Развитие марксистских идей в хх-ххi вв. Неомарксизм и постмарксизм

СОЦИОЛОГИЯ КОНФЛИКТА К.МАРКСА.

Это наиболее известная и влиятельная социологическая концепция конфликта на протяжении последних 140 лет. В отличие от родоначальника социологии О. Конта и его последователей, видевших в конфликтах между пролетариатом и капиталистами погрешности индустриального общества, которые можно относительно легко исправить, К. Маркс считал эти конфликты главной движущей силой капиталистического общества, позволяющей понять логику общественного прогресса и предвидеть историческое развитие. Объективную причину современных ему социальных и политических конфликтов К. Маркс видит в делении капиталистического общества на антагонистические классы и, в более широком смысле, в периодически возникающем противоречии между производительными силами и производственными отношениями. Несоответствие производственных отношений и производительных сил на определенном этапе развития общества превращает производственные отношения в тормоз для развития производительных сил. Возникает противоречие, разрешение которого совершается в форме социальной революции. Классовые конфликты, о которых говорит К. Маркс, неразрешимы в рамках того общества, в котором возникли. Для их разрешения требуется создание нового общества, которое порождает иерархию своих специфических конфликтов. Для разрешения последних требуется создание другого общества и т. д. — до тех пор, пока не будет создано бесклассовое коммунистическое общество, в котором свободное развитие каждого становится условием свободного развития всех, в котором будут созданы условия для неантагонистического разрешения любых социальных конфликтов. Социальная революция — решающая форма разрешения общественных антагонизмов, основное условие возникновения новых общественно-экономических формаций, новых социальных и политических институтов. Действия и интересы эксплуатируемого класса в марксистской интерпретации считаются главной движущей силой любого социального конфликта.

Маркси́зм — философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма/социал-демократии. В творчестве Маркса выделяют два периода:

Ранний Маркс — в центре его внимания стоит проблема отчуждения и способы его преодоления в процессе революционной практики. Общество, свободное от отчуждения, Маркс называет коммунизмом.

Поздний Маркс — в центре внимания его стоит вскрытие экономических механизмов («базиса») всемирной истории, над которыми надстраивается духовная жизнь общества (идеология). Человек воспринимается как продукт производственной деятельности и как совокупность общественных отношений.

В XX веке в западной философско-социологической мысли возникла альтернативная версия марксизма, которая получила название неомарксизм. Неомарксизм - это направление, представители которого (Эрих Фромм, Ю. Хабермас, Л. Альтюсер, Г. Маркузе) заявляя о своей приверженности классическому марксизму, тем не менее, считали необходимым его обновление путем соединения с неофрейдизмом, экзистенциализмом, структурализмом, герменевтикой. Для неомарксизма характерно критическое отношение как к капиталистической системе и западной цивилизации, так и к «советскому» варианту марксизма, являвшимся важным фактором создания советской модели социализма. В нем можно выделить два основных направления: сциентистское и гуманистическое. Сциентистское направление в неомарксизме, ориентированное на работы Маркса позднего периода, складывалось под влиянием идей структурализма. В центре внимания гуманистического направления оказалась проблема человеческой субъективности. Полагая, что проблема бытия человека в обществе должна быть центральной проблемой в любой философской концепции, представители гуманистического неомарксизма указывают на недостаточную разработанность данной проблемы в классическом марксизме. Так Г. Маркузе как- представитель фрейдомарксизма критически освещает ряд важных проблем современного социального кризиса, касающихся положения человека в обществе, социализации личности. Исследуя процессы социальных и идеологических манипуляций, Маркузе фиксирует особый тип личности, сформировавшийся в развитом индустриальном обществе, названный теоретиком неомарксизма «одномерным человеком». Одномерный человек характеризуется полной утратой социально-критического отношения к социальной действительности, это человек, сознанием которого можно успешно манипулировать. Одномерный человек не ощущает отчуждения, так как нормы и установки современного общества перестали осознаваться им как противостоящие его сущности. Напротив, эти нормы и установки воспринимаются одномерным человеком как нечто желанное, как то, что организует и структурирует его жизнь. Маркузе утверждает, что «одномерным» сегодня является не только человек, одномерными стали общество, культура, мышление. Поэтому немецкий философ полагает, что носи гелями революционной инициативы в настоящее время не может выступать какой-либо социальный класс или слой, так они подчинены обществу. Естественной же оппозицией господствующей системе, по мнению Маркузе, выступают безработные, студенчество, преследуемые национальные меньшинства, т.е. все те, кто оказался как-бы «выключенным» из общества. Сохранив приверженность классическому марксизму, неомарксизм достаточно успешно осуществил модернизацию этой теории, что позволило ему решать некоторые проблемы, порожденные современной ситуацией в мире. Основные идеи и тенденции неомарксизма во многом определили проблематику современной философии, о чем свидетельствует такое явление духовной жизни Запада, как постмодернизм. Постмарксизм — социофилософское течение, основывающееся на трудах и идеях, предложенных Карлом Марксом, однако ставящее под критическое рассмотрение ключевые элементы марксистской теории. Свое развитие постмарксизм начинает от событий «красного мая» 1968 г., когда «официальный марксизм» традиционных левых был дискредитирован и появилась необходимость поиска новых путей развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: