Теория правового гос-ва в интерпретации И.Канта

Вклад Канта в разработку полит.теории харак-ся тем, что он сформулировал основные идеи и принципы современных учений о правовом гос-ве (хотя сам не употреблял этого термина). Согласно дефиниции в “Метафизике нравов”, гос-во – это соединение множества людей, подчиненных Правовым законам. В качестве важнейшего признака гос-ва здесь было названо верховенство закона. Кант при этом подчеркивал, что рассматривает не гос-ва, существующие в действительности, а “гос-во в идее, такое, каким оно должно быть в соответствии с чистыми принципами права”.

Призванное гарантировать устойчивый правопорядок, гос-во должно строиться на началах обществ.договора и народного суверенитета. Кант считал, подобно Руссо, что осуществление законодательной власти народом исключает возможность принятия законов, наделяющих граждан неравными правами. Представления мыслителя о народном суверенитете вместе с тем носили более чем умеренный хар-ер. Прямое народоправство Руссо он заменяет представительством народа в парламенте и притом в таком, где депутатам лишь иногда разрешается отклонять требования правительства. В дополнение к этому Кант попытался, вслед за французской Конституцией 1791 г., разделить граждан на активных и пассивных по признаку хозяйственной самостоятельности, но запутался и признал теоретическую слабость своих аргументов.

Как идеолог раннего либерализма. Кант сводит деят-ть гос-ва к правовому обеспечению индивидуальной свободы. “Под благом гос-ва следует понимать состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему нас обязывает стремиться разум своим категорическим императивом”. В задачу гос.власти, полагал философ, не входит забота о счастье граждан. С этих позиций он выделяет в гос-ве три главных органа – по изданию законов (парламент), их исполнению (правительство) и охране (суд). Идеалом организации гос-ва для него служила система разделения и субординации властей.

В свою очередь данный принцип был положен мыслителем в основу разграничения форм гос-ва на республиканскую и деспотическую. “Республиканизм есть гос.принцип отделения исполнительной власти (правительства) от законодательной; деспотизм – принцип самовластного исполнения гос.законов, данных им самим”. Традиционной классификации форм гос-ва по числу правящих лиц (на монархию, аристократию и демократию) Кант не придавал особого значения, считая ее выражением буквы, а не духа гос.устройства. По смыслу этой концепции, монархия оказывалась республикой, если в ней проведено разделение властей, и, наоборот, деспотией, если таковое отсутствует.

Обсуждая способы перехода к идеальному гос-ву, философ категорически отверг путь насильственной революции. Правового состояния общества, подчеркивал он, невозможно достичь противоправными средствами. Казнь Карла I в Англии и суд над Людовиком XVI во Франции вызывали у него “чувство полного ниспровержения всех правовых понятий”. В связи с этим Кант доказывал необходимость “подчинения ныне существующей власти, каково бы ни было ее происхождение” и призывал добиваться преобразований в гос.строе мирным путем, с помощью постепенных законодательных реформ. Теория Канта обосновывала проведение буржуазной революции легальными методами.

Будущее развитие человечества мыслитель связывал с образованием мировой конфедерации правовых республиканских гос-в. С этой т.з., его доктрина предвосхитила основную тенденцию политического развития в XIX в. – переход к парламентским формам правления при сохранении института монархии. Сам Кант, впрочем, был далек от того, чтобы рассматривать образование правового гос-ва как ближайшую перспективу. “Совершенное правовое устройство у людей – это вещь в себе”, – указывал он.

Учение Канта о праве и гос-ве явилось первой крупной полит.доктриной, созданной с учетом итогов и под непосредственным впечатлением Великой французской революции. Кант соединил полит.программу либерализма с идеями наиболее радикальных и популярных течений того времени и придал им форму глубоко продуманной теоретической системы, которая с трудом поддавалась критике. Кантовская философия по праву считается немецким вариантом оправдания Французской революции.

59) Учение И.Канта о международном праве. Проект «вечного мира»

В рассуждениях Канта очень важно, что, отталкиваясь при определении международного права от понятия войны, он, вместе с тем (вслед за Гроцием) не сводил его содержание исключительно к праву на ее ведение. Однако эта область межгос-венных отношений занимает большое место в его трудах. В этом смысле Кант разработал стройное учение о видах войн, их законах и обычаях, а также основах ведения.

По мнению Канта, “война» единственный способ осуществления права в отношениях между гос-вами. Более того, война является в известном смысле движущей силой общественного прогресса, так как она есть внешнее выражение антагонизма”. Вместе с тем он полагал, что постепенно по мере прогрессивного развития человечества войны должны прекратиться.

Правомерными Кант считал только справедливые войны, к числу которых он относил вооруженные столкновения, направленные на защиту отечества, создание новой национальной гос-венности и возмещение ущерба. Исходя из того, что все гос-ва являются суверенными и равноправными в международном общении, Кант считал несправедливым, а поэтому недопустимым ведение карательных и истребительных войн, имеющих своей целью оккупацию чужой территории или колониальное порабощение других народов. Он полагал, что расширение гос-вом своих границ возможно только в том случае, если не будут нарушаться интересы народа, изначально проживающего на данной территории.

Кант считал, что индивид может не чувствовать себя внутренне связанным с гос.властью, не ощущать своего долга перед нею, но внешним образом, формально он всегда обязан выполнять ее законы и предписания.

Кант понимал, что по мере исторического развития наступает необходимость изменять политико-юридические учреждения. Но производить такие изменения надо исключительно путем неторопливых, плавных реформ сверху и ни в коем случае методами открытой вооруженной борьбы, ввергающей страну, народ в хаос анархии и преступлений.

Кант выдвигает проект установления "вечного мира". Его можно достичь, правда, в отдаленном будущем, созданием всеохватывающей федерации самостоятельных, равноправных гос-в, построенных по республиканскому типу. По убеждению философа, образование такого космополитического союза, в конце концов, неминуемо.

Принципиально иной взгляд на возможность установления прочных добрососедских отношений между гос-вами содержится в знаменитом трактате Канта “К вечному миру”. В этой работе он не только не сомневается в реальности его построения, но и впервые выдвигает догадку “об объективной закономерности, ведущей к установлению мира, о неизбежности создания на мирных началах союза народов”.Столь оптимистичный вывод Кант делает на основе изучения “соотношения должного (категорический императив) и сущего (реальное соотношение войны и мира, естественного и правового состояния между гос-вами)... Должное, не реализуясь в сущее, не превращаясь в него, оказывает регулятивное воздействие на сущее, которое во все большей степени... развивается под знаком должного, не сливаясь с ним, но все более приближаясь к его требованиям”.

“Международное право должно быть основано на федерализме свободных гос-в” таково содержание второй окончательной статьи. Кант считает, что рано или поздно народы должны объединиться для полной гарантии их безопасности и осуществления принадлежащих им прав. Но формой такого объединения должен быть союз народов, а не их гос-в. Кант решительно выступает против мирового гос-ва, справедливо полагая, что неизбежно возникающие в любой гос.системе отношения власти - подчинения не могут быть приемлемыми в межгос-венных отношениях. Предлагаемый им союз “имеет целью не приобретение власти гос-ва, а исключительно лишь поддержание и обеспечение свободы гос-ва для него самого и в то же время для других союзных гос-в”. Подобная федерация “должна постепенно охватить все гос-ва и привести таким образом к вечному миру”


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: