Теоретический и эмпирический материал, касающийся исследований сферы государственного управления, можно сгруппировать в несколько хронологических блоков, положив в основу градации эволюцию взглядов на государство как политический институт и его роль в жизни общества.
Хронологический этап,
| Основные концепты и направления
| |
научные школы
| исследований
| |
1. Древнекитайские
| выстраиваются на основе обычаев, тра-
| |
философы — Мэн-цзы
| диций и ритуалов. Собственно государ-
| |
(ок. 372—289 до н.э.),
| ственно-управленческая деятельность
| |
Конфуций (ок. 551—
| сводится к сбору налогов, поддержанию
| |
479до н. э.)
| правопорядка, благоустройству городов,
| |
2. Древнеиндийские
| нивелированию конфликтов между со-
| |
(Ьилосо(Ьы
| циальными группами и т.п.
| |
| Активно развивается идея о всеобщей
| |
3. Древнегреческие
| пользе и роли в ней государственно-
| |
мыслители — Аристотель (384—322 до н.э.),
| управленческой деятельности.
| |
Платон (ок. 428—348
|
| |
до н.э.), Полибий (ок.
|
| |
200 —ок. 120дон. э)
| Формируется представление о госу-
| |
4. Раннее Средневе-
| дарстве как о юридическом институте,
| |
ковье — Св. Августин
| который осуществляет управленческие и
| |
(354—430), философ и
| регулятивно-охранительные функции.
| |
теолог Ф. Аквинский
|
| |
(1225-1274), итальян-
|
| |
ский мыслитель М. Па-
|
| |
дуанский (между 1275 и
|
| |
1280-ок. 1343)
|
| |
5. Древняя Русь — игу-
|
| |
мен Иосиф Волоцкий
|
| |
(1439—1515), митропо-
|
| |
лит Илларион (XI в.)
|
| |
6. Позднее Средневе-
|
| |
ковье — итальянский
|
| |
мыслитель Н. Маки-
|
| |
авелли (1469-1527),
|
| |
французский мысли-
|
| |
тель, теоретик есте-
|
| |
ственного права Ж. Бо-
|
| |
ден (1530-1596), анг-
|
| |
лийский философ
|
| |
Т. Гоббс (1588-1679)
|
| |
Второй блок— XVII —
середина XIX в.
| Происходит непосредственное фор-
мирование института государственной
администрации и полицейского (адми-
нистративного) права.
| |
|
|
|
1. Полециисти-
ка — Франция: пи-
сатель Н. де Ламар
(1639-1728)
| Государственная власть концентриру-
ется на решении вопросов внутренней
безопасности. Во многих европейских
странах, в России практикуются своды
правил поведения, что приводит к фор-.
| |
|
|
|
|
Хронологический этап,
| Основные концепты и направления
|
научные школы
| исследований
|
— Германия: профессор
| мированию полицейского законода-
|
Г. Юсти (1720-1771),
| тельства. В основу государственного
|
писатель, юрист
| строительства закладывается принцип
|
И. Зонненфельс
| патернализма (от лат. pater — отец) —
|
(1732—1817)
| мировоззрение и политика абсолюти-
|
| зации роли государственной власти в
|
| жизни общества, оправдание ее тоталь-
|
| ного контроля над обществом, поглоще-
|
| ния государством общества и личности.
|
| Управление обществом называлось
|
| благочинием и благоустройством.
|
— Россия: ученый-эн-
| В России практика административного
|
циклопедист Ю. Кри-
| управления не нашла теоретического
|
жанич (ок. 1618—1683),
| обобщения. В университетах создава-
|
экономист и публи-
| лись кафедры законов благоустройства
|
цист И.Т. Посошков
| и благочиния, где преподавались законы
|
(1652—1726), юрист
| о народонаселении, народном продо-
|
П.Н. Гуляев, автор
| вольствии, благоустройстве в городах и
|
крупнейшей работы по
| поселениях и пр.
|
полицейскому праву
|
|
«Права и обязанности
|
|
градской и земской
|
|
полиции» (1824 г.),
|
|
профессор, философ
|
|
Н.Ф. Рождественский
|
|
(1802-1872), юрист,
|
|
профессор И.В. Пла-
|
|
тонов (1805-1890),
|
|
самый поздний пред-
|
|
ставитель полециисти-
|
|
ки, юрист, профессор
|
|
И.Е. Андреевский
|
|
(1831-1891)
|
|
2. Камералистика —
| Камералистика ограничивалась описа-
|
цикл административ-
| нием явления административного управ-
|
ных и экономических
| ления. В ее русле были сформулированы
|
дисциплин, препода-
| новые подходы к осуществлению госу-
|
вавшихся в европейских
| дарственно-административного управ-
|
университетах XVII—
| ления. Принцип камерализма предпо-
|
XVIII в., со второй по-
| лагал: функциональность в управлении
|
ловины XIX в. —
| учреждений; специализацию учрежде-
|
в России. Название
| ний государственной администрации и
|
связано с камеральными
| канцелярского труда в какой-либо одной
|
учоежлениями.
| определенной сфере государственного
|
Хронологический этап,
| Основные концепты и направления
|
научные школы
| исследований
|
создававшимися в
| управления; регламентацию обязанно-
|
средневековой Европе
| стей чиновников; унификацию штатов и
|
князьями, королями,
| жалования чиновников.
|
имевшими большое
|
|
собственное хозяйство,
|
|
в целях подготовки
|
|
компетентных управ-
| ■..-.
|
ляющих.
|
|
— Россия: государ-
| Идеи Сперанского в отношении постро-
|
ственный деятель
| ения системы государственного управ-
|
М.М.Сперанский
| ления в России отражены во «Введении
|
(1772-1839)
| к уложению государственных законов»
|
| (1809 г.); эти принципы — элементарная
|
| законность, выборность части чиновни-
|
| ков и их ответственность, новые выбор-
|
| ные начала организации суда и контроля,
|
| разделение законодательной, исполни-
|
| тельной и судебной власти при допуще-
|
| нии выборных представителей от народа
|
| к законосовещательной деятельности.
|
— Франция: ученый,
| «Очерки об администрации» Ф. Вивье-
|
автор «Принципов го-
| на (1845 г.) — первая серьезная работа в
|
сударственного управ-
| области науки государственного управ-
|
ления» (1812 г.)
| ления. В развитие его идей во Франции
|
Ч.-Ж. Боннен, ученый,
| были созданы специализированные
|
автор «Очерков об
| министерства, разработаны законы о
|
администрации»
| государственных служащих и процедуры
|
А.Ф. Вивьен
| их набора.
|
| Формирование конституционно-демо-
|
| кратического типа государства, появле-
|
| ние ответственности государства перед
|
| обществом и личностью в XVIII—XIXв.
|
| инициировало постановку новых управ-
|
| ленческих проблем, решение которых
|
| полециистика и камералистика предло-
|
| жить не могли.
|
Третий блок— вторая
| Период характеризуется дифференциа-
|
половина XIX— нача-
| цией гуманитарных и социальных наук,
|
ло XXв.
| развитием собственно теории государ-
|
| ственного управления, основополож-
|
| ником которой считают австрийского
|
| ученого Лоренца фон Штейна, опубли-
|
| ковавшего в период с 1866 по 1884 г. вось-
|
|
|
Хронологический этап,
| Основные концепты и направления
|
научные школы
| исследований
|
1. Австрийская шко-
| митомный труд «Теория государственно-
|
ла — Лоренц фон
| го управления». В основу положена идея
|
Штейн (1815-1890)
| внутреннего управления, выделено пять
|
| сфер государственного управления или
|
| государственной политики — внешние
|
| отношения, войска, государственное
|
| хозяйство, правосудие, внутренние
|
| дела. Ведущая роль по реализации целей
|
| государственного управления отведена
|
| исполнительной ветви власти при четком
|
| определении вопросов ее ведения. По-
|
| лиция — механизм принуждения, часть
|
| исполнительной власти.
|
2. Немецкая школа —
| Государство рассматривается как от-
|
социолог, историк,
| ношение господства одних людей над
|
экономист Макс Вебер
| другими, опирающееся на легитимное
|
(1864-1920)
| насилие как средство. Разработаны
|
| теории власти и бюрократии, в основу
|
| идеального государственного управления
|
| положены принципы бюрократической
|
| иерархии. Четко разделены политиче-
|
| ское руководство и административное
|
| управление.
|
3. Английская шко-
| Изучение системы государственного
|
ла — историк, эконо-
| управления в Великобритании началось в
|
мист, социолог
| конце XIX в. в Лондонской школе эко-
|
Дж. Коул (1889-1959),
| номики и политических наук и продол-
|
Э. Баркер, Ч. Маннинг,
| жилось в Оксфордском, Кембриджском,
|
Г. Файнер
| Манчестерском и др. университетах.
|
| Основные направления — изучение поли-
|
| тических институтов, института государ-
|
| ственной службы, английского конститу-
|
| ционного и административного права.
|
4. Французская шко-
| Выявлены и проанализированы основ-
|
ла — историк права
| ные принципы государственного управ-
|
и государствовед,
| ления во Франции. Заложены основы
|
профессор А. Эсмен,
| конституционного подхода к проблемам
|
юрист, идеолог «синди-
| государственного управления. Система
|
калистского» государ-
| государственного управления изучалась
|
ства Леон Дюги
| не как самостоятельное явление, а как
|
(1859-1928), А. Ми-
| средство выявления принципов и форм
|
шель, М. Ориу
| организации деятельности государствен-
|
Хронологический этап,
| Основные концепты и направления
|
научные школы
| исследований
|
5. Американская шко-
| Разработана модель административной
|
ла — доктор политиче-
| эффективности, разграничены функции
|
ских наук, основопо-
| политической власти и административ-
|
ложник американской
| ного управления, предложено исполь-
|
государственно-адми-
| зовать в государственном управлении
|
нистративной науки,
| методы менеджмента. Значительное
|
28-й Президент США
| финансирование науки позволило США
|
В. Вильсон (1856—
| создать в ведущих университетах школы
|
1924), американский
| государственного управления, которыми
|
исследователь
| решались задачи подготовки государ-
|
Ф.Дж. Гуднью
| ственных служащих; повышения ква-
|
| лификации государственных служащих;
|
| проведения научных исследований в
|
| сфере государственного управления.
|
6. Русская школа —
| В России в этот период развивается
|
историк, академик
| государственная школа, основной про-
|
СМ. Соловьев (1820—
| блемой исследования выступает соотно-
|
1879), историк, участ-
| шение общества и государства в русской
|
ник подготовки крес-
| истории на различных ее этапах. Наука
|
тьянской реформы
| развивается в русле юридической науки
|
1861 г. К.Д. Кавелин
| и истории. Обоснована концепция за-
|
(1818—1885), историк,
| крепощения и раскрепощения сословий
|
философ Б.Н. Чичерин
| государством, т.е. в условиях господ-
|
(1828—1904), историк,
| ства натурального хозяйства, слабого
|
академик В.О. Клю-
| развития обмена и товарно-денежных
|
чевский (1841-1911),
| отношений обеспечение мобилизации
|
историк, политический
| материальных и людских ресурсов могло
|
деятель П.Н. Милюков
| производиться только за счет раскладки
|
(1859—1943), экономист,
| государством повинностей по сословиям.
|
философ А.А. Богданов
|
|
(1873-1928)
|
|
Четвертый блок— 20—
| Дальнейшее развитие концептов теории
|
50-е гг. XX в.
| государственного управления связано с
|
| развитием теории организации.
|
1. Классическая шко-
ла — основоположник
организационной нау-
ки А. Файоль (1841—
1925), Л.Урвик, Л. Уайт,
Д. Муни
| Сложилось представление, что систе-
|
ма государственного управления — это
|
регламентированная иерархическая
|
организация линейно-функционального
|
типа с четким определением функций
|
каждой должностной категории.
|
| Идеи научного менеджмента применялись
при анализе трудовых процессов в системе
государственного управления, класси-
фикации должностей государственной
службы. Широкого распространения и
значимых результатов не получил.
|
2. Школа научного
|
менеджмента
|
|
|
|
Хронологический этап,
| Основные концепты и направления
|
научные школы
| исследований
|
3. Школа «челове-
| Возникла как реакция на недостатки
|
ческих отношений»,
| классического подхода. Человеческий
|
или неоклассическая
| фактор рассматривается как основной
|
школа — америкнаский
| элемент эффективной организации
|
психолог А. Маслоу
| системы управления. Важный фактор
|
(1908-1970), М. Фоллет,
| оптимизации системы государственного
|
американский социолог
| управления, повышения производитель-
|
Э.Мэйо (1880—1949),
| ности труда работников этой системы —
|
У. Мэрфи
| улучшение психологического климата
|
| в коллективе и усиление мотивации к
|
| максимизации трудовых усилий.
|
4. Советская шко-
| Советский период характеризуется пере-
|
ла — ученый, автор
| стройкой государственного аппарата,
|
трудов по рациональ-
| исходя из теории научной организации
|
ной организации тру-
| труда и управления (НОТ). Создан ряд
|
да А.К. Гастев (1882—
| научно-исследовательских центров —
|
1938), историк, государ-
| институты труда, научной организации
|
ственный деятель
| труда, техники управления, лаборатории
|
П.М. Керженцев (1881—
| по изучению труда и пр. В 1920-х гт. для
|
1940),Н.А. Витке,
| координации работы по НОТ создан
|
Е.Ф. Размирович,
| Совет научной организации труда
|
ученый, автор работ по
| (СОВНОТ). Исследования были прерва-
|
научной организации
| ны в середине 1930-х гг.
|
труда И.М. Бурдянский
|
|
Пятый блок— вторая
| Этот период характеризуется разработ-
|
половина XX — начало
| кой бихевиористского, системного и
|
XXI в.
| структурно-функционального анализа и
|
В рамках структурно-
| переложение их на отрасли социального
|
функционального,
| и гуманитарного знания, в том числе
|
системного и бихевио-
| теорию государственного управления.
|
ристского подхода ве-
| В рамках структурно-функционального
|
дущие позиции заняли
| подхода государственное управление —
|
американская, англий-
| единая сложно структурированная систе-
|
ская, французская и
| ма, каждый элемент которой выполняет
|
немецкая националь-
| определенные функции.
|
ные школы
| Бихевиористский подход и сфере госу-
|
| дарственного управления направленна
|
| исследование и объяснение понеденче-
|
| ского аспекта государстшешю-уиравлен-
|
| ческих отношений (поведение упраиляю-
|
| щих и управляемых, их мотивация).
|
| Системный подход направлен насинтез
|
| знаний, имеющихся и различныхобла-
|
| стях науки. Цель подходи пилится и
|
Хронологический этап,
| Основные концепты и направления
|
научные школы
| исследований
|
| выявлении всего комплекса отдельно
|
| взятых взаимосвязей элементов государ-
|
| ственно-административной системы с
|
| обществом.
|
1. Американская шко-
| Акцентировали внимание на факторах,
|
ла — социолог-теоре-
| которые способствовали или препят-
|
тик Т. Парсонс(1902—
| ствовали стабильности системы государ-
|
1979), социолог
| ственного управления.
|
П. Лазарсфельд (1901—
|
|
1976), В. Томпсон,
|
|
Д. Истон, А. Лаффер
| ■-
|
и др.
|
|
2. Английская школа —
| В основе лежат идеи, характерные для
|
Дж. Гарретт, Р. Шелдон,
| гуманитарного подхода. Считали, что
|
М. Оукшотт
| процесс принятия политических реше-
|
| ний должен стать гласным и открытым
|
| и законодательно следует установить
|
| принципы разъяснительной работы с
|
| населением, установив санкции за их
|
| невыполнение.
|
3. Немецкая школа —
| Система государственного управления —
|
философ, профессор
| «вечная» ценность, теория государ-
|
X. Кун, Э. Форстхофф,
| ственного управления строится с учетом
|
Э. Хиппель, философ
| человеческого фактора, должна носить
|
А. Гелен (1904-1976)
| философский характер.
|
| По мнению А. Гелена, государственное
|
| управление — фундаментальный ан-
|
| тропологический институт, основная
|
| деятельность которого должна быть на-
|
| правлена на поддержание стабильности
|
| общественной системы.
|
4. Русская школа — со-
| Государственно-управленческая мысль в
|
временные ученые-со-
| России возродилась в 1960-х г. и разви-
|
циологи, занимающи-
| валась в русле административного права.
|
еся разработкой общей
| Сформировалось представление, что на-
|
теории социального
| ука государственного управления должна
|
управления В.Г. Афа-
| быть комплексной, охватывающей как
|
насьев и Ю.П. Аве-
| государственно-правовые, так и соци-
|
рин, ученые-юристы,
| ально-экономические, психологические,
|
специалисты по теории
| многие другие управленческие аспекты.
|
государства и права,
| С 1970-х г. государственное управление
|
конституционному и
| стало развиваться как относительно
|
административному
| самостоятельное научное направление,
|
праву Д.Н. Бахрах,
| тесно соприкасаясь с теорией социаль-
|
|
|
| Хронологический этап, научные школы И.Л. Бачило, Г.В. Ата-манчук, Б.М. Лазарев
И ЯП
| окончание таОл. 1 Основные концепты и направления исследований ного управления, управлением производством, административным правом,
|
|
| теорией государства.
|
| 5. Японский Менедж-MGHITI
| Японская система управления базируется
|
|
| на модели человеческих отношений, в
|
|
| которых индивид должен подчинять свои
|
|
| интересы интересам группы. Основный
|
|
| принцип — активное партнерство техни-
|
|
| ческих специалистов, бизнес-структур,
|
|
| правительственных структур в формиро-
|
|
| вании концепции экономического роста и ее обеспечении.
|