Формальная социология и концепция понимания Г. Зиммеля

ВЕБЕРОВСКИЙ РЕНЕССАНС В ГЕРМАНИИ И США.

ВЕБЕРОВСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЛЕГИТИМНОГО ПОРЯДКА. ЭМПИРИЧЕСКАЯ И НОРМАТИВНАЯ ЛЕГИТИМНОСТЬ.

Легитимный порядок – это соц. порядок, обладающий престижем, в силу которого он диктует обязательные требования и образцы поведения Виды легитимности:

1) Эмпирическая –связана с фактической значимостью для людей и проявляется в их поведении

2) Нормативная – характеризуется формальным соответствием соц. Порядка с законами страны.

Нормативная значимость - это объективный смысл порядка, выраженный в нормах права. Объективность нормативной значимости подразумевает общеобязательность правовых норм для всех людей. Эмпирическая значимость порядка не тождественна нормативной, она гораздо шире, поскольку вбирает в себя все субъективные смыслы, вкладываемые в него индивидами. Именно эмпирическая значимость порядка составляет предмет понимающей социологии права.

Легитимной является норма, которой люди следуют в своем поведении. Легитимность порядка заключается в значимости норм для людей. Эмпирически легитимна такая норма, после нарушения которой, нарушитель вынужден скрывать свой проступок или преступление.

35.ВЕБЕРОВСКИЙ МЕТОД "ОТНЕСЕНИЯ К ЦЕННОСТИ".

Макс Вебер показывает, как соц-ия должна относиться к ценности.

Соц-ия должна быть свободна от ценностей, но должна использовать метод отнесения к ценности.

«Соц-ия должна быть свободна от ценности»-поскольку соц-ия претендует на статус науки, значит она не должна состоять из наших предпочтений(соц-ги не имеют права оценивать позитивность или негативность тех или иных факторов, оценка недопустима, нужно максимально абстрагироваться от индивид. предпочтений) Отнесение к ценности - метод,который впервые использовал Вебер. Он состоит в след: берется тенденция, определенный тип хоз-вования, и это явление можно отнести к какой-то ценности, ищется причина ценностей, усвоенные данным об-вом. Ценность является причиной, фактором, объясняющим сложившиеся социальные отношения

С середины 70-х годов соц-ия ФРГ переживает своего рода «веберовский ренессанс», ориентированный диаметрально противоположным образом, чем интерес к Веберу в леворадикальной соц-ии 60-х годов. Новая тенденция нашла свое выражение в работах К. Зейфарта, М. Шпронделя, Г. Шмидта, отчасти В. Шлюхтера и др. Представители этой тенденции, с одной стороны, выявляют этические корни принципа рациональности, а с другой, предлагают конкретно-социологическую расшифровку данного принципа с целью показать, какие соц. слои являются носителями принципа рациональности на протяжении истории нового времени.

У соц-ии Зиммеля две стороны учения: формализм и иррационализм.

Об-во – сетка соц. взаимодействий.

Формальная соц-ия должна описывать многообразие форм, отвлекаясь от конкрет. содержания, от потребности людей. И соц-ия должна дать классификацию стр-ры взаимодействия или социации.(социация – взаимодействие, связь)

Зиммель делит соц-ию на общую и формальную.

Форм. соц-ия изучает только чистые формы социации.

Общая соц-ия изучает сферу развития культуры.

Берется понятие жизнь. Жизнь порождает новые культ. формы, которые окостеневают и становятся ее тормозом. Затем эти формы разрушаются жизнью и возникают новые формы.И эти новые формы ждет та же судьба.

Зиммель говорит о борьбе жизни, против принципов формы вообще.

Чем больше формализуются соц. и культ.образования, тем более отчужденными от них оказываются индивиды.

В соц.жизни есть форма и содержание.

Форма повторяется.Характерна для различ.этапов жизни об-ва, для всех общественно-культурных событий. Форма воспроизводима. Под формой понимается стр-ра соц.взаимодействий.

Содержание – материя соц. взаимодействия

Формы социации:

-господство –подчинение –соперничество -разделение труда

Зиммель в работе «Философия денег» пишет, что история развития об-ва – это нарастающая интеллектуализация и углубление влияния принципов денежного хоз-ва.

Осн.цель: отсутствие опред.кач-в,выраженных природой.

Деньги – это лишь отображение ценностных отчуждений вещей. Вещь превращается из цели в ср-во – в этом выражается отчуждение. С ростом свободы вырастает и отчуждение.

Смысл совр.эпохи – это опустошение фундамент.форм социации, их отрыв от содержания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: