Перечень вопросов к зачету. Оценка самостоятельной работы студентов (СРС)

Оценка самостоятельной работы студентов (СРС).

Вариант 5

Вариант 4

Вариант 3

Вариант 2

Вариант 1

Примерная тематика письменных (контрольных) работ

1. Сравните концепцию смешанной формы правления у Полибия, Цицерона и Макиавелли. Попытайтесь четко выявить основные черты сходства и различия. Чем были обусловлены различия в понимании данной концепции у указанных авторов?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Полибий. Всеобщая история. Книга шестая \ Полибий. Всеобщая история в 40 книгах. Т.2. – СПб,, 1995

2. Цицерон. Диалоги. О государстве. О законах. – М., 1994

3. Макиавелли. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве. – М.,1996

2. Определите авторов приведенных цитат:

1. «Наибольшее счастье для наивозможно большего числа членов общества: вот единственная цель, которую должно иметь правительство»

2. «Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только в отношении ко вторым, действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов»

3. «В древности тот, кто следовал дао, не просвещали народ, а делали его невежественным. Трудно управлять народом, когда у него много знаний».

4 «Закон разума делает оленя собственностью того индейца, который его убил; разрешается, чтобы вещи принадлежали тому, кто затратил на них свой труд, хотя до этого все обладали на них правом собственности».

5 «Римская республика никогда не была республикой, ибо там никогда не было справедливости». «Истинной справедливости нет нигде, кроме той республики, Основатель и Правитель которой – Христос, так как нельзя отрицать, что она – народное дело».

6 «Отсутствие судьи, обладающего властью, ставит всех людей в естественное состояние; сила без права, обращенная против личности человека, создает состояние войны…».

7 «Государство – правовое управление множеством семей и тем, что у них общее под суверенной властью».

8 «Все обязаны безусловно исполнять все приказания верховной власти, хотя бы она повелела исполнять величайшую нелепость»

9 «Всякий человек должен добиваться мира, поскольку у него есть надежда достигнуть его, если же он не может его достигнуть, то он может использовать всякие средства, дающие преимущества не войне»

10 «Право есть низший предел, или некоторый минимум нравственности, равно для всех обязательный»

1. Сравните освещение вопроса о полномочиях суверена у Гоббса и Руссо. Как мыслители понимают термин «суверен»? В чем источник власти суверена? Каковы его полномочия? Как они соотносятся с полномочиями управляемых?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Т. Гоббс. Основ философии часть третья. О гражданине \ Сочинения в 2-х томах. Т.1 – М., 1989

2. Т. Гоббс. Левиафан \ там же. Т.2. – М., 1991

3. Ж. Руссо. Об общественном договоре \ Трактаты – М., 1969

2. Определите авторов приведенных цитат:

1. «Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состоянию»

2. «Мы отказываемся от позиции, по которой основой правовой системы является привычка повиновения юридически неограниченному суверену, и заменяем ее концепцией высшего правила признания, дающего системе правил критерий действительности»

3. «Мир с твердо установленными разграничениями между ариями, при установлении каст и ступеней жизни, охраняемый тремя ведами, процветает и не гибнет»

4 «Ни один человек, облеченный верховной властью, не может быть по праву казнен или как нибудь иначе наказан кем-либо из своих подданных. Ибо каждый подданный, как мы видели, является ответственным за действия своего суверена. Следовательно, наказывая суверена, подданный наказывает другого за действия, совершенные им самим».

5 «Желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению народа»

6 «Человек, руководствующийся разумом, является более свободным в государстве, где он живет сообразно с общими постановлениями, чем в одиночестве, где он повинуется только самому себе».

7 «Принцип, в соответствии с которым естественные науки описывают свой объект, - это причинность; принцип, в соответствии с которым наука права описывает свой объект – это нормативность»

8 «Собственно договор (pactum) означает соединение людей в устойчивое целое. Постановление (decretum) люди выносят о приемлемой для них форме правления».

9 «Во всяком случае необходима обязанность, ибо советы и какие бы то ни было иные наставления не заслуживают названия закона или права»

10 «Будь лицом и уважай других в качестве лиц».

1. Сравните концепции разделения властей у Дж. Локка и Ш. Монтескье. Чем мотивируется необходимость разделения властных полномочий у указанных авторов? В чем политический смысл разделения властей? Какие «ветви» власти выделяются и какой из них придается главное значение?

ЛИТЕРАТУРА:

Дж. Локк. Два трактата о политическом правлении. Книга 2 \ Сочинения в 3-х томах. Т.3 – М., 1988

Ш. Монтескье. О духе законов \ Избранные сочинения – М., 1955

2. Определите авторов приведенных цитат:

1. «Государство есть зло, но зло исторически необходимое, так же необходимое в прошлом, как рано или поздно будет необходимым его полное исчезновение»

2. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов»

3. «Государство более всего стремится к тому, чтобы в нем все были равны и одинаковы, а это свойственно преимущественно людям средним. Таким образом, если исходить из естественного, по нашему утверждению, состава государства, неизбежно следует, что государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

4. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться, и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и исправится»

5. «Следует различать… право и закон… Право состоит в свободе делать, или не делать, между тем как закон определяет и обязывает к тому или другому члену этой альтернативы, следовательно, закон и право различаются между собой, так же как обязательство и свобода, которые несовместимы в отношении одной и той же вещи».

6. «Когда государь говорит \гражданину\: «Государству необходимо, чтобы ты умер», - то он должен умереть, потому что только при этом условии он жил до сих пор в безопасности и потому что его жизнь не только благодеяние природы, но и дар, полученный им на определенных условиях от Государства. Смертная казнь, применяемая к преступникам, может рассматриваться приблизительно с той же точки зрения: человек, чтобы не стать жертвой убийцы, соглашается умереть в том случае, если сам станет убийцей».

7. «Закон есть известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе».

8. «Справедливость есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право»

9. «Действуй так, чтобы максима твоих действий могла стать всеобщим законом»

10. «Тот факт, что содержание действенного принудительного порядка может быть расценено как несправедливое, еще вовсе не основание для того, чтобы не признавать этот принудительный порядок правопорядком»

1. Сравните концепции разделения властей у Ш. Монтескье и Б. Констана. Какие особенности концепции Констана отличали ее от «классической» концепции Монтескье? Как соотносятся полномочия властей у обоих мыслителей?

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Ш. Монтескье. О духе законов \ Избранные сочинения – М., 1955
  2. Б. Констан. Принципы политики \ Классический французский либерализм – М.,2000
  3. Б. Констан. Об узурпации \ О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли – М.,1995

2. Определите авторов приведенных цитат:

1. «Первым шагом в рабочей революции является превращение пролетариата в господствующий класс…».

2. «Никто никогда не должен оставаться без начальника – ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению; нет, всегда – и на войне, и в мирное время надо жить с постоянной оглядкой на начальника и следовать его указаниям».

3. «При совершенной организации государства все дело только в наличии вершины формального решения; монарх должен быть лишь человеком, который говорит «да» и ставит точку над i, ибо вершина должна быть такова, чтобы особенность характера не имела значения»

4. «При неоднократном и внимательном созерцании всех процветающих государств я могу клятвенно утверждать, что они представляются не чем иным, как неким заговором богачей, ратующих под именем и вывеской государства о своих личных выгодах. Они измышляют… всякие способы и хитрости, во-первых, для того, чтобы удержать без страха потери то, что стяжали разными мошенническими хитростями, а затем для того, чтобы откупить себе за возможно дешевую плату работу и труд всех бедняков и эксплуатировать их как вьючный скот. Раз богачи постановили от имени государства, значит, также и от имени бедных, соблюдать эти ухищрения, они становятся уже законами».

5. «В государстве, т.е. в обществе, где есть законы, свобода может заключаться лишь в том, чтобы иметь возможность делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно хотеть… Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что законами запрещается, у него бы не было свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане».

6. «Основной идеей государства представляется обеспечение общих всем интересов, то есть интересов общества против угрожающего им частного интереса. Это охраняемые таким образом интересы мы называем правом»

7. «Вместо совокупности юридических норм под правом разумеется совокупность юридических отношений (правовой порядок). Нормы же представляются как некоторый атрибут порядка».

8. «Именно потому что сила вещей всегда стремится уничтожить равенство, сила законов всегда и должна стремиться сохранять его»

9. «Закономерность социальной жизни людей есть закономерность ее юридической формы»

10. «С сотворения мира мудрый князь – птица редкая, и еще более редок князь благочестивый. Обыкновенно они либо величайшие глупцы, либо величайшие злодеи на земле».

1. Сравните концепции естественного состояния и происхождения государства у Гоббса и Спинозы. Выделите существенные черты сходства и различия данных концепций. Как решается вопрос о соотношении полномочий государства и свобод подданных у указанных мыслителей? Каким образом разрешался ими вопрос о предпочтительной форме правления?

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Т. Гоббс. Основ философии часть третья. О гражданине \ Сочинения в 2-х томах. Т.1 – М., 1989
  2. Т. Гоббс. Левиафан \ там же. Т.2. – М., 1991
  3. Б. Спиноза. Богословско-политический трактат. Политический трактат \ Избранные произведения в 2-х томах. Т.2 – М., 1957

2. Определите авторов приведенных цитат:

1. «Каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства»

2. «Частная собственность была и есть причина бесчисленных преступлений и бедствий, испытываемых человеком, и он должен приветствовать наступление эры, когда научные успехи и знакомство со способами формирования у всех людей совершенного характера сделают продолжение борьбы за личное обогащение не только излишним, но и весьма вредным для всех».

3. «Государство есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общности пользы».

4. «Природа не признает политических границ. Она дает жизнь человеческим существам на нашей планете, а затем спокойно наблюдает за свободной игрой сил. У кого окажется больше мужества и прилежания тот и будет ее самым любимым дитятей и за тем она признает право господства на земле».

5. «Право есть совокупность условий, при которых произвол каждого совместим с произволом всех с точки зрения универсального закона свободы»

6. «Лишь общая воля может руководить силами государства сообразно цели его основания, а именно для общего блага»

7. «Только согласие свободных людей, родившихся под властью какого либо правительства, делает их членами этого государства, и это согласие дается порознь поочередно по мере того, как каждый достигает совершеннолетия, а не одновременно множеством людей…».

8. «Декларация прав Бога и декларация прав человека есть одна и та же декларация»

9. «Всегда, когда приходится обсуждать вопрос, от которого единственно зависит спасение государства, не следует останавливаться не перед каким соображением справедливости и несправедливости…»

«Любовь – как принцип; порядок – как основание; прогресс – как цель!»

Самостоятельная работа студентов предусмотрена программой для всех форм обучения и организуется в соответствии с разделом 6 УМК. Контроль выполнения заданий на СРС осуществляется преподавателем на каждом семинарском и практическом занятии (кроме студентов заочной формы обучения, для которых контроль СРС организуется перед зачетно- экзаменационной сессией. Итоговая оценка СРС по пятибалльной системе выставляется в журнале учебных занятий и учитывается при аттестации студентов по дисциплине в период зачетно - экзаменационной сессии.

3.2.4. Тестирование по результатам изучения тем №№1-7 и тем №№ 8-14 дисциплины Данное тестирование ставит целью оценить уровень освоения студентами изученных тем,а также знаний и умений, предусмотренных компетенциями, и проводится раздельно (т.е два тестирования) по темам №№1-7 дисциплины и темам №№ 8-14. Тестирование проводится для студентов всех форм обучения в письменной форме на бумажных носителях в течении 20 минут.

В качестве оценочных фондов для тестирования используются тесты, приведенные в разделе «Практикум» настоящего УМК. Преподаватель вправе дополнить перечень указанных тестов.

Каждый студент получает бланк с тестовыми материалами (8-10 тестовых заданий) и письменно готовит ответы на поставленные задания (путем подчеркивания выбранного ответа). По истечении 20 минут преподаватель анализирует и оценивает выполненные студентами задания. По результатам тестирования преподавателем в журнале учета занятий каждому студенту выставляется оценка «зачтено» или «незачтено».

3.2.5. Зачет Зачет служит для оценки работы студента в течение всего срока обучения и призван выявить уровень, прочность и систематичность полученных им теоретических и практических знаний, приобретения навыков самостоятельной работы, развития творческого мышления, умение синтезировать полученные знания и применять их в решении практических задач. По итогам зачета выставляется оценка «зачтено» или «незачтено»

Билеты на зачетном занятии включают в себя два вопроса. Перечень вопросов к зачету изложен ниже,.

Критерии оценки знаний

Оценка определяется следующими тремя составляющими:

- результатами ответа на 1-й вопрос;

- результатами ответа на 2-й вопрос;

- результатами ответов на дополнительные вопросы.

При этом учитывается текущая успеваемость, посещаемость занятий и выполнение заданий на самостоятельную работу.

Знания студентов оцениваются исходя из следующих критериев:

- «зачтено» - при наличии твердых знаний, изложении ответа с ошибками, уверенно исправленными после наводящих вопросов.

- «не зачтено» - при наличии грубых ошибок в ответе, непонимании сущности излагаемого вопроса, неуверенности и неточности ответов после наводящих вопросов.

Преподаватель несет полную ответственность за объективность оценки. Выставленные и объявленные студент оценки пересмотру не подлежат.

Оценка выставляется в экзаменационной ведомости

  1. Предмет курса истории политических и правовых учений.
  2. Значение истории политических и правовых учений.
  3. Общая характеристика политической и правовой мысли Древнего Востока.
  4. Политическая и правовая идеология брахманизма, буддизма и джайнизма.
  5. Политико-правовое учение Конфуция.
  6. Политическое и правовое учение Лао-цзы.
  7. Политико-правовые взгляды Мо-цзы и легистов.
  8. Древнекитайские легисты.
  9. Общая характеристика политической и правовой идеологии Древней Греции. Основные линии политической борьбы.
  10. Политико-правовые идеи архаического периода: Гомер, Гесиод, «древнегреческие мудрецы», Пифагор, Гераклит.
  11. Политические и правовые позиции софистов и Сократа – начало классического этапа.
  12. Политические и правовые взгляды Платона. Проекты «идеологического» государства.
  13. Политико-правовая теория Аристотеля.
  14. Политические и правовые идеи эллинизма: Эпикур, Стоики, Полибий.
  15. Общая характеристика политических и правовых учений Древнего Рима.
  16. Политико-правовая концепция Марка Туллия Цицерона.
  17. Римские юристы.
  18. Политические и правовые идеи раннего христианства.
  19. Политические и правовые воззрения Августина.
  20. Общие черты средневековой политической идеологии.
  21. Правовая и политическая теория Ф. Аквинского
  22. Политические идеи средневековой ересей.
  23. Политическая и правовая концепция М. Падуанского.
  24. Общая характеристика политической и правовой идеологии Возрождения.
  25. Политическое и правовое учение Н. Макиавелли.
  26. Политические и правовые взгляды Реформации: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин.
  27. Теория власти Ж. Бодена.
  28. 37. Утопический социализм Томаса Мора и Т. Кампанеллы.
  29. Политико-правовая теория Г. Гроция и Б. Спинозы как отражение зарождения естественно – правового направления.
  30. Теория разделения властей Дж. Локка. Политическая теория Т. Гоббса.
  31. Политическая полемика нестяжателей и иосифлян (стяжателей).
  32. Политическая концепция Филифея «Москва-третий Рим».
  33. Политические воззрения А. Курбского и Ивана Грозного.
  34. Общая характеристика политических и правовых учений европейского Просвещения.
  35. Политические и правовые взгляды Вольтера.
  36. Политико-правое учение Монтескье.
  37. Республиканские идеи Ж..-Ж. Руссо.
  38. Политико-правовые идеи эпохи Великой Французской революции: якобинцы и французский социализм.
  39. Естественно-правовые учения в Германии в XVII-XVIII вв.
  40. Политико -правовые воззрения Юрия Крижанича.
  41. Политическая программа И.Т. Посошкова.
  42. Учение о государстве и праве С.Е. Десницкого.
  43. Основные направления политической мысли в США в период борьбы за независимость.
  44. Политические взгляды основателей США: Б. Франклина, Т. Пейна, Т. Джеферсона, А. Гамильтона
  45. Политические идеи США в 19 веке - Дж. Адамс, Дж. Мэдисон.
  46. Историческая школа права в Германии.
  47. Учение И. Канта о государстве и праве.
  48. Учение Гегеля о государстве и праве.
  49. Общая характеристика политических взглядов социалистов-утопистов: Сен-Симон, Фурье, Оуэн.
  50. Политико-правовые взгляды М.М. Сперанского.
  51. Политические идеи Н.М. Карамзина.
  52. Политические программы декабристов.
  53. Политические идеи России в 30-е годы 19 века, споры о путях развития России: П.Я. Чаадаев, западники и славянофилы.
  54. Политические и правовые взгляды И. Бентама.
  55. Политико-правовые идеи Дж. Ст. Милля.
  56. Политическое учение Б. Констана.
  57. Политическое учение Алексиса де Токвиля.
  58. Политико-правовые идеи Лоренца фон Штейна.
  59. Политические взгляды О. Конта.
  60. Политико-правовое учение марксизма.
  61. Учение Р. Иеринга о праве и государстве.
  62. Социологическая теория государства Л. Гумпловича.
  63. Политические идеи Г. Спенсера.
  64. Политико-правовое учение Ф. Ницше.
  65. Русский утопический социализм. А.И. Герцин, Н.Г. Чернышевский.
  66. Русский анархизм М.А. Бакунин, А.П. Кропоткин.
  67. Политическое и правовое учение Б.Н. Чичерина.
  68. Политические идеи в России в середине – конце 19 века: К.Н. Леонтьев, В.С. Соловьев, И.А. Ильин.
  69. Политико-правовые воззрения П.И. Новгородцева.
  70. Политико-правовые идеи Г.В. Плеханова.
  71. Политико-правовые воззрения В.И. Ленина.
  72. Политические взгляды И.В. Сталина.
  73. Политические и правовые идеи национал-социализма.
  74. Психологическая теория права Л.И. Петражницкого.
  75. Современные естественно-правовые теории.
  76. Социологическая юриспруденция.
  77. Политико-правовые идеи солидаризма и институционалима.
  78. Теория элит, бюрократии и теократии.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: