double arrow

Пространственная композиция градостроительных объектов

Композиция плана.

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. КОМПОЗИЦИЯ ПЛАНА. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ ОБЪЕКТОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПЛАНА. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТЕ.

Лекция 14

Дополнительная

1. Варламов А.А., Гальченко С.А. Земельный кадастр. В 6 тт. Т. 6: Географические и земельные информационные системы. – М.: Издательство: КолосС, 2006. - 400 с.

2. Сосновский В.А. Прикладные методы градостроительных исследований: учеб. пособие / В.А. Сосновский, Н.С. Русакова. – М.: «Архитектруа-С», 2006. – 112 с.

3. Наназашвили И.Х. Кадастр, экспертиза и оценка объектов недвижимости: Справ. пособие / И.Х. Наназашвили, В.А. Литовченко, В.И. Наназашвили. – М.: Высш. шк., 2009. – 431 с.

4. Саркисов С.К. Архитектурная эвристика. Архитектурное проектирование с элементами эвристики: Учебник. – М.: ГУЗ, 2002. – 123 с.

5. Этенко В.П. Управление архитектурным проектом: Учебное пособие / В.П. Этенко. – М.: ГУЗ, 2003. – 171 с.

6. Журнал «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель».

7. Журнал «Вестник Росреестра».

Понятие «композиция» (от лат. сотроsitio — сочинение, составление, соедине­ние) обычно используется применительно к произведениям искусства. Под градостроительной композицией понимается упорядоченное в соответ­ствии с художественными требованиями взаимное расположение созданных чело­веком (антропогенных) и природных ком­понентов формируемой архитектором пространственной среды.

Градостроительная композиция рас­сматривается в двух аспектах — как ком­позиция плана и как пространственная, визуально воспринимаемая композиция городской застройки и открытых про­странств.

Геометрическая форма плана. В гео­метрической форме плана градостроите­ли с древних времен пытались найти идеальное построение города. Круг и квад­рат в наибольшей степени соответствова­ли таким представлениям. Композиционные решения городского плана весьма разнообразны. Наряду с простыми геометрическими формами — круг, звезда, многоугольник, разработаны и более сложные планиро­вочные построения.

Композиционная структура плана включает наиболее важные в композици­онном отношении элементы плана — ком­позиционные центры и оси.

Композиционные центры (узлы) важные в композиционном отношении компактные градостроительные комплексы и объекты. Композиционные центры служат ориентирами в пространстве. Ком­позиционные оси — основные направле­ния обзора градостроительной компози­ции, ориентированные на композицион­ные узлы. Композиционные оси могут быть урбанизированными (транспортная магистраль, «разрыв» в застройке) или природными (река, берег озера, «зеле­ненный коридор»). Иерархически орга­низованная система композиционных центров и осей образует композицион­ный каркас поселения.

Разнообразие пространств. Среда жизнедеятельности современного чело­века — среда упорядоченная, простран­ственно структурированная. Она не одно­родна и включает пространства разной величины, функционального назначения, имеющие разных владельцев и пользова­телей, разную культурную, информацион­ную, экологическую ценность, что оказы­вает существенное влияние на построе­ние городского пространства. Задача архитектора при проектирова­нии градостроительных объектов заклю­чается в обосновании и выделении гра­ниц разных типов пространств. Границы выделяются на основании физических характеристик (планировочные парамет­ры, плотность и этажность застройки и др.), а также психологических критериев (сложившихся традиций и обычаев, раз­деления светских и сакральных про­странств, общественных, соседских, инди­видуальных пространств и др.). Границы должны быть четко зафиксированы, что­бы не было «ничейных» участков, созда­ющих конфликтные ситуации. По физическим качествам в поселени­ях выделяются два основных типа про­странств: застроенные (закрытые) и не застроенные (открытые).

По психологическим качествам типоло­гия пространств значительно разнообраз­нее. Существенно различаются простран­ства для уединения, соседского общения или массовых посещений, сакральные или светские. Качество жизненной среды во многом зависит от того, в какой степени качество различных типов пространств соответствует потребностям и идеалам человека.

Для разных типов пространств приме­няются разные приемы композиционно­го построения.

Формирование направленных видо­вых перспектив способствует упорядо­чению композиции. При этом использу­ются приемы линейного раскрытия про­странственной композиции и раскрытия с меняющимся направлением обзора.

Композиционные доминанты. Осо­бую роль для обеспечения ориентации в пространстве выполняют доминанты (от лат. dominantis — господствующий) — господствующие в пространстве архитек­турные сооружения, контрастно отлича­ющиеся от окружения размерами, фор­мой, цветом.

Размещение архитектурных доми­нант в ландшафте позволяет усилить или ослабить их композиционную значимость. Широко распространен­ным композиционным приемом является размещение архитектурных доминант на повышенных отметках рельефа — на вер­шинах холмов, на бровках крутых откосов. Набольший композиционный эффект достигается при размещении ар­хитектурных доминант на возвышенностях у водных пространств — на высоких бе­регах рек, озер, водохранилищ, хорошо просматриваемых с обширных территорий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: