Тема 2. Исторический аспект теории государственного управления

Теоретический и эмпирический материал, касающийся исследований сферы государственного управления, можно сгруппировать в несколько хронологических блоков, положив в основу градации эволюцию взглядов на государство как по­литический институт и его роль в жизни общества.

Первый блок включает в себя довольно длительный период времени — с древних времен до начала XVII в., когда государ­ственной администрации как урегулированного правом инсти­тута власти не существовало. Второй блок охватывает период cXVIIdo серединыXIXв. и связан с формированием института государственной администрации и полицейского (админи­стративного) права. Третий блок представлен временным пе­риодом со второй половины XIX в. до первых десятилетий XXв. и характеризуется дифференциацией гуманитарных и соци­альных наук, развитием собственно теории государственного управления. Четвертыйблок — 20—50-ег.ХХв., когда развитие концептов теории государственного управления было связано с развитием теории организации. Пятый блок — вторая половина XX — начало XXI в., для которого характерно убеждение, что государственное управление должно стать самостоятельной научной дисциплиной, имеющей комплексный характер. Характеристика основных направлений исследований про­блем государственного управления и основн ых i туч 11 ых школ представлена ниже.

Таблица 1 Основные векторы развития науки государственного управления

   
Хронологический этап, научные школы Основные концепты и направленияисследований
Первый блок— с древ­них времен до начала XVII в. Государственная администрациякик урегулированный правом институт отсут­ствует. Субъект-объектные отношения в системе государственного управления
   

Хронологический этап, Основные концепты и направления  
научные школы исследований  
1. Древнекитайские выстраиваются на основе обычаев, тра-  
философы — Мэн-цзы диций и ритуалов. Собственно государ-  
(ок. 372—289 до н.э.), ственно-управленческая деятельность  
Конфуций (ок. 551— сводится к сбору налогов, поддержанию  
479до н. э.) правопорядка, благоустройству городов,  
2. Древнеиндийские нивелированию конфликтов между со-  
(Ьилосо(Ьы циальными группами и т.п.  
  Активно развивается идея о всеобщей  
3. Древнегреческие пользе и роли в ней государственно-  
мыслители — Аристо­тель (384—322 до н.э.), управленческой деятельности.  
Платон (ок. 428—348    
до н.э.), Полибий (ок.    
200 —ок. 120дон. э) Формируется представление о госу-  
4. Раннее Средневе- дарстве как о юридическом институте,  
ковье — Св. Августин который осуществляет управленческие и  
(354—430), философ и регулятивно-охранительные функции.  
теолог Ф. Аквинский    
(1225-1274), итальян-    
ский мыслитель М. Па-    
дуанский (между 1275 и    
1280-ок. 1343)    
5. Древняя Русь — игу-    
мен Иосиф Волоцкий    
(1439—1515), митропо-    
лит Илларион (XI в.)    
6. Позднее Средневе-    
ковье — итальянский    
мыслитель Н. Маки-    
авелли (1469-1527),    
французский мысли-    
тель, теоретик есте-    
ственного права Ж. Бо-    
ден (1530-1596), анг-    
лийский философ    
Т. Гоббс (1588-1679)    
Второй блок— XVII — середина XIX в. Происходит непосредственное фор- мирование института государственной администрации и полицейского (адми- нистративного) права.  
 
 
 
1. Полециисти- ка — Франция: пи- сатель Н. де Ламар (1639-1728) Государственная власть концентриру- ется на решении вопросов внутренней безопасности. Во многих европейских странах, в России практикуются своды правил поведения, что приводит к фор-.  
 
 
 
 

Продолжение табл. 1

Хронологический этап, Основные концепты и направления
научные школы исследований
— Германия: профессор мированию полицейского законода-
Г. Юсти (1720-1771), тельства. В основу государственного
писатель, юрист строительства закладывается принцип
И. Зонненфельс патернализма (от лат. pater — отец) —
(1732—1817) мировоззрение и политика абсолюти-
  зации роли государственной власти в
  жизни общества, оправдание ее тоталь-
  ного контроля над обществом, поглоще-
  ния государством общества и личности.
  Управление обществом называлось
  благочинием и благоустройством.
— Россия: ученый-эн- В России практика административного
циклопедист Ю. Кри- управления не нашла теоретического
жанич (ок. 1618—1683), обобщения. В университетах создава-
экономист и публи- лись кафедры законов благоустройства
цист И.Т. Посошков и благочиния, где преподавались законы
(1652—1726), юрист о народонаселении, народном продо-
П.Н. Гуляев, автор вольствии, благоустройстве в городах и
крупнейшей работы по поселениях и пр.
полицейскому праву  
«Права и обязанности  
градской и земской  
полиции» (1824 г.),  
профессор, философ  
Н.Ф. Рождественский  
(1802-1872), юрист,  
профессор И.В. Пла-  
тонов (1805-1890),  
самый поздний пред-  
ставитель полециисти-  
ки, юрист, профессор  
И.Е. Андреевский  
(1831-1891)  
2. Камералистика — Камералистика ограничивалась описа-
цикл административ- нием явления административного управ-
ных и экономических ления. В ее русле были сформулированы
дисциплин, препода- новые подходы к осуществлению госу-
вавшихся в европейских дарственно-административного управ-
университетах XVII— ления. Принцип камерализма предпо-
XVIII в., со второй по- лагал: функциональность в управлении
ловины XIX в. — учреждений; специализацию учрежде-
в России. Название ний государственной администрации и
связано с камеральными канцелярского труда в какой-либо одной
учоежлениями. определенной сфере государственного

24


Продолжение табл. 1

Хронологический этап, Основные концепты и направления
научные школы исследований
создававшимися в управления; регламентацию обязанно-
средневековой Европе стей чиновников; унификацию штатов и
князьями, королями, жалования чиновников.
имевшими большое  
собственное хозяйство,  
в целях подготовки  
компетентных управ- ■..-.
ляющих.  
— Россия: государ- Идеи Сперанского в отношении постро-
ственный деятель ения системы государственного управ-
М.М.Сперанский ления в России отражены во «Введении
(1772-1839) к уложению государственных законов»
  (1809 г.); эти принципы — элементарная
  законность, выборность части чиновни-
  ков и их ответственность, новые выбор-
  ные начала организации суда и контроля,
  разделение законодательной, исполни-
  тельной и судебной власти при допуще-
  нии выборных представителей от народа
  к законосовещательной деятельности.
— Франция: ученый, «Очерки об администрации» Ф. Вивье-
автор «Принципов го- на (1845 г.) — первая серьезная работа в
сударственного управ- области науки государственного управ-
ления» (1812 г.) ления. В развитие его идей во Франции
Ч.-Ж. Боннен, ученый, были созданы специализированные
автор «Очерков об министерства, разработаны законы о
администрации» государственных служащих и процедуры
А.Ф. Вивьен их набора.
  Формирование конституционно-демо-
  кратического типа государства, появле-
  ние ответственности государства перед
  обществом и личностью в XVIII—XIXв.
  инициировало постановку новых управ-
  ленческих проблем, решение которых
  полециистика и камералистика предло-
  жить не могли.
Третий блок— вторая Период характеризуется дифференциа-
половина XIX— нача- цией гуманитарных и социальных наук,
ло XXв. развитием собственно теории государ-
  ственного управления, основополож-
  ником которой считают австрийского
  ученого Лоренца фон Штейна, опубли-
  ковавшего в период с 1866 по 1884 г. вось-
   

Продолжение табл. 1

Хронологический этап, Основные концепты и направления
научные школы исследований
1. Австрийская шко- митомный труд «Теория государственно-
ла — Лоренц фон го управления». В основу положена идея
Штейн (1815-1890) внутреннего управления, выделено пять
  сфер государственного управления или
  государственной политики — внешние
  отношения, войска, государственное
  хозяйство, правосудие, внутренние
  дела. Ведущая роль по реализации целей
  государственного управления отведена
  исполнительной ветви власти при четком
  определении вопросов ее ведения. По-
  лиция — механизм принуждения, часть
  исполнительной власти.
2. Немецкая школа — Государство рассматривается как от-
социолог, историк, ношение господства одних людей над
экономист Макс Вебер другими, опирающееся на легитимное
(1864-1920) насилие как средство. Разработаны
  теории власти и бюрократии, в основу
  идеального государственного управления
  положены принципы бюрократической
  иерархии. Четко разделены политиче-
  ское руководство и административное
  управление.
3. Английская шко- Изучение системы государственного
ла — историк, эконо- управления в Великобритании началось в
мист, социолог конце XIX в. в Лондонской школе эко-
Дж. Коул (1889-1959), номики и политических наук и продол-
Э. Баркер, Ч. Маннинг, жилось в Оксфордском, Кембриджском,
Г. Файнер Манчестерском и др. университетах.
  Основные направления — изучение поли-
  тических институтов, института государ-
  ственной службы, английского конститу-
  ционного и административного права.
4. Французская шко- Выявлены и проанализированы основ-
ла — историк права ные принципы государственного управ-
и государствовед, ления во Франции. Заложены основы
профессор А. Эсмен, конституционного подхода к проблемам
юрист, идеолог «синди- государственного управления. Система
калистского» государ- государственного управления изучалась
ства Леон Дюги не как самостоятельное явление, а как
(1859-1928), А. Ми- средство выявления принципов и форм
шель, М. Ориу организации деятельности государствен-

Продолжение табл. 1

Хронологический этап, Основные концепты и направления
научные школы исследований
5. Американская шко- Разработана модель административной
ла — доктор политиче- эффективности, разграничены функции
ских наук, основопо- политической власти и административ-
ложник американской ного управления, предложено исполь-
государственно-адми- зовать в государственном управлении
нистративной науки, методы менеджмента. Значительное
28-й Президент США финансирование науки позволило США
В. Вильсон (1856— создать в ведущих университетах школы
1924), американский государственного управления, которыми
исследователь решались задачи подготовки государ-
Ф.Дж. Гуднью ственных служащих; повышения ква-
  лификации государственных служащих;
  проведения научных исследований в
  сфере государственного управления.
6. Русская школа — В России в этот период развивается
историк, академик государственная школа, основной про-
СМ. Соловьев (1820— блемой исследования выступает соотно-
1879), историк, участ- шение общества и государства в русской
ник подготовки крес- истории на различных ее этапах. Наука
тьянской реформы развивается в русле юридической науки
1861 г. К.Д. Кавелин и истории. Обоснована концепция за-
(1818—1885), историк, крепощения и раскрепощения сословий
философ Б.Н. Чичерин государством, т.е. в условиях господ-
(1828—1904), историк, ства натурального хозяйства, слабого
академик В.О. Клю- развития обмена и товарно-денежных
чевский (1841-1911), отношений обеспечение мобилизации
историк, политический материальных и людских ресурсов могло
деятель П.Н. Милюков производиться только за счет раскладки
(1859—1943), экономист, государством повинностей по сословиям.
философ А.А. Богданов  
(1873-1928)  
Четвертый блок— 20— Дальнейшее развитие концептов теории
50-е гг. XX в. государственного управления связано с
  развитием теории организации.
1. Классическая шко- ла — основоположник организационной нау- ки А. Файоль (1841— 1925), Л.Урвик, Л. Уайт, Д. Муни Сложилось представление, что систе-
ма государственного управления — это
регламентированная иерархическая
организация линейно-функционального
типа с четким определением функций
каждой должностной категории.
  Идеи научного менеджмента применялись при анализе трудовых процессов в системе государственного управления, класси- фикации должностей государственной службы. Широкого распространения и значимых результатов не получил.
2. Школа научного
менеджмента
 
 
 


26



Продолжение табл. 1

Хронологический этап, Основные концепты и направления
научные школы исследований
3. Школа «челове- Возникла как реакция на недостатки
ческих отношений», классического подхода. Человеческий
или неоклассическая фактор рассматривается как основной
школа — америкнаский элемент эффективной организации
психолог А. Маслоу системы управления. Важный фактор
(1908-1970), М. Фоллет, оптимизации системы государственного
американский социолог управления, повышения производитель-
Э.Мэйо (1880—1949), ности труда работников этой системы —
У. Мэрфи улучшение психологического климата
  в коллективе и усиление мотивации к
  максимизации трудовых усилий.
4. Советская шко- Советский период характеризуется пере-
ла — ученый, автор стройкой государственного аппарата,
трудов по рациональ- исходя из теории научной организации
ной организации тру- труда и управления (НОТ). Создан ряд
да А.К. Гастев (1882— научно-исследовательских центров —
1938), историк, государ- институты труда, научной организации
ственный деятель труда, техники управления, лаборатории
П.М. Керженцев (1881— по изучению труда и пр. В 1920-х гт. для
1940),Н.А. Витке, координации работы по НОТ создан
Е.Ф. Размирович, Совет научной организации труда
ученый, автор работ по (СОВНОТ). Исследования были прерва-
научной организации ны в середине 1930-х гг.
труда И.М. Бурдянский  
Пятый блок— вторая Этот период характеризуется разработ-
половина XX — начало кой бихевиористского, системного и
XXI в. структурно-функционального анализа и
В рамках структурно- переложение их на отрасли социального
функционального, и гуманитарного знания, в том числе
системного и бихевио- теорию государственного управления.
ристского подхода ве- В рамках структурно-функционального
дущие позиции заняли подхода государственное управление —
американская, англий- единая сложно структурированная систе-
ская, французская и ма, каждый элемент которой выполняет
немецкая националь- определенные функции.
ные школы Бихевиористский подход и сфере госу-
  дарственного управления направленна
  исследование и объяснение понеденче-
  ского аспекта государстшешю-уиравлен-
  ческих отношений (поведение упраиляю-
  щих и управляемых, их мотивация).
  Системный подход направлен насинтез
  знаний, имеющихся и различныхобла-
  стях науки. Цель подходи пилится и

Продолжение табл. 1

Хронологический этап, Основные концепты и направления
научные школы исследований
  выявлении всего комплекса отдельно
  взятых взаимосвязей элементов государ-
  ственно-административной системы с
  обществом.
1. Американская шко- Акцентировали внимание на факторах,
ла — социолог-теоре- которые способствовали или препят-
тик Т. Парсонс(1902— ствовали стабильности системы государ-
1979), социолог ственного управления.
П. Лазарсфельд (1901—  
1976), В. Томпсон,  
Д. Истон, А. Лаффер ■-
и др.  
2. Английская школа — В основе лежат идеи, характерные для
Дж. Гарретт, Р. Шелдон, гуманитарного подхода. Считали, что
М. Оукшотт процесс принятия политических реше-
  ний должен стать гласным и открытым
  и законодательно следует установить
  принципы разъяснительной работы с
  населением, установив санкции за их
  невыполнение.
3. Немецкая школа — Система государственного управления —
философ, профессор «вечная» ценность, теория государ-
X. Кун, Э. Форстхофф, ственного управления строится с учетом
Э. Хиппель, философ человеческого фактора, должна носить
А. Гелен (1904-1976) философский характер.
  По мнению А. Гелена, государственное
  управление — фундаментальный ан-
  тропологический институт, основная
  деятельность которого должна быть на-
  правлена на поддержание стабильности
  общественной системы.
4. Русская школа — со- Государственно-управленческая мысль в
временные ученые-со- России возродилась в 1960-х г. и разви-
циологи, занимающи- валась в русле административного права.
еся разработкой общей Сформировалось представление, что на-
теории социального ука государственного управления должна
управления В.Г. Афа- быть комплексной, охватывающей как
насьев и Ю.П. Аве- государственно-правовые, так и соци-
рин, ученые-юристы, ально-экономические, психологические,
специалисты по теории многие другие управленческие аспекты.
государства и права, С 1970-х г. государственное управление
конституционному и стало развиваться как относительно
административному самостоятельное научное направление,
праву Д.Н. Бахрах, тесно соприкасаясь с теорией социаль-
   

  Хронологический этап, научные школы И.Л. Бачило, Г.В. Ата-манчук, Б.М. Лазарев И ЯП окончание таОл. 1 Основные концепты и направления исследований ного управления, управлением произ­водством, административным правом,
    теорией государства.
  5. Японский Менедж-MGHITI Японская система управления базируется
    на модели человеческих отношений, в
    которых индивид должен подчинять свои
    интересы интересам группы. Основный
    принцип — активное партнерство техни-
    ческих специалистов, бизнес-структур,
    правительственных структур в формиро-
    вании концепции экономического роста и ее обеспечении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: