Руководство народного дома представляло собой совет или правление, во главе которого был председатель

В структуру входило несколько отделов, различной направленности: организационно - массовый, театральный, детский, спортивный, финансовый, библиотека, издательский отдел.

Основные формы работы: лекции, вечера отдыха, танцы, спекткли, концерты, кружковая работа, как художественной направленности, так и спортивной.

К 1914 г. в России было 237 народных домов, к 1916 г. их насчитывалось более 5 тысяч.

Параллельно с народными домами в конце 80- х - начале 90- х годов появились народные театры.

Народный театр развивался в двух направлениях:

1. создание профессиональных театров для народа с низкой входной платой и доступным репертуаром;

2. организация самодеятельных театров.

Развитию народных театров способствовали К. Станиславский, Л. Собинов, Л. Толстой и другие.

В 1748 году в Ярославле создается домашний любительский театр Федора Волкова. С 1760 года в Москве начала действовать аналогичная театральная группа Ильи Скорнякова. Среди любительских театров, возникших позднее, необходимо отметить Алексеевский кружок (1877) К. С. Алексеева (Станиславского). Некоторые из этих любителей, пройдя через самодеятельность немецкого клуба и Московского общества искусства и литературы, стали потом основателями Московского художественного театра.(1898). К 1903 г. в России было 170 народных театров.

В 1898 г. в России в г. Тифлисе был открыт первый рабочий клуб.

Функции рабочих клубов:

1. рекреационная;

2. гедонистическая;

3. просветительная.

Структура, формы работы, финансирование рабочих клубов осуществлялось по типу народных домов.

В 1905 году появляется новое направление клубов - партийно-политические клубы. Их появление обусловлено декабристским движением. К 1910 г. деятельность данных клубов была запрещена, формально они исчезли, точнее - "ушли в подполье". Появляются вновь только с 1917 г.

3. Издавна меценатство на Руси играло важную роль в развитии национальной культуры. Многие богатые люди - промышленники, купцы, дворяне - делились частью доходов с обществом, выделяли немалые суммы на благотворительные цели, поддержание искусств.

Кроме того, состоятельные люди нередко и сами были собирателями культурных ценностей (книг, картин и т. д.), открывали музеи и библиотеки для народа. Опыт меценатства в России следует возродить, и в этом значительную роль должны сыграть руководители учреждений культуры.

В золотой фонд российского меценатства вошли некоторые, наиболее известные примеры. Собрание книг и рукописей графа Румянцева стало основой создания известного музея. Княгиня Тенешева в селе Талашкино под Смоленском основала школу художественных промыслов, а в Смоленске - музей русской старины, рисовальную школу в Петербурге. Нечаев- Мальцев потратил более 2 млн. рублей на строительство в Москве музея изящных искусств, на приобретение художественных коллекций. А. А. Бахрушин финансировал строительство театра Корша, создал первый театральный музей в стране, который затем был передан Академии наук. Известны щукинские и морозовские собрания современной французской живописи. Савва Мамонтов создал оперу. Под покровительством Строгановых в России развивались художественные ремесла. Семейство московских купцов Хлудовых собрало библиотеку рукописей и старопечатных книг, которые пополнили фонды крупнейших столичных книжных собраний. В. А. Кокорев открыл в 1861 г. в Москве картинную галерею, где экспонировались произведения русских и зарубежных художников. Н. Д. Быков - петербургский любитель живописи и искусства собрал галерею и большой материал для биографий отечественных и иностранных художников. П. И. Макушин занимался организацией музеев, школ, вечерних курсов для взрослых, книгоиздательским делом. А. Л. Шанявский на свои средства открыл первый в России вольный народный университет. СП. Дягилев с участием многих отечественных меценатов организовал "Русские сезоны" за рубежом.

В России нет ни одной крупной картинной галереи, библиотеки или старого архива, в которой не нашлись бы следы коллекций и собраний российских любителей изящного. Просвещение широких народных масс совпало с расцветом русской художественной культуры, литературы, театра, изобразительного искусства и музыки. Русскому ренессансу в искусстве значительно способствовали наиболее дальновидные и прогрессивные дворяне и купцы, землевладельцы и заводчики, предприниматели и кооператоры, многие имена которых названы выше. "... И ведь все эти русские мужики - Алексеевы, Мамонтовы, Сапожниковы, Сабашниковы, Третьяковы, Морюзовы, Щукины - какие это козыри в игре нации", - писал Ф. И. Шаляпин.

Дореволюционный опыт говорит о том, что правительство поощряло деятельность благотворителей и меценатов, награждая их орденами и медалями, предоставляя финансовые и другие льготы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: