double arrow

Триумфальные арки


Термы.

Театры и амфитеатры.

Среди других форм римской архитектуры важное место занимали амфитеатры и театры. Почти 50 000 зрителей могли собраться в амфитеатре Флавия в Колизее, выстроенном неподалеку от форума, чтобы посмотреть на бои гладиаторов. Ряды зрительских мест поднимались ступенями от овальной арены, поддерживаемые сложной системой сводов; фасад, состоящий из трех рядов аркад, украшен ордерными элементами: приставными колоннами и пилястрами, вертикальные ряды которых перемежаются горизонталями антаблементов.

КОЛИЗЕЙ(Colosseum) – грандиозный амфитеатр, возведенный в Древнем Риме в эпоху Флавиев.

Слово «амфитеатр» состоит из двух греческих слов – «двойной театр» или «театр с обеих сторон». В античном Риме Колизей называли амфитеатр Флавиев. Он был заложен в 75 г. императором Веспасианом Флавием (9–79) и в 80 открыт его сыном Титом (годы правления 79–81). Работы по архитектурному оформлению продолжались и позже. Три века Колизей служил для устройства боев гладиаторов (запрещены в 404–405), для травли зверей (продолжались до 526), для морских боев, для которых арена заливалась водой. В 11–12 вв. Колизей становится феодальным замком-крепостью. С середины 14 в. здесь поселяются религиозные братства (на арене сооружается церковь), проводятся религиозные представления – мистерии, запрещенные в середине 16 в.




Колизей – постройка в виде эллипса: длина 188 м, ширина 156 м, высота 48,5 м. Средняя часть здания, арена, покрытая песком, по форме представляла собой эллипс (длина 86 м, ширина 54 м). Арену обрамляли постепенно повышающиеся места для зрителей, расположенные 4 ярусами. Вместимость Колизея – 50 000 мест. С наружной стороны Колизей – четырехъярусное здание. Первые три яруса образовывали аркады по 80 арок, которые опирались на мощные столбы в 2,4 м шириной. Арки были украшены приставными полуколоннами с антаблементом. На первом ярусе – тосканский ордер, на втором – ионический, на третьем – коринфский. Арки второго и третьего яруса были украшены стоявшими в них статуями (не сохранились). Верхний этаж представлял собой высокую стену, которая была декорирована 80 находившимися над колоннами пилястрами коринфского ордера. Между ними располагались квадратные окна, и помещались по три кронштейна, которые служили опорами для мачт. На них натягивали тент от солнца (веларий), создававший тень над трибунами и ареной. Последний этаж был украшен бронзовыми щитами (не сохранились).

Внешние части Колизея были сооружены из травертина, внутренние – из туфа, кирпича, мрамора, бетона и дерева. При строительстве Колизея тщательно притертые камни были положены без раствора и скреплены между собою железными скобами, большую часть которых выломали во времена средневековья.



80 арок нижнего яруса (они были пронумерованы) служили для входа и выхода зрителей, т.е. на каждый вход приходилось по 600 зрителей. Пройдя через арки нижнего яруса, люди попадали в сводчатые галереи, идущие параллельно внешней стене. Такие же галереи во втором и третьем ярусе использовались, как места для отдыха. Лестницы, находящиеся внутри здания, обеспечивали зрителям быстрый вход внутрь.

Под ареной находились сложные инженерные сооружения, водопровод, конструкции для механических устройств (подъемные механизмы, доставляющие гладиаторов и зверей наверх), клетки для животных, склады для оружия, помещения для декораций, комнаты гладиаторов. Арена современного Колизея лишена покрытия, поэтому сейчас можно видеть прежде скрытые помещения.

Колизей – выдающийся памятник архитектуры Древнего Рима, самый крупный амфитеатр античного мира, символ величия и могущества императорского Рима.

Изобилие воды, доставляемой в римские города акведуками, способствовало сооружению роскошных бань (терм). В термах встречались с друзьями, обсуждали последние военные или политические новости, приятно проводили время. В термах Каракаллы имелись горячие, теплые и холодные бани, гардеробные, залы для физических упражнений и отдыха. План терм тоже основан на системе пересекающихся осей, расходящихся от главного объема к вспомогательным постройкам и внутреннему саду. Центральный зал перекрыт крестовыми сводами.



Римские бани изначально проектировались прежде всего для мытья, но затем стали включать дополнительные помещения для атлетических занятий и иных целей. Римляне мыслят возможным мытье исключительно в общественной бане (термах), а потому строительство этих зданий ведется полным ходом (к 4 в. н.э. в Риме было ок. 1000 терм). К концу республиканского периода римляне мылись в достаточно скромных условиях, но впоследствии, в эпоху империи, стремление властей угодить плебсу способствовало развитию терм. Благодаря наличию неограниченных водных ресурсов термы превратились в главное занятие и развлечение простого народа, а также в одно из наиболее утонченных наслаждений знати. Типичное устройство терм стало едва ли не самым характерным проявлением римской архитектуры.

История бань продолжается грандиозной последовательностью терм императорского времени в самой столице, прежде всего терм Тита, Траяна, Каракаллы и Диоклетиана. Повсюду мы наблюдаем движение от суровой простоты к роскоши и усложненности, от узких оконец – к широким оконным проемам, от непринужденного проекта – к строгой симметрии, от стесненности – к простору.

Из Рима термы распространились по всем провинциальным городам, полностью сохраняя характерные черты римских бань: как Париж, так и Трир могут похвастать впечатляющими строениями эпохи империи. Потребность в решении проблем, с которыми столкнулись строители при возведении величественных залов с большими пролетами, а также расположенных в центре обогреваемых помещений с купольным сводом, вызвала к жизни наиболее значительные достижения римской архитектуры. В числе характерных особенностей терм Каракаллы в Риме – бетонные восьмиугольные купольные перекрытия со сферическими парусами. Это были первые шаги, которым было суждено великое будущее – как в центральных пространствах ранних и византийских христианских церквей, так и в эпоху Ренессанса и в формальной архитектуре сравнительно недавней эпохи. Тот же архитектурный прием мы обнаруживаем и в созданном Микеланджело куполе собора св.Петра в Риме, и в построенном К.Реном соборе св.Павла в Лондоне. Термы Каракаллы (Антониновы термы) — типичный пример стремления к стилю гигантскому, а уже не монументальному, что характерно для периода упадки империи. Внутри огромного периметра стен находились палестры, перистильные дворы, сады, лавки и административные помещения. Бани были снабжены сложным техническим оборудованием, огромные купальни, сводчатые или купольные перекрытия. Храм Митры (митрейон) внутри терм — признак интереса римлян этой эпохи к восточным культам.

По возвращении императоров из завоевательных походов в ознаменование одержанных ими побед возводились триумфальные арки. Однопролетная арка Тита поставлена на Священной дороге (Via Sacra) у входа на римский форум. В ее рельефах запечатлено покорение Иерусалима. Арка Константина, центральный пролет которой фланкирован арочными проемами меньшего размера, находится в стороне от форума. Ее колонны, помещенные на постаменты, создают ритмический акцент, но не несут никакой реальной нагрузки.







Сейчас читают про: