Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Трудовые ресурсы и трудовые отношения




За годы Великой Отечественной войны мобилизация охватила более 30 возрастов - в армию и на флот было призвано более 29,5 млн человек (РСФСР – более 21 млн). В условиях, когда фашистский блок опирался на промышленную базу почти всей Европы и оккупировал до 10% территории СССР (хорошо освоенные и густонаселенные районы), разницу в экономическом потенциале можно было компенсировать только за счет сверхнапряжения советского общества.

В июне-июле 1941 г. все оборонные заводы перешли на круглосуточный график работы. Продолжительность рабочего дня была увеличена до 11 часов, введены обязательные сверхурочные работы продолжительностью до 3 часов, отменены отпуска.

С февраля 1942 г. мобилизации для работы на производстве и строительстве подлежали мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет из числа не работающих в государственных учреждениях и предприятиях.

Резко возросла численность работающих женщин. Как выразился писатель Федор Абрамов, русская баба вместо союзников еще в 1941 году открыла второй фронт. На многих оборонных заводах, особенно в минометной промышленности и производстве боеприпасов, удельный вес женщин достигал 60%, а порою 80-90%. В целом по промышленности доля женщин превышала половину всех работающих

С мая 1942 г. к производству привлекались подростки, достигшие 14-летнего возраста, для которых формально был установлен 6-часовой рабочий день. Вопреки законодательству 14-15-летние подростки наравне со взрослыми трудились в течение целой недели и привлекались к сверхурочным и ночным сменам К концу войны подростки в возрасте 14-17 лет оставляли 10,5% от общего числа работающих в промышленности, строительстве и на транспорте.

За годы войны промышленные кадры в значительной мере омолодились. На Магнитогорском комбинате в 1944 г. 61% рабочих ведущих профессий составляла молодежь, недавно пришедшая на производство.

Во многих промышленных и строительных отраслях преобладали тяжелые условия труда, невысокий уровень механизации, преимущественно ручной труд и изматывающий режим работы. Масштабы дезертирства с производства были внушительными: только в 1942 г. с военных заводов сбежало более 150 тыс человек. С декаря 1941 г. самовольный уход с предприятий, обслуживающих военные заказы, карался тюремным заключением на срок от 5 до 8 лет. Всего за годы ойны было осуждено более 765 тыс человек. Не менее строго каралось опаздание на работу.

В ходе войны по существу были исчерпаны трудовые ресурсы на селе. Из-за массовой мобилизации мужчин в армию и на промышленные объекты число трудоспособных работников на селе сократилось более чем в двое. В колхозах и совхозах работали в основном женщины, которые составляли 70% рабочей силы. Для обеспечения с/х минимумом рабочей силы использовалась практика сезонного привлечения городского населения, прежде всего рабочих и служащих промышленных предприятий и учащейся молодежи.




На селе впервые были установлены обязательные нормы трудодней для подростков в возрасте от 12 до 16 лет.Труд был изнурительный. Из-за минимума механизации и падежа тяглового скота во многих колхозах зачастую при вспашке земли 6-10 женщинн сообща тянули за собой плуг, за которым стоял подросток.

Свой вклад в победу внесли заключенные ГУЛАГа В колониях и исправительно-трудовы лагерях НКВД к июню 1941 г. содержалось около 2 млн человек (более полумиллиона было направлено в Красную Армию в 1941-1942 гг.). Заключенные участвовали в производстве военной продукции, строительстве дорог, заводов, аэродромов, шахт на Урале, в Заполярье, Сибири, Казахстане, на Дальнем Востоке. Скудный паек, взвинченные нормы выработки и повышенная физическая нагрузка вели к высокой смертности заключенных, которая была в несколько раз выше, чем в довоенное время.

Быстрая реорганизация производства и транспорта на военный лад, инновационные решения управленцев, инженерно-технических кадров и ученых, изматывающий труд женщин, стариков и подростков в тылу стали ключевыми факторами победы СССР над фашизмом. Французский историк А. Мишель сделал вывод, что в ходе войны «Магнитогорск победил Рур». Советская мобилизационная экономическая модель выдержала конкуренцию с европейской экономикой.





Дата добавления: 2013-12-28; просмотров: 392; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9619 - | 7578 - или читать все...

Читайте также:

  1. I альная ответственность, трудовые споры
  2. I. Государство Израиль и международные отношения на Ближнем Востоке
  3. I. Создание «советской системы» в экономике. Захват коммунистами власти в Китае в 1949 г. не был случайным — в сравнении с Гоминьданом они выглядели предпочтительнее во всех отношениях
  4. II. Переход к «особым отношениям» с СССР в 1960—1970-е гг
  5. II. Структурные элементы правоотношения
  6. IV. Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей
  7. PR в межэтнических отношениях
  8. А (дополнительная). Взаимоотношения хищника и жертвы в экологическом и эволюционном масштабах времени
  9. Аграрные отношения
  10. Аграрные отношения феодальной Индии. Крестьянская община
  11. Аграрные отношения. Процесс читлучения
  12. Аграрные отношения. Разложение ленной системы


 

18.206.48.142 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.004 сек.