Методические советы. Рассматривая экономическое положение края, следует обратить особое внимание на развитие лесной промышленности, которая начинает играть значительную роль в его

Рассматривая экономическое положение края, следует обратить особое внимание на развитие лесной промышленности, которая начинает играть значительную роль в его экономике. Определить основные районы лесозаготовок, выявить роль иностранного капитала в лесной промышленности. Дать характеристику политссыльных, раскрыть основные направления их деятельности. Характеризуя выступления коми рабочих и крестьян в годы революции 1905-1907 гг., следует установить взаимосвязь между выступлениями трудящихся центральных районов и национальных окраин. Целесообразно по выступлениям трудящихся Коми края составить таблицу:

Год Место выступления Руководители выступления Выдвигаемые требования Результаты выступления

Изучить участие жителей края в первой мировой войне, проследить изменения в составе населения края, дать характеристику военнообязанных и военнопленных. По 2, 3, 4 вопросам подготовить сообщения.

Понятия по истории Коми края

1. Анбур – название азбуки, составленной Стефаном Пермским в 1372 г.

2. Генеральное межевание земель – было проведено государством на территории края в 1784-1786 гг. Целью межевания являлось точное определение границ земельных владений государства, крестьян, городов, церквей, купцов и т.д. Земля передавалась в пользование крестьянским общинам, селам, с приписанными к ним деревнями, были отведены земельные участки (дачи) из расчета 15 десятин на ревизскую душу мужского пола, в состав которых входили пашня, сенокос, лесные участки. Поскольку дачи отмежевывались сплошными участками, вокруг селений, без учета качества и удобства обработки земли, в них оказалось мало земель, пригодных для земледелия.

3. Епархия Пермская (1383-1564) – церковно-административная территориальная единица, куда входил коми край. Центром Епархии Пермскойбыло село Усть-Вымь. Образование связано с деятельностью Стефана Пермского по христианизации коми. Создание Епархии Пермской способствовало дальнейшему распространению православия на Европейском Севере, усилению духовной власти церкви, вхождению Коми края в состав Русского централизованного государства. При первом епископе Стефане (1383-1396) и его преемниках Исаакии, Герасиме, Питириме, Ионе и Филофее вплоть до начала XVI в. продолжалась христианизация, расширение границ Епархии Пермской. В ее состав вошли все земли, населенные коми и коми-пермяками.

Пермские епископы были крупными земельными собственниками. Архиерейская вотчина складывалась из земель, пожалованных великим князем и захваченных у крестьян. До 80-х гг. XV в. епископы осуществляли административное управление краем. В конце XV в. с присоединением к Московскому государству Новгорода и Перми Великой Епархия Пермская теряет свое политическое значение. В 1482 г. в Епархию Пермскую входят вологодские приходы, и она получает название Пермская и Вологодская. Постепенно центром епархии становится Вологда. В 1564 г. при епископе Иосафе епископская кафедра была официально перенесена в Вологду, что означало упразднение Епархии Пермской.

4. Зыряне – устаревшее название народа коми. Появилось в официальном употреблении в XVI в. как наименование части северных коми в основном вычегодских, а в начале даже только сысольских («зыряне и вымичи»). Позднее в XVIII-XIX вв. распространилось на всех северных коми, кроме ижемцев. Первые упоминания о зырянах (сирянах, сырьянах) известны в документах XV в. и относятся к верхнесысольцам («крещеные сиряне ужговские»). Известен также воевода Перми Великой Зырян (Зырн). Некоторые ученые предполагают, что от этого имени пошло название всего народа, а возможно, наоборот, воевода был назван по имени своего племени. Более убедительной, общепризнанной в настоящее время является другая гипотеза. Этноним «зыряне» в прибалтийско-финских языках соответствует по значению словам «окраинные», «украинцы». Это отвечает местожительству верхнесысольцев. Сейчас этноним «зыряне» используется в научных работах.

5. Князья Вымские (1451-1502 гг.). В 1451 г. великий князь Василий Васильевич ввел правление наместников в Перми Вычегодской. Наместники получили титул князей Вымских, их резиденция могла находиться в Усть-Выми или в Княжем погосте (Княжпогосте) на Выми. Первыми князьями Вымскими стали Ермолай, его сын Василий, затем сыновья Василия Петр и Федор. В Вычегодско-Вымской летописи сообщается, что они были из рода князей Верейских. В обязанность наместников, управлявших краем по уставной великокняжеской грамоте, входили организация обороны, сбор ополчения и участие с ним в военных походах, контроль за сбором податей, судопроизводство. Наместники содержались за счет «кормления», собираемого волостными сотниками с местного населения, и доходов с угодий, жалованных великим князем. К началу XVI в. Коми край перестал быть «местом порубежным»: Север и Зауралье были приведены «под руку» великого князя, пермские земли перестали подвергаться набегам воинственных соседей. В 1502 г. Федор Вымский был отправлен в Пустозерск и перестал именоваться князем Вымским.

6. Монастыри в Коми крае были православными. Число их было невелико. Наиболее древние из монастырей (в Вотче и Усть-Выми) были основаны Стефаном Пермским в конце XIV в. При его преемниках в XV в. возникли монастыри в Пыелдино и Вендинге. В XVII в. образованы Турьнский, УстьМыелдинский и Ульяновский монастыри.

Монастыри заметной роли в жизни края не играли. Большинство из них к началу XVIII в. уже не существовали (Вендингский с перерывом до начала XVIII в., Вотчинский с перерывом до 1738 г, Турьинский – до 40-х гг. XVII в., Усть-Мыелдинский – до начала XVIII в.). Самым заметным был Михайло-Архангельский монастырь в Усть-Выми – религиозном центре края. В нем было 2 церкви и несколько монастырских келий. В 1740 г. в монастыре было 9 монахов, он владел 9 десятинами земли и покосами. Монастырское хозяйство обслуживало 13 работников. В конце XVI – первой половине XVII вв. в монастыре велось летописание. Михайло-Архангельский монастырь был упразднен в 1764 г. Кроме монастырей, расположенных на территории края, влияние на коми население оказывали находящиеся по соседству Спасо-Сойгинский (основан в 1539 г.) и Ожинский (основан в 1670 г.) монастыри.

Монастыри были возобновлены в XIX в. в целях усиления влияния православия и борьбы с расколом. В 1860 г. возобновлен мужской Ульяновский монастырь, в 1893 г. открыт Кылтовский женский монастырь. Эти монастыри были крупными собственниками, служили опорными центрами православия в коми крае. Закрыты в 1918 г.

7. Оленеводство – отрасль животноводства, главная составная часть традиционного комплексного хозяйства северных коми (ижемцев).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: