И право России в начале XX в.
Государство
ТЕМА 8.
(1900-1917 гг.)
В начале XX в. Россия представляла собой страну, где самые передовые формы развития капитализма (концентрация производства, монополистический, финансовый капитал, высокие темпы экономического развития) переплетались с сильными феодальными пережитками (помещичья собственность на землю, крестьянское малоземелье, сохранение феодальной политической надстройки - абсолютизма). Это являлось питательной средой для крайнего обострения социальной обстановки, создания в стране революционной ситуации.
Русско-японская война 1904—1905 гг., приведшая к поражению царизма, еще более усилила напряженность. Страна стояла на пороге революции. Она началась после расстрела мирной демонстрации 9 января 1905 г. и в короткий срок охватила всю страну. В ходе революции возникли Советы как органы руководства забастовочной борьбой; в стране происходит образование политических партий, объединявших различные слои общества.
17 октября 1905 г. Царь подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором даровались политические свободы (свобода совести, слова, собраний и союзов) и провозглашался законодательный характер представительного органа - Государственной Думы. Дума как нижняя палата Парламента рассматривала и одобряла бюджет, принимала законы. Однако для вступления их в силу требовалось утверждение Государственного Совета (верхняя палата) и Императора.
23 апреля 1906 г. Царь утвердил в новой редакции Основные государственные законы Российской империи. Они закрепляли создание Государственной Думы, Государственного Совета и Совета Министров. Была устранена характеристика власти Императора
как «неограниченной». Тем не менее основные его прерогативы сохранялись.
В результате изменений в государственном строе Россия приобретала некоторые черты конституционной монархии (см. схему 49), что и было закреплено в Основных государственных законах в редакции 1906 г.: была проведена реформа Государственного Совета и принято новое положение о Совете Министров, по которому исполнительная власть становилась автономной от главь: государства (двухглавой). Создавался первый опыт российского парламентаризма. Причины учреждения Государственной Думы неразрывно связаны с характером демократической революции 1905 — 1907 гг. в России, с ее реальной угрозой существованию царизма, тактикой лавирования и политической демагогии, которую царизм широко использовал для борьбы с революцией.
Порядок формирования Государственной Думы изложен в схеме 50. Законе от 3 июля 1907 г. по сравнению с Законом от 11 декабря 1905 г. резко сужался круг избирателей, избирательным правом обладали в основном наиболее имущие слои общества.
Но даже эти половинчатые попытки реформ окончились неудачей. После переворота 3 июня 1907 г. царизм по существу отменил какие-либо гарантии прав и свобод, у Думы были отобраны даже ограниченные законодательные полномочия, и она фактически превратилась в законосовещательный орган. Попытки конституционных реформ окончились неудачей, и те проблемы, которые должны были бы решаться парламентским, цивилизованным путем, решались насильственно-революционными методами.
В сентябре 1911 г. Премьер П.А.Столыпин был убит анархистом (агентом охранного отделения). Осенью 1912 г. истек срок полномочий третьей «столыпинской» Думы и прошли выборы в Государственную Думу четвертого созыва. Председателем Думы был избран М.В.Родзянко. Но это уже не могло спасти самодержавие от неизбежного краха.
Схем а 49 Высшие и центральные государственные органы Российской Империи в 1905-1914 гг.
Император
Государственная Дума
Государственный совет
Главноуправляющий | ||
Собственная Его Императорского Величества канцелярия |
Председатель |
J_ |
Министр |
Министерство иностранных дел |
Министр |
Министр |
Министерство финансов |
Министерство внутренних дел |
JZ
Министр
Министерство юстиции
Совет министров |
Председатель
2 товарища председателя
Отделы |
Комиссии
Генерал-прокурор
Правительствующий
i | ||||
Министр | ||||
Военное министерство | ||||
Военный совет |
Сенат
■ Министр | ||||
Морское министерство | ||||
Адмиралтейский совет | ||||
Министр |
Министр |
Министр |
Министр
Министерство торговли и промышленности |
Министерство народного просвещения |
Министерство путей сообщения |
Главное
Управление
землеустройства
и земледелия
Председатель | |||
Члены по назначению | Члены по выборам | ||
Л 7Г
Министр |
Государственный контролер
Государственный контроль |
Главное
управление
государственного
коннозаводства
Святейший
синод
Оберпрокурор
С хема 5 0