Политические и правовые учения Древнего Востока (XIII-IV вв. до н.э.). Первые политико-правовые теории 2 страница

Государство в этом случае есть не что-то божественно предопределенное, а созданное искусственно в ходе целесообразной деятельности человека. Задачей государства является обеспечение всеобщего блага и справедливости. Интересы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению.

Следующий этап развития социально-политической мысли древности характеризуется теориями двух величайших мыслителей - Платона и Аристотеля.

Древнегреческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) является одним из величайших отцов западной мысли. Платон родился в знатной афинской семье. В молодости он познакомился со знаменитым философом Сократом, который стал его другом и учителем. В 399 г. до н.э. Сократ в возрасте семидесяти лет подвергся обвинениям в непочтительности и развращении афинской молодежи. Философа осудили, приговорили к смертной казни и казнили. Казнь Сократа, которого Платон называл "мудрейшим, справедливейшим и лучшим из всех людей, которых я когда-либо знал", вызвала в Платоне отвращение к демократическому правлению.

Вскоре Платон покинул Афины и провел более десяти лет в путешествиях. Около 387 г. до н.э. он вернулся в Афины и основал там Академию, которая впоследствии действовала более девятисот лет. Наиболее известным его учеником был Аристотель, который пришел в Академию в семнадцать лет, когда Платону было шестьдесят. Умер Платон в возрасте восьмидесяти лет.

Он написал тридцать шесть книг, в основном по политическим и этическим вопросам. Наиболее знаменитые из них: "Государство", "Политик", последний его труд - "Законы".

Смысл платоновского философского идеализма состоит в том, что "истинное бытие - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи", данные же ощущению эмпирические тела, вещи и явления не истинны, поскольку вообще относятся не к бытию, а к чему-то подвижному, становлению.

Платон считал современные ему формы государственного устройства несовершенными. Идеальное государство Платон рассматривает в диалоге "Государство". Основным принципом идеального государства считает справедливость, которая в его представлении означает:

Каждому гражданину - особое занятие и особое назначение. Трем началам человеческой души - разумному, яростному и вожделеющему должны быть аналогичны три схожих начала в государстве - совещательное (т.е. философы), защитное (т.е. воины) и деловое (т.е. ремесленники и земледельцы). Философам подобает господствовать, править; воинам - быть вооруженной защитой под началом философов; философы и воины управляют ремесленниками, земледельцами и другими производителями.

Правление философов и действие справедливых законов для Платона - два взаимосвязанных аспекта идеального проекта государства.

Идеальное государство, как правление лучших - аристократия (законная власть немногих).

Идеальному типу государства Платон противопоставляет отрицательные типы, выступающие в четырех возможных формах:

тимократии;

олигархии;

демократии;

тирании.

(каждая из этих форм - последовательное ухудшение формы идеальной).

Тимократия основана на власти честолюбцев. В ее основе лежит страсть к обогащению, хотя еще сохраняются черты совершенного строя: правители пользуются почетом, воины свободны от земледельческих и ремесленных работ, процветают упражнения в гимнастике и военном искусстве. Однако со временем начинается переход от тимократии к олигархии -господству немногих над большинством.

Это правление, основывающееся на имущественном цензе, осуществляют богатые, а бедные от него отстранены. В олигархическом государстве расточительные богачи превращаются в конце концов в бедняков. Не восполняется основной закон общества, который, по мысли Платона, заключается в том, чтобы каждый "делал свое". К тому же данное в олигархии право на полную распродажу имущества приводит к тому, что люди постоянно разоряются, превращаясь в никчемных членов общества.

Дальнейшее развитие олигархии приводит к ее изменению в худшую, по Платону, форму государственного устройства - демократию. В ней противоречия между бедными и богатыми еще более обостряются.

При олигархии разорение богатых и превращение их в бедняков способствует возникновению злобы, зависти бедных против богатых и приводит к восстанию.

Если восстание заканчивается победой бедняков, то часть богатых они истребляют, часть изгоняют, а власть и функции управления разделяют между оставшимися членами общества. Это и есть демократия.

В свою очередь постепенное вырождение демократии приводит к возникновению тирании. Тиран "произрастает" из корня, который Платон назвал представительством. Первое время тиран старается быть угодным народу, воздействовать на общественное мнение.

Но для того, чтобы народ чувствовал потребность в вожде, тиран должен затевать войны. Они в свою очередь приводят к росту налогов, падению уровня жизни и появлению недовольных, которых тиран должен подавлять.

В "Законах" Платон рисует "второй по достоинству" государственный строй.

Основное отличие второго государства от первого, изображенного в диалоге "Государство", состоит в следующем: 5040 граждан второго государства по жребию получают земельный участок и дом, которым пользуются на правах владения, а не частной собственности. Надел считается общей собственностью государства и переходит по наследству лишь к одному из детей. В зависимости от величины имущества граждане делятся на четыре класса и предусматривается закон о пределах бедности и богатства. Никто из частных лиц не имеет права владеть золотом или серебром. В число граждан (5040) не входят рабы и иностранцы, которые занимаются земледелием, ремеслом и торговлей.

Допускается, что "граждане будут снабжены достаточным по мере сил количеством рабов".

Женщины равноправны с мужчинами, хотя и не входят в число правителей.

Политическими правами обладают только граждане, которые равноправны, но сам принцип равенства трактуется аристократически - в виде геометрического, а не арифметического равенства.

Во главе государства стоят 37 правителей, избираемых путем многоступенчатых выборов. Возраст правителей - от 50 до 70 лет. У власти можно находиться не более 20 лет.

Значительная власть у выборного Совета, который состоит из 360 членов, по 90 человек от каждого класса. Мельком Платон упоминает о наличии народного собрания, причем к посещению его обязываются (под страхом казни) лишь граждане 1 и 2 классов. Для двух других классов посещение собрания необязательно.

Кроме того, Платон предлагает создать еще один надгосударственный орган - особое "ночное собрание" из 10 самых мудрых и престарелых стражей, которым вручается судьба государства.

В проекте второго по достоинству государства Платон делает ставку на детальные и суровые законы, регламентирующие публичную и частную жизнь всех людей, а не какой-то отдельной группы:

"Мы признаем, что там, где законы установлены в интересах нескольких чело век, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних расп рях, и то, что считается там справедливостью, носит вотще это имя".

Проекты Платона об идеальном государстве читали в течение многих веков. Однако предложенная им политическая система не использовалась ни в одном гражданском правительстве. Ни одна из современных форм не похожа на республику Платона.

Теории философа никогда не были приняты ни одной политической партией. Между тем, есть поразительное сходство между положением католической церкви в средневековой Европе и высшего класса Платона. Средневековая церковь состояла из самосохраняющейся элиты, все мужчины имели право стать священниками (хотя женщины исключались). Также как высший класс у Платона (запрещалось иметь отдельные семьи), средневековое духовенство в принципе не имело семей. Компенсацией за ограничения должно стать удовлетворение от служения народу.

Идеи Платона также повлияли на структуру правительства США в период формирования Конституции.

Наряду с политическими и правовыми теориями философа множество последователей появилось у его суждений по этике и метафизике, таким образом влияние Платона в общей сложности длится более двадцати трех веков.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был величайшим философом и ученым древнего мира. Он создал учение о формальной логике, обогатил почти все области философии и внес огромный вклад в науку. Главным в учении Аристотеля является положение о том, что каждый аспект жизни человека может быть объектом приложения мысли и научного анализа; понятие о том, что вселенная не управляется по воле слепого случая или причудами капризного божества, а подчиняется рациональным законам; вера в то, что мы в своих выводах должны полагаться как на эмпирические наблюдения, так и на логические доказательства. Эти положения, которые входят в резкое противоречие с традиционализмом, суеверием и мистицизмом, оказали глубокое влияние на западную цивилизацию.

Аристотель родился в городе Стагира в Македонии. Его отец был известным врачом. В 17 лет Аристотель отправился в Афины, чтобы учиться там в Академии Платона. Он оставался там в течение 20 лет и покинул ее вскоре после смерти Платона. В 342 г. до н.э. Аристотель вернулся в Македонию и стал домашним учителем царского сына, тринадцатилетнего мальчика, вошедшего в историю под именем Александра Македонского. В 335 г. до н.э., после того, как Александр взошел на трон, Аристотель вернулся в Афины, где открыл свою школу - Ликей (лицей). Он провел следующие 12 лет в Афинах, и этот период совпал со временем военных завоеваний Александра. Александр не обращался за советами к своему учителю, но щедро снабжал его деньгами, которые шли на исследовательские цели.

Тем не менее союз с Александром был небезопасен для Аристотеля, который был принципиальным противником диктаторского стиля Александра.

Однако, если Аристотель был слишком демократичен с точки зрения Александра, он находился в слишком тесных отношениях с ним, чтобы ему доверяли афиняне. Когда Александр умер в 323 г. до н.э. и контроль над Афинами получила антимакедонская фракция, Аристотель был предан суду по обвинению в "нечестивости". Аристотель повторил судьбу Сократа. Он бежал из города, сказав при этом, что не даст Афинам другой возможности бесчестить философию. Он умер несколькими месяцами позже, в 322 г. до н.э., в возрасте шестидесяти двух лет.

До нас дошло 47 его работ, а древние источники приписывают ему авторство не менее 170 книг. Политико-правовая тематика освещается в таких его работах, как "Политика", "Афинская полития" и "Этика".

Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике. Политика как наука у него тесно связана с этикой. Объектами политической науки является прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике. Этика предстает как начало политики, введение к ней.

Аристотель различает два вида справедливости: уравнивающую и распределяющую. Критерием уравнивающей справедливости является "арифметическое равенство", а сферой - область гражданско-правовых сделок, возмещение ущерба, наказания. Распределяющая справедливость исходит из геометрического равенства и означает деление благ по достоинству, пропорционально вкладу каждого.

Аристотель так же, как и Платон, вводит свою типологию форм государственного устройства. Три он считает правильными и три - неправильными. Правильные, по Аристотелю, - это царская власть, аристократия и политая; неправильные - тирания, олигархия и демократия. Царская власть - правление одного, имеющего в виду общее благо, тогда как тирания - правление одного, руководствующегося собственной выгодой. Аристократия - правление немногих, лучших, осуществляемое в интересах всех граждан, тогда как олигархия - правление немногих состоятельных граждан, думающих только о собственной выгоде. Полития - правление большинства, отбираемого на основании определенного ценза и пекущегося об общем благе, тогда как демократия - правление большинства неимущих в интересах исключительно этого большинства.

Из всех правильных форм правления наилучшей Аристотель считает политию, поскольку она соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от крайностей. Здесь Аристотель вводит понятие "средней" формы государства, характеризующейся в нравах - умеренностью, в имуществе - средним достатком, во властвовании - средним классом. Основой стабильности государства, по его мнению, является соблюдение справедливости.

Для Аристотеля - характерным является идеализированное понимание греческого полиса - города-государства как первоосновы государственной организации. В качестве предпосылок создания такого образцового, наилучшего полиса он называет определенное количество населения, необходимые размеры территории, удобное положение относительно моря. При этом из числа полноправных граждан исключаются ремесленники и торговцы, так как их образ жизни, по утверждению Аристотеля, не способствует добродетели. В качестве земледельцев он предлагал использование рабов и варваров, которые также не являются полноценными гражданами. Полноправными гражданами, в его определении, могут быть только те, которые в молодости являются воинами, и по достижении старшего возраста становятся правителями, судьями, жрецами.

В своем правопонимании Аристотель разделяет положения Сократа и Платона о совпадении справедливого и законного. Право олицетворяет собой политическую справедливость и служит нормой политических отношений между людьми.

В целом право как политическое явление Аристотель называет "политическим правом". Это означает невозможность неполитического права, отсутствие права вообще в неполитических (деспотических) формах правления.

Политическое право делится им на естественное и условное (волеустановленное):

"Что касается политического права, то оно частью естественное, частью усло вное. Естественное право - то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его. Условное право то, которое перв оначально могло быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, это безразличие прекращается".

Таким образом, в учении Аристотеля и естественное, и условное (волеустановленное) право, хотя и различаются между собой, но оба относятся к сфере политических явлений и носят политический характер. У софистов, например, различие между естественным правом (правом по природе) и правом условным (полисными законами) означало зачастую прямое противопоставление. Своеобразие позиции Аристотеля обусловлено тем обстоятельством, что под "природой" он и в вопросе о праве имеет в виду именно политическую природу человека: ведь человек, согласно Аристотелю, есть по своей природе существо политическое.

Под условным правом в концепции Аристотеля подразумевается все то, что впоследствии стало обозначаться как позитивное (положительное) право. К условному праву он относит и установления закона, и всеобщих соглашений. Причем он говорит о писаном и неписаном законе. Под неписаным законом (тоже относящимся к условному, позитивному праву), понимаются правовые обычаи (обычное право).

Отступление закона от права означало бы, согласно Аристотелю, отход от политических форм к деспотическому насилию, вырождение закона в средство деспотизма:

"Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права".

Политическое правление - это, по Аристотелю, правление закона, а не людей: правители, даже лучшие, подвержены чувствам и аффектам, закон же - "уравновешенный разум".

Влияние Аристотеля на последующее развитие западной мысли было огромным. В древние и средние века его труды были переведены на латинский, сирийский, арабский, итальянский, французский, иврит, немецкий и английский. Его труды оказали огромное влияние на исламскую философию и в течение веков доминировали над европейской мыслью.

Аверроэс (он же Ибн Рушд), наиболее известный из всех арабских философов, попытался создать синтез из исламской теологии и аристотелевского рационализма. Маймонид, влиятельный средневековый еврейский мыслитель, добивался такого же синтеза с иудаизмом. Но самой показательной в этом отношении работой была знаменитая "Сумма Теологии", написанная великим христианским ученым Фомой Аквинским.

Некоторые из учений Аристотеля сегодня воспринимаются реакционными. Например, он был сторонником рабства как явления, согласующегося с естественными законами, и заявлял об обусловленной природой второстепенной роли женщин в обществе (обе эти идеи, бесспорно, отражают господствовавшие в те годы представления). Однако многие его идеи звучат удивительно современно:

"Бедность - источник революции и преступления".

и

"Все те, кто размышляет о том, как управлять родом человеческим, убеждены в том, что судьба верховной власти зависит от образованности молодых".

3. Основные направления политической и правовой мысли в Древнем Риме (VIII в. до н.э. - V в. н.э.)

Историю Древнего Рима обычно делят на три периода:

царский (754-510 гг. до н.э.);

республиканский (509-28 гг. до н.э.);

императорский (27 г. до н.э. - 476 г. н.э.).

Особое место в истории Древнего Рима занимает 395 год н.э., когда единая Римская империя была окончательно разделена на Западную (столица - Рим) и Восточную (столица - Константинополь) империи. Восточная Римская империя, называемая еще Византией, существовала еще до 1453 года.

Политико-правовая мысль Древнего Рима во многом заимствовала древнегреческие учения, но также способствовала их дальнейшему развитию в новых исторических условиях.

Древнегреческая идея взаимосвязи политики и права получила новое выражение в определении Цицероном государства как публично- правовой общности, введения и понятия юридического лица. Римскими юристами была создана самостоятельная наука - юриспруденция, разработаны отдельные юридические дисциплины: гражданское право, государственное, административное, уголовное, международное. В этих документах отразились новая политическая ситуация в мире - превращение Рима в мировую империю.

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) - римский государственный деятель и мыслитель, определяет государство не только как выражение общего интереса, но и как институт, учитывающий интересы каждого отдельного индивидуума. Причину происхождения государства он видит во врожденной потребности людей жить вместе и в необходимости охраны собственности. Эти вопросы рассматриваются Цицероном в работах: «Об обязанностях», «О государстве», «О законах».

Подобно Аристотелю и Платону, Цицерон концентрирует много внимания на анализе различных форм государственного устройства, выделяя среди них царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Каждая из этих форм власти имеет свои достоинства и недостатки, но предпочтение Цицерон отдает царской власти, на последнее место ставит демократию.

В учении Цицерона также анализируется возможность перехода одной формы власти в другую. Царская власть может легко переродиться в тиранию; власть оптиматов (достойнейших из наилучших) превратиться во власть клики богатых и знатных; власть народа может привести к тиранической власти вне зависимости от характера тирании (единоличного властителя, клики или толпы), государство как форма выражения общих интересов при ней перестает существовать.

Предотвратить подобное перерождение, вредное для развития общества, можно лишь в условиях смешанного вида государственности, путем соединения положительных свойств трех простых форм правления. Эту модель смешанного государства Цицерон считал идеальной моделью государства:

"... желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету перв енствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле наро да".

В организации общества Цицерон отвергал идею равенства и, подобно предыдущим мыслителям, полагал справедливым социальное расслоение и неравенство в общественно-политических отношениях.

Что касается рабства, то оно, по Цицерону, справедливо, потому что обусловлено самой природой, которая дарует "лучшим людям владычество над слабыми для их же пользы".

В основе права, по мнению Цицерона, лежит присущая природе справедливость. Цицерон так определяет естественное право:

"Истинный закон - это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая".

Естественное право (высший, истинный закон), по Цицерону, возникло раньше, чем какой-либо писаный закон. Наряду с отличием естественного права от писаного, Цицерон в своем учении подразделяет само писаное право на частное и публичное.

Властная веха в развитии политической мысли в Древнем Риме связана с концепциями стоиков Луция Аннея Сенеки (3-65 гг.), Эпиктета (ок. 50 - ок. 140 г.г.), Марка Аврелия Антонина (121-180 гг.).)

Стоицизм - одно из ведущих течений древнегреческой и римской философии, имеющее в основном этический характер. Согласно стоицизму, мироздание в целом управляется судьбой. Судьба в учении стоиков выступает в качестве «естественного закона», который имеет божественный характер.

В своих сочинениях о государстве еще древнегреческие стоики (Зенон, Хрисипп), а также их римские последователи обосновывали космополитическое представление о том, что все люди - граждане единого мирового государства (космополиса), а каждый отдельный человек - гражданин вселенной.

Государство выступает у стоиков как естественное объединение, основанное на тяготении людей друг к другу, их природной связи. Стоики с этической точки зрения отрицали рабство, считая его

противоречащим общему закону мироздания.

Сенека, сенатор, воспитатель императора Нерона, провозглашал идею духовной свободы каждого члена общества вне зависимости от его социального статуса. Он один из первых античных авторов, который, не выступая за отмену института рабства, отстаивает человеческое достоинство раба:

"Тот, кто думает, что рабство распространяется на всю личность, заблуждается: ее лучшая часть свободна от рабства. Только тело подчинено и принадлежит господину, дух же сам себе господин".

В основе человеческого общества, по убеждению Сенеки, лежит единство божественного и человеческого мира. Разум человека - погруженный в него божественный дух, а от природы человек наделен свойством общительности. Сочетание этих двух качеств помогает ему овладеть природными стихиями и жить тесными сообществами.

В представлениях о государстве и обществе императора (161-180 гг.) Марка Аврелия Антонина лежало положение о равенстве всех перед законом и равенстве всех, живущих в государстве. Подобный порядок оправдывался божественным предначертанием, которое требует общения, соответствующего, стройному порядку мира.

Эпиктет, раб по происхождению, главные цели развития общества в выполнении каждым той роли, которая намечена ему судьбой. Эти призывы дополнялись критикой рабства как безнравственного института:

"Чего не желаешь себе, не желай и другим, тебе не нравится быть рабом - не обращай и других в рабство. Раз ты не можешь обойтись без услуг рабов, ты прежде всего сам раб, - как не уживаются друг с другом добродетель и порок, так и свобода и рабство".

В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом понтификов - одной из коллегий жрецов, которые сообщали частным лицам позицию коллегии по правовым вопросам.

В дальнейшем, особенно в первые два с половиной века империи, римская юриспруденция достигла своего расцвета. Это связано прежде всего с тем, что первые императоры (принцепсы) желали получить поддержку юриспруденции и подчинить ее своим интересам. Праву стало уделяться особое внимание, а деятельность известных юристов была окружена почетом. Развитию римского права способствовали и другие обстоятельства. Сказался высокий уровень товарных отношений, достигнутый Римом в периоды поздней республики и принципата. Не меньшее значение на развитие юриспруденции оказал и характер самой Римской империи, который соединил в себе различные правовые системы завоеванных стран, и прежде всего Греции, Египта, Сирии. Римские юристы воспользовались результатами правового развития культурных национальных.частей империи, и особенно Афин. В значительной степени поэтому римское право перешагнуло за рамки своей эпохи и стало явлением всемирно-исторического значения.

Из большого числа юристов классического периода наиболее выдающимися были Гай (II в.), Папиниан (II- III вв.), Павел (II-III вв.) Ульпиан (II-III в.), Модестин (II-III в.). Положениям этих пяти юристов была придана законная сила.

В трактовке римских юристов естественное право, как и всякое иное, относится к действующему праву, является его составной частью. В римской юриспруденции в этот период отсутствовало понятие позитивного права. Такое включение римскими юристами естественного права в понятие права вообще соответствовало их представлениям о праве как нравственном явлении. Взаимопроникновение составных частей права, невозможность их чистого выделения из права в целом подчеркивает Ульпиан:

"Цивильное право не отделяется от естественного права или права народов. Итак, если мы добавляем что-либо к общему праву или сокращаем из него, то мы созд аем наше собственное право, то есть цивильное. Таким образом, наше право явля ется или писаным, или неписаным, как у греков: из законов одни написаны, другие не написаны".

Такие общественные институты, как брак, рождение и воспитание детей и т.д., согласно Ульпиану, находятся в сфере действия естественного права. Естественному праву, по Ульпиану, "природа научила всех живых существ, ибо это право присуще не только человеческому роду, но является общим всем животным, которые рождаются на земле, на море, а также птицам".

Правда, это не исключает наличие конкретных норм цивильного права о семье, браке, воспитании.

Важнейшим достижением римской юридической мысли является деление права на публичное (относится к положению Римского государства) и частное (относится к пользе отдельных лиц). Сферы применения публичного и частного права определены юристом Ульпианом.

В области публичного права римские юристы разработали правовое положение святынь и жрецов, полномочия государственных органов (магистратур) и должностных лиц, понятия власти (imperium), гражданства и других институтов государственного и административного права.

Значительное внимание римские юристы уделяли разработке частного права, и прежде всего цивильного. В этой области ими были разработаны вопросы собственности, семьи, завещаний, договоров и т.д. Тщательно освещены имущественные отношения с позиции защиты частного собственника. Согласно римскому праву, объектом собственности наряду с животными и другими вещами, являются и рабы.

Международное право, т. е. право народов, как его называли римские юристы, включало в себя правила межгосударственных отношений и нормы имущественных отношений с неримлянами: война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ, купля-продажа, наймы и другие.

Сочинения римских юристов стали важной частью кодификации Юстиниана.

Император Юстиниан (483-565 гг.) известен как человек, который во время своего правления свел в кодекс законы Римской империи. Кодекс Юстиниана создал основу для развития закона во многих странах Европы. Возможно, ни один другой свод законов не давал такого мощного толчка миру.

В 476 году, за семь лет до рождения Юстиниана, Западная Римская Империя окончательно пала под ударами германских племен, и осталась только Восточная Римская империя со столицей в Константинополе. Юстиниан намеревался вернуть утерянные земли на западе и восстановить всю империю. Большая часть его энергии как императора была посвящена именно этой цели. В этом он добился лишь частичного успеха и смог отбить Италию, Северную Африку и часть Испании. В 528 году, только вступив на трон, он организовал комиссию по созданию кодекса имперских законов. Работа была впервые издана в 529 году. Затем дополнена и стала законом в 534 году. Кодификация Юстиниана включала в себя:

Институции, т.е. освещение основ римского права (здесь были использованы "Институции" Гая, работы Ульпиана, Флорентина и Морциана).

Дигесты, т.е. собрание отрывков из сочинений тридцати восьми римских юристов (от I века до н.э. по IV век н.э.), причем извлечения из работ пяти знаменитых юристов составили 70% всего текста.

Кодекс Юстиниана (собрание императорских коституций).

Конечно, сам Юстиниан, занятый войнами, не мог лично составить

Кодекс римского права. Сведение законов в кодекс проводилось группой ученых под руководством великого юриста Трибониана.

Юстиниан также приложил много усилий в области административных реформ, включая успешную кампанию против правительственной коррупции. Он поддерживал торговлю, промышленность, строительство. Программа строительства и войны привела к повышению налогов и росту недовольства народа.

Императору очень помогала его способная жена Феодора, которой он доверял различные дипломатические обязанности. Феодора оказывала значительное влияние на законопроекты мужа, включая некоторые законы, проведенные с целью улучшить права женщин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: