Учебно-тематический план курса

Владеть;

Цель и задачи изучения учебной дисциплины

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Место курса «История образования и педагогической мысли» в системе профессиональной подготовки

Курс «История образования и педагогической мысли» одновременно с курсом «Общая педагогика» открывает процесс изучения комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих дисциплин по отдельным отраслям педагогического знания и представляет собой важную составную часть этого комплекса.

Дисциплины комплекса:

- общая педагогика,

- история образования и педагогической мысли,

- теория обучения,

- методика обучения и воспитания,

- теория и методика воспитания,

- управление образовательными системами,

- субъекты педагогического процесса,

- психолого-педагогические практикумы и курсы по выбору, формирующие готовность к определенным видам и способам практической деятельности.

Курс «История образования и педагогической мысли» изучается во втором семестре одновременно с изучением «Общей педагогики»: это позволяет опираться при изучении историко-педагогических фактов и процессов на общепедагогические знания о факторах развития человека и педагогическом процессе. Эти знания составляют научно-методологическую основу педагогического образования.

Вместе с тем курс «История образования и педагогической мысли» создает историко-педагогический фундамент для изучения на последующих этапах курсов «Теория и методика воспитания», «Теория обучения», «Методика обучения и воспитания», которые построены материале, отражающем накопленный, переосмысленный и модернизированный многовековой опыт организации воспитания и обучения. Таким образом, при изучении любого педагогического феномена студент будет владеть информацией о его происхождении и исторической эволюции.

1.2. Целью освоения курса «История образования и педагогической мысли» является формирование системы историко-педагоги­ческих знаний и историко-педагогического мышления, обеспечивающих создание теоретического фундамента профессиональной компетентности бакалавра в области педагогического образования.

1.3. Функции и задачи курса:

1) Образовательная функция: вооружение студентов системой теоретических знаний:

- о ходе развития мировой и отечественной системы образования, об исторических фактах, событиях, явлениях, составляющих содержание историко-педагогического процесса;

- о причинно-следственных связях, определяющих развитие системы образования и педагогической мысли;

- о тенденциях и перспективах развития педагогической теории и практики;

- о людях – педагогах-практиках и педагогах-теоретиках, накопивших и ретранслировавших в будущее опыт обучения и воспитания.

2) Развивающая функция:

- формирование у студентов критического стиля мышления на основе развития умений и навыков рефлексивно-оценочной деятельности при работе с источниками научно-учебной информа­ции и специальной литературой, в процессе осмысления, обобщения, интерпрета­ции зачастую противоречивых историко-педагогических фактов и явлений;

- развитие историко-педагогического мышления, обеспечивающего осознанное овладение совокупностью психолого-педагогических знаний;

- формирование целевой и мотивационной основы профессионального педагогического образования и самообразования.

3) Воспитательная функция: формирование у студентов:

- уважения к мировой и отечественной истории образования и педагогики, являющейся неотъемлемой частью истории общества, истории Отечества, его культуры и традиций;

- личностных качеств, свойств, убеждений, основанных на лучших нравственных и педагогических традициях учительства, духовном и профессиональном подвижничестве деятелей педагогики и просвещения;

- готовности к сохранению, рациональному применению и приумножению историко-педагогического опыта;

- ценностного отношения к педагогической деятельности, педагогической науке, к будущей профессии.

1.4. Показатели готовности студентов к освоению курса «История образования и педагогической мысли»:

На основе освоения курсов «Общая психология» и «История», в результате одновременного изучения курса «Общая педагогика» студент имеет и развивает необходимые для изучения «Истории образования и педагогической мысли» представления, знания, умения и навыки:

- о ходе, фактах, причинах и следствиях развития мировой и отечественной истории;

- о человеке, условиях и факторах его развития;

- о структуре и логике образовательного процесса, что позволяет педагогически грамотно и логически обоснованно оценивать историко-педагогическую информацию.

Особое значение имеет владение студентом понятийно-категориальным аппаратом педагогики, позволяющим понимать и воспроизводить историко-педагогическую информацию.

1.5. Ожидаемые результаты:

Студент, выполнивший учебную программу курса «Истории образования и педагогической мысли» (с учетом результатов освоения курсов «Общая психология» и «Общая педагогика»), должен:

обладать знаниями:

- об истоках и ходе исторического развития педагогической мысли и образования;

- об основных образовательных парадигмах и исторических причинах их смены;

- об образовательных системах, причинах и следствиях прекращения их существования, видоизменения, развития;

- об основных воспитательных и дидактических концепциях, их влиянии на развитие педагогической мысли и образовательной практики;

- о способах постановки и решения проблем воспитания и обучения в разные исторические периоды у разных народов;

- о выдающихся деятелях образования, педагогах-теоретиках, их вкладе в развитие педагогической науки и практики.

уметь:

- учитывать пространственно-временные контексты, в которых протекают процессы обучения и воспитания, при анализе и оценке педагогических феноменов прошлого;

- использовать теоретические знания в области общей педагогики как методологическую основу для анализа и оценивания историко-педагогического процесса и его отдельных явлений;

- сознавать многообразие подходов в организации образования, обусловливать их спецификой социально-культурного и политико-экономического развития, соотносить с различными представлениями о природе человека, о смысле его бытия и познания;

- ориентироваться в источниках научно-педагогической информации (учебная и научная литература, педагогическая периодика, образовательные порталы и т.д.)

- анализировать научно-педагогическую информацию, оформлять ее в логически завершенные тексты, устные сообщения и доклады;

- участвовать в обсуждении историко-педагогических проблем; в общественно-профессиональ­ных дискуссиях;

- взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса на учебных занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам и на практике;

- осознанно оперировать психолого-педагогическими категориями и понятиями.

- способами пропаганды важности педагогической профессии для социального и экономического развития страны;

- различными средствами коммуникации в процессе обучения и в профессиональной педагогической деятельности;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей истории образования и педагогической мысли.

иметь представление:

- о предпосылках, условиях, факторах, движущих силах и тенденциях развития всемирного историко-педагогического процесса, о его единстве и многообразии;

- о сущности, возможностях и границах образования, о путях и средствах его осуществления, о степени и условиях их эффективности;

- о трактовках природы педагогического знания, цели и смысла образования.

1.6. Вклад «Общей педагогики» в формирование общекультурных и профессиональных компетенций

1.6.1. Успешно освоивший курсы «Общая психология», «Общая педагогика»,» «История образования и педагогической мысли», а также другие учебные предметы основной образовательной программы, студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владеет культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информа­ции, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые фило­софские проблемы (ОК-2);

- способен грамотно и логично использовать в учебном процессе и в иных формах общения устную и письменную речь (ОК-6);

- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);

- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, пере­работки информации, работать с компьютером как средством управления информа­цией (ОК-8);

- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9)

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15).

1.6.2. Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

общепрофессиональными (ОПК):

- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);

- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3).

1.7. Основные принципы отбора содержания учебного материала:

Принцип целостного отражения в содержании «Истории образования и педагогической мысли» задач профессиональной подготовки студента и формирования его общей и педагогической культуры.

Принцип соответствия содержания историко-педагогической подготовки насущным требованиям профессионального педагогического образования, актуальным ожиданиям общества, системы образования, школы, личности.

Принцип соответствия содержания учебного предмета современным достижениям и реальным перспективам развития науки (педагогики, истории образования и педагогической мысли, психологии, философии образования и др.) и образовательной практики.

Принцип гуманитаризации содержания курса «История образования и педагогической мысли», которая рассматривается как отрасль гуманитарного научного знания о человеке в его действительном (социальном и физическом, объективном и субъективном) бытии, о человеке как цели и источнике познания, об исторических условиях развития человека, формирования его личности и его социализации.

Принцип фундаментализации, обеспечивающей интеграцию гуманитарного и естественнонаучного знания, установление преемственности и взаимосвязи материала разных учебных дисциплин, усиление и упорядочение межпредметных связей, обеспечивающих многоаспектную педагогическую подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности осознание студентами единства научного познания и практической преобразующей деятельности.

Принцип структурного единства содержания педагогического образования на разных уровнях его формирования, предполагающий методологическую, теоретическую, содержательную согласованность входящих в его состав учебных курсов, а также таких его составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность обучающегося.

Принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения при отборе содержания историко-педагогического образования, требующий учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения.

Принцип соответствия объема содержания учебного предмета времени, отведенному на его изучение.

Принцип соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе.


«ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

  Название раздела, темы Распределение часов
Трудоемкость Аудитор. занятия. Виды занятий Самост. работа
Лекции Практич. занятия
             
1 курс 2 семестр
1. История образования и педагогической мысли как область научного знания и как учебный предмет      
2. Система образования и развитие педагогической мысли в первобытном обществе, на Древнем Востоке и в Античном мире        
3. Мыслители древности о воспитании        
4. Система образования и развитие педагогической мысли в западноевропейских странах и на Востоке в средние века (до XVII в.)        
5. Проблема воспитания в средневековых философско-педагогических учениях        
6. Воспитание и образование у древних славян, в Киевской и Московской Руси        
7. Проблемы воспитания и обучения детей в письменных источниках Киевской и Московской Руси в X – XVII вв.        
8. Становление российской системы образования в XVIII в.        
9. Развитие педагогической мысли в России в XVIII в.        
10. Западноевропейское образование в Новое время и в эпоху Просвещения (XVII–XVIII вв.)        
11. Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.        
12. Образование за рубежом в XIX в.        
13. Развитие педагогики за рубежом в XIX веке        
14. Образование за рубежом в XX в.        
15. Развитие педагогики за рубежом в XX в.          
16. Образование в России в XIX в.        
17. Развитие педагогической теории в России в XIX в.        
18. Образование в России в XX в.        
19. Развитие отечественной педагогической теории в XX в.        
  Интегрированный зачет по общей педагогике, истории образования и педагогической мысли          
  Всего в часах:          
  Всего в зачетных единицах:          

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: