Ранние формы верований и культы в первобытном обществе. Для исследования родоплеменных религий используются данные палеоантропологии, археологии, этнографии, языкознания, психологии. При рассмотрении ранних религий

Для исследования родоплеменных религий используются данные палеоантропологии, археологии, этнографии, языкознания, психологии. При рассмотрении ранних религий необходимо учитывать особенности мышления первобытного человека: эмоциональность, синкретичность (уподобление вещи себе), примитивный коллективизм, мифологизацию сознания.

Главная особенность религиозного миропонимания первобытных людей – они не выделяли себя из окружающей природы. Природе приписывались человеческие свойства, людям свойства природы. Для примитивных человеческих племён солнце и звёзды, деревья, реки, горы становятся одушевлёнными предметами. Например, дикий туземец Бразилии готов укусить камень, о который споткнулся, или стрелу, которая его ранила. Или если человек погибал, упав с дерева, его родственники срубали и раскалывали дерево в щепки.

Тотемизм – это вера в существование тесной связи между сородичами и их тотемом, которым мог быть определённый вид животных, реже растений и сил природы. Магическим образом тотем охраняет жизнь и благосостояние всех, связанных с ним узами кровного родства. У каждого рода был тотемический центр, где хранились реликвии и совершались обряды. Свидетельства тотемизма обнаруживаются у всех наров мира.

Выбор тотема определялся особенностями местности, животного мира, хозяйственного уклада. Чаще всего это были животные. Например, у австралийцев - это кенгуру, опоссум, ящерица, у финикийцев – свинья, народы севера почитают ворона, древние славяне - медведя, волка и т.д. Изначально употребление в пищу тотемных животных не было запрещено, запрет на нанесение вреда тотему появился позже. Для тотемизма характерны обряды уподобления тотему, «размножения» тотема. Тотемизм выполнял определённые социальные функции: личностной идентификации, разделения территории для хозяйственной деятельности, регулирования брачных отношений – брак внутри одной тотемной группы был запрещён.

Ранние формы религий тесно связаны с табу (от полинезийского нечто особенное). С табу связано представление чего-то, требующего осторожности. Чаще всего оно выражается в ограничениях и запретах. Э. Тайлор в книге «Первобытная культура» рассказывает о запретах, которые существуют в племенах, быт которых схож с бытом первобытного общества. Индусы не станут спасать утопающего, который тонет в священном Ганге. Залусам запрещено приводить в племя больных людей, из-за страха перед мёртвыми телами. Вождям и жрецам в Полинезии не разрешалось притрагиваться руками к пище, поэтому кормить их обязаны были другие. Часто табу связано с пищевыми запретами, иногда распространялось на слова, предметы разнообразные формы поведения. Табу в первобытном обществе в течение длительного времени был единственной формой общественного регулирования.

Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевленных предметов. Фетишем мог стать любой предмет: камень, дерево, спасшее племя от голода стрела, принесшая добычу и т.п. Со временем человек сам стал изготавливать фетиши – каменные или деревянные фигурки. Фетиши не только являлись предметами почитания, но и считались источниками помощи, им приписывалась способность охранять (талисманы, обереги).

Анимизм – вера в сверхъестественные существа, заключённые в какие-либо тела (души), или действующие самостоятельно (духи). Теория анимизма разделяется на два основных догмата:

1.существование души после смерти или уничтожения тела;

2.существование духовных существ, которые управляют явлениями материального мира и жизнью человека.

В анимизме почитались духи предков, души живых людей. Выделялись духи деревьев, гор, водных источников, болезни, здоровья и т.п. Учение о душе появилось как ответ на вопросы: Что составляет разницу между живым и мёртвым телом? Что является причиной снов, болезни, смерти? Место расположения человеческой души у разных племён было различным – сердце, во всём теле, связано с дыханием. Некоторые племена выделяют несколько душ. Потом представления о человеческой душе стали переноситься на окружающий человека мир. Ещё позже люди стали одухотворять и неживые явления- камни, реки, звёзды и т.п. Это было необходимо для объяснения причин всех явлений и объяснить всё хорошее и плохое, что случалось с человеком. Отголосками анимизма стала вера в переселение душ, существованию души после смерти тела.

Магия – вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения и явления природы. В книге «Золотая ветвь» Д.Фрезер выдвинул теорию происхождения магии по «ассоциации идей», согласно которой магическое мышление основано на «законе подобия» - подобное производит подобное, и «законе зарождения» - вещи, столкнувшись друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии. Первобытный человек превратно истолковывал случайные совпадения и верил, что повторение определенных слов и действий может помогать или вредить людям.

Б.Малиновский выдвинул психологическую теорию происхождения магии. Под действием сильного эмоционального переживания человек формирует яркий образ желаемой цели и направляет на него все осознанные и неосознанные действия.

Магия подразделялась на белую (применяемую в благих целях) и чёрную (приносящую вред). По типам воздействия на предмет выделяют: контактную магию (прямой контакт с предметом) и имитативную (воздействие на заменитель объекта). По цели воздействия магию подразделяют на: любовную, лечебную, промысловую, военную, метеорологическую, аграрную. В современном мире магия сохраняется как в рамках различных религий, так и на бытовом уровне в форме суеверий, гаданий.

Литература

1.Анисимов А.Ф. Этапы развития первобытной религии / А.Ф.Анисимов. – М.; Л., 1962.

2.Арсеньев В.Р. Звери – боги – люди / В.Р.Арсеньев. – М., 1991.

3.Вебер М. Работы по социологии религии и идеологии. – М., 1985.

4.Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни // Религия и общество. – М., 1994. Ч.1.

5.Тайлор Э. Первобытная культура: пер. с англ. / Э.Тайлор. – М., 1989.

6.Фрезер Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии: пер. с англ.. / Дж. Фрезер. – 2-е изд. – М., 1986.

7.Фрейд З. Сумерки богов. – М., 1990.

8.Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М., 1989.

9.Религиоведение. Хрестоматия / Под ред. А.Н.Красникова. – М., 2001.

10.Юнг К.Г. Архитип и символ. – М., 1991

11.Токарев, С.А. Ранние формы религии / С.А. Токарев. – М., 1990.

12.Яблоков, И.Н. Религиоведение: учеб. Пособие для вузов./ И.Н. Яблоков. – М., 1998


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: