Хирургия Древнего Египта

Глава 1 В ЭПОХУ ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Заключение

Гален

Идеалистические тенденции.

Политический и экономический кризис Римской Империи оказал решающее влияние на судьбы поздней римской философии, культуры и науки. В I в. до н. э. начали зарождаться идеи будущего христианства.

Во многих отраслях естествознания обострились дуалистические тенденции. Это четко прослеживается на судьбе поздней античной астрономии. С одной точки зрения, античная астрономия к концу I в. н. э. окончательно усвоила достижения вавилонской математической астрономии, с другой – рядом с научной астрономией широкое развитие у древних римлян получила эллинистическая астрология, которая возникла, как полагают, в III в. до н. э. в школе Бероса на о. Кос. Главной задачей римской астрологии стало составление гороскопов. Астрологи служили и при дворе римских императоров.

Противоречия, свойственные поздней римской науке, ярко отразились в трудах Птолемея. С одной стороны, Птолемей создал самое выдающееся произведение античной астрономии, в котором подробно изложил общепринятое в то время учение о геоцентрическом движении планет и их взаимообусловленной связи друг с другом и с Землей. С другой стороны, именно Птолемею принадлежит одно из крупнейших произведений по античной астрологии, в котором изложены преставления о влиянии небесных тел на человечество, материки и природные явления в целом. Такая двойственность характеризует деятельность многих ученых периода поздней античности, когда усилились идеалистические настроения и обострилась борьба между “Линией Демокрита” и “Линией Платона” – двумя основными движениями в философии. В области медицины этот дуализм проявился в деятельности величайшего врача древнего мира – Галена.

Выдающийся врач Древнего мира Гален родился в г. Пергаме в семье архитектора. В возрасте 14 лет Гален начал занятия в философской школе. С 17 лет он посвятил себя медицине, которую изучал в Пергаме, Смирне, Коринфе, Афинах, но особенно в Александрии, где его учителями были последователи Герофила и Эразистрата.

С большой тщательностью изучал Гален труды своих предшественников и современников. Вследствие, цитируя их или ссылаясь на них, Гален сохранил для последующих поколений имена и достижения тех, чьи сочинения погибли или сгорели во время многочисленных пожаров хранилищ рукописей.

Гален много путешествовал: посетил Кипр, Палестину, Лемнос, Каппадокию, Аквилею. Вернувшись в свой родной город, он в течение ряда лет работал должности врача в школе гладиаторов Пергама. После восстания гладиаторов, Гален переехал в Рим, где прославился своими лекциями и успешной медицинской практикой.

Гален признается автором более чем 125 трудов по медицине, из которых до наших дней сохранилось около 80. Важнейшими из них, являются: “О больных частях тела”, “Об анатомии”, “Терапевтические методы”, “О составе лекарств”. Несколько работ Галена посвящено комментариям трудов “Гиппократова сборника”.

Дуализм Галена проявился в его колебаниях между материализмом и идеализмом.

Материалистическая позиция прослеживается в его исследованиях в области анатомии и физиологии. К тому времени когда Гален прибыл в Александрию, там уже перестали производить секции человеческих трупов, и Гален анатомировал высших обезьян, свиней, собак и копытных, а иногда даже львов и слонов; часто проводил вивисекции. Данные, полученные при многочисленных вскрытиях животных, он переносил в анатомию человека. Так, в трактате “Об анатомии мышц” им описано около 300 мышц. Среди них есть такие, которые отсутствуют у человека, но есть у некоторых животных. В то же время Гален не описал характерную для человеческой руки мышцу, противопоставляющую большой палец. Впоследствии эту и многие другие ошибки Галена исправил выдающийся анатом эпохи возрождения Андреас Везалий.

Гален подробно изучил анатомию всех систем организма. Он описал кости, мышцы, связки, внутренние органы, но особенно велики его заслуги в области исследования нервной системы. Гален описал все отделы головного и спинного мозга, семь пар черепно-мозговых нервов, 58 спинно-мозговых нервов и нервы внутренних органов. Он широко использовал поперечны и продольные сечения спинного мозга в целях исследования чувствительных и двигательных расстройств ниже места сечения.

Он правильно описал анатомическое строение сердца, венечных сосудов и артериальный проток. Однако перегородку сердца Гален ошибочно считал проницаемой для крови. По его мнению, кровь могла беспрепятственно переходить из правого желудочка в левый, минуя периферические сосуды и круги кровообращения. Эта неправильная точка зрения считалась абсолютно правильной и не подлежащей критике вплоть до XVI столетия, когда испанский ученый-богослов М. Сервет, сожженный Ж. Кальвином на медленном огне в 1553 г., в своем труде “Возрождение христианства” впервые в Европе описал малый круг кровообращения. Математическое и экспериментальное обоснования кругового движения крови было дано только спустя сто лет английским ученым У. Гарвеем.

Гален широко занимался лечебной практикой. Его учение о болезнях носило гуморальный характер и основывалось на представлениях о четырех главных соках организма: крови, слизи, желтой и черной желчи. Он был опытным хирургом и считал анатомию фундаментом хирургии.

Гален внес большой вклад в развитие фармакологии. Ряд лекарственных средств, получаемых путем механической и физико-химической обработки природного сырья, до настоящего времени носит название “галеновы препараты”.

Произведения Галена в течение 14 веков были основным источником медицинских знаний в Европе.

Гален жил в период рабовладельческого строя, когда в философии оживились идеалистические тенденции. Большое влияние на формирование мировоззрения Галена оказали: учение Платона о пневме и учение Аристотеля о целесообразности всего созданного природой.

Исходя из учения Платона о пневме, Гален считал, что в организме “пневма” обитает в трех ее видах: в мозге, в сердце, в печени. Все жизненные процессы он объяснял действием нематериальных сил, которые образуются при разложении пневмы: нервы несут “душевную силу”, печень дает крови “естественную силу”, пульс возникает под действием “пульсирующей силы”.

Подобные трактовки придавали идеалистическое содержание кропотливо собранному экспериментальному материалу Галена. Он правильно описывал то, что видел, но неправильно трактовал полученные результаты. В этом и состоит дуализм учения Галена.

Учение Галена и его значение трудно переоценить. Рядом с Галеном могут быть поставлены лишь Гиппократ и Авиценна. Неутомимый исследователь природы, основоположник экспериментальной анатомии и физиологии, терапевт и хирург.

Ученые и натуралисты древних Греции и Рима внесли огромный вклад в развитие медицины. Они обобщили полумагические системы древнего Египта, Вавилона, Персии и в результате экспериментов, сумели перевести медицину с уровня магии и заговоров на научный уровень. Конечно, несовершенство техники того времени и незнание людьми фундаментальных законов естества не позволили им полностью избавиться от заблуждений в сфере человеческого тела, однако то, что было сделано, действительно заслужило того, чтобы имена ученых и простых медиков древнего мира были внесены в анналы истории.

С падением Западной Римской империи в 476 г. древняя рабовладельческая система Западного средиземноморья перестала существовать. Наступил новый период истории – эпоха феодализма. Достижения древних рабовладельческих цивилизаций Греции и Рима легли в основу последующего развития европейской, а вместе с ней и мировой культуры.

Литература: Сорокина Т. С. "Атлас истории медицины: Первобытное общество. Древний мир". - 2-е издание., перераб и допол. - М.: Изд-во УДН, 187. - 1168 с., ил.
Материал: Дядюшка СЭР

                   

Хирургия - древнейшая отрасль врачевания - возникла еще в доисторические времена и развивалась в общем русле культуры первоначально в странах древних цивилизаций. Возникновение древних цивилизаций, когда человечество вступило на новую сту- пень общественного развития, относят к IV-III тысячелетиям до н.э.

Эволюция культуры, рост ее достижений и появление опреде- ленных научных знаний самым положительным образом сказались на медицине (и хирургии как ее неотъемлемой части): использо- вавшая прежде лишь эмпирический опыт народного врачевания, она получила новые стимулы для своего развития.

Полагают, правда, что хирургия как вид медицинской помощи родилась с возникновением первобытного общества. Об этом сви- детельствуют археологические находки.

Так, в пещере Шанидар (Ирак) были обнаружены останки взрослого мужчины, который жил примерно 45 000 лет назад: у него правая рука была ампутирована (по-видимому, намеренно) выше локтя.

Первобытные люди умели, очевидно, лечить раны и переломы, вправлять вывихи, использовать целебные растения. В последу- ющем начался процесс накопления медицинских знаний и фор- мирование особого круга специалистов, чьей профессиональной обязанностью и основным занятием стало лечение заболеваний и травм.

Прародина цивилизации, как часто называют Древний Египет, подарила человечеству медицину и хирургию, достижениям кото- рых мы не перестаем удивляться и поныне. Египетская медицина считалась в древности наиболее совершенной и пользовалась са- мым широким признанием. Уже в V в. до н.э., по свидетельству греческого историка Геродота, среди древнеегипетских врачей су- ществовала определенная специализация. «Каждый врач, - писал Геродот, - излечивает только одну болезнь. Поэтому везде у них полно врачей, одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, чет- вертые желудок, пятые внутренние болезни». Были там, конечно, и врачи-хирурги.

Возможно, первым хирургом в Древнем Египте был Имхотеп, живший в начале III тысячелетия до н.э., - визирь, верховный жрец, придворный врач и архитектор фараона III династии Джосе- ра. Имхотепа считают автором одного из древнейших медицинских сочинений и в течение тысячелетий называют великим хирургом.

Существуют свидетельства, что уже в первой половине III ты- сячелетия до н.э. у древних египтян были медицинские тексты. В XIX-XX вв. в Египте были найдены древние медицинские па- пирусы - папирус Эберса, папирус Смита, папирус Херста и др. Знакомство с их содержанием, как и сохранившиеся хирургиче- ские инструменты, изображения на памятниках, храмах и гробни- цах, исследование мумий, сохранивших следы трепанации черепа, ампутации конечностей, удалений опухолей, - все это позволяет говорить о довольно высоком уровне хирургии в древнеегипетском государстве, т.е. уже в III-II тысячелетиях до н.э. Особенно цен- ными представляются сведения, содержащиеся в папирусе Смита (считается, что он создан в XVII в. до н.э.). Это ценнейший памят- ник древнеегипетской медицины, по существу, представляющий собой хирургический трактат: он был переведен и издан американ- ским ученым Д. Брестедом только в 1930 г. и сразу стал подлинной научной сенсацией.

«Все описания, имеющиеся в этом медицинском папирусе, - отмечал живший в Египте русский врач Б.В. Булгаков, - резко отличаются от остальных (т.е. описаний в других папирусах. - М.М.) в том смысле, что в нем имеются не только предписания, как лечить, но и описание болезни с пояснением анатомической картины». Анатомия человека была довольно хорошо (по мер-

кам древности) известна врачевателям Древнего Египта благодаря тому, что в стране пирамид многие столетия существовала тра- диция бальзамирования (мумификации) трупов. Это помогало в распознавании и лечении болезней, особенно тех, которые лечили хирургическими способами.

папирусе Смита содержатся описания различных поврежде- ний головы, шеи, груди, позвоночника и др. Все это изложено в форме «наставлений» - предписаний, как следует поступать при различных болезнях и травмах. Каждое такое «наставление» по- священо определенной нозологической форме: приведена симп- томатика, даны указания по диагностике и способу лечения, а также прогностике. Вот, например, в «Наставлении относительно зияющей раны головы, достигшей кости черепа», врачу предлага- лось действовать следующим образом: «Если ты обследуешь чело- века, имеющего зияющую рану головы, достигшую кости черепа, тебе следует положить руку на рану и ощупать ее. В результате ты обнаружишь, что череп больного не поврежден». Дальше сле- довало сформулировать диагноз и возможности лечения: «Тебе следует сказать в отношении этого больного: он имеет зияющую рану головы; эту болезнь я вылечу». При лечении этой раны папи- рус предлагал врачу предпринять разумные и осмысленные меры: «Тебе следует перевязать рану, положив на нее свежее мясо в пер- вый день; при перевязке тебе следует использовать две полоски полотна, затем используй жир, мед и корпию все последующие дни вплоть до полного выздоровления».

По-другому рекомендовалось поступать в «Наставлении отно- сительно зияющей раны головы, достигающей кости черепа и рас- коловшей его». Это было гораздо более серьезное повреждение, и обследовать пострадавшего требовалось куда более тщательно. Хотя диагноз был более серьезным, все-таки в лечении можно было попытаться достигнуть успеха, и поэтому в папирусе вра- чу давался такой совет: «Тебе следует сказать: эту болезнь я буду стараться вылечить». Далее следовали конкретные рекомендации: «Когда ты определишь, что череп больного расколот, тебе не сле- дует делать перевязку. Удобным для больного является положение сидя. Сделай ему из чего-либо твердого, как кирпич, две опоры и наблюдай за ним, пока не пройдет критический момент. Тебе следует втирать жир в район головы, шеи и плеч». Так следовало лечить всех, кто получил травму черепа.

Иначе следовало действовать в случаях, когда травма была еще более тяжелой, например, при зияющей ране головы, про- никшей до кости черепа, размозжившей его и вскрывшей мозг. «Тебе следует сказать, - советовал врачу автор папируса, - это болезнь, которую я не смогу вылечить». Однако, руководствуясь профессиональным долгом (деятельность древнеегипетских врачей протекала в рамках довольно строгой религиозной морали), врач не должен был бросать пострадавшего на произвол судьбы. Ему предписывалось действовать так: «Тебе не следует делать больному перевязку, уложи его в удобное для него положение на все время, пока его повреждение не пройдет». К этому автор папируса де- лал существенное дополнение, точнее, разъяснение со ссылкой на другое медицинское сочинение: «Что касается фразы «размозжив- шей череп», то это означает, что удар по голове был таким силь- ным, что осколки костей проникли глубоко в то, что находится внутри черепа». «Трактат о том, что относится к ранам» дает такое определение: «Это означает, что черепная коробка раскололась на многочисленные кусочки, которые утонули в том, что находится внутри черепной коробки». Упоминаемый здесь «Трактат» - еще одно свидетельство высокого уровня древнеегипетской хирургии: вполне вероятно, что этот трактат, не дошедший до нас, был более полным хирургическим руководством.

Предметом особого внимания в папирусе Смита были раны и травмы, полученные, скорее всего, в результате боевых действий: хирургия и тогда уже была «дитем войны». Среди хирургических методов, которые использовали древнеегипетские хирурги, были и прижигания. Так, в папирусе Смита содержатся обоснованные ре- комендации по диагностике и лечению тех заболеваний, которыми занимается сейчас гнойная хирургия. Безусловный интерес вызы- вает «Наставление относительно опухолей с выраженной головкой на груди», в котором рекомендовалось прижигать эти опухоли. Та- ким образом, хирургу рекомендовался радикальный метод лече- ния. Аналогичной должна была быть тактика врача «относительно нарыва с выраженной головкой». Продуманными были и советы по диагностике и лечению незаживающих язв. Здесь надо было применять холодные «прикладывания» с использованием расти- тельных средств. «Прикладывания» использовались для высуши- вания раны с помощью минералов и жира, а затем применялись припарки с растительными средствами.

При лечении больших и осложненных ран следовало придержи- ваться другой тактики - постоянно наблюдать за состоянием раны и изменять лечение в соответствии с новым диагнозом. Вполне рациональными были меры, которые предлагалось принимать в случае перелома костей. Например, в «Наставлении относительно перелома руки с зияющей раной» врачу рекомендовалось «сделать для больного две шины из полотна и перевязать ее с «имереу» - особым лекарством, состав которого нам неизвестен. Другими сло- вами, следовало осуществить фиксацию костей в месте перелома, а в дальнейшем применять жир, мед и корпию ежедневно. При лечении переломов древнеегипетские врачи использовали приспо- собления типа современных шин, лонгет, лубков. Применялось даже что-то, напоминавшее гипсовые повязки: полоски полотна опускали в алебастр или особые затвердевающие смолы, а потом накладывали на место перелома. В целом ряде рекомендаций под- черкивалось важное значение покоя.

Большое внимание в папирусе Смита уделялось прогностике. Пожалуй, каждая рана или травма оценивались либо как вполне излечимые («тебе следует сказать: эту болезнь я вылечу»), либо как возможно излечимые («эту болезнь я буду стараться вылечить»), либо как инкурабельные («эту болезнь я не смогу вылечить»); к последним древний манускрипт относил повреждение головно- го мозга («размозжение черепа без видимого разрыва кожи») или спинного мозга («вывих шейного позвонка», «раздавливание по- звонка шеи»). Подобная классификация болезней была обще- принятой в древнеегипетской медицине. Например, в одном из древнейших медицинских папирусов, относящемся примерно к III тысячелетию до н.э. и приписываемом самому Имхотепу, содер- жится разбор 48 случаев травм, которые по прогнозу подразделя- лись на излечимые, сомнительные и безнадежные.

Древнеегипетские врачи обладали определенными знаниями анатомии и физиологии человеческого организма. Как видно из употреблявшихся тогда анатомических терминов, им были извест- ны многие органы, в том числе и жизненно важные, такие как мозг, сердце, печень, почки. Эти знания, полученные главным об- разом при вскрытиях трупов, связанных с изготовлением мумий, а также при операциях и других лечебных процедурах, использо- вались при обследовании больного, постановке диагноза, назначе- нии лечения.

Обследованию больного в папирусе Смита уделялось особен- но большое внимание. Древний врач, автор папируса, разъяснял, что «это означает подсчет, подобно подсчету чего-либо с помощью меры... Обследование - это подобно подсчету некоторого количе- ства... Измерение подобно подсчету делает возможным применить подсчет в случае болезни человека, чтобы знать о работе сердца. А каналы или сосуды от сердца идут ко всем членам. Итак, если жрец богини Сохмет (богини - покровительницы врачевания. - М.М.) или любой другой врач положит свои руки или коснется пальцами головы, затылка, любой ноги, он измеряет работу серд- ца, потому что совместно с сердцем пульсирует каждый сосуд всех членов. Говорить «измерение» в отношении раны можно потому, что сосуды от сердца идут до головы, затылка и ног... работа серд- ца позволяет выявить признаки, которые проявляются, понятие «измерение» вводится для того, чтобы знать, что произошло».

Об этом же, по существу, говорится и в другом медицинском сочинении - папирусе Эберса, в котором был сформулирован, в частности, важный принцип - «смысл врачебного секрета за- ключается в знании работы сердца и знании самого сердца». Из всего этого явствует, что древнеегипетской медицине была извест- на важная роль сердца и кровеносных сосудов: древние египтяне придерживались представлений о многофункциональности этого органа. Они приписывали сердцу исключительную роль в жизне- деятельности человека, считая его органом мышления, чувств и средоточием жизненной энергии, а также органом, «связанным с кровообращением».

          В папирусе Эберса и в некоторых других, дошедших до нас ме- дицинских сочинениях древних египтян, также содержатся весьма рациональные хирургические предписания. Например, папирус Херста (XVI в. до н.э.) учит, как лечить нарывы, опухоли, язвы, ожо- ги, ушибы и ссадины, а также болезни заднепроходного отверстия, укусы диких животных, заболевания полости рта и т.д. Особенно интересны в нем наставления по лечению переломов костей. В папирусе Эберса говорилось о лечении некоторых хирургиче- ских заболеваний. При ожогах, например, для перевязки ран пред- лагались различные лекарства: в их числе были и рациональные - содержавшие мед, масло, манну, ячмень, воск и др., и, мягко говоря, экзотические, т.е. экскременты овцы и кошки, кошачья шерсть, хрящи каракатицы и др. Кроме того, использовались ма-      

гические заклинания и молитвы. Разнообразные сложные лекар- ства из многих ингредиентов предлагались для лечения язвенных ран и избавления от волдырей.

Наибольший интерес вызывали наставления хирургу по поводу различных опухолей. К опухолям древнеегипетские врачи относи- ли самые различные увеличения размеров или форм органов или тканей, например (по современной терминологии) грыжи, карбун- кулы, аневризмы, гематомы, абсцессы, атеромы и т.д. Соответ- ственно разными были и способы лечения. Так, если врач имел дело с кистоидной опухолью, он должен был, диагносцировав это заболевание («опухоль движется при ощупывании пальцами из стороны в сторону»), произвести операцию, а затем лечить, как обычную рану. Активной тактики предлагалось придерживаться при проведении лечения гнойной опухоли или гематомы. Напри- мер, при гнойной опухоли нужна была радикальная операция. При других опухолях хирург, наоборот, обязан был проводить консер- вативную терапию.

Рекомендуя те или иные оперативные вмешательства, папирус предостерегал хирурга от слишком радикальных действий: «тебе следует сделать операцию, - говорилось в одном из наставлений, - но будь осторожен с сосудами». Для подкрепления своих действий хирургу предлагалось использовать еще одно лечебное средство - заклинание. Впрочем, заклинания больше и чаще рекомендова- лись при лечении внутренних болезней, когда врач не мог все- таки существенно помочь пациенту: хирургические манипуляции оказывались гораздо более эффективными и потому, вероятно, го- раздо реже требовали применения магических заклинаний и жерт- воприношений богам. В те времена, как и теперь, для проведения хирургических опе- раций требовалось иметь довольно солидное «техническое осна- щение». Арсенал древнеегипетских хирургов включал много раз- нообразных хирургических инструментов. Так, в распоряжении врачей были ножи (металлические и кремниевые), ланцеты, пин- цеты, бритвы, ножницы и т.д. В ходу были и металлические пугов- чатые палочки - их применяли при различных прижиганиях. Эти и другие инструменты хорошо известны по находкам в древнееги- петских гробницах, по изображениям на стенах храмов. Историко-медицинские изыскания дают основания утверждать, что диапазон хирургической активности древнеегипетских врачей       был достаточно широким. Наши древнейшие предшественники и коллеги делали такие сложные операции, как ампутация конеч- ностей, трепанация черепа (достаточно широкое применение тре- панаций в древнеегипетской хирургии подтверждают недавние исследования - W.M. Pahl, 1993), применяли вмешательства на позвоночнике; во время операций производилась перевязка крово- точащих сосудов. Кроме того, рутинными вмешательствами были операции, производившиеся по религиозному закону, - обрезания крайней плоти, а также кастрация рабов для пополнения евну- хов в гаремах. Несомненной заслугой древнеегипетской медици- ны является разработка и практическое применение операций по устранению катаракты. Об этом говорится, в частности, в папи- русе Эберса, где прямо пишется «об открытии зрения в зрачках позади глаз».

Совсем недавно (2001) появилось сообщение об уникальной на- ходке египетских археологов. В пустыне под Каиром они обнару- жили захоронение врача-хирурга, который практиковал более 4000 лет назад, во времена V династии фараонов. В захоронении найде- но около 30 медных хирургических инструментов того времени. На стенах гробницы сохранились рисунки, рассказывающие о повсед- невной жизни фараонов. По мнению ученых, находка позволит узнать много нового о развитии медицины в Древнем Египте.

Достижения древнеегипетских хирургов, как и другие плоды развития медицины того времени, стали в дальнейшем известны во многих странах, прежде всего в Древней Греции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: