double arrow
Перечень вопросов к экзамену (второй семестр)

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Образовательные технологии

30% - интерактивных занятий от объема аудиторных занятий

№ п/ п № семес тра Виды учебной работы Образовательные технологии
1. Лекция Объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемного изложения, технология развития критического мышления, иллюстративный метод с использованием информационных технологий, обучение в сотрудничестве.
2. Практическое занятие (семинар) Мини-опрос, дискуссия, круглый стол, собеседование по текстам сообщений
3. СРС Изучение литературы, составление конспектов.

10.1 Проверка текущих знаний. Самостоятельная работа по анализу текста, исходя из заявленных положений. Развернутые ответы на вопросы, связанные со спецификой литературы определенной эпохи и художественного метода (в письменной форме).

1. Жанровая система и стили древнерусской литературы.

2. Общая характеристика литературы классицизма (мировоззренческий и эстетический уровни). Жанровая система. Национальные особенности русского классицизма. Вклад М. Ломоносова в развитие отечественного классицизма.

3. Поэтическое новаторство Г. Державина.

4. Сентиментализм как литературное направление (общая характеристика). Концепция личности. Поэтика повести Н. Карамзина «Бедная Лиза».




5. Комедия «Горе от ума» А. Грибоедова: особенности художественного метода (классицистические и реалистические черты).

6. Романтизм как литературное направление. Особенности художественного видения. Концепции двоемирия и творческой личности (показать на примере поэзии В.Жуковского и К. Батюшкова).

7. Периодизация творчества А. Пушкина. Художественный мир поэмы «Руслан и Людмила».

8. А. Пушкин как романтик. Поэтика «южных поэм».

9. «Маленькие трагедии» А. Пушкина: жанровая специфика, особенности конфликта.

10.«Евгений Онегин» как роман в стихах (жанровая природа). Композиция, «зеркальный принцип», картины русской жизни. Особенности реалистического метода. Образы Татьяны Лариной и Евгения Онегина.

11. Романтическое творчество М. Лермонтова: лирика, поэмы «Демон», «Мцыри». Специфика художественного видения, основные мотивы.



12. Роман М. Лермонтова «Герой нашего времени»: смысл расхождения фабулы и сюжета, романтические и реалистические тенденции. Смысл названия. Противоречивый характер главного героя. Тема рока.

13. Особенности циклического образования «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Миргорода», «Петербургских повестей» Н. Гоголя. Авторская оценка героев.

14. «Мертвые души» Н. Гоголя как поэма. Замысел произведения Смысл названия. Композиционная и идейная роль лирических отступлений. Образ Чичикова в метафизическом аспекте. Принципы, определяющие логику последовательности знакомства главного героя с помещиками. Символический подтекст образа Руси - Тройки.

15. Сатирическая направленность творчества М. Салтыкова - Щедрина (показать на примере одного произведения). Гротеск как стилевая доминанта.

16. Лирика Ф. Тютчева: философское осмысление человека и бытия, специфика трагического мироощущения, образное моделирование мира, основные мотивы.

17. А. Фет как поэт импрессионистического склада. Поэтика звука, образной детали, суггестивность стиля.

18. Социальная и религиозно-нравственная характеристика образа Ильи Обломова в романе И. Гончарова «Обломов».

19. Романы И. Тургенева: типы героев, драматические коллизии, уровни мировоззренческих споров (онтологический, гносеологический, идеологический). Тема «Лишнего человека» (Показать на примере одного романа).

20. Н. Некрасов как поэт - новатор. «Кому на Руси жить хорошо»: связь эпического и лирического начал.

21. Драматургия А. Островского: главные герои, основные темы, конфликт, языковые черты (на примере одного произведения). Драматургические произведения как «пьесы жизни».

22. Жанровое многообразие творчества Н Лескова Стилевая манера сказа (на примере одного произведения).

23. Герой-идеолог в романном творчестве Ф. Достоевского (на примере одного произведения). Понятие «полифонического романа».

24. Жанровое своеобразие романа «Преступление и наказание» Ф. Достоевского. Евангельские и сновидческие мотивы.

25. «Война и мир» Л. Толстой как роман - эпопея. «Мысль семейная» и «мысль народная» в романе, концепция истории. Понятие «диалектики души».

26. «Анна Каренина» как роман-трагедия. Религиозный и психологический аспект судьбы главной героини. Символика образов.

27. Прозаическое творчество А. Чехова: новаторство, поэтика, авторская позиция. Специфика реалистического метода, писателя.

28. Драматургия А. Чехова: приемы создания характеров, конфликт, художественные особенности построения действий (на примере одной пьесы.

29. Общая характеристика русской литературы рубежа веков (19-20 вв.). Понятие декаданса, феномен Серебряного века.

30. Символизм как литературное направление. Понятие символа. Философские и эстетические установки старших символистов и младосимволистов.

31. Поэма А. Блока «Двенадцать»: идейно-философский смысл, символика образов, интерпретации образа Христа.

  1. Поэтическое и прозаическое творчество И. Бунина: своеобразие творческого видения, круг тем, специфика образности, проблематика, стиль. Жанр прозаической миниатюры.
  2. Традиции и новаторство в художественной прозе А. Куприна.
  3. Акмеизм как литературное направление. Основные эстетические установки. Стилевые особенности. Охарактеризовать поэтическое творчество одного из акмеистов (Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам).
  4. Русский поэтический авангард начала века. Общая характеристика. Эстетическая программа. Понятие «зауми». Эксперименты со словом. Проанализировать стихотворение, учитывая футуристические принципы (И. Северянин, В. Маяковский, В. Хлебников).
  5. Авангардные течения начала 20 в. Основные концепции. Особенности поэтики образов.
  6. Поэтическое новаторство В. Маяковского.
  7. Лирика М. Цветаевой и Б. Пастернака. Дать характеристику творчества одного поэта по следующим критериям: специфика художественного видения, основные темы, мотивы, особенности стиля и поэтики образов.
  8. Особенности сатирического изображения действительности в литературе 20-х гг. Показать на примере одного произведения (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров).
  9. Роман М. Горького «Мать» как произведение социалистического реализма. Эволюция главной героини. Тема жертвы и жертвенности. Понятие «религиозного реализма».
  10. «Мы» Е. Замятина как роман-антиутопия. Хронотоп «стеклянного рая». Связь с «Откровением» Иоанна Богослова. Особенности портретной характеристики героев.
  11. Нравственно-философская проблематика повести А. Платонова «Котлован». Мифологическая и религиозная основа произведения. Судьба героев и государства в глобальном переустройстве мира. Проблема взаимоотношения человека с окружающим миром в рассказе «Песчаная учительница».
  12. Идейно-философский смысл романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Композиция, система персонажей. Вопрос об истине. Мотив «дом - бездомье».
  13. «Тихий Дон» М. Шолохова как роман-эпопея. Картина мироздания в романе. Нравственно-идейные искания Григория Мелехова.
  14. Поэмы А. Твардовского. Единство эпического и лирического, своеобразие раскрытия темы героического характера. Особенности реалистического изображения. Поэтическая форма.

Роман Б. Пастернака «Доктор Живаго»: жанровое своеобразие, судьба главного героя в контексте истории, христианские мотивы.

  1. «Деревенская проза»: проблема национального характера, идейно-тематическое содержание, конфликт, авторская позиция (показать на примере одного произведения).
  2. Современная российская поэзия: стили и направления. Анализ творчества одного из поэтов (И. Бродский, А. Вознесенский, Л. Лосев, О. Седакова, Т. Кибиров, С. Парщиков и др.).
  3. Постмодернизм как литературное направление. Эстетика и поэтика русской постмодернистской прозы (показать на примере одного произведения).

12. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:






Сейчас читают про: