Владеть;
Цель и задачи изучения учебной дисциплины
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Место курса «История образования и педагогической мысли» в системе профессиональной подготовки
Курс «История образования и педагогической мысли» одновременно с курсом «Общая педагогика» открывает процесс изучения комплекса взаимосвязанных и взаимодополняющих дисциплин по отдельным отраслям педагогического знания и представляет собой важную составную часть этого комплекса.
Дисциплины комплекса:
- общая педагогика,
- история образования и педагогической мысли,
- теория обучения,
- методика обучения и воспитания,
- теория и методика воспитания,
- управление образовательными системами,
- субъекты педагогического процесса,
- психолого-педагогические практикумы и курсы по выбору, формирующие готовность к определенным видам и способам практической деятельности.
Курс «История образования и педагогической мысли» изучается во втором семестре одновременно с изучением «Общей педагогики»: это позволяет опираться при изучении историко-педагогических фактов и процессов на общепедагогические знания о факторах развития человека и педагогическом процессе. Эти знания составляют научно-методологическую основу педагогического образования.
|
|
Вместе с тем курс «История образования и педагогической мысли» создает историко-педагогический фундамент для изучения на последующих этапах курсов «Теория и методика воспитания», «Теория обучения», «Методика обучения и воспитания», которые построены материале, отражающем накопленный, переосмысленный и модернизированный многовековой опыт организации воспитания и обучения. Таким образом, при изучении любого педагогического феномена студент будет владеть информацией о его происхождении и исторической эволюции.
1.2. Целью освоения курса «История образования и педагогической мысли» является формирование системы историко-педагогических знаний и историко-педагогического мышления, обеспечивающих создание теоретического фундамента профессиональной компетентности бакалавра в области педагогического образования.
1.3. Функции и задачи курса:
1) Образовательная функция: вооружение студентов системой теоретических знаний:
- о ходе развития мировой и отечественной системы образования, об исторических фактах, событиях, явлениях, составляющих содержание историко-педагогического процесса;
- о причинно-следственных связях, определяющих развитие системы образования и педагогической мысли;
- о тенденциях и перспективах развития педагогической теории и практики;
- о людях – педагогах-практиках и педагогах-теоретиках, накопивших и ретранслировавших в будущее опыт обучения и воспитания.
|
|
2) Развивающая функция:
- формирование у студентов критического стиля мышления на основе развития умений и навыков рефлексивно-оценочной деятельности при работе с источниками научно-учебной информации и специальной литературой, в процессе осмысления, обобщения, интерпретации зачастую противоречивых историко-педагогических фактов и явлений;
- развитие историко-педагогического мышления, обеспечивающего осознанное овладение совокупностью психолого-педагогических знаний;
- формирование целевой и мотивационной основы профессионального педагогического образования и самообразования.
3) Воспитательная функция: формирование у студентов:
- уважения к мировой и отечественной истории образования и педагогики, являющейся неотъемлемой частью истории общества, истории Отечества, его культуры и традиций;
- личностных качеств, свойств, убеждений, основанных на лучших нравственных и педагогических традициях учительства, духовном и профессиональном подвижничестве деятелей педагогики и просвещения;
- готовности к сохранению, рациональному применению и приумножению историко-педагогического опыта;
- ценностного отношения к педагогической деятельности, педагогической науке, к будущей профессии.
1.4. Показатели готовности студентов к освоению курса «История образования и педагогической мысли»:
На основе освоения курсов «Общая психология» и «История», в результате одновременного изучения курса «Общая педагогика» студент имеет и развивает необходимые для изучения «Истории образования и педагогической мысли» представления, знания, умения и навыки:
- о ходе, фактах, причинах и следствиях развития мировой и отечественной истории;
- о человеке, условиях и факторах его развития;
- о структуре и логике образовательного процесса, что позволяет педагогически грамотно и логически обоснованно оценивать историко-педагогическую информацию.
Особое значение имеет владение студентом понятийно-категориальным аппаратом педагогики, позволяющим понимать и воспроизводить историко-педагогическую информацию.
1.5. Ожидаемые результаты:
Студент, выполнивший учебную программу курса «Истории образования и педагогической мысли» (с учетом результатов освоения курсов «Общая психология» и «Общая педагогика»), должен:
обладать знаниями:
- об истоках и ходе исторического развития педагогической мысли и образования;
- об основных образовательных парадигмах и исторических причинах их смены;
- об образовательных системах, причинах и следствиях прекращения их существования, видоизменения, развития;
- об основных воспитательных и дидактических концепциях, их влиянии на развитие педагогической мысли и образовательной практики;
- о способах постановки и решения проблем воспитания и обучения в разные исторические периоды у разных народов;
- о выдающихся деятелях образования, педагогах-теоретиках, их вкладе в развитие педагогической науки и практики.
уметь:
- учитывать пространственно-временные контексты, в которых протекают процессы обучения и воспитания, при анализе и оценке педагогических феноменов прошлого;
- использовать теоретические знания в области общей педагогики как методологическую основу для анализа и оценивания историко-педагогического процесса и его отдельных явлений;
- сознавать многообразие подходов в организации образования, обусловливать их спецификой социально-культурного и политико-экономического развития, соотносить с различными представлениями о природе человека, о смысле его бытия и познания;
- ориентироваться в источниках научно-педагогической информации (учебная и научная литература, педагогическая периодика, образовательные порталы и т.д.)
|
|
- анализировать научно-педагогическую информацию, оформлять ее в логически завершенные тексты, устные сообщения и доклады;
- участвовать в обсуждении историко-педагогических проблем; в общественно-профессиональных дискуссиях;
- взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса на учебных занятиях по психолого-педагогическим дисциплинам и на практике;
- осознанно оперировать психолого-педагогическими категориями и понятиями.
- способами пропаганды важности педагогической профессии для социального и экономического развития страны;
- различными средствами коммуникации в процессе обучения и в профессиональной педагогической деятельности;
- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путем использования возможностей истории образования и педагогической мысли.
иметь представление:
- о предпосылках, условиях, факторах, движущих силах и тенденциях развития всемирного историко-педагогического процесса, о его единстве и многообразии;
- о сущности, возможностях и границах образования, о путях и средствах его осуществления, о степени и условиях их эффективности;
- о трактовках природы педагогического знания, цели и смысла образования.
1.6. Вклад «Общей педагогики» в формирование общекультурных и профессиональных компетенций
1.6.1. Успешно освоивший курсы «Общая психология», «Общая педагогика»,» «История образования и педагогической мысли», а также другие учебные предметы основной образовательной программы, студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
- владеет культурой мышления, способностью к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
- способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);
- способен грамотно и логично использовать в учебном процессе и в иных формах общения устную и письменную речь (ОК-6);
|
|
- способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);
- готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
- способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9)
- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15).
1.6.2. Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
общепрофессиональными (ОПК):
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК- 1);
- способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3).
1.7. Основные принципы отбора содержания учебного материала:
Принцип целостного отражения в содержании «Истории образования и педагогической мысли» задач профессиональной подготовки студента и формирования его общей и педагогической культуры.
Принцип соответствия содержания историко-педагогической подготовки насущным требованиям профессионального педагогического образования, актуальным ожиданиям общества, системы образования, школы, личности.
Принцип соответствия содержания учебного предмета современным достижениям и реальным перспективам развития науки (педагогики, истории образования и педагогической мысли, психологии, философии образования и др.) и образовательной практики.
Принцип гуманитаризации содержания курса «История образования и педагогической мысли», которая рассматривается как отрасль гуманитарного научного знания о человеке в его действительном (социальном и физическом, объективном и субъективном) бытии, о человеке как цели и источнике познания, об исторических условиях развития человека, формирования его личности и его социализации.
Принцип фундаментализации, обеспечивающей интеграцию гуманитарного и естественнонаучного знания, установление преемственности и взаимосвязи материала разных учебных дисциплин, усиление и упорядочение межпредметных связей, обеспечивающих многоаспектную педагогическую подготовку студентов к будущей профессиональной деятельности осознание студентами единства научного познания и практической преобразующей деятельности.
Принцип структурного единства содержания педагогического образования на разных уровнях его формирования, предполагающий методологическую, теоретическую, содержательную согласованность входящих в его состав учебных курсов, а также таких его составляющих, как теоретическое представление, учебный предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность обучающегося.
Принцип единства содержательной и процессуальной сторон обучения при отборе содержания историко-педагогического образования, требующий учитывать принципы и технологии его передачи и усвоения.
Принцип соответствия объема содержания учебного предмета времени, отведенному на его изучение.
Принцип соответствия содержания образования имеющейся учебно-методической и материальной базе.
«ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»
Название раздела, темы | Распределение часов | |||||
Трудоемкость | Аудитор. занятия. | Виды занятий | Самост. работа | |||
Лекции | Практич. занятия | |||||
1 курс 2 семестр | ||||||
1. | История образования и педагогической мысли как область научного знания и как учебный предмет | — | — | |||
2. | Система образования и развитие педагогической мысли в первобытном обществе, на Древнем Востоке и в Античном мире | — | ||||
3. | Мыслители древности о воспитании | — | ||||
4. | Система образования и развитие педагогической мысли в западноевропейских странах и на Востоке в средние века (до XVII в.) | — | ||||
5. | Проблема воспитания в средневековых философско-педагогических учениях | — | ||||
6. | Воспитание и образование у древних славян, в Киевской и Московской Руси | — | ||||
7. | Проблемы воспитания и обучения детей в письменных источниках Киевской и Московской Руси в X – XVII вв. | — | ||||
8. | Становление российской системы образования в XVIII в. | — | ||||
9. | Развитие педагогической мысли в России в XVIII в. | — | ||||
10. | Западноевропейское образование в Новое время и в эпоху Просвещения (XVII–XVIII вв.) | — | ||||
11. | Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв. | — | ||||
12. | Образование за рубежом в XIX в. | — | ||||
13. | Развитие педагогики за рубежом в XIX веке | — | ||||
14. | Образование за рубежом в XX в. | — | ||||
15. | Развитие педагогики за рубежом в XX в. | |||||
16. | Образование в России в XIX в. | — | ||||
17. | Развитие педагогической теории в России в XIX в. | — | ||||
18. | Образование в России в XX в. | — | ||||
19. | Развитие отечественной педагогической теории в XX в. | — | ||||
Интегрированный зачет по общей педагогике, истории образования и педагогической мысли | ||||||
Всего в часах: | ||||||
Всего в зачетных единицах: |