Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
Образовательные технологии
30% - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий
№ п/ п | № семес тра | Виды учебной работы | Образовательные технологии |
1. | Лекция | Объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемного изложения, технология развития критического мышления, иллюстративный метод с использованием информационных технологий, обучение в сотрудничестве. | |
2. | Практическое занятие (семинар) | Мини-опрос, дискуссия, круглый стол, собеседование по текстам сообщений | |
3. | СРС | Изучение литературы, составление конспектов. |
10.1 Проверка текущих знаний. Самостоятельная работа по анализу текста, исходя из заявленных положений. Развернутые ответы на вопросы, связанные со спецификой литературы определенной эпохи и художественного метода (в письменной форме).
|
|
1. Жанровая система и стили древнерусской литературы.
2. Общая характеристика литературы классицизма (мировоззренческий и эстетический уровни). Жанровая система. Национальные особенности русского классицизма. Вклад М. Ломоносова в развитие отечественного классицизма.
3. Поэтическое новаторство Г. Державина.
4. Сентиментализм как литературное направление (общая характеристика). Концепция личности. Поэтика повести Н. Карамзина «Бедная Лиза».
5. Комедия «Горе от ума» А. Грибоедова: особенности художественного метода (классицистические и реалистические черты).
6. Романтизм как литературное направление. Особенности художественного видения. Концепции двоемирия и творческой личности (показать на примере поэзии В.Жуковского и К. Батюшкова).
7. Периодизация творчества А. Пушкина. Художественный мир поэмы «Руслан и Людмила».
8. А. Пушкин как романтик. Поэтика «южных поэм».
9. «Маленькие трагедии» А. Пушкина: жанровая специфика, особенности конфликта.
10.«Евгений Онегин» как роман в стихах (жанровая природа). Композиция, «зеркальный принцип», картины русской жизни. Особенности реалистического метода. Образы Татьяны Лариной и Евгения Онегина.
11. Романтическое творчество М. Лермонтова: лирика, поэмы «Демон», «Мцыри». Специфика художественного видения, основные мотивы.
12. Роман М. Лермонтова «Герой нашего времени»: смысл расхождения фабулы и сюжета, романтические и реалистические тенденции. Смысл названия. Противоречивый характер главного героя. Тема рока.
13. Особенности циклического образования «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода», «Петербургских повестей» Н. Гоголя. Авторская оценка героев.
|
|
14. «Мертвые души» Н. Гоголя как поэма. Замысел произведения Смысл названия. Композиционная и идейная роль лирических отступлений. Образ Чичикова в метафизическом аспекте. Принципы, определяющие логику последовательности знакомства главного героя с помещиками. Символический подтекст образа Руси - Тройки.
15. Сатирическая направленность творчества М. Салтыкова - Щедрина (показать на примере одного произведения). Гротеск как стилевая доминанта.
16. Лирика Ф. Тютчева: философское осмысление человека и бытия, специфика трагического мироощущения, образное моделирование мира, основные мотивы.
17. А. Фет как поэт импрессионистического склада. Поэтика звука, образной детали, суггестивность стиля.
18. Социальная и религиозно-нравственная характеристика образа Ильи Обломова в романе И. Гончарова «Обломов».
19. Романы И. Тургенева: типы героев, драматические коллизии, уровни мировоззренческих споров (онтологический, гносеологический, идеологический). Тема «Лишнего человека» (Показать на примере одного романа).
20. Н. Некрасов как поэт - новатор. «Кому на Руси жить хорошо»: связь эпического и лирического начал.
21. Драматургия А. Островского: главные герои, основные темы, конфликт, языковые черты (на примере одного произведения). Драматургические произведения как «пьесы жизни».
22. Жанровое многообразие творчества Н Лескова Стилевая манера сказа (на примере одного произведения).
23. Герой-идеолог в романном творчестве Ф. Достоевского (на примере одного произведения). Понятие «полифонического романа».
24. Жанровое своеобразие романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского. Евангельские и сновидческие мотивы.
25. «Война и мир» Л. Толстой как роман - эпопея. «Мысль семейная» и «мысль народная» в романе, концепция истории. Понятие «диалектики души».
26. «Анна Каренина» как роман-трагедия. Религиозный и психологический аспект судьбы главной героини. Символика образов.
27. Прозаическое творчество А. Чехова: новаторство, поэтика, авторская позиция. Специфика реалистического метода, писателя.
28. Драматургия А. Чехова: приемы создания характеров, конфликт, художественные особенности построения действий (на примере одной пьесы.
29. Общая характеристика русской литературы рубежа веков (19-20 вв.). Понятие декаданса, феномен Серебряного века.
30. Символизм как литературное направление. Понятие символа. Философские и эстетические установки старших символистов и младосимволистов.
31. Поэма А. Блока «Двенадцать»: идейно-философский смысл, символика образов, интерпретации образа Христа.
- Поэтическое и прозаическое творчество И. Бунина: своеобразие творческого видения, круг тем, специфика образности, проблематика, стиль. Жанр прозаической миниатюры.
- Традиции и новаторство в художественной прозе А. Куприна.
- Акмеизм как литературное направление. Основные эстетические установки. Стилевые особенности. Охарактеризовать поэтическое творчество одного из акмеистов (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам).
- Русский поэтический авангард начала века. Общая характеристика. Эстетическая программа. Понятие «зауми». Эксперименты со словом. Проанализировать стихотворение, учитывая футуристические принципы (И. Северянин, В. Маяковский, В. Хлебников).
- Авангардные течения начала 20 в. Основные концепции. Особенности поэтики образов.
- Поэтическое новаторство В. Маяковского.
- Лирика М. Цветаевой и Б. Пастернака. Дать характеристику творчества одного поэта по следующим критериям: специфика художественного видения, основные темы, мотивы, особенности стиля и поэтики образов.
- Особенности сатирического изображения действительности в литературе 20-х гг. Показать на примере одного произведения (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров).
- Роман М. Горького «Мать» как произведение социалистического реализма. Эволюция главной героини. Тема жертвы и жертвенности. Понятие «религиозного реализма».
- «Мы» Е. Замятина как роман-антиутопия. Хронотоп «стеклянного рая». Связь с «Откровением» Иоанна Богослова. Особенности портретной характеристики героев.
- Нравственно-философская проблематика повести А. Платонова «Котлован». Мифологическая и религиозная основа произведения. Судьба героев и государства в глобальном переустройстве мира. Проблема взаимоотношения человека с окружающим миром в рассказе «Песчаная учительница».
- Идейно-философский смысл романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Композиция, система персонажей. Вопрос об истине. Мотив «дом - бездомье».
- «Тихий Дон» М. Шолохова как роман-эпопея. Картина мироздания в романе. Нравственно-идейные искания Григория Мелехова.
- Поэмы А. Твардовского. Единство эпического и лирического, своеобразие раскрытия темы героического характера. Особенности реалистического изображения. Поэтическая форма.
Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»: жанровое своеобразие, судьба главного героя в контексте истории, христианские мотивы.
|
|
- «Деревенская проза»: проблема национального характера, идейно-тематическое содержание, конфликт, авторская позиция (показать на примере одного произведения).
- Современная российская поэзия: стили и направления. Анализ творчества одного из поэтов (И. Бродский, А. Вознесенский, Л. Лосев, О. Седакова, Т. Кибиров, С. Парщиков и др.).
- Постмодернизм как литературное направление. Эстетика и поэтика русской постмодернистской прозы (показать на примере одного произведения).
12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: