Учение о формировании человека

Сущность воспитания. Классовый характер воспитания в классовом обществе

Огромную роль в установлении научных основ педагогики сыграло гениальное открытие Маркса, что не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

В отличие от предшествующих теоретиков, неправомерно трактовавших воспитание как самостоятельную силу, направляемую волей и сознанием воспитателей, основоположники марксизма установили, что воспитание обусловлено господствующи ми в данное время общественными отношениями, которые в свою очередь определяются способом производства. Воспитание не является неизменной категорией, оно имеет исторический характер и изменяется вместе с изменением общества.

Большую роль в становлении педагогики как науки сыграло открытие Марксом и Энгельсом классового характера воспитания. Они пришли к выводу, что со времени возникновения классового общества эксплуататорские классы превращают воспитание в орудие угнетения трудящихся, в средство укрепления своего господства. Возражая современным им теоретикам, которые пытались оспаривать классовую природу буржуазного воспитания, основоположники марксизма писали в “Манифесте Коммунистической партии”: “А разве ваше воспитание не определяется обществом? Разве оно не определяется общественными отношениями, в которых вы воспитываете, не определяется прямым или косвенным вмешательством общества через школу и д.? Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспиание; они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса.

Революционную борьбу пролетариата за лучшее воспитание и образование подрастающего рабочего поколения Маркс рассматривал как часть его политической борьбы против капитализма. С удовлетворением он заявлял, что “наиболее передовые рабочие вполне сознают, что будущее их класса и, следовательно, человечества, всецело зависит от воспитания подрастающего рабочего поколения.

Маркс и Энгельс говорили, что воспитание, которое будет осуществляться после пролетарской революции в новых социальных условиях и основываться на самой передовой научной теории, станет играть большую роль в строительстве социализма. Его задачей станет формирование новых людей, которые будут подготовлены к жизни и активной деятельности в социалистическом обществе. Таким образом, основоположники марксизма вскрыли социальную природу воспитания, его место в общественном развитии, ту роль, которую оно выполняло при капитализме и будет играть в социалистическом обществе.

С новых диалектико-материалистических позиций Маркс и Энгельс разрешили вопрос о роли различных факторов в формировании личности — вопрос, который пытались, но не могли разрешить в силу метафизического характера их материализма французские материалисты XVIII в. и социалисты-утописты начала XIX в..

Основоположники марксизма не отрицали, подобно Гельвецию, роли природных данных в. формировании человека, но они подчеркивали, что люди наделены от природы лишь некоторыми задатками способностей, определенных свойств ума, воли, характера, профессиональных склонностей, которые служат предпосылками для развития человека как личности. От общественных условий, в которых он живет, от его воспитания в основном зависит, что некоторая “способность, существующая в освобождающих себя индивидах до сих пор лишь в качестве задатка, начинает функционировать, как действительная сила.... Это важное теоретическое положение К. Маркс и Ф. Энгельс иллюстрировали на примере великого художника эпохи Возрождения Рафаэля. Они убедительно показали, что расцвет его замечательного таланта не мог бы иметь места, если бы этому не способствовали благоприятные общественные условия, сложившиеся на его родине, в Италии, в то время. Марксизму глубоко чужда развиваемая современной буржуазной педагогикой мысль о том, что какая-то роковая и неизменная наследственность якобы предопределяет развитие человека.

Основоположники марксизма впервые научно разрешили вопрос о роли социальных условий в формировании человека, хотя попытки дать на него ответ безуспешно предпринимались теми же французскими материалистами XVIII в. и социалистами-утопистами. Так, Гельвеций правомерно подчеркивал роль социальных факторов в формировании человека, однако впадал в крайность, считая, что среда фатально обусловливает судьбу людей, которые являются лишь пассивным продуктом обстоятельств. А Роберт Оуэн, который тоже рассматривал человека как пассивный продукт среды, снимал с людей всякую ответственность за их поступки.

Маркс подверг критике односторонний характер учения о человеке как пассивном продукте обстоятельств и воспитания. В “Тезисах о Фейербахе он подчеркнул, что материалистическое учение, согласно которому изменение людей является результатом действия новых обстоятельств и измененного воспитания, забывает, что “обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан.

В отличие от французских материалистов и социалистов-утопистов основоположники марксизма считали людей активными, сознательными творцами истории. Они указывали, что “обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства, и выдвинули чрезвычайно важное положение о том, что люди в процессе своей активной, преобразующей деятельности, своей революционной практики, изменяющей общественные отношения, одновременно изменяются и сами.

Учение марксизма о революционной практике дало возможность вскрыть активную роль людей в изменении окружающего мира и переделке их собственной природы и установить диалектическое единство обоих этих процессов. В ряде своих произведений Маркс и Энгельс подчеркивали, что в процессе социалистической революции происходит массовое перевоспитание людей в духе передовой идеологии. Они писали, что “революция необходима не только потому, что никаким иным способом невозможно свергнуть господствующий класс, но и потому, что свергающий класс только в революции может сбросить с себя всю старую мерзость и стать способным создать новую основу общества”. Из этого следует, что при социализме воспитание подрастающего поколения должно осуществляться на основе его непосредственного участия в социалистическом строительстве и самой тесной связи школы с жизнью.

Отводя большое место в формировании человека общественной среде, Маркс считал ошибочной тенденцию прежних прогрессивных мыслителей “растворить воспитание в обычном смысле слова в совокупности всех условий жизни, оказывающих влияние на людей. Он подчеркивал важнейшую роль, особенно в условиях социализма, планомерно организованного воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: