1. Введение. Предмет курса.
А) В чем состоит актуальность продовольственной проблемы?
Б) Какова социально-экономическая задача пищевой промышленности?
В) В чем смысл решения трех последовательных стратегических продовольственных задач?
2. Социально-исторические аспекты глобальной продовольственной проблемы.
А) Каковы энергетические нормы рационального питания человека?
Б) В чем причина и сущность исторически сложившихся внутренних и внешних диспропорций в развитии аграрных секторов различных стран и регионов?
В) Каково влияние демографических и экологических процессов на производство продуктов питания в развитых и развивающихся странах?
3. Первый этап зеленой революции.
А) Что означает понятие «зеленая революция» и в чем состоял ее первый этап?
Б) К каким социально-структурным изменениям аграрных секторов экономики развивающихся стран вел первый этап зеленой революции?
В) Как реагировала экономика развитых стран на процессы первого этапа зеленой революции?
|
|
4. Продовольственная самодостаточность России.
А) Почему по природно-климатическим условиям территория России считается зоной рискованного земледелия?
Б) Охарактеризуйте обычный сельскохозяйственный сезон российского крестьянина-землевладельца XV – XIX веков.
В) За счет чего Россия, находясь в относительно неблагоприятных природно-климатических условиях, может успешно решить продовольственную проблему?
5. Общинные начала социально-экономической жизни и продовольственного обеспечения (VI – X вв.).
А) Что из себя предоставляла у восточных славян «большая семья», ведущая натуральное хозяйство?
Б) Раскройте принципы землепользования при общинной организации социально-экономической жизни в Древней Руси.
В) Назовите основные виды пищевых производств в Древней Руси.
6. Возникновение основ пищевых производств (X – XVII вв.).
А) В чем смысл понятия «феодализм» и каковы особенности формирования раннефеодальных отношений в древнерусском государстве?
Б) Были ли экономические причины, способствовавшие распаду Древнерусского государства на удельные княжества в средневековый период?
В) Какую роль играли становление помещичьего землевладения, производство и торговля хлебом, другими сельскохозяйственными продуктами в укреплении русского централизованного государства, формировании единого общенационального рынка в XV – XVII вв.?
7. Изготовление продуктов питания в период абсолютной монархии (XVIII вв.).
А) Как отразилась в развитии пищевых производств организация мануфактур при Петре I?
Б) Что означала проводимая Петром I политика протекционизма и какова была роль системы винных откупов в укреплении финансового бюджета страны?
|
|
В) Как экономическая политика Екатерины II способствовала развитию пищевых производств?
8. Промышленный переворот и производство продуктов питания (первая половина XIX в.).
А) Какова была роль промышленного переворота в развитии пищевых производств?
Б) В каких отраслях пищевой промышленности, прежде всего, внедрялось машинное производство и почему?
В) Какое значение для производства и торговли зерном имела денежная реформа 40-х гг. XIX в.?
9. Пищевая промышленность после отмены крепостного права (вторая половина XIX в.).
А) Какие социально-экономические задачи была призвана решать аграрная реформа 1861 года и как она отразилась на развитии сельского хозяйства в помещичьих и крестьянских хозяйствах?
Б) Как складывалось в России фабрично-заводское производство пищевых продуктов?
В) Что означали для экономического развития России организация кооперативно-артельского производства пищевых продуктов, широкая кустарно-ремесленная выработка продуктов питания во второй половине XIX века?
10. Монополии и кооперативы в пищевых производствах (начало XX в.).
А) Как и почему монополистический капитализм в России утверждался, прежде всего, в отраслях пищевой промышленности?
Б) Как аграрная реформа П. А. Столыпина отразилась на развитии сельского хозяйства, пищевых производств?
В) Каковы, на Ваш взгляд, положительные и отрицательные последствия экономической политики С. Ю. Витте для развития пищевой промышленности? 11. Выдающиеся продовольственные предприниматели. Хлеботорговцы и мукомолы.
А) Назовите родоначальников крупной хлеботорговли и мукомольного дела по регионам (Волжскому, Уральскому, Сибирскому).
Б) Как совершенствовалась технология мукомольного дела?
В) Кто из русских купцов успешно конкурировал с американскими хлеботорговцами на европейских рынках?
12. Кондитеры, булочники, гастрономы и виноделы.
А) Перечислите фамилии выдающихся кондитеров, булочников, гастрономов и виноделов, а также названия их фирм.
Б) Каковы особенности их предпринимательской деятельности?
В) Кто и благодаря чему из российских гастрономов, производителей вино-водочных изделий получил всемирную известность?
13. Сахарозаводчики, мастера молочного производства, рыбопромышленники и чаеторговцы.
А) Как вырабатывался опыт агропромышленной интеграции у сахарозаводчиков в России?
Б) В чем причины успехов видных маслоделов, сыроделов и рыбопромышленников?
В) Назовите имена первых отечественных чаеторговцев. Покажите характер их предпринимательской деятельности.
14. Организация производственно-коммерческой деятельности и подготовки персонала.
А) Как российское законодательство регулировала предпринимательство и каковы были функции купеческих общественных организаций?
Б) На каких дидактических принципах строилось обучение предпринимателей?
В) В чем состояли особенности отечественного предпринимательства и его социально-культурные традиции?
15. Продовольственный кризис во время первой мировой войны и революционного 1917 года.
А) Что означала милитаризация экономики в условиях первой мировой войны и как она отразилась на сельскохозяйственном производстве?
Б) Что такое «продразверстка» и как она осуществлялась в годы первой мировой войны?
В) Почему, на Ваш взгляд, в 1917 г. при Временном правительстве продовольственная проблема продолжала обостряться?
16. Чрезвычайная продовольственная ситуация в период гражданской войны и вооруженной интервенции (1918 – 1920).
А) Каковы первые мероприятия Советской власти по перестройке экономической системы российского общества, управления отраслями пищевой промышленности?
|
|
Б) В чем суть продовольственной политики «военного коммунизма» в годы интервенции и гражданской войны?
В) Охарактеризуйте общее состояние продовольственной базы страны к концу 1920 г., после четырехлетней мировой, трехлетней гражданской войн и интервенции.
17. НЭП и воссоздание продовольственной базы страны (1921 – 1928).
А) Можно ли характеризовать НЭП как первую в мировой практике систему реформ, направленных на создание регулируемой социально-ориентированной рыночной экономики? Если да, то почему?
Б) В чем сущность политики и практики перехода от продразверстки к продовольственному налогу?
В) Покажите роль государственных, кооперативных, частных предприятий в различных отраслях пищевой промышленности в период НЭПа.
18. Промышленная индустриализация и коллективизация сельского хозяйства (первая половина 30-х гг.).
А) Каковы, на Ваш взгляд, причины свертывания НЭПа, перехода к директивно-плановой экономике, курсу на индустриальную модернизацию промышленности и коллективизацию сельского хозяйства?
Б) Охарактеризуйте задачи и особенности развития пищевой промышленности в годы первой пятилетки.
В) Покажите роль движения ударников-новаторов (на примере рационализатора Г. П. Марсакова).
19. Создание пищевой индустрии (вторая половина 30-х гг.).
А) В чем исторический смысл задачи создания пищевой индустрии в течение 30-х годов?
Б) Каково было значение стахановского движения в развитии пищевых отраслей промышленности?
В) Как Вы оцениваете итоги первых пятилеток в пищевой промышленности (успехи, недоработки, ошибки)?
20. Восстановления и преобразование пищевых производств (1945 – 1953 гг.).
А) Как было организовано восстановление народного хозяйства, в том числе пищевой промышленности, по окончанию Великой Отечественной войны?
Б) Как осуществлялся переход от карточного распределения продуктов питания к их свободной торговле после войны?
В) Какие наметились качественные изменения в индустриальном развитии пищевой промышленности в первые послевоенные годы?
21.Объективизм и волюнтаризм в решении продовольственной проблемы.
|
|
А) В чем сущность мероприятий 1953 года по совершенствованию сельскохозяйственного производства?
Б) Как шло укрепление материально-технической базы перерабатывающих отраслей предприятий пищевой промышленности в пятидесятые годы?
В) В чем проявился волюнтаризм в решении продовольственной проблемы и к каким последствиям он привел к середине 60-х гг.?
22. Хозяйственная реформа и динамика развития продовольственной сферы (1965 – 1981 гг.).
А) Каковы цели и задачи хозяйственной реформы 1965 г.?
Б) Как осуществлялась хозяйственная реформа в сельском хозяйстве, отраслях пищевой промышленности во второй половине 60-х гг. (в восьмой пятилетке)?
В) Какие достижения и просчеты в развитии сельского хозяйства, пищевой промышленности были в семидесятые годы (в девятой, десятой пятилетках)?
23. Продовольственная программа (1982 г.).
А) Какие научно-технические, социально-экономические факторы вели к формированию агропромышленного комплекса страны?
Б) В чем суть Продовольственной программы?
В) Какова была роль науки в осуществлении Продовольственной программы?
24. Модернизация АПК: планы и реальность (1982 – 1991).
А) Какая структура определялась для пищевой промышленности?
Б) Какие меры были приняты по развитию сельского хозяйства, укреплению региональных агропромышленных продовольственных комплексов?
В) Какие объективные и субъективные причины негативно сказались на выполнении Продовольственной программы?
25. Экономические преобразования и продовольственный вопрос в стране (1991 – начало XXI века).
А) Как проводился в России переход к рыночной экономике и каково современное состояние продовольственного рынка?
Б) В чем, на Ваш взгляд, причины неудовлетворительной работы ряда отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности в современных условиях?
В) В чем Вы видите положительные стороны развития пищевой промышленности в настоящее время?
26. Концепция устойчивого развития как стратегия ООН на XXI век.
А) Какими причинами обусловлена разработка ООН концепции устойчивого развития?
Б) В чем состоит «Повестка дня на XXI век»?
В) Как осуществляется концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию?
27. Второй этап зеленой революции.
А) Какие международные организации занимаются в современных условиях проблемами продовольственного обеспечения?
Б) Какие задачи поставила Всемирная конференция по продовольствию в 1996 году?
В) Охарактеризуйте основные направления второго этапа зеленой революции.
28. Продовольственная безопасность России: альтернативные подходы.
А) Что такое продовольственная безопасность?
Б) Отметьте сущность либерального, неостолыпинского и неонэповского подходов в аграрной политике.
В) Дайте определения прожиточного минимума, потребительской корзины, инновационной политики в пищевой промышленности.