Преподаватель__ Киекбаева З.Д.__________________
Курс___Ш ____ ФБФ____ семестр __2_____
СОДЕРЖАНИЕ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
МЕТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для обеспечения данной дисциплины необходимы: аудитории; технические средства обучения, учебные и методические пособия, пособия для самостоятельной работы, труды педагогов прошлого (первоисточники), тренировочные тесты, электронные учебники.
7.1. ЗАДАНИЯДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ: Почти к каждой теме курса «История образования и педагогической мысли» предлагаются задания для самостоятельной работы, выполнение которых необходимо после просушивания очередной лекции и ознакомления с соответствующим разделом учебного пособия.
Главное условие выполнения заданий – не репродуктивное повторение, не пересказ прочитанного, а самостоятельное умозаключение по материалам прочитанного в учебных пособиях и преложенной литературе.
|
|
Своевременное выполнение самостоятельной работы наряду с подготовкой к семинарским занятиям необходимы для поэтапного рейтингового контроля за самостоятельной работой студентов на протяжении учебного семестра. В таком случае может отпасть необходимость экзамена в конце семестра, так как выполненные задания позволят оценить успехи студентов за весь семестр.
Задания и план-график выполнения самостоятельной работы
Дисциплина: История образования и педагогической мысли
День и время консультаций: среда __14 часов
№ темы | Задание | Форма выполнения | Литература | Срок вы-полнения |
Проанализируйте педагогические взгляды древнегреческих филосо- фов.Выделите основные идеи и понятия их педагогических учений. В чем состоит педагогический смысл идей Конфуция и его последователей Дайте характеристику педагогических идей эпохи Возрождения. Выделите основные педагогические идеи и понятия из работы «Опыты» М.Монтеня. Выделите основные идеи и понятия из работы Гельвеция «О человеке, его умственных способностях и воспитании. В чем состоят особенности начального периода развития просвещения в Русском государстве? Какими были образование и воспитания у народов, исповедовавших христианство и у народов, исповедовавших ислам. Выделит из работы Н.И.Новикова «О воспитании и наставлении детей» педагогические идеи, не утратившие актуальность до наших дней. В чем состоит преемственность и специфика теории Гербарта об уп- равлении, обучении и нравственном воспитании. Проанализируйте идеи Гербарта о ступенях обучения. Из педагогически трудов Толстого, Пирогова, Добролюбова выпишите высказывания, характеризующие их основные педагогические взгляды. Проанализируйте их влияние на общественно-педагогиическое движение 60-х гг.Х1Х в. Основные представители реформаторской педагогики в Западной Европе и США в конце Х1Х-начале ХХ вв. Охарактеризуйте педагогические взгляды представителей альтерна- тивной педагогики. Охарактеризуйте педагоги- ческую деятельность и педагоги- ческие взгляды деятелей русской педагогики конца Х1Х-нач.ХХ вв. Выделите основные педагогические идеи и понятия П.П.Блонского и С.Т.Шацкого. Основные проблемы воспитания всесторонне развитой личности, выдвинутые В.А.Сухомлинским | Письменно Письменно Письменно Письменно Письменно Письменно Письменно Письменно Письменно Письменно Письменно | Учебник под ред. Пискунова – гл. 3. Учебник Джуринского – гл. 3 Уч-к Пискунова-гл.2 Учебник Пскунова – Гл. 5 Хрестоматия по исто- рии зарубежной пе- дагогики. Хрестоматия по исто- рии зарубежн. пед-ки Хрестом. по истории школы и педагогики в России,1999, Учебник Пискунова Хрестоматия по истории пед-ки в России,1999. Уч-к под ред. Василье- вой, разд.Ш, Хрестоматия по истории педагогики в России,1999. Уч-к под ред.Васильевой, разд.Ш Параграф 17,18 Учебник Пискунова, гл. 11 учебник под ред. Васильевой-разд Ш Уч-к Пискунова,гл.15 Хрест. по истории пед.в России,1999,с.372-380 | 3 неделя февраля 4 неделя февраля 1 неделя марта 2 неделя марта 3 неделя марта 4 неделя марта 1 неделя апреля 2 неделя апреля 3 неделя апреля 4 неделя апреля 1 неделя мая 2неделя мая 3 неделя мая 4 неделя мая |
7.2 ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ
|
|
«История образования и педагогической мысли»
1.Предмет, цели, задачи, методологически основы, содержание курса «История
образования и педагогической мысли».
2. Воспитание и школа в Древней Греции (Спартанское и Афинское воспитание).
Педагогические взгляды философов Древней Греции.
3. Воспитание и школа в Древнем Риме. Квинтилиан «О воспитании оратора».
4. Школа и педагогика в эпоху Средневековья. Церковные школы, рыцарское
воспитание, возникновение и развитие университетов, городские школы.
5. Школа и педагогическая мысль эпохи Возрождения (Рабле, Монтень,Мор, Томазо
Кампанелла).
6. Жизнь и педагогическая деятельность Я.А.Коменского. Значение, цели и задачи
воспитания и образования.
7. Принцип природосообразности в педагогическом учении Коменского. Обоснование
им дидактики как науки об образовании и воспитании. Классно-урочная система
обучения. Правила дидактики, выдвинутые Коменским.
8. Возрастная периодизация и система школ Я.А.Коменского. Содержание воспитания
и образования в каждом возрастном периоде.
9. Я.А.Коменский о правилах нравственного воспитания и дисциплине в школе.
Требования к учителю.
10. Социально-политическое и философское обоснование Дж.Локком цели воспитания
джентльмена.
11. Дж.Локк о содержании, средствах и методах воспитания и обучения джентльмена.
12. Эпоха Просвещения. Педагогические взгляды французских просветителей.
13. Социально-политическое и философское обоснование Ж.-Ж.Руссо теории свобод-
ного естественного природосообразного воспитания. Свободный человек в понима-
|
|
нии Руссо.
14. Педагогический роман Ж.-Ж.Руссо «Эмиль, или О воспитании». Периодизация жиз-
ни ребенка. Задачи, содержание, формы и методы воспитания в каждом возрастном
периоде.
15. Дж.Локк и Ж.-Ж.Руссо о роли воспитателя.
16. Проекты реорганизации народного образования в период Французской буржуазной
революции.
17. Жизнь и педагогическая деятельность И.Г.Песталоцци. Обоснование им теории раз-
вивающего и воспитывающего обучения.
18. Теория элементного образования И.Г.Песталоцци.
19. Принципы развивающего и воспитывающего обучения А.Дистервега.
20. Правила обучения А.Дистервега. Требования к учителю.
21. Психолого-педагогическое обоснование И.Ф.Гербартом цели, содержания и методов
воспитывающего обучения.
22. Реформаторская педагогика в Западной Европе и США в конце Х1Х- начале ХХвв.
Альтернативные школы.
23. Воспитание и школа в России в дофеодальный период и период феодализма. Влия-
ние христианства и мусульманства на развитие культуры, образования и педагогической мысли. Памятники педагогической мысли.
24. Просветительные реформы начала ХУШ века. Организация государственных
светских школ. Создание Академии наук. Деятельность М.В.Ломоносова в
области просвещение. Открытие Московского университета.
25. Образование и педагогическая мысль в России в конце ХУШ – начале Х1Х вв.
Деятельность И.И.Бецкого и Ф.И.Янковича.
26. Педагогические взгляды Н.И.Новикова и А.Н.Радищева.
27. Создание в России государственной системы образования в начале Х1Х в.
Развитие образования и педагогической мысли. Педагогические взгляды
В.Г.Белинского.
28. Общественно-педагогическое движение в России в 60-х годах Х1Х в.
Школьные реформы 60-70-х гг.
29. Педагогические взгляды Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова.
30. Идея общечеловеческого воспитания Н.И. Пирогова.
31. Жизнь и педагогическая деятельность К.Д.Ушинского. Ушинский о цели
воспитания и образования.
32. Идея народности – основа педагогического учения К.Д.Ушинского. Пути прак-
тической реализации идеи народности.
|
|
33. Обоснование К.Д.Ушинским педагогики как науки и искусства воспитания.
34. К.Д.Ушинский о роли труда в жизни общества и человека. Образовательное и
воспитательное значение труда.
35. Дидактическое учение К.Д.Ушинского. Требования к учителю и его подготовке.
36. К.Д.Ушинский о нравственном воспитании.
37. Педагогическая деятельность и педагогические идеи Л.Н.Толстого.
38. Школа и педагогическая мысль в России в конце Х1Х – начале ХХ вв. Реформы
образования, общественно-педагогическое движение, типы учебных заведений.
39. Педагогические взгляды русских педагогов конца Х1Х – начала ХХ вв.
(П.П.Вахтерев, П.Ф.Лесгафт, К.Н.Вентцель, П.Ф.Каптерев, В.В.Розанов).
40. Народное образование в Башкирии в Х1Х – начале ХХ вв. Педагогические взгляды
башкирских и татарских просветителей.
41. Первые декреты Советской власти по народному образованию.«Основные
принципы единой трудовой школы». Советская власть и учительство.
42. Советская школа и педагогика в 20-З0 гг. Основные типы учебных заведений.
Реформирование содержания и методов обучения. Коммунистическое воспитание-
основа советской педагогики.
43. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды С.Т.Шацкого и
П.П.Блонского.
44. Жизнь и педагогическая деятельность А.С.Макаренко. Макаренко о цели воспи-
тания.
45. Учение А.С.Макаренко о коллективе. Законы развития коллектива, традиции,
поощрения и наказания в коллективе.
46. А.С.Макаренко о воспитании в труде. Требования к организации труда детей и
подростков.
47. А.С.Макаренко о воспитании в семье.
48. А.С.Макаренко о педагогическом мастерстве и учительском коллективе.
49. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды В.А.Сухомлинского.
50. Советская школа и педагогика после Великой Отечественной войны.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯДИСЦИПЛИНЫ
История образования и педагогической мысли – учебная дисциплина, которая, в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего педагогического образования, изучается во всех высших педагогических учебных заведениях.
Изучение истории образования и педагогической мысли – важное условие формирования мировоззрения, общей и педагогической культуры, становления профессионализма будущего педагога через ознакомление с процессом развития теории и практики воспитания и образования в различные исторические эпохи. Историко-педагогические знания помогают глубже освоить современную науку о воспитании, понять истоки сегодняшнего мирового педагогического процесса и предвидеть тенденции его дальнейшего развития. Ознакомление с ведущими педагогическими идеями прошлого и работами великих педагогов не только обогащает знаниями об истоках гуманистических идей в педагогике, о развитии и реализации идей свободы, права, демократии и гуманизма в педагогической теории и практике, но и помогает студентам понять педагогические заповеди, средства и методы воспитания, которые имеют практическое значение, как в самовоспитании, так и в воспитании подрастающего поколения.
История образования и педагогической мысли тесно связана с историей многих других наук о человеке, особенно таких, как философия, психология, физиология. Учет этого обстоятельства помогает правильному пониманию эволюции и трансформации педагогических идей и разнообразных форм организации воспитания, образования и обучения.
Обращение к истории образования и педагогической мысли позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны и школы и педагогики – с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводила сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности.
При изучении истории образования и педагогической мысли необходимо понять, что школа и педагогика – арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов. В отдельные периоды подобные столкновения выливались в бурные конфликты, в результате которых возникали серьезные перемены в воспитании и образовании.
При ознакомлении с жизнью, деятельность и педагогическими взглядами педагогов прошлого необходимо уяснить, что история педагогики – это не откровения великих людей, а поиск ответа на вечные вопросы жизни, которые давались ценой напряженной работы ума и сердца.
Ознакомление с трудами выдающихся педагогов прошлого должна иметь целью представление системы их взглядов, ознакомление с их аргументацией, с логикой и стилем изложения. Во всех работах педагогов необходимо выделять идеи прошлого, в той или иной мере актуальные для современности. В то же время необходимо представлять педагогический памятник со всеми его особенностями, обусловленными исторической эпохой.
Ознакомление с первоисточниками предполагает разные формы самостоятельной работы студентов: анализ текстов, объяснение причин возникновения и развития той или иной концепции, определение ее сущности, выявление связей между теорией и практической учебно-воспитательной деятельностью соответствующего временного периода.
9. УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ - не предусмотрена
Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для направления для направлений:
Направление 540300 Филологическое образование
Программу составила:
Киекбаева Зугра Джелиловна к.п.н., доцент кафедры педагогики БГПУ
им. М.Акмуллы
Программа одобрена на заседании кафедры_____________2011 г., протокол №
по дисциплине:
ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
Направления подготовки:
050100.62 Педагогическое образование
(профессионально-образовательный профиль Биология и химия (Б)
Комсомольск-на-Амуре, 2013 г.
РАЗРАБОТАНО
Старший преподаватель кафедры педагогики
профессионального образования И.А. Рыбалёва
СОГЛАСОВАНО
Учебно-методическое управление
Начальник В.Е. Бутрим
Заведующий кафедрой Е.В. Анкудинова
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры педагогики профессионального образования протокол № 1 от «___» __ 09 __ 2013 г.
Рабочая программа дисциплины составлена на основании ФГОС ВПО направления подготовки 050100 Педагогическое образование и учебного плана ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»