Тесты по истории Коми края

Ижемцы переняли оленеводство от европейских ненцев в конце XVII в., первоначально в качестве вспомогательной отрасли хозяйства, преимущественно пищевого и транспортного назначения. Содержание оленей было т.н. избенное, т.е. выпас их производился в лесах неподалеку от ижемских поселений. Со второй половины XVIII в. ижемцы выпасают свои стада в тундре. Этому способствовало перенимание опыта пастьбы в тундре у ненцев и установление с ними нормальных соседских отношений. Складывание всероссийского рынка, зарождение на севере промышленности и другие социально-экономические тенденции стимулировали у ижемцев возникновение и развитие нового типа оленеводства – крупнотабунного, товарного. Уже к 1852 г. около трети всех ижемских оленеводческих хозяйств имело более 500 оленей. Мелкие оленеводы либо объединяли свои стада для выпаса, либо отдавали их для пастьбы крупным оленеводам – «стадчикам». К концу XIX в. в Печорском уезде было около 300 000 оленей, не менее двух третей поголовья приходилось на долю ижемцев.

Во второй половине XIX в. более половины продукции ижемского оленеводства шло на рынок. В этот период ижемцы установили прямые торговые связи с гг. Москвой, Санкт-Петербургом, Ниж. Новгородом, Архангельском. Товарность оленеводства северных коми была самой высокой в Сибири и на Севере. Например, по данным 1876 г. она составила около 70 %. Особый рост товарности был связан с развитием замшеделия у ижемцев. Кроме замши-полуфабриката на рынок шли выделанные оленьи шкуры-«постели», мясо, шерсть, готовые изделия из оленьего меха и др. В 1898 г. валовый доход от оленевоства в Печорском уезде составил около 500 тысяч рублей.

Система оленеводства у ижемцев отличалась рациональностью. Она включала в себя круглогодичное окарауливание стад, регуляцию половозрастной структуры и численного состава, дрессировку и специализацию оленей и др.

Ижемская система пастьбы предполагала постоянные перекочевки стад, длина их маршрутов могла достигать 800 км. Численность одного стада обычно не превышала 2000 голов, при нем находилось 10-12 пастухов, которые с помощью оленегонных собак осуществляли непрерывный надзор за оленями, охрану их от хищников, производили необходимые ветеринарно-зоотехнические операции. К недостаткам крупно-табунного оленеводства можно отнести быстрое вытаптывание трудновосстанавливаемых ягельников, опасность быстрого распространения эпизоотий из-за большого скопления оленей.

Сезон оленевода начинался в конце февраля. В начале марта стада выходили на весеннее кочевье, цель которого – поиск удобных мест для отела важенок. Отел проходил в течение мая. Здесь же шел отбор и дрессировка ездовых оленей. По окончании отела начиналось летнее кочевье-летовка, цель которого – достижение мест, где олени меньше всего страдают от жары и кровососущих насекомых. В конечных точках летовки, в Ильин день (20 июля по старому стилю) оленеводы, по предварительной договоренности, проводили традиционный праздник, кульминацией которого являлись оленьи гонки. Эта традиция сохраняется в наше время. В августе выхолащивали быков (хоров). В начале сентября – возвращение в районы осенней кочевки. Здесь, обычно в Покров день (1 октября по старому стилю) проводился забой оленей. На убой шло 10-20 % всего стада. Осень проходила в подготовке шкур для замшеделия, заготовке мяса, ремонте и изготовлении оленеводческого инвентаря, транспорта (нарт), жилища (чумов) и др. С ноября начиналась зимовка, проводимая в лесах или в лесотундре в относительной близости от ижемских поселений.

Ижемцы-оленеводы отличались высокой мобильностью, их поселения основаны на Кольском полуострове, в бассейне р. Оби, северных районах Архангельской губернии. На местах новых поселений они воссоздали традиционную систему оленеводства, оказывая значительное влияние на оленеводство своих новых соседей – хантов, манси, саамов, ненцев.

Современное состояние оленеводства в Коми АССР характеризуется резким сокращением поголовья оленей, площадей пастбищ, существенным нарушением основных принципов традиционного оленеводства.

8. «Отхожие» волости – волости, вышедшие из-под власти воевод в XVII в., получившие жалованные грамоты, по которым воеводы лишались права сбора налогов с местного населения и не могли их судить. Жалованные грамоты получили Сысольская, Ужговская, Удорская, Вишерская волости, Глотова слободка, Лузская Пермца. Такой порядок управления распространился и на возникшие во второй половине XVII в. волости на верхней Вычегде (Усть-Куломскую, Усть-Немскую).

9. Пам (Пан, Пан сотник) – языческий жрец у коми. Под именем Пам в «Житии св. Стефана», древнерусском памятнике агиографической литературы, выступает главный противник Стефана Пермского в его миссионерской деятельности в Коми крае, верховный жрец древних пермян. Епифаний Премудрый, автор «Жития», говорит о Паме: «…некий волхв, чародеевый старец, лукавый мечетник, нарочит кудесник, волхвам начальник, обавникам старейшина… его же древле перьмяне нехрещении чтяху паче всех прочих чаровник, наставника и учителя себе нарицающе его». Пам в значении жрец встречается в коми сказочном фольклоре.

10. Пас – знак, клеймо, тавро, метка, печать, подпись, цифра, буква и т.п.

В традиционном быту коми пас – знак собственности ставили с помощью зарубок, нарезок или начертаний углем, мелом, дегтем на самых различных объектах семейной и личной собственности: амбарах, лодках, охотничьих и рыболовных снастях, домашней утвари, посуде; на бревнах, жердях, поленницах дров; на мешках с зерном, на счетных бирках и т.п. Особыми пасами отмечали земельные угодья, домашний скот и птицу. Семейный пас ставили в качестве подписи на различные документы – счетные палки, палки дозорного, официальные налоговые квитанции.

С распространением грамотности пасы собственности были вытеснены инициалами и личными подписями, но в некоторых случаях они используются до настоящего времени.

11. Пермский звериный стиль – условное наименование широко распространенных в искусстве северного Приуралья первого тысячелетия н.э. стилизованных изображений отдельных животных и частей тела, композиций из антропо- и зооантропоморфных фигур. Звериный стиль как особый вид декора характерен для древнего искусства многих племен и народов Европы и Азии. В наиболее развитом виде представлен у скифов, саков, древних алтайцев, сарматов.

Пермский звериный стиль обладает особым набором образов и сюжетов, рядом художественных и композиционных особенностей, связанных с местными традициями. В XIX в. этот стиль получил название Пермский, т.к. первые художественные изделия этого стиля были найдены в Пермской губернии. Есть основания вкладывать в этот термин и этническое содержание, поскольку произведения Пермского звериного стиля созданы предками пермских народов. Сходство предметов Пермского звериного стиля с памятниками древнего искусства верхнеобского Зауралья позволяет говорить о существовании единого уральского звериного стиля с его локальными вариантами на европейском Северо-Востоке, Прикамье (собственно Пермский звериный стиль) и в Западной Сибири.

Как устойчивое единство образной системы и изобразительных средств Пермский звериный стиль достиг расцвета в середине второй половины первого тысячелетия н.э. Продолжив местные традиции изображения животных, Пермский звериный стиль в своем развитии испытал влияние скифо-сарматского, переднеазиатского искусства. Развился преимущественно в металлической пластике, но известны изделия из кости и дерева. В Пермском зверином стиле выполнены многочисленные бытовые и культовые предметы, детали одежды, украшения (рукоятки ножей, жезлов, чеканов, кресалка, ложки, прялки, пронизки, подвески), а также вотивные плоско-рельефные пластины. Для первой группы предметов характерны реалистичные скульптурные изображения птиц и зверей местной фауны. Для второй – сложные зооантропоморфные образы и композиции из реальных и фантастических существ, самыми распространенными среди которых являются человеко-лосе-птицы на «ящере» и птицы с человеческой личиной на груди.

Предметы Пермского звериного стиля многофункциональны. Фигурки птиц и животных являлись не только украшениями, но и амулетами-оберегами. В вотивных пластинках отражены представления древнего населения об устройстве мира и месте человека в нем, закреплены знания о природе и человеческом обществе.

Для Пермского звериного стиля характерны стилизованный реализм изображений, вписывание композиций в круг, отсутствие сложных орнаментальных мотивов. С начала второго тысячелетия происходит схематизация образов, связанная с утратой первоначального смыслового содержания, многие сюжеты исчезают, усиливается декоративность изделий, и постепенно Пермский звериный стиль утрачивает свое значение. Отдельные его черты сохраняются в декоративно-прикладном искусстве народов Приуралья.

12. Северо-Екатерининский канал должен был соединить Северную Двину и Каму. Длина 17 км 759 м. Начато строительство при Екатерине II, строительство шло с перерывами, работы то возобновлялись, то прекращались (1786-1788, 1803-1812, 1818-1822). Сдан в эксплуатацию в 1822 г. Из-за незначительного судоходства (в 1824-1833 гг. от 4 до 17 судов в год) в 1833 г. канал исключен из числа государственных судоходных путей. В 40-х гг. XIX в. канал превратился в канаву. В 1915-1916 гг. были предприняты безрезультатные попытки восстановления канала.

13. Слобода – тип сельского поселения феодального периода. Образовывалась на основе жалованной грамоты, выданной правительством основателю с правом «копить слободу», созывать на поселение беглых крестьян. Первопоселенцы слободы на несколько лет освобождались от феодальных повинностей, чтобы закрепились на месте и создали свое хозяйство. Слободы могли быть не земледельческими, а промысловыми поселениями. В Коми крае слободы были редкими. В XVII в. их было всего четыре: Усть-Цилемская слобода, основанная новгородцем Ивашкой Ласткой, Ижемская, Глотовская и слободка Шульгина (возле Усть-Сысольска). По окончании льготного срока слобода переходила в категорию погоста, и ее жители облагались налогами и повинностями на общих основаниях.

14. Тотемизм – комплекс верований и обрядов родового общества, связанных с представлением о родстве между группами людей (обычно родами) и т.н. тотемами – видами животных и растений (реже явлениями природы и неодушевленными предметами); каждый род носил имя своего тотема. Его нельзя было убивать и употреблять в пищу. Тотемизм был распространен у всех народов мира, пережитки сохранились во всех религиях.

У народа коми явных следов тотемизма в традиционной культуре не обнаруживается. С возможными пережитками тотемизма были связаны некоторые суеверия, предубеждения к отдельным видам пищи (мясо медведя, зайца и др.), особое отношение к ряду животных и фольклорные сюжеты на эту тему. С распадом родового общества у древних коми была связана утрата основного определяющего признака тотемизма в общественной идеологии – представления о родстве с тотемами. Пережитки тотемизма сохранились лишь в синкретизированном, слитном с другими формами ранних религиозных представлений виде.

15. Ульяновский Троицко-Стефановский монастырь (около современного поселка Ульяново Усть-Куломского района), во второй половине XIX в. единственный мужской православный монастырь в Коми крае, один из крупнейших в Вологодской губернии. По преданию, поддерживаемому православной церковью, основан Стефаном Пермским в конце XIV в., но подтверждающих этот факт документов не найдено.

В 1667 г. в Ульяново была основана Спасская пустынь переселившимся сюда московским священником Федором (в монашестве Филаретом) Тюрниным с сыновьями. Ими были захвачены угодья местных крестьян, что вызвало недовольство последних. Правительство разрешило конфликт в пользу пустыни. После смерти Ф.Тюрнина в 1671 г. пустыь превратилась в заштатный бесприходный погост, поскольку дети его монахами не были. Они продолжали владеть землей, вели службу в церкви.

Ульяновский монастырь был восстановлен в 1860 г. в целях влияния православия в Коми крае и воздействия на старообрядческие села верхней Вычегды. Ульяновский монастырь был крупным собственником, вел большое хозяйство. Он имел более 800 десятин земли, молочную ферму, мельницу и другие хозяйственные постройки и угодья. В 1913 г. капитал Ульяновского монастыря превышал 300 тысяч рублей. Благосостояние Ульяновского монастыря создавалось наемными рабочими и работающими «по обету». Большие доходы получал за счет паломников. В 1913 г. в Ульяновском монастыре проживало более 50 монахов. Монастырь был закрыт в 1918 г.

С конца 60-х гг. XIX в. в Ульяновском монастыре активно велось каменное строительство. Ансамбль Ульяновского монастыря включал собор (годы постройки 1869-1875), храм-колокольню высотой 80 м. (годы постройки 1872-1879), корпуса для монахов и другие строения. Монастырь был обнесен каменной стеной с башнями по углам и надвратной церковью (годы постройки 1877-1879). В настоящее время сохранились колокольня, братские корпуса, часть стены с башнями, кладбищенская церковь. Ульяновский монастырь Постановлением Совмина Коми АССР в 1969 г. взят под государственную охрану как памятник архитектуры.

16. Ур – древняя денежная единица у коми. Ур – белка.

17. Христианизация коми – процесс обращения коми народа в христианство (в форме православия). С христианством часть коми могла познакомиться через новгородцев, совершавших набеги на территорию края; миссионерскую деятельность расположенных у границ края монастырей. Но к распространению христианства это не привело. Целенаправленная христианизация была начата миссионером Стефаном Пермским в 1379 г. Центром христианизации стало село Усть-Вымь, где были построены первые православные церкви. Стефан обратил в христианство часть вычегодских, сысольских и вымских коми. В 1383 г. образовалась Пермская епархия, ставшая церковно-административным центром края. Христианизация продолжалась при последующих епископах пермских Исаакии, Герасиме, Питириме. В основном завершена в первой половине XV в.

Христианизация проходила в острой борьбе с последователями язычества. Сопровождалась разрушениями языческих святилищ. Христианским миссионерам, несмотря на значительные усилия, не удалось до конца победить язычество. Ряд языческих элементов был включен в православный культ. Пережитки язычества сохранялись вплоть до XX в.

Христианизация имела важное значение для коми. Она способствовала вхождению края в состав Русского государства, разложению первобытно-общинного строя и становлению феодализма, приобщению к культуре русского народа. Стефан Пермский создал древнепермскую письменность.

В то же время христианизация имела отрицательные последствия. Она способствовала усилению феодальной эксплуатации коми, ухудшила экономическое положение народа, вынужденного содержать церковь.

Использована литература:

1. История Коми АССР. Сыктывкар, 1978.

2. Коми-зыряне. Историко-этнографический справочник. Сыктывкар, 1993.

1. Какой народ, предположительно, упоминается под названием Пермь в древнерусском документе X века «Степенной книге»?

а) чудь заволоцкая г) йура

б) вепсы д) суряне

в) ару

2. В каком источнике впервые очерчены границы Перми?

а) степенная книга г) Новгородской летописи

б) «Повесть временных лет» д) Вологодско-Пермской летописи

в) «Житие Стефана Пермского»

3. На какой из перечисленных рек Пермь не проживала, судя по описанию из «Жития Стефана Пермского?

а) на Печоре г) на Каме

б) на Вычегде д) на Выми

в) на Вятке

4. Какой документ наиболее четко определял границы Перми Вычегодской?

а) Записки Ибн Фадлана г) «Повесть временных лет»

б) Вычегодско-Вымская летопись д) «Дорожник царя Булгар»

в) «Житие Стефана Пермского»

5. Народ Пермь впервые был открыт древними купцами-дружинниками, выходцами из…:

а) Устюга г) Ростова

б) Новгорода д) булгар

в) Изборска

6. Что получали в обмен на свои товары жители Вису от жителей Йуру, судя по сообщению путешественника Ал Гарнати?

а) воск г) серебро

б) коней д) оружие

в) невольниц

7. Что получали в обмен на свои товары жители Йуру от жителей Вису, судя по сообщению путешественника Ал Гарнати?

а) рабов г) пушнину

б) мечи д) керамику

в) деньги

8. Большинство слов, связанных с обозначением домашних животных и культурных растений в языке древних пермян в XI-XIV веке было заимствовано из языка…:

а) североиранских народов г) монголов

б) древнерусского д) татар

в) волжских булгар

9. Наиболее западная по территории расселения группа пермян в конце XIV в.:

а) пермяне пинежские г) вычегодские

б) вымские д) Лузская пермца

в) удорские

10. Наиболее северная по территории расселения группа пермян в конце XIV в.:

а) Пермь Вычегодская г) пермяне удорские

б) Лузская пермца д) сысольские зыряне

в) сиряне ужговские

11. Наиболее восточная по территории расселения группа пермян в конце XIV в.:

а) Лузская пермца г) пермяне пинежские

б) Пермь Вычегодская д) пермяне вымские

в) Вилегодская пермца

12. Наиболее южная по территории расселения группа пермян в конце XIV в.:

а) вымские г) сиряне ужговские

б) удорские д) Вилегодская пермца

в) сысольские зыряне

13. Административный центр Вымской земли в конце XV века:

а) Турья г) Усть-Вымь

б) Княж-погост д) Онежье

в) Яренск

14. Каким правом не был наделен для осуществления миссионерской деятельности в Перми Вычегодской Стефан Храп?

а) административным в) беспошлинной торговли

б) судебным г) военным

15. Событие, произошедшее в Перми Вычегодской ранее остальных нижеперечисленных:

а) Основание пожегского городища

б) основание Усть-Вымского городка

в) появление на Вычегде представителей Московской администрации

г) отказ Новгорода от своих владений на территории Перми Вычегодской

д) создание пермской азбуки

16. Наиболее многочисленный отряд наемных рабочих в крае в начале XIX в.:

а) металлурги г) лесопильных заводов

б) солевары д) судостроители

в) лесозаготовители

17. Новый вид промыслов, возникший в крае во второй половине XVIII в.:

а) лесозаготовки г) судостроение

б) брусяно-точильный д) стекольный

в) солеваренный

18. В состав какого уезда входила Сысольская земля в начале XVII в.?

а) Пустозерского г) Устюгского

б) Сольвычегодского д) Вымского

в) Усть-Цилемского

19. Кому принадлежал город Гледень в конце XII в.?

а) Владимиро-Суздальскому княжеству г) Московскому княжеству

б) Волжской Булгарии д) Перми Вычегодской

в) Ростовскому княжеству

20. Где были построены лесопильные заводы в Коми крае в начале XX в.?

а) в Усть-Сысольске г) на Печоре

б) на Выми д) на Мезени

в) в Яренске

21. Земли, находившиеся в общинном пользовании у крестьян коми в начале XVIII в.:

а) усадебные земли г) пастбища

б) пашни д) недра земли

в) огороды

22. В состав какого уезда входила Лузская пермца в начале XVII в.?

а) Пустозерского г) Устюгского

б) Сольвычегодского д) Усть-Сысольского

в) Яренского

23. От каких соседей раньше всего заимствовали коми орудия земледелия?

а) от скифов г) от арабов

б) от сарматов д) от славян

в) от волжских булгар

24. На какой уезд не распространялся институт присяжных заседателей по судебной реформе 1864 г.?

а) Яренский г) Сольвычегодский

б) Печорский д) Великоустюгский

в) Усть-Сысольский

25. Какая часть земель в крае в XVIII в. находилась в пользовании отдельных крестьянских семейств?

а) пастбища г) пашни

б) промысловые угодья д) недра земли

в) леса

26. Куда Вымские князья были переведены в начале XVI в.?

а) в Пустозерск г) в Усть-Цильму

б) в Усть-Вымь д) в Яренск

в) в Глотову слободу

28. Как называли в русских летописях население по р. Выми в XII веке?

а) коми г) зыряне

б) пермь д) югра

в) чудь

29. В каком уезде Земская реформа 1864 г. не проводилась?

а) в Яренском в) в Усть-Сысольском

б) в Сольвычегодском г) в Печорском

30. Новый уезд, образованный в крае при Екатерине II:

а) Печорский г) Ижемский

б) Усть-Сысольский д) Вымский

в) Сольвычегодский

31. Где был основан первый в Московском государстве горнометаллургический промысел?

а) на Сысоле г) в Олонецком крае

б) на Каме д) на р. Цильме

в) под Тулой

32. С какими соседними этносами и народами граничили коми на р. Пинеге в XII веке?

а) сурой поганой г) булгарами

б) славянами д) ненцами

в) печорой

33. Какая ярмарка имела наибольший торговый оборот в XVIII в.?

а) Усть-Сысольская г) Туглимская

б) Турьинская д) Важгортская

в) Макарьевская

34. Центр речного судостроения в Коми крае в XVII в.:

а) Ношульский погост г) Глотова слобода

б) Яренск д) погост Вотча

в) Усть-Цильма

35. Когда произошло окончательное присоединение Коми края к Русскому государству?

а) 1380 г) 1451

б) 1207 д) 1547

в) 1480

36. В каком письменном источнике впервые упоминается народ Пермь?

а) Вымско-Вычегодской летописи г) Сказании о земле Коми

б) Житии Стефана пермского д) Двинском летописце

в) Повести временных лет

37. Где было сосредоточено наибольшее количество наемных работников в Коми крае в первой половине XVIII в.?

а) Усть-Цилемских медеплавильных заводах г) Сысольских железоделат. заводах

б) Сереговском солеваренном заводе д) Ижемских замшевых заводах

в) Ухтинском нефтяном заводе е) судостроении

38. Категория крестьян, появившихся в крае в XVII в., потерявших частично свое хозяйство:

а) молодшие люди г) бобыли

б) холопы д) закупы

в) половники

39. Какое событие произошло ранее остальных?

а) образование Пермской епархии

б) нападение Волжских булгар на Великий Устюг

в) захват Дмитрием Шемякой Великого Устюга

г) установление правления вымских князей

д) христианизация пермян на Нижней Вычегде

40. В каких письменных источниках впервые упоминается страна «Биармия»?

а) византийских г) скандинавских

б) древнерусских д) булгарских

в) арабских

41. Автор идеи соединения каналом рек Печоры и Камы:

а) А.Журавский

б) И.Лепехин

в) А.Шренк

г) М.Ломоносов

д) В.Русанов

42. Где располагалась в начале XX в. первая в Коми крае опытная сельскохозяйственная станция?

а) в Усть-Цильме

б) в Усть-Сысольске

в) в Яренске

г) в Усть-Выми

д) в Сольвычегодске

43. В каком из уездов Коми края в конце XIX в. было наиболее развито скотоводство?

а) Мезенский

б) Яренский

в) Пустозерский

г) Печорский

д) Усть-Сысольский

49. Бассейны каких рек связывал Северо-Екатерининский канал?

а) Вычегды и Печоры

б) Печоры и Камы

в) Камы и Вычегды

г) Оби и Печоры

д) Камы и Оби

50. Судебный орган в уезде во время правления императрицы Екатерины II:

а) приказная изба

б) нижний земский суд

в) судебный мировой округ

г) мировой участок

д) нижняя расправа

51. Какой тип начальной школы преобладал в Коми крае в начале XX века?

а) земская школа

б) приходская школа

в) церковно-приходская школа

г) школа министерства просвещения

д) крестьянская школа

52. Какое объединение предпринимателей пыталось освоить нефтяные месторождения Коми края?

а) «Ульсен, Стампе и К»

б) «Гансберг, Корнилов и К»

в) «Амосов, Гернет и К»

г) «Норд»

д) «Братья Нобель»

53. Кто из ученых дал описание Ухтинского нефтеносного района?

а) М.Ломоносов

б) И.Лепехин

в) П.Крузенштерн

г) П.Шегрен

д) П.Паллас

54. Какой уезд на территории Коми края был ликвидирован во время правления императрицы Екатерины II?

а) Пустозерский

б) Усть-Сысольский

в) Сольвычегодский

г) Яренский

д) Мезенский

55. Главный административный орган в уезде во время правления Екатерины II?

а) приказная изба

б) нижний земский суд

в) судебный мировой округ

г) городовой магистрат

д) нижняя расправа


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: