Культура России XVIII в. Формирование абсолютной монархии сопровождалось ликвидацией

Билет

Дворянство

Формирование абсолютной монархии сопровождалось ликвидацией

многочисленных сословно-чиновных групп в составе светских феодалов,

указы о том, что "все служащие люди с земель службу служат, а даром

землями никто не владеет" (1701 год), о запрещении жаловать в прежние

чины, о единонаследии (1714, окончательно ликвидировал разницу между

вотчиной и поместьем, действовал до 1731 года).

В 1720-х годах термин "Дворянства" в источниках обозначал всю

совокупность светских феодалов (примерно 140 тыс. человек) или же

основную массу средних и мелких нетитулованных феодалов в отличие от

родовитой сановно-чиновной знати. Окончательно термин "Дворянство" для обозначения всего сословия утвердился при Екатерине 2.

В 1720-х годов при пр-вом внедрялось преимущество служебной годности над

происхождением. В 1721 право на дворянство предоставлено всем офицерам и

их детям. С принятием Табели о рангах 1722 право на государственную

службу и соответственно получение дворянство ("новое" дворянство)

возникло у представителей купечества, посадских людей, разночинцев и

гос. крестьян. Введено разделение на личной дворянство (давал низший 14-

й класс чинов Табели о рангах). Наряду с этим сохранен принцип получения

дворянства по наследству от отца - потомственного дворянина, а так же в

результате пожалования верховной властью, во 2-й половине 18 века - за

награждение орденами.

В имущественном отношении дворянство было неоднородным.

Некоторые дворяне (А.Д. Голицын, В.В Долгорукий, А.Л. Нарышкин, П.Б. Шереметев и др.) владели десятками тысяч крепостных. В 18 веке правительство проводило политику, направленную на предотвращение или смягчение процесса обеднения дворянства, в 1754 году образован Дворянский заемный банк для защиты дворянства от ростовщиков, в 1786 -Государственный заемный банк; ссуды предоставлялись из других кредитных

учреждений.

1698 -указ о запрещении ношения бороды и введении европейской одежды.

1700 -введение нового летосчисления от Рождества Христова.

1702 -выход в свет первой печатной газеты «Ведомости»

1708 - введение гражданского шрифта

1714 -открытие первой в России научной библиотеки

1725 -открытие Академии наук

1755 -основание Московского университета

1757 -учреждение Академии художеств

1764 -открытие Смольного института благородных девиц, начало женского образования в России

Русская культура стремительно европеизировалась, обмирщалась, приобретала светский характер, включалась в плодотворный процесс взаимодействия с культурами других стран. Пётр верил в преобразующую силу государства, ломающего старые обычаи. Бритьё бород, запрет традиционной одежды, введение европейского покроя военных и чиновничьих мундиров, принуждение знати к обязательному посещению ассамблей, приобщение женщин к светскому образу жизни, направление тысяч молодых дворян заграницу, издание книг, учивших юношество светского обращению – всё это радикально изменило быт придворной знати и дворянства, чиновничества и купечества.

Петровские преобразования предопределили характер и направление развития русской культуры 18 века.

Литература. В литературе торжествовал классицизм, ориентировавшийся на античные художественные образцы и гражданские доблести. Ярчайшие представители: М.В.Ломоносов, В.К.Тредиаковский, Г.Р.Державин, А.Д. Кантемир, Д.И.Фонвизин и др. В конце века его сменил сентиментализм, обративший к переживаниям и чувствам.

Архитектура. Строительство Петербурга - рубежный этап становления русской архитектуры. Его облик определили постройки Д.Трезини (здание 12 коллегий, Петропавловский собор, дворец А.Д.Меньшикова) С Б.Ф. Растрелли (Зимний дворец, Смольный монастырь) в Россию пришла архитектура барокко, стиля яркого пышного. Вторая половина 18 века – увлечение античным искусством (воплощение в классицизме): постройки Ч.Камерона (Дворцовая резиденция в Павловске), В.И.Баженова (дом Пашкова в Москве), М.Ф. Казакова (здание Московского ун-та), И.Е.Старова (Таврический дворец).

Скульптура. Классицизм: Медный всадник (Э.М. Фольконе), памятник А.В.Суворову (М.И.Козловский)

Живопись. Излюбленный жанр – портрет. В нём работали И.И.Никитин («Пётр 1 на смертном одре»), И.П.Аргунов. Д.Г.Левицкий («Екатерина-законодательница», портреты Н.И.Новикова), Ф.С.Рокотов («Портрет В.Майкова). Вместе с тем развивалась историческая (А.П.Лосенко) и пейзажная (С.Ф.Щедрин)живопись. В 1757 по инициативе И.И.Шувалова была образована Академия художеств. Годом раньше в Петербурге открылся первый профессиональный театр (основа - театральная труппа Ф.Г.Волкова)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: