Религия Древнего Египта

Греко-римская религия.

Зороастризм.

Религиозные верования Древнего Междуречья.

Религия Древнего Египта.

План.

Национальные религии Древнего мира

Тема 3

Египетскую цивилизацию можно рассматривать как древнейшую, обладающую городами и письменностью. Египетская религия существовала на протяжении трёх с половиной тысячелетий и совмещала в себе фетишизм, тотемизм, политеизм, монотеистическое мышление, разнообразные представления о загробной жизни, противоречивые мифы. Государственной религии в современном понимании в Египте не было, как не было и единой церковной организации. В связи с этим не существовало единых для всей страны религиозных догматов. Египетская религия представляет собой сложный комплекс взаимоисключающих верований.

Религиозные верования дописьменного периода отличались фетишистским и тотемическим характером. Египтяне обожествляли всё: деревья, животных, предметы и даже здания, например, храм Амон-Ра в Фивах они считали богиней. Особое распространение получил культ животных. Некоторым животным поклонялись на всей территории Египта, другим в отдельных местностях. Скотоводство занимало важное место в хозяйственной жизни египтян, этим можно объяснить распространение культа быка – Аписа. Популярен был и культ крокодила, олицетворявшего бога Себека. Широко был распространён культ сокола – воплощение бога Хора. К обожествлённым существам относился лев. Поклонялись не менее чем 32 богам и 33 богиням в облике льва. Отсюда популярность сфинксов с головой сокола, барана, человека и туловищем льва. Широко был распространён культ кошки. В семнадцатой главе «Книги мёртвых» бог солнца Ра выступает как великий кот. Культ животных был отражён в мифах и, несомненно, имеет отношение к представлениям египтян о загробной жизни.

В каждой местности существовал собственный культ, возвышающий одного бога, которому подчинялись другие божества. С возвышением того или иного региона росло значение его божества, а побеждённые принимали культ победителя. В мифах о противостоянии Сета и Гора (представлявших Верхний и Нижний Египет) есть отголоски реальных исторических событий. Постепенно происходит процесс слияния различных местных божеств. Существовало несколько важных культов, связанных с теми или иными городами. Так, Мемфис был центром культа Пта. Гелиополь чтил солнечного бога Ра.

В ходе объединения страны статус общеегипетских богов приобрели боги – покровители столицы, так и местные божества, количество которых уменьшалось за счёт синкретизации. Египтяне придавали большое значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Гор, Амон), и богам, помогающим мёртвым (Осирис, Анубис, Сокарис). Боги объединяются в эннеады (девятки), позже в триады (троицы). По мере централизации главным богом в древнеегипетском пантеоне стал Амон-Ра. После воцарения одной из династий Древнего царства, происходившей из Гелиополя, главой пантеона стал Ра, в эпоху среднего царства – Амон, божество Фив, родины фараонов Среднего и Нового царства. Затем Амон и Ра были отождествлены.

Египтяне верили в божественное происхождение фараонов. Весь мир, боги, люди, были созданы верховным богом Ра, он же был первым фараоном. Солнце казалось египтянам бессмертным, так как оно «умирало» каждый вечер и заново «рождалось» каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Отождествление фараона с солнцем-богом обеспечивало процветание и нерушимость государства. Кроме того Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (истина, правосудие, согласие) была его дочерью.

В правление фараона Эхнатона (XIV в.до н.э.) была предпринята попытка религиозной реформы, направленной на утверждение монотеизма. Аменхатеп IV отверг египетское многобожие и установил в качестве государственной веры почитание одного бога солнца Атона, вместе с его сыном и подобием - фараоном. Определённую роль при проведении этой религиозной реформы играли политические причины – борьба с влиятельным жречеством бога Амона, стремление объединить при помощи религии различные народы. Культ Атона и по существу и по форме резко отличался от культа Амона и других древних богов. Это был натуралистический культ, лишённый мифологических символик, новый бог не имел ни антропоморфной, ни зооморфной иконографии. Его изображали в виде солнечного круга, лучи солнца заканчивались руками, которые держат крест – иероглиф, обозначающий «жизнь».

Официальный монотеизм, введённый Эхнатоном, ненадолго пережил своего создателя. При следующем фараоне Тутанхамоне произошла реставрация культа Амона и других богов и всех древних традиций, так как:

- религиозный переворот Аменхотепа IV был результатом творчества самого фараона, не являлся закономерным этапом эволюции египетского религиозного мышления;

- монотеизм Эхнатона был пассивно воспринят народом, который тысячелетиями воспитывался в духе политеизма;

- слабой стороной религии Эхнатона было безразличное отношение к традиционному для египтян учению о загробной жизни.

Наиболее значительный в египетской мифологии миф об Осирисе. Согласно, «Текстам пирамид», Осирис был древним царём Египта, которого убил его брат Сет. Жена Осириса Исида воскресила мужа и зачала от него ребёнка Гора. Во второй раз Сет, убив Осириса разрубил его тело на мелкие куски и разбросал по всему Египту. Воскрешённый богами Осирис стал правителем царства мёртвых, а его сын Гор возвратил себе царский трон. Смерть Осириса – символ ежегодной смерти растительности, воскресающей в побегах следующего года. Миф об Осирисе был важен для египтян ещё и потому, что человек мог надеяться на воскрешение после смерти, как Осирис.

Египетская цивилизация имела самый сложный посмертный ритуал, из известных на Земле. Культ умерших у египтян нельзя смешивать с культом предков у других народов, так как он не обожествлял умерших, а был проявлением заботы живых о потусторонней жизни мёртвых. В основе была надежда на достижение вечной жизни при достойном погребении. Тщательно разработанный похоронный обряд включал бальзамирование и мумифицирование трупа, изготовление статуэток, двойников человека, использование различных священных текстов («Тексты пирамид» - древние описания заупокойных ритуалов; «Тексты саркофагов», «Книга мёртвых» - сборник заупокойных молитв и обрядовых формул).

По представлениям египтян, загробная субстанция человека существовала в двух формах - душа и жизненная сила. Душа, изображаемая в виде птицы с головой человека могла существовать в теле умершего или покидала его на время, поднимаясь к богам на небо. Жизненная сила обитала в гробнице, но могла переселяться в потусторонний мир и в изваяния умершего. С магической верой в единство души и тела связана мумификация: с душой всё будет хорошо, если сохраниться тело. Бальзамирование объясняют и верой в возвращение души в своё тело.

Огромное значение придавалось процедуре погребения, изменявшейся на протяжении столетий. Важное место в ней занимал обряд «отверзания уст и очей», смысл которого заключался в том, чтобы оживить мумию перед погребением, сообщить ей способность восприятия внешнего мира. Существенный момент заупокойного культа – создание скульптурных портретов умерших, на случай непредвиденного разрушения мумии. Умерших снабжали магическими текстами, которые служили путеводителями в потустороннем мире.

Дошедшие до нас свидетельства культа умерших фараонов – пирамиды. Самые большие пирамиды были построены в период IV-й династии – Хеопса (самая огромная – высотой 146,59 м, длина стороны основания – 230 м.), Хефрена, Микериноса. Древнейшая из известных нам пирамид – так называемая ступенчатая пирамида основателя III-й династии Джосера (I-я половина III тыс. до н.э.), самая поздняя – пирамида фараона XIII династии Хенджера (XVIII век до н.э.) каждая пирамида обязательно имела свой храм, в которой жрецы служили заупокойные службы, по фараону. На исходе среднего царства пирамида, как форма царской гробницы исчезает. Ей на смену приходят скальные гробницы – длинные пещеры, вырубленные в скалах на западном берегу Нила.

Религия Египта не сохранилась как живое, цельное явление. Но отдельные религиозные воззрения были заимствованы через античность христианством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: