ВЕБЕРОВСКИЙ РЕНЕССАНС В ГЕРМАНИИ И США.
ВЕБЕРОВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛЕГИТИМНОГО ПОРЯДКА. ЭМПИРИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ.
Легитимный порядок – это соц. порядок, обладающий престижем, в силу которого он диктует обязательные требования и образцы поведения Виды легитимности:
1) Эмпирическая –связана с фактической значимостью для людей и проявляется в их поведении
2) Нормативная – характеризуется формальным соответствием соц. Порядка с законами страны.
Нормативная значимость - это объективный смысл порядка, выраженный в нормах права. Объективность нормативной значимости подразумевает общеобязательность правовых норм для всех людей. Эмпирическая значимость порядка не тождественна нормативной, она гораздо шире, поскольку вбирает в себя все субъективные смыслы, вкладываемые в него индивидами. Именно эмпирическая значимость порядка составляет предмет понимающей социологии права.
Легитимной является норма, которой люди следуют в своем поведении. Легитимность порядка заключается в значимости норм для людей. Эмпирически легитимна такая норма, после нарушения которой, нарушитель вынужден скрывать свой проступок или преступление.
|
|
35.ВЕБЕРОВСКИЙ МЕТОД "ОТНЕСЕНИЯ К ЦЕННОСТИ".
Макс Вебер показывает, как соц-ия должна относиться к ценности.
Соц-ия должна быть свободна от ценностей, но должна использовать метод отнесения к ценности.
«Соц-ия должна быть свободна от ценности»-поскольку соц-ия претендует на статус науки, значит она не должна состоять из наших предпочтений(соц-ги не имеют права оценивать позитивность или негативность тех или иных факторов, оценка недопустима, нужно максимально абстрагироваться от индивид. предпочтений) Отнесение к ценности - метод,который впервые использовал Вебер. Он состоит в след: берется тенденция, определенный тип хоз-вования, и это явление можно отнести к какой-то ценности, ищется причина ценностей, усвоенные данным об-вом. Ценность является причиной, фактором, объясняющим сложившиеся социальные отношения
С середины 70-х годов соц-ия ФРГ переживает своего рода «веберовский ренессанс», ориентированный диаметрально противоположным образом, чем интерес к Веберу в леворадикальной соц-ии 60-х годов. Новая тенденция нашла свое выражение в работах К. Зейфарта, М. Шпронделя, Г. Шмидта, отчасти В. Шлюхтера и др. Представители этой тенденции, с одной стороны, выявляют этические корни принципа рациональности, а с другой, предлагают конкретно-социологическую расшифровку данного принципа с целью показать, какие соц. слои являются носителями принципа рациональности на протяжении истории нового времени.
|
|
У соц-ии Зиммеля две стороны учения: формализм и иррационализм.
Об-во – сетка соц. взаимодействий.
Формальная соц-ия должна описывать многообразие форм, отвлекаясь от конкрет. содержания, от потребности людей. И соц-ия должна дать классификацию стр-ры взаимодействия или социации.(социация – взаимодействие, связь)
Зиммель делит соц-ию на общую и формальную.
Форм. соц-ия изучает только чистые формы социации.
Общая соц-ия изучает сферу развития культуры.
Берется понятие жизнь. Жизнь порождает новые культ. формы, которые окостеневают и становятся ее тормозом. Затем эти формы разрушаются жизнью и возникают новые формы.И эти новые формы ждет та же судьба.
Зиммель говорит о борьбе жизни, против принципов формы вообще.
Чем больше формализуются соц. и культ.образования, тем более отчужденными от них оказываются индивиды.
В соц.жизни есть форма и содержание.
Форма повторяется.Характерна для различ.этапов жизни об-ва, для всех общественно-культурных событий. Форма воспроизводима. Под формой понимается стр-ра соц.взаимодействий.
Содержание – материя соц. взаимодействия
Формы социации:
-господство –подчинение –соперничество -разделение труда
Зиммель в работе «Философия денег» пишет, что история развития об-ва – это нарастающая интеллектуализация и углубление влияния принципов денежного хоз-ва.
Осн.цель: отсутствие опред.кач-в,выраженных природой.
Деньги – это лишь отображение ценностных отчуждений вещей. Вещь превращается из цели в ср-во – в этом выражается отчуждение. С ростом свободы вырастает и отчуждение.
Смысл совр.эпохи – это опустошение фундамент.форм социации, их отрыв от содержания.