Композиция плана.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ. КОМПОЗИЦИЯ ПЛАНА. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ КОМПОЗИЦИЯ ОБЪЕКТОВ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ПЛАНА. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТЕ.
Лекция 14
Дополнительная
1. Варламов А.А., Гальченко С.А. Земельный кадастр. В 6 тт. Т. 6: Географические и земельные информационные системы. – М.: Издательство: КолосС, 2006. - 400 с.
2. Сосновский В.А. Прикладные методы градостроительных исследований: учеб. пособие / В.А. Сосновский, Н.С. Русакова. – М.: «Архитектруа-С», 2006. – 112 с.
3. Наназашвили И.Х. Кадастр, экспертиза и оценка объектов недвижимости: Справ. пособие / И.Х. Наназашвили, В.А. Литовченко, В.И. Наназашвили. – М.: Высш. шк., 2009. – 431 с.
4. Саркисов С.К. Архитектурная эвристика. Архитектурное проектирование с элементами эвристики: Учебник. – М.: ГУЗ, 2002. – 123 с.
5. Этенко В.П. Управление архитектурным проектом: Учебное пособие / В.П. Этенко. – М.: ГУЗ, 2003. – 171 с.
6. Журнал «Землеустройство, кадастр и мониторинг земель».
7. Журнал «Вестник Росреестра».
Понятие «композиция» (от лат. сотроsitio — сочинение, составление, соединение) обычно используется применительно к произведениям искусства. Под градостроительной композицией понимается упорядоченное в соответствии с художественными требованиями взаимное расположение созданных человеком (антропогенных) и природных компонентов формируемой архитектором пространственной среды.
Градостроительная композиция рассматривается в двух аспектах — как композиция плана и как пространственная, визуально воспринимаемая композиция городской застройки и открытых пространств.
Геометрическая форма плана. В геометрической форме плана градостроители с древних времен пытались найти идеальное построение города. Круг и квадрат в наибольшей степени соответствовали таким представлениям. Композиционные решения городского плана весьма разнообразны. Наряду с простыми геометрическими формами — круг, звезда, многоугольник, разработаны и более сложные планировочные построения.
Композиционная структура плана включает наиболее важные в композиционном отношении элементы плана — композиционные центры и оси.
Композиционные центры (узлы) — важные в композиционном отношении компактные градостроительные комплексы и объекты. Композиционные центры служат ориентирами в пространстве. Композиционные оси — основные направления обзора градостроительной композиции, ориентированные на композиционные узлы. Композиционные оси могут быть урбанизированными (транспортная магистраль, «разрыв» в застройке) или природными (река, берег озера, «зелененный коридор»). Иерархически организованная система композиционных центров и осей образует композиционный каркас поселения.
Разнообразие пространств. Среда жизнедеятельности современного человека — среда упорядоченная, пространственно структурированная. Она не однородна и включает пространства разной величины, функционального назначения, имеющие разных владельцев и пользователей, разную культурную, информационную, экологическую ценность, что оказывает существенное влияние на построение городского пространства. Задача архитектора при проектировании градостроительных объектов заключается в обосновании и выделении границ разных типов пространств. Границы выделяются на основании физических характеристик (планировочные параметры, плотность и этажность застройки и др.), а также психологических критериев (сложившихся традиций и обычаев, разделения светских и сакральных пространств, общественных, соседских, индивидуальных пространств и др.). Границы должны быть четко зафиксированы, чтобы не было «ничейных» участков, создающих конфликтные ситуации. По физическим качествам в поселениях выделяются два основных типа пространств: застроенные (закрытые) и не застроенные (открытые).
По психологическим качествам типология пространств значительно разнообразнее. Существенно различаются пространства для уединения, соседского общения или массовых посещений, сакральные или светские. Качество жизненной среды во многом зависит от того, в какой степени качество различных типов пространств соответствует потребностям и идеалам человека.
Для разных типов пространств применяются разные приемы композиционного построения.
Формирование направленных видовых перспектив способствует упорядочению композиции. При этом используются приемы линейного раскрытия пространственной композиции и раскрытия с меняющимся направлением обзора.
Композиционные доминанты. Особую роль для обеспечения ориентации в пространстве выполняют доминанты (от лат. dominantis — господствующий) — господствующие в пространстве архитектурные сооружения, контрастно отличающиеся от окружения размерами, формой, цветом.
Размещение архитектурных доминант в ландшафте позволяет усилить или ослабить их композиционную значимость. Широко распространенным композиционным приемом является размещение архитектурных доминант на повышенных отметках рельефа — на вершинах холмов, на бровках крутых откосов. Набольший композиционный эффект достигается при размещении архитектурных доминант на возвышенностях у водных пространств — на высоких берегах рек, озер, водохранилищ, хорошо просматриваемых с обширных территорий.