Индия и Китай

Большой вклад в становление и развитие хирургии был внесен в древнейших государствах Азии - Индии и Китае. В Индии уже во второй половине III тысячелетия до н.э. сложилось рабовла- дельческое общество, существовали хозяйственная жизнь и раз- личные ремесла, строились города, была известна письменность. Здесь была выявлена относительно высокая культура (культура Хараппы), включавшая, как следует полагать, и медицину. В даль- нейшем индийская культура и медицина продолжали развиваться достаточно интенсивно.

Для медицины Древней Индии был характерен высокий уро- вень хирургии: наиболее выдающиеся достижения древнеиндий-

ской медицины связаны именно с оперативным лечением самых различных заболеваний. Об этом ярко свидетельствует Аюрведа, «Наука жизни» - одно из самых древних медицинских сочинений, относящееся к IX-III вв. до н.э. Существуют три редакции этого медицинского сочинения, в том числе «Сушрута-самхита», авто- ром которой был легендарный Сушрута - врач и хирург. Он жил, очевидно, в IV в. н.э. в Бенаресе - городе, где находился один из двух медицинских университетов древней Индии; не исключено, что Сушрута был профессором этого учебного заведения, выпу- скавшего врачей и хирургов.

«Сушрута-самхита» требовала от врача основательного знаком- ства со всеми отраслями медицины, прежде всего с хирургией, ко- торая считалась половиной врачебного искусства. «Врач, не иску- сный в операциях, приходит у кровати больного в замешательство подобно трусливому солдату, впервые попавшему в сражение, - утверждал Сушрута. - Врач же, умеющий только оперировать и пренебрегающий теоретическими сведениями, не заслуживает ува- жения и может подвергать опасности даже жизнь царей. Каждый из них владеет только половиной своего искусства и похож на птицу с одним крылом». Более того, Сушрута называл хирургию «первой и лучшей из всех медицинских наук, драгоценным произ- ведением неба и верным источником славы».

Характерно, что в своем «хирургическом» сочинении Сушру- та приводил общие сведения о патологии человека, о болезнях. Обращалось внимание на необходимость обследования больного, приводились симптомы заболеваний. Сушрута первым, пожалуй, описал признаки воспаления: боль, припухлость, местный жар, нарушение функций и т.д. Кроме того, в его сочинении было опи- сано более 150 общих и местных заболеваний, в том числе много хирургических, требовавших оперативного лечения.

Древнеиндийские врачи были знакомы с анатомией, что по- могало им в распознавании болезней и, главным образом, в про- ведении различных хирургических вмешательств и манипуляций. Правда, их анатомические познания были далеко не исчерпываю- щими. Из-за религиозных ограничений возникало много проблем с проведением вскрытий (хотя Сушрута и сообщал о вскрытиях трупов методом мацерации). Большим преступлением считалось вскрытие не только человеческих трупов, но даже трупов диких животных. Поэтому упражнения в операциях проводились на до-

сках, покрытых воском, на сочных растениях и плодах. Различ- ные проколы они производили на мехах, наполненных водой, и на шкурах зверей, а зубы учились удалять на трупах и на животных. Впрочем, об основных вопросах анатомии человека, особенно ка- савшихся наружных органов, хирурги имели более или менее вер- ные представления.

Древнеиндийские хирурги лечили довольно широкий круг раз- личных заболеваний. Прежде всего это были различные раны и травмы. При лечении ран производилось сшивание тканей льня- ными, пеньковыми, сухожильными нитями и конским волосом, а кровотечение останавливали с помощью холода, золы, горячей воды и давящей повязки (метод наложения лигатур был тогда, ско- рее всего, неизвестен). После такой первичной обработки и очи- щения раны перевязывали тканями или бинтами, пропитанными жиром, чаще всего - растопленным коровьим маслом.

При вывихах и переломах костей (их симптомами Сушрута счи- тал хруст, ненормальную подвижность и боль) рекомендовалось вправление с вытяжением и противовытяжением, иногда с помо- щью искусственных снарядов, а затем применение неподвижных повязок и бамбуковых шин. Использовались особые методы лече- ния ожогов, опухолей (к которым относились грыжи, аневризмы, чирьи, саркоматозные и геморроидальные опухоли и т.д.), язв и фистул; применялась также пункция брюшной полости (для вы- пускания жидкости).

Древнеиндийским хирургам было знакомо обезболивание - они проводили его с помощью опия, вина, индийской конопли, белены, гашиша. Сушрута свидетельствовал, что хирурги Древней Индии применяли основные хирургические приемы: вскрытие и иссечение, скарификацию и аспирацию, экстракцию и эвакуа- цию, зондирование и сшивание. Успех сопутствовал хирургам и при проведении больших операций, таких, например, как грыже- сечение, кесарево сечение, ампутации конечностей (при их по- вреждениях) и даже лапаротомии (с попытками устранить заворот кишок). Сушрута формулировал правила, которыми следовало ру- ководствоваться при парацентезе, сшивании ран живота и нало- жении кишечных швов: кишечные раны соединялись с помощью черных муравьев, которые намертво прикусывали края ран.

Древнеиндийские хирурги накопили солидный опыт хирурги- ческих вмешательств при камнях мочевого пузыря: в этих случа-

ях камни удаляли с помощью латеральной литотомии. Лечение свищей прямой кишки проводилось с применением рассечения и прижигания. Делались и операции при катаракте, а именно - уда- ление помутневшего хрусталика.

Широкую известность приобрели достижения хирургов Древ- ней Индии в области пластической хирургии. Из-за распростра- ненного тогда судебного наказания - ампутации носа - у хирургов было немало пациентов, нуждавшихся в ринопластике. Поэтому- то здесь и была изобретена «индийская пластика», при которой дефект носа (или другие дефекты на лице) исправляли с помощью кожного лоскута на ножке, взятого со лба или со щеки. «Индий- ская пластика» и некоторые другие приемы пластической хирур- гии сохранились в хирургической практике до наших дней.

Проведение таких сложных и тонких, а порой и опасных хирур- гических операций, было бы немыслимым без соответствующего инструментария. В арсенале древнеиндийских хирургов было не- мало разнообразных хирургических инструментов. Сушрута, на- пример, описал 127 режущих (ножи, пилы, ножницы и т.д.), труб- чатых (зонды, катетеры и т.д.), клещеобразных (щипцы, пинцеты и т.д.), а также когтеобразных и пальповидных (для извлечения стрел из ушей или носа), крючковатых и второстепенных инстру- ментов, большинство из которых было изготовлено из стали. Были у них на вооружении и шприцы для орошения ран, зеркала, тре- паны и т.д.

Достижения древнеиндийской хирургии - одни из самых боль- ших в медицине древних цивилизаций - пользовались признанием во многих странах Древнего мира. «В то время хирургия несомнен- но была наиболее развитой частью врачебного искусства, - писал о достижениях древнеиндийской хирургии Т. Бильрот, - мы на- ходим упоминания о большом числе инструментов и операций, и рядом с этим справедливое замечание, что «самый лучший инстру- мент - рука»; лечение ран было простое и целесообразное; нако- нец, была уже известна большая часть хирургических болезней».

Велики были достижения медицины и хирургии еще одной страны древней цивилизации - Китая. Первое государство здесь возникло во II тысячелетии до н.э.; к этому времени относятся ста- новление и развитие культуры, частью которой была и медицина. Позднее, в V-III вв. до н.э., в период Чжаньго, начали развиваться знания по анатомии и медицине. В Ханьскую эпоху (III в. до н.э. –

III в. н.э.) Китай становится крупнейшим медицинским центром. Уже в III в. до н.э. несколько врачей и ученых создали первый крупный медицинский трактат, так называемый «Нэй-цзин» («Книга о внутреннем»), многотомное сочинение, превратившееся в последующем в канон китайской медицины. Были здесь и сведе- ния о хирургическом лечении.

В медицине Древнего Китая хирургия занимала достойное ме- сто. В классическом каноне (книге) «Чжоуские ритуалы» («Чжоу- ли») говорится, что уже около 3000 лет назад в медицине Китая было 4 раздела: внутренние болезни, хирургия, диететика и вете- ринария. В книге особо указывалось, что «врачи-хирурги (ян-и) ведали всеми больными с наружными заболеваниями - ранами, язвами, переломами и т.д., и теми, которые следует лечить с по- мощью пластырей, прижиганий и уколов». Таким образом, из это- го явствует, что врачам-хирургам приходилось лечить (с помощью методов чжэнь-цзю-терапии) широкий круг заболеваний, отнюдь не только хирургических.

В истории Древнего Китая сохранилось имя Бянь Цяо, кото- рый жил в V в. до н.э. и славился как отличный врач, первоот- крыватель диагностики болезней с помощью исследования пульса. Кроме того, Бянь Цяо был известным хирургом, считают даже, что операции он проводил с обезболиванием, для чего использовал какой-то напиток, в состав которого входили, видимо, наркоти- ческие вещества (опий и др.). Именно Бянь Цяо, по преданию, написал среди других книгу «Вей-цзин», посвященную хирургии. Книга эта (она, к сожалению, не сохранилась) была, очевидно, основана на его хирургической практике, и хирургия в ней была представлена не только «малой» терапией, к которой относили и методы чжэнь-цзю-терапии, но и большой, предусматривавшей проведение операций под обезболиванием.

Одной из развитых областей хирургии Древнего Китая было лечение различных повреждений и болезней костей - костоправ- ство (в современной терминологии: травматология и ортопедия). Древнекитайские врачи-костоправы умели вправлять переломы или вывихи, фиксировать вправленную кость. Хирургия, вероятно, широко использовалась в практике древнекитайских врачей. По свидетельству китайского историка Сыма Цяна (II в. до н.э.), уже тогда в Китае при некоторых операциях применяли ножи, пилки, а для сшивания тканей - нити джута и жилы.

В III в. Хуа Пу-и (215-282) собрал все данные, существовавшие до III в. об акупунктуре и моксе, в единый труд - «Тя-и-цин» (Основы акупунктуры и моксы). Этот труд стал широко известен в Азии. Акупунктура (раздражение определенных участков тела уколами тонких игл, обычно стальных, золотых или серебряных) и мокса (прижигание-раздражение определенных участков кожи дымом тлеющего жгута или напоминающей сигару свечой, сделан- ной из сухих листьев полыни) широко использовались для лечения самых разнообразных заболеваний, в том числе и хирургических.

Подлинного расцвета древнекитайская хирургия достигла, по- видимому, во II-III вв. н.э., когда жил замечательный врач и хи- рург Хуа То.

Хуа То (141-208) жил в эпоху Хань, известную в истории Китая как «золотой век», время расцвета китайской культуры. Он ро- дился в провинции Аньхой, получил хорошее образование (в из- вестном учебном заведении Сюиту) и, пренебрегая возможностя- ми служебной карьеры, занялся медициной и быстро стал видным врачом. Он был блестящим диагностом, а для лечения применял как давно известные способы, например чжэнь-цзю-терапию, так и новые методы, такие как кровопускания, обливания водой, а также собственную систему гимнастики у-чин-ши (ее называют классической китайской гимнастикой). Комплекс гимнастических упражнений, созданный Хуа То, до последнего времени пользо- вался большой популярностью в Китае.

Хуа То был выдающимся хирургом. Он производил трепанации черепа (черепосверление), операции на органах брюшной полости (чревосечение, кесарево сечение), ампутации конечностей и др. При сшивании ран он использовал шелк, нити джута и конопли, волокна туты, жилы телят, ягнят, тигров. Считают, что при про- ведении операций он применял наркотические и болеутоляющие средства, используя прежде всего сок индийской конопли и вино, а также мандрагору, дестуру, белладонну и т.д.

В написанной древними авторами биографии Хуа То, изложен- ной в династийной истории II династии Хань (III в.) говорится, между прочим, следующее: «Если болезнь возникла внутри орга- низма, то иногда игла (т.е. акупунктура) и лекарства могут ока- заться бессильными. И вот Хуа То сначала давал больному зелье, настоянное на спирте, от которого тот пьянел и терял чувстви- тельность. После этого больному разрезали живот... После сши-

вания смазывали швы чудодейственной мазью, и через 4-5 дней рана заживала, а через месяц больной выздоравливал». В общем, достижения Хуа То в хирургии были бесспорными. Однако раз- витие древнекитайской хирургии (да и анатомии тоже) сдержива- лось религиозными представлениями, в частности конфуцианской этикой, запрещавшей касаться ножом как живого, так и мертвого человеческого тела. Большие препятствия из-за этого пришлось преодолевать и Хуа То, который был чрезвычайно смелым, энер- гичным и умным человеком с независимым и вследствие этого малоуживчивым характером; многие завидовали ему и строили различные козни. Новые методы лечения, которые применял Хуа То, нередко вызывали и недовольство больных. Кончина Хуа То была трагичной: в 208 г. его казнили.

Наследие Хуа То развивали другие древнекитайские хирурги. Это подтверждают исторические источники. Так, в медицинском сочинении «Основные золотые рецепты» (VII в.) кровотечение предлагалось останавливать прижиганием с помощью раскален- ного металлического инструмента; тогда же для извлечения сло- мавшейся иглы врачи применяли магнит. Существуют свидетель- ства, что в начале VII в. китайские хирурги производили операцию сшивания кишок.

Характерной особенностью древнекитайской хирургии было то, что все болезни, которые лечили оперативным путем, рассматри- вались как заболевания всего организма. Ввиду этого вместе с опе- рацией больному назначали и внутренние лекарства, другие общие методы лечения, особенно часто - методы чжэнь-цзю-терапии. Помимо прочего, это свидетельствовало о единстве медицины и хирургии в Древнем Китае, как, впрочем, и в Древней Индии.

Что касается использования хирургических методов в практи- ке врачевания других древних государств Азии, например Древней Месопотамии (Ассиро-Вавилонского царства), то доказательства этого пока весьма немногочисленны и сводятся в основном к за- конам царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), в которых устанавли- валась ответственность за исход некоторых оперативных методов лечения.

Хирургия и медицина древних цивилизаций Индии и Китая оказали большое влияние на развитие врачевания. Так, в Японии, начиная еще с 608 г. н.э., когда молодые местные врачи отправи- лись на длительное обучение в Китай, китайское влияние в ме-

дицине стало преобладающим. Старейшее японское медицинское сочинение - энциклопедия «Ишин-хо» Тамба Ясуори (Х в.) осно- вано на древних китайских медицинских сочинениях. То же самое можно сказать о медицине и хирургии Кореи.

В Тибете медицина и хирургия тоже испытали влияние древне- китайских, но еще раньше и больше - древнеиндийских медицин- ских сочинений; об этом свидетельствует переведенный с санскрита в IX в. и получивший известность в Тибете фундаментальный труд «Чжуд-ши» («Канон тибетской медицины»). В тибетской медици- не, как указывалось в «Чжуд-ши», хирургия - отрасль медицины, «открывающая путь к телу больного через кожу, кровь, снаружи», - занимала большое место. Тибетские врачи умели пунктировать живот, ампутировать конечности. Если врач не владел хирургией, то он уподоблялся невооруженному богатырю, лишенному меча и панциря. Хирург должен был быть ловок в производстве операций, «никогда не гнушаться гноя, крови, нечистоты, извержений».

               

Хирургия древних цивилизаций Азии была самым передовым разделом тогдашней медицины, зримо доказавшим возможность и целесообразность использования радикальных способов лечения болезней.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: