Рабочая программа

Преподаватель__ Киекбаева З.Д.__________________

Курс___Ш ____ ФБФ____ семестр __2_____

СОДЕРЖАНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

МЕТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы: аудитории; технические средства обучения, учебные и методические пособия, пособия для самостоятельной работы, труды педагогов прошлого (первоисточники), тренировочные тесты, электронные учебники.

7.1. ЗАДАНИЯДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: Почти к каждой теме курса «История образования и педагогической мысли» предлагаются задания для самостоятельной работы, выполнение которых необходимо после просушивания очередной лекции и ознакомления с соответствующим разделом учебного пособия.

Главное условие выполнения заданий – не репродуктивное повторение, не пересказ прочитанного, а самостоятельное умозаключение по материалам прочитанного в учебных пособиях и преложенной литературе.

Своевременное выполнение самостоятельной работы наряду с подготовкой к семинарским занятиям необходимы для поэтапного рейтингового контроля за самостоятельной работой студентов на протяжении учебного семестра. В таком случае может отпасть необходимость экзамена в конце семестра, так как выполненные задания позволят оценить успехи студентов за весь семестр.

Задания и план-график выполнения самостоятельной работы

Дисциплина: История образования и педагогической мысли

День и время консультаций: среда __14 часов

№ темы Задание     Форма выполнения Литература Срок вы-полнения
                                  Проанализируйте педагогические взгляды древнегреческих филосо- фов.Выделите основные идеи и понятия их педагогических учений.   В чем состоит педагогический смысл идей Конфуция и его последователей   Дайте характеристику педагогических идей эпохи Возрождения. Выделите основные педагогические идеи и понятия из работы «Опыты» М.Монтеня.   Выделите основные идеи и понятия из работы Гельвеция «О человеке, его умственных способностях и воспитании.   В чем состоят особенности начального периода развития просвещения в Русском государстве? Какими были образование и воспитания у народов, исповедовавших христианство и у народов, исповедовавших ислам.   Выделит из работы Н.И.Новикова «О воспитании и наставлении детей» педагогические идеи, не утратившие актуальность до наших дней.     В чем состоит преемственность и специфика теории Гербарта об уп- равлении, обучении и нравственном воспитании. Проанализируйте идеи Гербарта о ступенях обучения.   Из педагогически трудов Толстого, Пирогова, Добролюбова выпишите высказывания, характеризующие их основные педагогические взгляды. Проанализируйте их влияние на общественно-педагогиическое движение 60-х гг.Х1Х в.     Основные представители реформаторской педагогики в Западной Европе и США в конце Х1Х-начале ХХ вв. Охарактеризуйте педагогические взгляды представителей альтерна- тивной педагогики.   Охарактеризуйте педагоги- ческую деятельность и педагоги- ческие взгляды деятелей русской педагогики конца Х1Х-нач.ХХ вв.     Выделите основные педагогические идеи и понятия П.П.Блонского и С.Т.Шацкого.     Основные проблемы воспитания всесторонне развитой личности, выдвинутые В.А.Сухомлинским     Письменно     Письменно     Письменно     Письменно   Письменно     Письменно     Письменно   Письменно     Письменно     Письменно     Письменно Учебник под ред. Пискунова – гл. 3. Учебник Джуринского – гл. 3   Уч-к Пискунова-гл.2   Учебник Пскунова – Гл. 5 Хрестоматия по исто- рии зарубежной пе- дагогики.     Хрестоматия по исто- рии зарубежн. пед-ки   Хрестом. по истории школы и педагогики в России,1999, Учебник Пискунова     Хрестоматия по истории пед-ки в России,1999.   Уч-к под ред. Василье- вой, разд.Ш,   Хрестоматия по истории педагогики в России,1999.     Уч-к под ред.Васильевой, разд.Ш Параграф 17,18   Учебник Пискунова, гл. 11 учебник под ред. Васильевой-разд Ш     Уч-к Пискунова,гл.15     Хрест. по истории пед.в России,1999,с.372-380 3 неделя   февраля   4 неделя февраля     1 неделя марта     2 неделя марта     3 неделя марта   4 неделя марта   1 неделя апреля     2 неделя апреля   3 неделя апреля   4 неделя апреля   1 неделя мая     2неделя мая   3 неделя мая   4 неделя мая

7.2 ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ

«История образования и педагогической мысли»

1.Предмет, цели, задачи, методологически основы, содержание курса «История

образования и педагогической мысли».

2. Воспитание и школа в Древней Греции (Спартанское и Афинское воспитание).

Педагогические взгляды философов Древней Греции.

3. Воспитание и школа в Древнем Риме. Квинтилиан «О воспитании оратора».

4. Школа и педагогика в эпоху Средневековья. Церковные школы, рыцарское

воспитание, возникновение и развитие университетов, городские школы.

5. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения (Рабле, Монтень,Мор, Томазо

Кампанелла).

6. Жизнь и педагогическая деятельность Я.А.Коменского. Значение, цели и задачи

воспитания и образования.

7. Принцип природосообразности в педагогическом учении Коменского. Обоснование

им дидактики как науки об образовании и воспитании. Классно-урочная система

обучения. Правила дидактики, выдвинутые Коменским.

8. Возрастная периодизация и система школ Я.А.Коменского. Содержание воспитания

и образования в каждом возрастном периоде.

9. Я.А.Коменский о правилах нравственного воспитания и дисциплине в школе.

Требования к учителю.

10. Социально-политическое и философское обоснование Дж.Локком цели воспитания

джентльмена.

11. Дж.Локк о содержании, средствах и методах воспитания и обучения джентльмена.

12. Эпоха Просвещения. Педагогические взгляды французских просветителей.

13. Социально-политическое и философское обоснование Ж.-Ж.Руссо теории свобод-

ного естественного природосообразного воспитания. Свободный человек в понима-

нии Руссо.

14. Педагогический роман Ж.-Ж.Руссо «Эмиль, или О воспитании». Периодизация жиз-

ни ребенка. Задачи, содержание, формы и методы воспитания в каждом возрастном

периоде.

15. Дж.Локк и Ж.-Ж.Руссо о роли воспитателя.

16. Проекты реорганизации народного образования в период Французской буржуазной

революции.

17. Жизнь и педагогическая деятельность И.Г.Песталоцци. Обоснование им теории раз-

вивающего и воспитывающего обучения.

18. Теория элементного образования И.Г.Песталоцци.

19. Принципы развивающего и воспитывающего обучения А.Дистервега.

20. Правила обучения А.Дистервега. Требования к учителю.

21. Психолого-педагогическое обоснование И.Ф.Гербартом цели, содержания и методов

воспитывающего обучения.

22. Реформаторская педагогика в Западной Европе и США в конце Х1Х- начале ХХвв.

Альтернативные школы.

23. Воспитание и школа в России в дофеодальный период и период феодализма. Влия-

ние христианства и мусульманства на развитие культуры, образования и педагогической мысли. Памятники педагогической мысли.

24. Просветительные реформы начала ХУШ века. Организация государственных

светских школ. Создание Академии наук. Деятельность М.В.Ломоносова в

области просвещение. Открытие Московского университета.

25. Образование и педагогическая мысль в России в конце ХУШ – начале Х1Х вв.

Деятельность И.И.Бецкого и Ф.И.Янковича.

26. Педагогические взгляды Н.И.Новикова и А.Н.Радищева.

27. Создание в России государственной системы образования в начале Х1Х в.

Развитие образования и педагогической мысли. Педагогические взгляды

В.Г.Белинского.

28. Общественно-педагогическое движение в России в 60-х годах Х1Х в.

Школьные реформы 60-70-х гг.

29. Педагогические взгляды Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова.

30. Идея общечеловеческого воспитания Н.И. Пирогова.

31. Жизнь и педагогическая деятельность К.Д.Ушинского. Ушинский о цели

воспитания и образования.

32. Идея народности – основа педагогического учения К.Д.Ушинского. Пути прак-

тической реализации идеи народности.

33. Обоснование К.Д.Ушинским педагогики как науки и искусства воспитания.

34. К.Д.Ушинский о роли труда в жизни общества и человека. Образовательное и

воспитательное значение труда.

35. Дидактическое учение К.Д.Ушинского. Требования к учителю и его подготовке.

36. К.Д.Ушинский о нравственном воспитании.

37. Педагогическая деятельность и педагогические идеи Л.Н.Толстого.

38. Школа и педагогическая мысль в России в конце Х1Х – начале ХХ вв. Реформы

образования, общественно-педагогическое движение, типы учебных заведений.

39. Педагогические взгляды русских педагогов конца Х1Х – начала ХХ вв.

(П.П.Вахтерев, П.Ф.Лесгафт, К.Н.Вентцель, П.Ф.Каптерев, В.В.Розанов).

40. Народное образование в Башкирии в Х1Х – начале ХХ вв. Педагогические взгляды

башкирских и татарских просветителей.

41. Первые декреты Советской власти по народному образованию.«Основные

принципы единой трудовой школы». Советская власть и учительство.

42. Советская школа и педагогика в 20-З0 гг. Основные типы учебных заведений.

Реформирование содержания и методов обучения. Коммунистическое воспитание-

основа советской педагогики.

43. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды С.Т.Шацкого и

П.П.Блонского.

44. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко. Макаренко о цели воспи-

тания.

45. Учение А.С.Макаренко о коллективе. Законы развития коллектива, традиции,

поощрения и наказания в коллективе.

46. А.С.Макаренко о воспитании в труде. Требования к организации труда детей и

подростков.

47. А.С.Макаренко о воспитании в семье.

48. А.С.Макаренко о педагогическом мастерстве и учительском коллективе.

49. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды В.А.Сухомлинского.

50. Советская школа и педагогика после Великой Отечественной войны.

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯДИСЦИПЛИНЫ

История образования и педагогической мысли – учебная дисциплина, которая, в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего педагогического образования, изучается во всех высших педагогических учебных заведениях.

Изучение истории образования и педагогической мысли – важное условие формирования мировоззрения, общей и педагогической культуры, становления профессионализма будущего педагога через ознакомление с процессом развития теории и практики воспитания и образования в различные исторические эпохи. Историко-педагогические знания помогают глубже освоить современную науку о воспитании, понять истоки сегодняшнего мирового педагогического процесса и предвидеть тенденции его дальнейшего развития. Ознакомление с ведущими педагогическими идеями прошлого и работами великих педагогов не только обогащает знаниями об истоках гуманистических идей в педагогике, о развитии и реализации идей свободы, права, демократии и гуманизма в педагогической теории и практике, но и помогает студентам понять педагогические заповеди, средства и методы воспитания, которые имеют практическое значение, как в самовоспитании, так и в воспитании подрастающего поколения.

История образования и педагогической мысли тесно связана с историей многих других наук о человеке, особенно таких, как философия, психология, физиология. Учет этого обстоятельства помогает правильному пониманию эволюции и трансформации педагогических идей и разнообразных форм организации воспитания, образования и обучения.

Обращение к истории образования и педагогической мысли позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны и школы и педагогики – с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводила сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности.

При изучении истории образования и педагогической мысли необходимо понять, что школа и педагогика – арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов. В отдельные периоды подобные столкновения выливались в бурные конфликты, в результате которых возникали серьезные перемены в воспитании и образовании.

При ознакомлении с жизнью, деятельность и педагогическими взглядами педагогов прошлого необходимо уяснить, что история педагогики – это не откровения великих людей, а поиск ответа на вечные вопросы жизни, которые давались ценой напряженной работы ума и сердца.

Ознакомление с трудами выдающихся педагогов прошлого должна иметь целью представление системы их взглядов, ознакомление с их аргументацией, с логикой и стилем изложения. Во всех работах педагогов необходимо выделять идеи прошлого, в той или иной мере актуальные для современности. В то же время необходимо представлять педагогический памятник со всеми его особенностями, обусловленными исторической эпохой.

Ознакомление с первоисточниками предполагает разные формы самостоятельной работы студентов: анализ текстов, объяснение причин возникновения и развития той или иной концепции, определение ее сущности, выявление связей между теорией и практической учебно-воспитательной деятельностью соответствующего временного периода.

9. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ - не предусмотрена

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для направления для направлений:

Направление 540300 Филологическое образование

Программу составила:

Киекбаева Зугра Джелиловна к.п.н., доцент кафедры педагогики БГПУ

им. М.Акмуллы

Программа одобрена на заседании кафедры_____________2011 г., протокол №

по дисциплине:

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Направления подготовки:

050100.62 Педагогическое образование

(профессионально-образовательный профиль Биология и химия (Б)

Комсомольск-на-Амуре, 2013 г.


РАЗРАБОТАНО

Старший преподаватель кафедры педагогики

профессионального образования И.А. Рыбалёва

СОГЛАСОВАНО

Учебно-методическое управление

Начальник В.Е. Бутрим

Заведующий кафедрой Е.В. Анкудинова

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры педагогики профессионального образования протокол № 1 от «___» __ 09 __ 2013 г.

Рабочая программа дисциплины составлена на основании ФГОС ВПО направления подготовки 050100 Педагогическое образование и учебного плана ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: