Тема 9. Развитие педагогической мысли в России в XVIII веке

Тема 8. СТАНОВЛЕНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В XVIII ВЕКЕ

Тема 6. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ У ДРЕВНИХ СЛАВЯН, В КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ

Тема 5. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УЧЕНИЯХ

Практическое занятие (2 час.)

Педагогические идеи Ф. Аквинского. И. Златоуст об образовании и воспитании.

Педагогические идеи исламских просветителей: Авиценна (Ибн-Сина), Аль Фараби, Аль Бируни об идеале человека, смысле его жизни, нормах и способах воспитания.

Истоки гуманистических идей в средневековой педагогической мысли.

Педагогическая мысль Византии (Михаил Пселл, Кирилл и Мефодий – основатели славянской письменности).

Теоретическое обоснование идеала нового человека, содержания образования, новой школы в трудах гуманистов Ф. Рабле, М. Монтеня, Р. Агриколы, Х.Л. Вивеса, Э. Роттердамского, Т. Мора.

Воспитание и обучение у древних славян.

Воспитание и обучение в Киевской Руси. Роль христианства в распространении просвещения.

Воспитание и обучение на Руси в XIV – XVI вв. Религиозное воспитание.

Домострой. Азбуковники. Первые печатные учебники.

Образование в Русском государстве в XVII веке: начальное обучение, школы братств, Киево-Могилянская академия, монастырские школы, Типографская школа, московская Славяно-греко-латинская академия.

Основные подходы к воспитанию и обучению во второй половине XVII века.

Тема 7. ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ КИЕВСКОЙ И МОСКОВСКОЙ РУСИ В XI – XVII ВВ.

Практическое занятие (2 час.)

«Поучения» Владимира Мономаха детям – крупнейший памятник древнерусской педагогической мысли. Суждения Мономаха о связи воспитания с образованием, роли опыта старших в воспитании, значении активной деятельности человека, о способах и средствах воспитания.

Афоризмы из сборников «Пчела», «Мудрость Менандра»: интерпретация и этико-педагогическое значение.

«Домострой» протопопа Сильвестра о значении и способах воспитания. «Домострой» Кариона Истомина о воспитании. Сравнительная педагогическая характеристика источников.

«Школьное благочиние» - крупнейший памятник древнерусской педагогической литературы: характеристика основных идей.

Мысли о воспитании и образовании детей Симеона Полоцкого («Слово», «Труд», «Учение», «Учитель», «Учитися и учити», «Учай, а не творяй», «Наказание чадом»): интерпретация текстов, оценка педагогических суждений с современных позиций.

Лекция (2 час.)

Просвещение в России в начале XVIII века: общая характеристика. Образовательные реформы Петра I. «Духовный регламент» Феофана Прокоповича.

Просвещение и школа после Петра I: учебные заведения, домашнее воспитание.; создание Московского университета, академической и университетских гимназий.

Система воспитания и образования в эпоху Екатерины II: «Наказ» Екатерины II, педагогическая деятельность И.И. Бецкого.

Образовательные проекты второй половины XVIII в.

«Устав народным училищам в Российской империи», «Правила для учащихся в народных училищах» (1782), «Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи» (1783).

Практическое занятие (2 час.)

Педагогические идеи В.Н. Татищева, Феофана Прокоповича – их интерпретация и современная оценка.

Педагогическая деятельность и педагогические воззрения М.В. Ломоносова и его последователей Н.Н. Поповского, А.А. Барсова, Х.А. Чеботарева.

И.И. Бецкой, Ф.И. Янкович де Мириево, А.А. Прокопович-Антонский, А.Ф. Бестужев, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев о воспитании и обучении: степень актуальности их идей.

Тема 10. ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НОВОЕ ВРЕМЯ И В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVII–XVIII ВВ.)

Лекция (2 час.)

Развитие в начале Нового времени преимущественно классического образования – ведущего типа общего среднего образования в Западной и Восточной Европе.

Введение классно-урочной системы – основной формы организации образования в XVII–XX вв.

Буржуазные революции в Нидерландах, Англии, война за независимость в Северной Америке, Великая французская революция – предпосылки возникновения новых педагогических систем и теорий.

Усиление материального направления в содержании школьного образования в связи с интенсивным развитием промышленного производства и торговли. Адаптация образования к потребностям промышленников, ремесленников, коммерсантов.

Секуляризация образования в развитых странах Европы. Превращение сословной и церковной школы в классовую, единую и светскую. Развитие наряду с классической школой (гимназией) реальных и профессиональных школ.

Пересмотр с прагматических позиций целей и содержания образования. Доминирование в реальном образовании предметов естественно-математического цикла.

Развитие педагогического идеала: от воспитания «благородного человека» в XVII столетии, к формированию просвещенного гражданина – в XVIII в.

Внедрение в образовательную практику новых принципов и способов обучения.

Проекты реформ народного образования в эпоху Великой французской революции: доклад об общей организации народного образования; план национального воспитания.

Тенденции развития школьного образования и новые типы учебных заведений в XVIII столетии.

Тема 11. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЗА РУБЕЖОМ В XVII–XVIII ВВ.

Практическое занятие (4 час.)

Педагогические идеи Нового времени: Ф. Бэкон о познании и воспитании; общие принципы обучения В. Ратке; новый взгляд на природу и человека Р. Декарта.

Педагогические воззрения французских энциклопедистов К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Ф. Вольтера, их современное значение.

Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского: биографический очерк, характеристика основных философ­ских и педагогических трудов. «Великая дидактика», классно-урочная система, принцип природосообразности, принципы и правила обучения, роль учителя.

Отражение дидактических идей Я.А. Коменского в современной теории и практике обучения.

Педагогические идеи Просвещения: общая характеристика.

Дж. Локк: методологические основы педагогической системы. Сенсуалистическая теория познания. Значение воспитания. Воспитание джентльмена и воспитание детей рабочих. Обоснование педоцентристской позиции. Современное значение идей Дж. Локка, возможность их применения в образовательной практике.

Своеобразие и преемственность педагогических идей неогуманизма и филантропинизма, педагогические взгляды И.Б. Базедова, Ф. Фенелона, Ш. Роллена.

Ж.-Ж. Руссо: биографический очерк, основные педагогические идеи (принцип природосообразности, метод косвенных педагогических воздействий и метод естественных последствий).

Влияние педагогической системы Ж.-Ж. Руссо на воззрения зарубежных и русских педагогов, мера ее актуальности для современной педагогической теории и образовательной практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: