double arrow

Психологическая теория права Л.Петражицкого



Психологическая теория гос-ва и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский гос-вовед Лев Иосифович Петражитский.

Ее сторонники определяют общество и гос-во как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а так же в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и гос-во есть следствие психологических закономерностей развития человека. В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования гос-ва только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теории. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и гос-ва общими законами психологии – такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и гос-ве.




Гос-во – явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делились, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Марке, Плеханов, Бердяев).

Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение гос-венно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.

Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости потребность послушания, повиновения определенным лицам в обществе. Потребность следовать их указаниям.

Психологическая теория гос-ва и права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.



В своих работах по теории гос-ва и права Петражицкий подразделяет право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего «голоса» совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте.

По Петражицкому, право выполняет распределительную и организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями.

Несмотря на известную теоретическую сложность и «замкнутость» на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией гос-ва и права.

1) Политико-правовые идеи брахманизма в Ведах и Упанишадах: понятия "рта" и "дхарма".

2) «Законы Ману»: обоснование господствующего статуса брахманов в древнеиндийском обществе II в. до н.э. Наказание (данди) как основной элемент искусства управления.

3) Понятие «дхарма» в буддистском каноне IV-III вв. до н.э. : политико-правовые идеи «Дхаммапады».

4) Светская концепция естественного закона в буддистской школе локаяты. Развитие учения о государственной пользе («артха») в политико-правовом трактате Каутильи «Артхашастра».

5) Политико-правовая концепция дао в теоретическом наследии древнекитайского мудреца Лао-цзы (VI в. до н.э.)

6) Учение о добродетели в политико-правовой этике Конфуция.

7) Вопрос о соотношении закона и ритуала в политико-правовой теории Конфуция. Принцип «исправления имен».

8) Правовая культура древнегреческого полиса VI-V вв. до н.э.

9) Теория справедливости Солона и ее влияние на развитие античного правосознания.

10) Политико-правовые аспекты древнегреческого учения о логосе. Взгляды Гераклита Эфесского на соотношение космического порядка и юридических законов.

11) Политико-правовые аспекты учения Гераклита Эфесского в борьбе противоположностей.

12) «Отрицательная» концепция правовой справедливости в политико-правовом учении Протагора.

13) Сравнительная харак-ка учения старших и младших софистов о происхождении и сущности права.

14) Учение Сократа о законе и законности. Правление «знающих»

15) Судебный процесс над Сократом 399 г. до н.э.: сократическая апология принципа законности.

16) Политико-правовые аспекты учения Платона об идеях (эйдосах). Платоновская концепция справедливости и общего блага.

17) Модель идеального государства в диалоге Платона «Государство».

18) Модель идеального государства в диалоге Платона «Законы».

19) Учение Платона о праве: общая характеристика.

20) Уголовно-правовые взгляды Платона: учение о сущности наказания.

21) Учение о праве собственности и праве наследования в теоретическом учении Платона

22) Учение Аристотеля о гражданских добродетелях и правовой справедливости.

23) Естественно-правовая доктрина Аристотеля. Проблема толкования законов.

24) Учение Аристотеля о правосудности и неправосудности. Произвольные и непроизвольные действия.

25) Проблема происхождения полисного государства в учении Аристотеля. Классификация форм правления.

26) Учение Аристотеля о смешанной форме правления. Принцип распределения властей.

27) Эпикурейская концепция права и государства. Идеальный гражданин-мудрец

28) Учение стоицизма о вечном законе и всемирном гражданстве.

29) Учение Цицерона о естественном праве и справедливости. Модель идеального гражданина.

30) Особенности теологического правосознания средневековой Европы.

31) Учение Августина о соотношении закона и свободы.

32) Государственно- политическая концепция Августина: «град земной» и «град божественный».

33) Идеи аристотелизма в политико-правовой наследии Фомы Аквинского.

34) Учение Фомы Аквинского о законе. Виды законов.

35) Взгляды Фомы Аквинского на сущность и функции государства. Классификация форм правления.

36) Учение Полибия о происхождении права и государства. Теория политического круговорота.

37) Вопрос о соотношении церкви и государства в политико-правовом трактате Марсилия Падуанского «Защитник мира». Учение Марсилия о светской власти.

38) Учение Н.Макиавелли о политическом искусстве. Основные теоретические положения трактата «Государь».

39) Противопоставление монархии и республики в политико-правовом учении Н.Макиавелли.

40) Теория государственного суверенитета в трактовке Ж.Бодена.

41) Семья и государство в интерпретации Ж.Бодена. Учение о «свободном подданном».

42) Политико-правовое учение социалиста-утописта Т.Мора.

43) Учение Т.Кампанеллы об идеальном государстве: «Город Солнца».

44) Возникновение рационалистической концепции естественного права (XVII в.)

45) Естественно- правовая концепция Г.Гроция. Учение о международном праве.

46) Учение Г.Гроция о происхождении и сущности государства. Права и свободы подданных.

47) Концепция общественного договора в политико-правовом учении Т.Гоббса: политико-правовой импресонализм.

48) Проблема государственного суверенитета в трактовке Т.Гоббса. Учение об абсолютизме.

49) Дж.Локк о происхождении права и государства: персоналистическая доктрина.

50) Учение Дж.Локка о сущности и признаках правового государства. Теория разделения властей.

51) Общая характеристика политико-правовых идей западноевропейского Просвещения.

52) Учение Ш.-Л. де Монтескье о политической свободе и разделении властей. Идея сдержек и противовесов.

53) Учение Ж.-Ж.Руссо об общественном договоре и его юридических последствиях. Переход из естественного состояния в гражданское.

54)Теория народного суверенитета в трактовке Ж.-Ж.Руссо. Пределы государственной власти.

55) Учение Ж.-Ж. Руссо о законах

56) Особенности германского Просвещения . Х.Вольф: теория полицейского государства.

57) Учение И.Канта о категорическом императиве и праве.

58) Теория правового государства в интерпретации И.Канта.

59) Учение И.Канта о международном праве. Проект «вечного мира»

60) Понятие саморазвивающегося абсолюта в политико-правовой доктрине Г.В.Ф.Гегеля. Право как закон.

61) Г.В.Ф.Гегель о сущности и структуре права. Абстрактное право, мораль и нравственность.

62) Учение Г.В.Ф. Гегеля о государстве. Война как средство обновления государства и гражданского общества.

63) Историческая школа права: учение о «народном духе»

64) Проблема происхождения права в политико-правовых учениях ведущих представителей исторической школы. Соотношение закона и обычая.

65) Учение Р.Иеринга о праве и государстве: социологическая концепция юриспруденции интересов.

66) Зарождение юридического позитивизма. Правовая концепция Дж.Остина.

67) Учение Г.Спенсера о праве и государстве.

68) Политико-правовая концепция Ф.Ницше

69) Нормативистская теория Г.Кельзена.

70) Психологическая теория права Л.Петражицкого.



Сейчас читают про: