Архитектура и монументальное искусство Пскова XII-XIV вв — Студопедия
Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!

Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Архитектура и монументальное искусство Пскова XII-XIV вв




Архитектура и монументальное искусство Владимиро-Суздальского княжества XII-XIII вв.

Владимиро-суздальское княжество появилось в итоге дробления Киевской Руси. Его расцвет начался с середины XII в. во времена правления Андрея Боголюбского. Он перенёс столицу из Киева во Владимир. Москва в то время входила в состав Владимиро-Суздальского княжества. Оно располагалось межу Окой и доном. Центр его, Владимир, стоит на берегу реки Клязьмы. В центре находилась крепость и Золотые ворота 1164 г. (в отличие от киевских, сохранились). Земляной вал, примыкавший к воротам, тоже сохранился.

В центре крепости традиционно расположен главный храм – Успенский собор (1150-1160-е гг.). Он чуть выше «распластанных» киевского и новгородского.

Особенность владимиро-суздальской архитектуры:

- чувство гармонии и вытянутости вверх;

- полуколонки на стенах, усиливающие ощущение вертикали (так называемый аркатурно-колончатый поясок);

- перспективный портал (со множеством арочек и углублений);

- высокий цоколь;

- материал – местный белый известняк.

Успенский собор трёхабсидный, пятиглавый. Со времени его постройки пятиглавие – самое распространённое решение в архитектуре.

Боголюбов город – резиденция Боголюбского. На въезде в неё – храм Покрова на Нерли (1165 г.). Река Нерль пересохла, но перед храмом в её бывшем русле расположен пруд. Храм одноглавый, гармоничный. Внутри столпов нет. Архитектура характерна для владимиро-суздальского княжества. Высота цоколя 4 м (т.к. вокруг заливные луга). Внутри стены расписаны фресками, которых сохранилось мало. Выше аркатурно-колончатого пояска на стенах появляются рельефы: изображение царя Давида с гуслями, львы и птицы.

В Боголюбовом городе была белокаменная церковь, в центре Рождественский собор и переходы, из которых сохранился только фрагмент башни и переход. Именно в этой башне по легенде был убит А. Боголюбский.

Дмитриевский собор в г. Владимире (сохранился) построен в конце XII в. Напоминает храм Покрова на Нерли, но приземистее, плотнее, крупнее. Выше аркатурно-колончатого пояска низкий рельеф на библйские сюжеты, а также Александр Македонский, мифические птицы, деревья, животные. В отличие от высокого рельефа храма Покрова, рельеф невысокий и мелкий. Причина в том, что его делали на земле, до подъёма и установки на стену, поэтому старались избежать массивности.

В первой половине XIII в. развитие архитектуры княжества идёт по двум направлениям:

- совершенствуется владимиро-суздальская традиция, т.е. происходит дальнейшее усиление декоративизма; здания строят из известняка, они имеют аркатурно-колончатый поясок; со временем рельефы заполняют все стены; примеры – Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (декор включает изображение слона), Рождественский собор во Владимире;




- ростово-ярославская традиция – более аскетичная, храмы из кирпича, без рельефов, простых строгих форм. Этот стиль предпочитали сами представители церкви, которые избегали экспрессивных форм.

Псков – «младший брат» Новгорода, как его называли в исторических документах. Впервые упоминается в 903 г. Как и в Новгороде, формой правления была вечевая республика (с 1340 г.). Независимость Псковское княжество потеряло в 1510 г., когда оно было присоединено к Москве.

В отличие от Новгорода, в Пскове сохранилось не много древних каменных храмов, и один из них – Спасо-Мирожский собор Мирожского мужского монастыря, построенный в XII в. Монастырь и собор названия получили по имени реки Мирожа, т.к. стоят у места её впадения в реку Великую. Собор одноглавый, с толстыми стенами и барабаном, с приниженными частями вокруг барабана. Возведён византийскими мастерами. Внутри сохранилось около 80% первоначальных фресок XII в. В настоящее время он на первом месте в России по количеству фресок XII в.

По стилистике это фрески линеарного типа. Цветовая гамма типична для Пскова и обусловлена цветами минералов с берегов реки Великой, которые использовались в производстве красок. Преобладают цвета голубой, синий, коричневый (лики), жёлтый (нимбы). Также типична тематика фресок: так, в барабане изображён не Христос Вседержитель, а Вознесение.

Знаменита фреска со сценой оплакивания Христа (на стене). Она настолько полюбилась псковичам, что её воспроизводили даже в иконах.



В древности храмы играли роль культурно-летописных центров. В частности, именно в этом храме в XIX в. был найден список «Слова о полку Игореве».

Храм Иоанновского монастыря. Нижние его части более древние, относятся к XII в. расположен на территории бывшего женского монастыря, который считался «элитным», т.к. в качестве монахинь в нём жили жёны князей Довмонта и Александра Невского. Характерные черты храма – мощные стены и окна-бойницы. Фресок практически не сохранилось.

Собор Снитогорского женского монастыря (в окрестностях Пскова, 1310 г.). Монастырь стоит на берегу реки Великой. Сохранились фрески XIV в., которые продолжают традицию фресок Спасо-Мирожского собора.

Большое внимание уделялось во Пскове фортификационным сооружениям. В центре города в месте впадения реки Псковы в Великую находится старинная крепость «кром». Для уничтожения неприятеля между стенами устроены тупики-ловушки. Стена имеет высоту до 20 м, называется «перша». К ней примыкает Довмонтов город – территория 200×200 м, названная в честь псковского князя прибалтийского происхождения. На ней найдено 12-13 фундаментов храмов, а фактически их было больше. В XIII-XIV вв. это был религиозный центр города.

Вокруг располагался Средний город, а ещё дальше на периферию – Окольный город, который тоже был окружён стенами с башнями толщиной до 10 м.

Псково-Печёрский монастырь расположен в 70 км от Пскова в низине. Окружён каменными стенами, т.е. представляет собой мини-крепость.

В 30 км от Пскова в западном направлении находится Изборск, где есть крепость 1330 г. Она стоит на высоком холме естественного происхождения, сложена из кирпича и камня. Имеет разветвлённые подземные ходы, ведущие в соседние населённые пункты. Вокруг расположено несколько водоисточников.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 565; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 11122 - | 8272 - или читать все...

Читайте также:

 

3.233.215.196 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.