Учение Г.Спенсера о праве и гос-ве

Во второй половине XIX в. в странах Западной Европы развивающееся гражданское общество освобождалось от пережитков феодализма в экономике, политике, социальной структуре. Всеобщее равенство перед законом разрушало остатки сословного строя, делало чисто номинальными дворянские титулы. Развитие представительного гос-ва в этот период связано с расширением круга лиц, имеющих избирательные права, а также со становлением системы политических партий, участвующих в выборах и деят-ти законодательных учреждений. Немалую роль в полит.жизни играли широкие демократические движения (за всеобщее избирательное право, в том числе для женщин, за социальные реформы и др.).

В тот же период класс наемных рабочих создал организации, способные противостоять эгоизму предпринимателей. Почти во всех странах возникли профессиональные союзы. Господствующая буржуазия вынуждена была идти на уступки трудящимся. Под натиском рабочего класса и демократических движений во многих странах издаются законы о правах профсоюзов, о продолжительности рабочего дня, о социальном страховании и обеспечении, здравоохранении, народном образовании. В ряде стран были созданы политические партии, ставящие своей целью защиту интересов трудящихся.

Значительное внимание проблемам политико-правовой теории уделялось в социологических конц-ях фил-их позитивистов. Наиболее видный из них — Герберт Спенсер.

Спенсер рассматривал общество как своеобразный организм, сложный агрегат, развивающийся по общему закону эволюции. Поначалу основными обязанностями гос-в были защита от внешних врагов и охрана общества от внутренних врагов. На этой основе, по теории С.а, сложился воинственный тип соц-й орг-и.

Ее хар-ерные черты: народ и армия имеют одинаковое строение, организованы на основе принудительного объединения, централизованной регулятивной системы; об-во как организм подчинено главному нервному центру и построено иерархически; место индивида в соц-й иерархии определяется его статусом; жизнь, свобода, соб-ть индивида принадлежат об-ву, гос-во устанавливает не только запреты, но и предписания; запрещены и подавляются все объединения и союзы, кроме тех, которые входят в состав гос-венной орг-и, об-во стремится производить все необходимое для его независимого от др-х обществ сущ-я; из духовных качеств членов об-ва высоко почитаются храбрость, преданность данному об-ву, исполнительность, малая инициативность, слепая вера в авторитет, уверенность в необходимости и полезности правительственного вмешательства.

Военный тип обществ, писал С., постепенно сменяется промышленным, основанным на взаимодействии об-ва с природой (индустриальная деят-ть).Гос-во-об-во промышленного типа основано на рав-ве, не на принудительно-деспотическом регулировании, на свободных договорах и частной инициативе, не на "искусственном распределении" благ правительством в военных целях, а на пр-пе эквивалента, поощряющем инициативу и предприимчивость, на "ест-м распределении" благ по справедливости. Единственной обязанностью правительства является поддержание справедливости; для этого осуществляется не полное, а только отрицательное регулирование (т. е. только запреты)

По существу отождествляя промышленный тип с капитализмом, С. не идеализировал совр-ое ему об-во и гос-во. По его мнению, европейские гос-ва находятся в переходном состоянии. Не идеализируя реальный капитализм, С. стремился возвеличить его устои. С. дал традиционный для либерализма перечень индивидуальных прав (безопасность личности, свободное передвижение, свободы совести, речи, печати и др.), обращая особенное внимание на право соб-ти и свободу частной предпринимательской деят-ти. Политические права гр-н С. рассматривал лишь как средство обеспечения индивидуальных прав.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: