История России XX века. Введение

СОДЕРЖАНИЕ

ББК 63.3

ББК 63.3

ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА

ИСТОРИЯ РОССИИ XX векА

ХVIII век

ХV11 век

Боярская Дума в ХV11 веке.

Земские соборы ХV1 – ХV11 вв.

Московские приказы в ХV11 в.

Новоторговый устав 1667 г.

Стрелецкое войско в ХV11 в.

С.Т. Разин и его сподвижники.

Борис Годунов.

Богдан Хмельницкий.

Юрий Крижанич.

Никон и Аввакум.

Деятельность купцов Строгановых в конце ХV1 – ХV11 вв.

Походы русских землепроходцев и мореходов ХV11 века.

Москва ХV11 столетия.

Астрахань в ХV11 веке.

Тобольск в ХV11 веке.

Ирбитская ярмарка в ХV11 веке.

Соловецкое восстание.

Борьба с Крымским ханством в ХV11 веке.

Восстания в Москве.

Русское искусство ХV11 столетия.

Иностранные путешественники о России.

Воинский устав Петра I.

Морской устав Петра I.

Полтавская битва, ее значение.

Петербург в первой четверти ХVIII в.

Тобольск в ХVIII в.

«Птенцы гнезда Петрова».

Бирон.

Петр III.

Е.И. Пугачев и его сподвижники.

П.А. Румянцев.

А.В. Суворов.

Ф.Ф. Ушаков.

А.Н. Радищев.

Н.И. Новиков.

Е.Р. Дашкова.

Создание Московского университета.

Развитие технической мысли в России во второй половине ХVIII в. (И.И. Ползунов, И.П. Кулибин).

Развитие образования во второй половине ХVIII в. Деятельность И.И. Бецкого.

Павел I.

Учебно-методическое пособие для студентов I курса

очной формы обучения

Составители:

С.В. Козловский

П.М. Орехов

Л.В. Смирнова

С.Н. Уваров

Ижевск

УДК 94 (47)

И 82

Учебно-методическое пособие составлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», утвержденного в 2000 г.

Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол №____ от _______________ 2009 г.

Рецензент

Ф.Н. Поносов – кандидат философских наук, доцент

Под общей редакцией С.Н. Уварова

Составители:

С.В. Козловский, П.М. Орехов, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров –

доценты кафедры отечественной истории, социологии и политологии

И 82 История России XX века: учебно-методическое пособие / Сост.: С.В. Козловский, П.М. Орехов, Л.В. Смирнова, С.Н. Уваров; под общ. ред. С.Н. Уварова. – Ижевск: ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009. – 20 с.

В учебно-методическое пособие включены материалы, которые помогут студентам при изучении отечественной истории с начала ХХ века: план семинарских занятий, задания для самостоятельной работы, список рекомендуемой литературы и Интернет-ресурсов, вопросы к зачету, приложения.

Адресовано студентам Ижевской ГСХА очной формы обучения.

УДК 94 (47)

© Козловский С.В., составление, 2009

© Орехов П.М., составление, 2009

© Смирнова Л.В, составление, 2009

© Уваров С.Н., составление, 2009

© ФГОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2009

Введение…………………………………………………………………..... Методические рекомендации к изучению дисциплины..……………….. План семинарских занятий ………………………………………………. Тема 1. Гражданская война.………………………………………………. Тема 2. Курс на строительство социализма в одной стране (конец 1920-х – 1930-е гг.) ………………………………………………... Тема 3. СССР в годы Великой Отечественной войны ………………..… Тематика лекций и их содержание…………………………………..….… Вопросы для самостоятельного изучения и размышления……………… Темы рефератов...………………………………………………………..... Примерные темы аналитического обзора ……………………………..… Примерные темы историографического обзора ………………………..... Вопросы к зачету ………………………………………………………..… Список рекомендуемой учебной литературы ……………………….….. Интернет-ресурсы по истории России ХХ века ….………….………..… Приложение А………………………………..……………………………. Приложение Б……………………………………………………………….   .…4 .….5 .….7 …..7   …..8 …10 ....11 ....13 ....13 ...15 ...15 ...16 ....16 ....17 …18 ...18

Уважаемые студенты! Вашему вниманию предлагаются Учебно-методическое пособие по элективному курсу по истории, который называется «История России. XX век». Он является составным звеном дисциплины «Отечественная история» и, развивая ее, хронологически охватывает период с Октябрьской революции 1917 года до конца ХХ столетия.

Многолетняя практика преподавания истории в Ижевской ГСХА показывает, что изучение событий и процессов последнего столетия нашей страны для студентов оказывается наиболее проблемным. Это и немудрено. XX век в истории нашего Отечества стал наи­более ярким и одновременно самым драматичным, когда многие приоб­ретения и утраты сошлись на ограниченном историческом про­странстве и временном промежутке. Этот век вместил три революции, две мировые войны, ряд экономических скачков, позорные поражения и блестящие победы, разные типы поли­тического устройства (от демократии до тоталита­ризма), превращение во вторую сверхдержаву мира и разрушение страны. На небосклоне ярких личностей сияли звезды ве­личайших ученых, диктаторов, реформаторов и полко­водцев. В бескомпромиссной схватке сталкивались теоретические концепции обще­ственного развития и политические программы, партии и общественные движения, различ­ные модели переустройства российского и мирового сооб­щества.

Проводившаяся модернизация России рубежа XIX-XX вв. до предела усугубила накопленные за многие века противоречия, которые нашли свое разрешение в сломе жизнеустройства российского общества в 1917 году. Крушение монархии, а затем приход к власти большевиков открыли новую страницу не только в нашей, но и в мировой истории. Октябрьская революция 1917 года стала ключевым событием XX столетия. Реализация большевиками собственных представлений о справедливом обществе, где не будет угнетения и эксплуатации, наложилась на чрезвычайные обстоятельства, в которых оказалась страна в целом. Необходимость выстоять в борьбе с агрессивным западным миром, ликвидировать отсталость, ответить на вызовы времени скорректировала стремление построить совершенное общество.

Построенное в результате переплетения вынужденных мер и идеологических воззрений общество получилось далеким от идеала, но раскрепощение энергии миллионных масс позволило в феноменально короткие сроки совершить модернизацию страны, сделать гигантский скачок в развитии промышленности, превратить страну в индустриальную державу и выиграть величайшую по жестокости и жертвам Великую Отечественную войну. После войны был создан второй по значимости в мире научно-индустриальный комплекс, несомненны успехи в обеспечении глобального влияния, СССР превратился в образец для многих государств и народов. Однако как заложенные в советский строй недостатки, так и воздействие противников по «холодной войне» разрушили Советский Союз, а реформы 1990-х гг. поставили уже вопрос о выживании самой России.

Колоссальная амплитуда, невиданная противоречивость развития обусловили и двойственность оценок недавнего прошлого. Насколько российская (советская) история XX века была богата переменами, настолько историография, посвященная этому столетию, была изменчива. Каждый очередной поворот политики, смена власти отзывались новыми «открытиями», волной «разоблачений» и переписыванием учебников. Между тем потребность в объективном взгляде на историю страны в последний период ощущается все более настоятельно. Крутые и поворотные годы, когда происходит явная и скрытая борьба различных тенденций и стоящих за ними социальных и политических сил, вызывают необходимость критического переосмысления прошлого. В такие годы история в наибольшей степени должна выполнять свою основную функцию – роль социальной памяти общества. В ней общество ищет для себя нужные ему социальные ориентиры, духовные ценности, традиции, нормы поведения и т.д. Кризисная ситуация, в которой мы все находимся, заставляет искать в прошлом корни многих проблем, ошибок и трудностей, существующих противоречий.

Надеемся, что изучение истории России ХХ века окажется для вас, уважаемые студенты 1-го курса, полезным и увлекательным, в чем поможет настоящее пособие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: