство Юрия Хмельницкого", "Руина", "Мазепа", "Павел Полуботок" и др.
Лазаревский издал свои исследования истории Левобережной Украины, В. Иконников - фундаментальный труд "Опыт русской историографии". Многочисленные труды по истории, археологии, этнографии написал В. Антонович, в частности "Исследования о гайдамацтве по актам 1700-1768 г.", "Археологические находки и раскопки в Киеве и Киевской губернии.
Несмотря на жестокие преследования украинского языка, большую работу по исследованию, а также исследованию литературы и фольклора выполняли П. Житецкий, А. Потебня, М. Петров. Большой вклад в исследование истории и теории украинской литературы сделал И. Франко. Фольклористика и этнография пополнились трудами М. Сумцова, П. Чубинского, М. Драгоманова, Б. Гринченко и др.






ХХ век богат на открытия. Теория вероятности, изобретение цифровых технологий и др. Одно из основных достижений науки ХХ века заключается в понимании того, что физический мир устроен по законам, понять и объяснить которые на языке привычных понятий достаточно сложно. Примером может служить мир квантовых явлений, для описания которых необходимо привлекать несколько дополнительных и "взаимоисключающих" понятий, типа "волна-частица". Естественнонаучные положение являются продуктом логического вывода и, как правило, сформулированы на языке уравнений и математических формул. Их связь с миром реальности, и то, что они предназначены описывать, осуществляется посредством интерпретации, которая ставит в соответствие тому или иному математическому понятию какую-либо грань мира реальности.

Интересной особенностью науки ХХ века является то, что многие интерпретации мифов и научных теорий имеют четкие аналогии. Наиболее ярким примером является миф о творении и современная теория происхождения Вселенной. Единство мира, которые присутствует в мифе, единые сценарии образования, которые присутствует в различных мифологических системах, находят свои аналоги в научных представлениях о возникновении порядка их хаоса, о становлении и развитии. Согласно мифологическим сюжетами появляется представление о воплощении последовательных принципов единства, двойственности, троичность и т.п., которые прослеживаются в эволюции звезд, планет, химических элементов, живых организмов. В теории нелинейных динамических систем их эволюция может быть представлена как последовательность этапов регулярного развития, меняющаяся благодаря этапами скачкообразного перехода. Более тонкое моделирование переходов обнаруживает хаотическое поведение системы в окрестности перехода, что позволяет провести параллели с мифологическим хаосом как разрушителем и в то же время творцом, и с мифами о потопе, обеспечивающих преемственность этапов регулярного развития.






Сейчас читают про: