Периодизация истории политических и правовых учений

этап: Древний мир и Cредние века. Период от возникновения права и государства (V–IV вв. до н.э.) до XV–XVI вв. Социальная структура общества определялась правом, не равным для различных сословий, а государство (чаще монархическое, чем республиканское) зависело от высшего, наиболее привилегированного сословия и состояло на страже общественно-правового неравенства. Люди в этот период делились на свободных и несвободных, привилегированных и непривилегированных, «своих» (граждан данного государства, членов касты или сословия и т.д.) и «чужих». Даже в наиболее развитых государствах, где имелись зародыши гражданского общества, при определении государства как «дела народного» под народом подразумевалась лишь малая часть общества (свободные, имеющие гражданство).

Попытки теоретического обоснования всеобщего правового равенства людей влекли за собой свирепые репрессии против политических мыслителей в сословных государствах.

2 этап: позднее Средневековье и начало Нового времени. Эпоха грандиозных сдвигов, поисков, открытий в области политико-правовой идеологии и вообще духовного развития Европы. Это время Возрождения, Реформации, Просвещения.

Происходит признание и утверждение всеобщего равенства людей перед законом. В политико-правовой идеологии по существу была сформулирована теоретическая модель бессословного, гражданского общества равноправных людей, сво бодно проявляющих свою личность, предприимчивость и творческую инициативу, обоснован идеал общества, освобожденного от сословных границ, лишних запретов и излишней правовой регламентации. 3 этап: Новое и Новейшее время. Происходит становление и развитие гражданского (бессословного, промышленного, капиталистического) общества (XIX–XX вв.) – результат политических революций в ряде стран Европы XVII–XVIII вв.

Политико-правовая идеология дополняется рядом новых тем, порожденных сложностями развития современного государства и права гражданского общества. Значительно шире получают развитие демократические теории подчинения государства народу. Обосновываются раз личные формы самоуправления, непосредственная и представительная демократия, выборность и ответственность должностных лиц, широкое осуществление политических прав и свобод. Выработка и осуществление политики происходит непосредственно народом и через зависимых от народа должностных лиц.

Также развивались идеи подчинения государства праву: людьми должно управлять не государство, а равный для всех закон. Данные теории возникли еще в Древнем мире, но в этот период получили особенное развитие.

4. История политических и правовых учений в системе исторических и юридических наук.В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной. В рамках этой дисциплины исследуются история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, а также истории политических и правовых теорий.Правовые и политические учения прошлого имеют особое место в современном политико-правовом знании.Соединение в современной юридической дисциплине политических и правовых учений объясняется внутренней взаимосвязью политических и правовых явлений и понятий, которые составляют комплекс госу-дарствоведения и правоведения.Юридический подход к истории политической и правовой мысли очень важен для разграничения предметов изучения в политологии и в юридической науке.Юридическая наука в целом изучает политические явления в их взаимодействии с правом, их существовании в системе определенного правопорядка.Термины «политическое» и «государственное» различаются в разные эпохи и ураз-ных авторов. Так, Аристотель, характеризуя человека как политическое существо, говорит, что люди умственно и нравственно развитые, будучи свободными, могут организовать совместную общественную жизнь на политических началах. Только лучшая форма правления обозначается им как полития.В древнеримских источниках большее внимание уделяется учреждениям власти, должностным лицам и их полномочиям, публично-правовым моментам политической жизни, т. е. государственным аспектам общественного устройства.Вплоть до современности сохранилось представление о более широком объеме «политического» по сравнению с «государственным».История политических и правовых учений – дисциплина юридическая. В ней правовая мысль прошлого освещается в виде тех теоретических, концепций права и законодательства, в которых раскрываются понятие, сущность, функции и роль этих специфических явлений общественной жизни для характеристики правового и политического состояния общества в целом.Своеобразие предмета истории политических и правовых учений состоит в том, что здесь предметом изучения являются не сами исторически возникающие политико-правовые учреждения и институты, а соответствующие формы их теоретического познания.История политических и правовых учений сориентирована на изучение истории политико-правовых теорий, закономерностей исторического процесса развития теоретических знаний о государстве, праве, политике, законодательстве.Закономерности развития государственно-правовой жизни и закономерности развития политической идеологии имеют единые основания, но полностью они не совпадают.

5. Структура истории политических и правовых учений.

Содержанием политико-правовой доктрины являются ее понятийно-категориальный аппарат, теоретическое решение общих проблем государства и права, обширная и завершенная система взглядов, основанная на категориях, имеющих опорный, ключевой характер именно в данной доктрине.Со временем сложился традиционный круг вопросов, решение которых образует содержание политического и правового учения. К ним относятся вопросы о происхождении государства и права, об их связи с обществом, с личностью, с отношениями собственности, проблемы форм государства, его задач, методов политической деятельности, связи государства и права, основных принципов и форм (источников) права, проблема прав личности и др.В предмет истории политических и правовых учений включаются только учения, содержащие решения общих проблем теории государства и права. Почти каждая из отраслевых юридических наук имеет свою историю (история основных школ и направлений в теории уголовного права, история понятия юридического лица и других гражданско-правовых концепций, история науки международного права и др.). К взглядам мыслителей прошлого на решения проблем отраслевых юридических наук история политических и правовых учений обращается только тогда, когда эти решения неразрывно связаны с общетеоретической концепцией, являются формой ее выражения.

Закономерностью развития политико-правовой идеологии на ее теоретическом уровне является то, что любое учение о государстве, праве, политике строится с учетом современной ему политико-правовой действительности, которая обязательно отражается в самом, казалось бы, абстрактном теоретическом построении. Так же, как философия, по словам Гегеля, -- это эпоха, схваченная в мысли, политико-правовая доктрина -- это выраженная в системе понятий и категорий государственно-правовая реальность эпохи. Каждая большая эпоха сословного и классового общества имела свои, свойственные ей политико-правовые учреждения, понятия и способы их теоретического объяснения. Поэтому в центре внимания теоретиков государства и права разных исторических эпох были различные политико-правовые проблемы, связанные с особенностями государственных учреждений и принципов права соответствующего исторического типа и вида. Так, в рабовладельческих государствах Древней Греции главное внимание уделялось устройству государства, проблеме круга лиц, допущенных к участию в политической деятельности, государственно-правовым способам укрепления господства свободных над рабами. Этим и были обусловлены повышенное внимание к теоретическому определению и классификации форм государства, поиск причин перехода одной формы правления в другую, стремление определить наилучшую, идеальную форму правления. В средние века основным предметом теоретико-политических дискуссий стал вопрос о соотношении государства и церкви. В центре внимания идеологов буржуазии XVII--XVIII вв. стояла уже проблема не столько формы правления, сколько формы политического режима, проблема законности, гарантий равенства перед законом, свободы и прав личности. XIX--XX вв. выдвинули на первый план вопрос о социальных гарантиях прав и свобод человека, а с конца XIX в. проблема форм правления и политического режима государства была существенно дополнена исследованием связей с политическими партиями и другими политическими организациями.Особенности разных исторических эпох предопределяли различное соотношение права и государства в общественной жизни, а тем самым -- разную степень внимания, которое в содержании политико-правовых доктрин уделялось теоретическим вопросам государства, политики, права. Понятие "политико-правовое учение" основано на тесной связи проблем государства и права, ноне означает сведения права на уровень надстройки над государством, придатка к нему, "формы политики". В содержании ряда политико-правовых учений на первом месте стояли именно проблемы права, по отношению к которым устройство государства и другие политические проблемы рассматривались как второстепенные. Право занимает ведущее по отношению к государству положение в некоторых религиях (брахманизм, ислам), и потому правовые проблемы являются главными в содержании политико-правовых учений, построенных на идейной основе соответствующей религии. В истории политико-правовых учений было также немало не связанных с религией проектов детальной регламентации неизменными законами жизни общества, проектов, отводящих государству второстепенную роль хранителя этих законов ("Законы" Платона, "Кодекс природы" Морелли, "Путешествие в землю Офирскую..." Щербатова и др.). Проблемы права по-новому вышли на первый план в эпоху становления гражданского общества в тех политико-правовых учениях, которые обосновывали юридическое равенство людей, их права и свободы, отводя государству роль гаранта прав человека (Локк, Кант и др.). Вместе с тем в истории было немало политико-правовых учений, уделявших большее внимание проблемам политики и государства (Макиавелли, Боден и др.).Программные положения (оценки государства и права, цели и задачи политической деятельности и борьбы), присущие каждой политико-правовой доктрине, придают ей социально значимый характер, налагают отпечаток на содержание ее теоретической части и предопределяют выбор методологической основы самой доктрины. В программных положениях наиболее четко и ясно выражен идеологический характер доктрины; через них политико-правовое учение связано с практикой политической и идеологической борьбы Программная часть учения непосредственно выражает интересы и идеалы определенных классов, сословий, иных социальных групп, их отношение к государству и праву.Из трех компонентов политико-правовой доктрины именно программа является цементирующим, связывающим воедино ее элементы началом, придающим политико-правовой доктрине монолитность, поскольку оформление политических и правовых взглядов, суждений, оценок в целостную систему происходит на идеологической основе.

Наиболее обширной частью политико-правовых доктрин является их теоретическое содержание. Оно всегда связано со способом обоснования политико-правовой программы, логически построенным в духе мировоззрения эпохи Связь содержания политико-правовой доктрины с логико-теоретической основой и с программными положениями зачастую сложна и опосредованна. Решение ряда проблем теории государства и права допускает разные варианты в пределах единого мировоззрения и идеологической направленности.

Теоретическое содержание политико-правовых доктрин разнообразно, и это разнообразие зависит от ряда индивидуальных факторов: от объема познаний мыслителя, идейных влияний, особенностей его мышления, жизненных условий и т. п. Однако в общем и целом взаимосвязь содержания, логико-теоретического основания и программной направленности доктрин все же существует. Так, идея общественного договора (договорного происхождения государства) в большинстве теорий XVII--XVIII вв. была органически связана со стремлением рационалистически объяснить государство и право при помощи логических конструкций, основанных на элементарных понятиях частного права; в программном отношений эта идея направлялась против теологических идей о "богоустановленности" власти феодальных монархов. Сама идея общественного договора допускала самые разные варианты и толкования, которые, как правило, были связаны с историческими условиями теоретической деятельности идеологов. Различные варианты идеи общественного договора (кто, с кем и почему заключал договор о создании общества и государства? Всели свои права участники договора передали государству? Каков объем прав суверена? Возможно ли и при каких условиях расторжение общественного договора?) отражали социальные симпатии и антипатии теоретиков, их отношение к общественно-политическим противоречиям страны и эпохи, в конечном счете определялись ориентацией на соответствующий общественный идеал.

6. Политическая и правовая мысль в странах Древнего Востока: общая характеристика.Одними из первых политические и правовые учения появились на Древнем Востоке (в Египте, Месопотамии, Индии, Китае). Именно здесь впервые появился ранний тип общества, который пришел на смену первобытному. В экономической сфере данный строй характеризуется:1) господством патриархального натурального хозяйства;2) государственной формой собственности на землю, общинного землевладения;3) медленным развитием индивидуальной, частной собственности.

В Египте государство появилось в V в. до н. э. Происходит выделение родовой знати: появляется рабство, роль вождей и старейшин становится более значимой. В IV тысячелетии до н. э. складывается целостное государство во главе с фараоном, который считался богом, его власть передавалась по наследству.Земледелие и скотоводство были основными занятиями древних египтян. Жрецы, чиновники, военная знать составляли правящий класс (аристократию) египетского общества. Жрецы занимали почетное положение в обществе и занимали важные должности в административной системе. Большим влиянием в обществе пользовалась и аристократия, которую составляли потомки родоплеменной знати и высшие военные и гражданские чины Египта. Особую роль играли в Египте писцы, которые представляли собой высшее чиновничество.

Рабство появилось в Египте задолго до появления централизованного государства в результате войн и пленения воинов чужеземцев.Среди политико-правовых доктрин Древнего Востока можно выделить следующие основные их характеристики:

1) прикладной характер. Содержание правовых и политических учений сводилось к описанию механизма функционирования власти не на теоретическом, обобщенном уровне, а на практическом, представлявшем власть во всех ее проявлениях как механизм;

2) отождествление власти императора (царя, фараона) с государственной властью. Вследствие этого появилась такая форма государственного правления, как деспотизм, которая характерна для всех древневосточных государств;3) тесная связь политико-правовых концепций с моралью (результатом был ярко выраженный этический подтекст данных учений). Формирование и дальнейшее развитие политико-правовых учений проходило под влиянием мифологически-религиозных представлений, и все трудные вопросы решались с помощью мифологических или религиозных принципов.

Взгляды на политику и общество Древнего Востока характеризуются как:1) идеологические;2) этические;3) прикладные;4) религиозно-догматические.

Они были направлены на укрепление существующего строя, отражали интересы верхушки социальной иерархии восточных деспотий.

7. Политическая и правовая мысль Древней Индии.

В I тысячелетии до н. э. в Индии сложились два религиозных течения: брахманизм и буддизм, которые были религиозной базой для становления учений о политике и праве. Своими корнями эти религиозные учения уходят к Ведам (от санскр. vkda – «знание, ведение»). Веды – канон священных книг ариев, где изложены религиозные представления и описание ритуалов.Согласно Ведам все люди делятся на четыре варны (сословия, касты), как то:1) брахманы – священнослужители;2) кшатрии – правители и воины;3) вайшки – земледельцы, ремесленники, торговцы;4) шудры – лица физического труда, слуги.Верхушку социальной иерархии составляли брахманы и кшатрии. Брахманы сосредоточили в своих руках духовную власть, а кшатрии – светскую. Религиозно-философская система была выработана брахманами и получила название брахманизма (по имени верховного бога Брахмы).Основой брахманизма было представление о перевоплощении душ. Душа человека после смерти может блуждать по телам людей более низкого статуса, животных и растений. Если человек вел праведную жизнь, он возродится в человеке более высокого социального положения. Поведение человека, его судьба выражены в понятии дхармы. Дхарма – это кодекс поведения человека, который определяется его социальным статусом. Принадлежность человека к сословию определялась его рождением и сохранялась за ним всю жизнь.Государственная власть описывается в брах-манистском каноне как единоличное правление государя. Он – важнейший элемент государства. Следующие по важности: советник, страна, крепость, казна, войско и союзники.Эпоха брахманизма заканчивается в середине I тысячелетия до н. э., на смену брахманизму приходит буддизм. По преданию происхождение буддизма связано с именем индийского принца Сиддхартха Гаутама (У1—Увв. до н. э.). Путем аскетической жизни он стал Просветленным, т. е. Буддой. В основе буддизма лежит идея освобождения человека от страданий. Достичь просветления мог любой. Буддизм признавал ведущую роль в общественной жизни не за брахманами, а за кшатриями. Такая политика была направлена на подрыв влияния жрецов (брахманов). Буддизм также ставил под сомнение наследственный характер власти брахманов.С течением времени буддизм все больше трансформировался в сторону приспособления к государственным интересам. В нем усиливаются мотивы покорности, отход от жесткого аскетизма. Правители начинают использовать новую религию для борьбы с претензиями жречества на светскую власть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: