Религиозные верования Древнего Междуречья

Основателями древнейшей цивилизации Месопотамии (Междуречье – долина рек Тигра и Ефрата) являлись шумеры, племена неизвестного этнического происхождения. Затем этот регион находился под властью Аккада (государство семитских племён), на смену которого пришли Вавилон и Ассирия. При этом сохраняется преемственность религиозных воззрений и культа.

В центре месопотамских религиозных представлений стоят многочисленные боги, связанные между собой сложными отношениями. Боги обозначались словом «Илу» (Ил, Эл, Илим, Элим, Элоах, Аллах), что означает сильный. В древнесемитских мифах Илу – это верховный бог, творец вселенной. Эволюция месопотамского пантеона совпадала с выдвижением на первый план местного бога усилившегося города. Среди верховных богов побывали Ан, Энлиль, Энки, Мардук и др.

Мифология сохранила сведения о шумерском пантеоне. Главными считались бог неба Ан и богиня земли Ки, которые породили могущественного бога воздуха Энлиля. В мифах об Энлиле проявляется его сущность как божества плодородия, жизненных сил. Он отделил небо от земли, произвёл на свет всё «полезное», изобрёл мотыгу, сотворил все деревья и злаки, т.е. обладал всеми чертами культурного героя. Энлиль был способен принимать облик других богов – пример божественных метаморфоз. Одно из главных божеств шумеро-аккадского пантеона – Энки, бог мудрости, заклинаний, создатель и помощник людей, хранитель основ цивилизации.

Повсеместно был распространён культ Великой матери Инианны (Иштар), богини любви, плодородия. Она была покровительницей города Урука, где в её честь был построен храм со жрицами и храмовыми прислужницами.

В вавилонском пантеоне выделяется Мардук – бог земли и воздуха, сын Энлиля. Все эти и другие боги вступали друг с другом в сложные взаимоотношения, трактовка которых изменялась со временем в зависимости от смены династий и этносов.

Большинство богов имели антропоморфный облик, лишь немногие несли зооморфные черты. К числу священных животных месопотамцев относились бык и змея: в мифах нередко богов именовали «могущественными быками», а змея почиталась как олицетворение женского начала.

Силой, связующей волю всех богов в единый принцип мировой справедливости, в месопотамской религии является «ме». «Ме» - это могущественные божественные силы, управляющие миром и даже богами посредством особых магических манипуляций, каждый бог обладает ими в разной мере. Ан и Энлиль это боги, которые чаще всего наделяют этой силой других богов. Существуют «ме» подземного мира, которые нельзя изменить и которым должны подчиняться его обитатели. Учение о «ме» привносит в месопотамскую религию существенный оккультный элемент.

Жизнь и смерть, царство неба и земли и подземный мир мёртвых – эти два начала отчётливо противопоставлялись в религиозной системе Двуречья. Одним из божественных законов «ме» устанавливалось, что удел человека – болезни, вражда, смерть, а потом вечное и безрадостное пребывание в царстве мёртвых. Границей этого царства считалась река, через которую души умерших переправлял специальный перевозчик.

В Шумере было развито представление о рае как божественном саде, которое затем перешло к вавилонянам и в Библию (это же относится к древу познания добра и зла, сотворению Евы из ребра Адама, Всемирному потопу). Миф о потопе возник после действительного наводнения в Южной Месопотамии в 3 тыс. до н.э. В мифах говориться о борьбе богов с силами хаоса и о начале мира, о создании первого человека по имени Адапе, о подвигах героев, прежде всего Гильгамеша.

Резюмирующая формула месопотамской религии такова: человеческая жизнь определяется властвующими в мире богами, осуществляющие справедливое воздаяние за каждое человеческое усилие или наказание за неправильный поступок, непосредственно после совершения. Поэтому усилия человека должны быть направлены на благополучие, здоровье, долголетие, земные удовольствия. В вавилонской литературе часто встречается идея поиска бессмертия, вечной жизни, например, знаменитая «Поэма о Гильгамеше».

Уже в древнюю эпоху складывается обособленное сословие жрецов. Жрец, обслуживающий храм должен был отличаться высоким ростом, здоровыми зубами, чтобы чётко произносить священные формулы. Все горожане, включая рабов, принадлежали к определённому храму. Храм выполнял также административные и судебные функции. Вавилонские храмы строились в форме ступенчатых башен – (зиккураты). Изображения божества играли в богослужении центральную роль. Жрецы регулярно приносили жертвы богу и воспевали его в гимнах, которые исполняли под аккомпанемент музыкального инструмента. С демонологией были связаны обряды искупления. Особые жрецы – маги с помощью заклинаний и магических ритуалов совершали обряды изгнания демонов. В вавилоно-ассирийской религии была тщательно разработана система гаданий.

Не вся система идей и институтов Древнего Междуречья обуславливалась религиозными представлениями. В отличие от Египта здесь религия не монополизировала полностью духовную жизнь. Не исключено, что месопотамская религия сыграла определённую роль в появлении свободомыслия в античности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: