Психологическая теория гос-ва и права возникла в середине XIX века. Широкое распространение получила в конце XIX первой половине XX века. Ее наиболее крупный представитель русский гос-вовед Лев Иосифович Петражитский.
Ее сторонники определяют общество и гос-во как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а так же в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и гос-во есть следствие психологических закономерностей развития человека. В действительности же объяснить причины возникновения и функционирования гос-ва только с психологической точки зрения вряд ли возможно. Понятно, что все общественные явления разрешаются на основе психических актов людей и вне их нет ничего общественного. В этом смысле психологическая теория объясняет многие вопросы общественной жизни, которые ускользают от внимания экономической, договорной, органической теории. Однако попытка свести всю общественную жизнь к психологическому взаимодействию людей, объяснить жизнь общества и гос-ва общими законами психологии – такое же преувеличение, как и все другие представления об обществе и гос-ве.
|
|
Гос-во – явление чрезвычайно многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делились, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Марке, Плеханов, Бердяев).
Суть психологической теории заключается в том, что она пытается объяснить возникновение гос-венно-правовых явлений и власти особыми психологическими переживаниями и потребностями людей.
Это потребность властвования у одних и потребность подчинения у других. Это осознание необходимости потребность послушания, повиновения определенным лицам в обществе. Потребность следовать их указаниям.
Психологическая теория гос-ва и права рассматривала народ как пассивную инертную массу, ищущую подчинения.
В своих работах по теории гос-ва и права Петражицкий подразделяет право на автономное (или интуитивное) и на позитивное (гетерономное). Автономное право образует переживания, исполняющиеся по зову внутреннего «голоса» совести. Позитивное правовое представление имеет место тогда, когда оно основано на чужом авторитете, на внешнем нормативном акте.
|
|
По Петражицкому, право выполняет распределительную и организационную общественные функции. Содержание распределительной функции выражается в том, правовая психика наделяет граждан материальными и идеальными благами: неприкосновенностью личности, свободой совести, свободой слова и другими. Организационная функция права состоит в наделении субъектов властными полномочиями.
Несмотря на известную теоретическую сложность и «замкнутость» на психологической стороне правовых явлений общественной жизни, многие принципиальные положения теории Петражицкого, в том числе и созданный им понятийный аппарат, восприняты и довольно широко используются современной теорией гос-ва и права.
1) Политико-правовые идеи брахманизма в Ведах и Упанишадах: понятия "рта" и "дхарма".
2) «Законы Ману»: обоснование господствующего статуса брахманов в древнеиндийском обществе II в. до н.э. Наказание (данди) как основной элемент искусства управления.
3) Понятие «дхарма» в буддистском каноне IV-III вв. до н.э.: политико-правовые идеи «Дхаммапады».
4) Светская концепция естественного закона в буддистской школе локаяты. Развитие учения о государственной пользе («артха») в политико-правовом трактате Каутильи «Артхашастра».
5) Политико-правовая концепция дао в теоретическом наследии древнекитайского мудреца Лао-цзы (VI в. до н.э.)
6) Учение о добродетели в политико-правовой этике Конфуция.
7) Вопрос о соотношении закона и ритуала в политико-правовой теории Конфуция. Принцип «исправления имен».
8) Правовая культура древнегреческого полиса VI-V вв. до н.э.
9) Теория справедливости Солона и ее влияние на развитие античного правосознания.
10) Политико-правовые аспекты древнегреческого учения о логосе. Взгляды Гераклита Эфесского на соотношение космического порядка и юридических законов.
11) Политико-правовые аспекты учения Гераклита Эфесского в борьбе противоположностей.
12) «Отрицательная» концепция правовой справедливости в политико-правовом учении Протагора.
13) Сравнительная харак-ка учения старших и младших софистов о происхождении и сущности права.
14) Учение Сократа о законе и законности. Правление «знающих»
15) Судебный процесс над Сократом 399 г. до н.э.: сократическая апология принципа законности.
16) Политико-правовые аспекты учения Платона об идеях (эйдосах). Платоновская концепция справедливости и общего блага.
17) Модель идеального государства в диалоге Платона «Государство».
18) Модель идеального государства в диалоге Платона «Законы».
19) Учение Платона о праве: общая характеристика.
20) Уголовно-правовые взгляды Платона: учение о сущности наказания.
21) Учение о праве собственности и праве наследования в теоретическом учении Платона
22) Учение Аристотеля о гражданских добродетелях и правовой справедливости.
23) Естественно-правовая доктрина Аристотеля. Проблема толкования законов.
24) Учение Аристотеля о правосудности и неправосудности. Произвольные и непроизвольные действия.
25) Проблема происхождения полисного государства в учении Аристотеля. Классификация форм правления.
26) Учение Аристотеля о смешанной форме правления. Принцип распределения властей.
27) Эпикурейская концепция права и государства. Идеальный гражданин-мудрец
28) Учение стоицизма о вечном законе и всемирном гражданстве.
29) Учение Цицерона о естественном праве и справедливости. Модель идеального гражданина.
30) Особенности теологического правосознания средневековой Европы.
31) Учение Августина о соотношении закона и свободы.
32) Государственно- политическая концепция Августина: «град земной» и «град божественный».
|
|
33) Идеи аристотелизма в политико-правовой наследии Фомы Аквинского.
34) Учение Фомы Аквинского о законе. Виды законов.
35) Взгляды Фомы Аквинского на сущность и функции государства. Классификация форм правления.
36) Учение Полибия о происхождении права и государства. Теория политического круговорота.
37) Вопрос о соотношении церкви и государства в политико-правовом трактате Марсилия Падуанского «Защитник мира». Учение Марсилия о светской власти.
38) Учение Н.Макиавелли о политическом искусстве. Основные теоретические положения трактата «Государь».
39) Противопоставление монархии и республики в политико-правовом учении Н.Макиавелли.
40) Теория государственного суверенитета в трактовке Ж.Бодена.
41) Семья и государство в интерпретации Ж.Бодена. Учение о «свободном подданном».
42) Политико-правовое учение социалиста-утописта Т.Мора.
43) Учение Т.Кампанеллы об идеальном государстве: «Город Солнца».
44) Возникновение рационалистической концепции естественного права (XVII в.)
45) Естественно- правовая концепция Г.Гроция. Учение о международном праве.
46) Учение Г.Гроция о происхождении и сущности государства. Права и свободы подданных.
47) Концепция общественного договора в политико-правовом учении Т.Гоббса: политико-правовой импресонализм.
48) Проблема государственного суверенитета в трактовке Т.Гоббса. Учение об абсолютизме.
49) Дж.Локк о происхождении права и государства: персоналистическая доктрина.
50) Учение Дж.Локка о сущности и признаках правового государства. Теория разделения властей.
51) Общая характеристика политико-правовых идей западноевропейского Просвещения.
52) Учение Ш.-Л. де Монтескье о политической свободе и разделении властей. Идея сдержек и противовесов.
53) Учение Ж.-Ж.Руссо об общественном договоре и его юридических последствиях. Переход из естественного состояния в гражданское.
54)Теория народного суверенитета в трактовке Ж.-Ж.Руссо. Пределы государственной власти.
55) Учение Ж.-Ж. Руссо о законах
|
|
56) Особенности германского Просвещения. Х.Вольф: теория полицейского государства.
57) Учение И.Канта о категорическом императиве и праве.
58) Теория правового государства в интерпретации И.Канта.
59) Учение И.Канта о международном праве. Проект «вечного мира»
60) Понятие саморазвивающегося абсолюта в политико-правовой доктрине Г.В.Ф.Гегеля. Право как закон.
61) Г.В.Ф.Гегель о сущности и структуре права. Абстрактное право, мораль и нравственность.
62) Учение Г.В.Ф. Гегеля о государстве. Война как средство обновления государства и гражданского общества.
63) Историческая школа права: учение о «народном духе»
64) Проблема происхождения права в политико-правовых учениях ведущих представителей исторической школы. Соотношение закона и обычая.
65) Учение Р.Иеринга о праве и государстве: социологическая концепция юриспруденции интересов.
66) Зарождение юридического позитивизма. Правовая концепция Дж.Остина.
67) Учение Г.Спенсера о праве и государстве.
68) Политико-правовая концепция Ф.Ницше
69) Нормативистская теория Г.Кельзена.
70) Психологическая теория права Л.Петражицкого.