Программные требования пролетариата в области воспитания и образования

Считая, что только пролетарская революция откроет перед народными массами широкую дорогу к культуре и образованию, Маркс и Энгельс разработали для трудящихся программу требований в области народного образования, за которые им следует бороться еще в условиях капиталистического общества. Они считали необходимым, чтобы пролетариат добивался издания законов, которые бы максимально ограничивали труд детей и подростков на капиталистических фабриках, с тем чтобы они имели возможность учиться.

Рассматривая изданные английским парламентом в первой половине XIX в. фабричные законы как “первую скудную уступку, вырванную у капитала”, Маркс тем не менее подчеркивал их положительное значение. Он писал: “Как ни жалки в общем статьи фабричного акта относительно воспитания, они объявили начальное обучение обязательным условием труда. Их успех впервые доказал возможность соединения обучения и гимнастики с физическим трудом, а следовательно, и физического труда с обучением и гимнастикой. Соединение обучения и занятия гимнастикой подрастающего поколения с его производительным трудом на высокой технической основе Маркс считал прогрессивным явлением. Он видел в этом одно из могущественнейших средств переустройства современного общества, “зародыш воспитания эпохи будущего”, когда такое соединение будет представлять собой “единственное средство для производства всесторонне развитых людей. Поэтому Маркс решительно высказывался против запрещения труда детей и подростков в крупной промышленности, но вместе с тем призывал пролетариат бороться с уродливыми формами, которые приняло применение этого труда при капитализме.

Для Женевского конгресса I Интернационала (сентябрь 1866 г.) Маркс разработал “Инструкцию делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам”, одним из пунктов которой был “Труд для детей и подростков (обоего пола)”. Он требовал введения в законодательном порядке предельных норм для труда детей и подростков на фабриках, при этом его предложения шли гораздо дальше постановлений фабричного законодательства. В то время как действовавшие в ту пору, законы устанавливали продолжительность рабочего дня для детей от 8 до 13 лет в лучшем случае в 6 часов, а для юношей до 18 лет в 10 часов, Маркс считал необходимым ограничить труд детей от 9 до 12 лет двумя, подростков от 13 до 15 лет. четырьмя, а труд 16—17-летних молодых рабочих шестью часами. Как следствие сокращения рабочего дня детей и подростков значительно увеличится время, отводимое на их воспитание и образование. Маркс полагал, что в условиях капитализма международному пролетариату надо объединенными усилиями добиваться обязательного посещения детьми, работающими на фабрике, начальной школы. При этом они должны, по возможности, приступать к обучению еще до девятилетнего возраста.

Мобилизуя пролетариат на борьбу за всеобщее обязательное начальное обучение, Маркс и Энгельс выступали как решительные сторонники общественного воспитания детей. Они убедительно показали, что капиталистический способ производства превращает буржуазную семью в основанную на денежном расчете сделку и разлагает пролетарскую семью, вынуждая мужа, жену и детей заниматься длительным и изнурительным трудом. В “Манифесте Коммунистической партии Маркс и Энгельс разоблачили лицемерные жалобы современных им буржуазных теоретиков на то, что коммунисты, заменяя домашнее воспитание общественным, хотят якобы уничтожить самые дорогие для человека отношения. “Буржуазные разглагольствования о семье и воспитании, о нежных отношениях между родителями и детьми,— говорится в “Манифесте...”,— внушают тем более отвращения, чем более разрушаются все семейные связи в среде пролетариата благодаря развитию крупной промышленности, чем более дети превращаются в простые предметы торговли и рабочие инструменты.

Основоположники марксизма были за общественное воспитание детей трудящихся и потому, что видели в нем исторически прогрессивную форму воспитания, а также необходимое условие, дающее возможность женщине-пролетарке участвовать в производстве и революционной борьбе наравне с мужчиной.

Маркс и Энгельс высоко ценили мероприятия по общественному воспитанию детей с раннего возраста, которые были осуществлены Оуэном в Нью-Ланарке. Но в отличие от Оуэна и других социалистов-утопистов они считали, что идея общественного воспитания детей может быть полностью реализована только после завоевания пролетариатом политической власти.

Требованиями программного характера в деле воспитания и образования, которые должны быть реализованы победившим пролетариатом в период революционного преобразования старого капиталистического общества в новое, социалистическое, являются: “Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством и т. д.. Маркс и Энгельс возлагали, таким образом, на пролетарское государство задачу полной демократизации народного образования. Они предвидели, что учреждениями общественного воспитания в новых условиях будут охвачены все дети с того момента, когда они могут обходиться без материнского ухода. Эти учреждения будут воздействовать на подрастающее поколение в полном единстве с социалистической семьей и, опираясь на новые общественные отношения, осуществлять всестороннее развитие личности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: