Метод отнесения к ценности и вобода от оценки в социологической теории

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ.

Существует несколько путей для типологизации социологических теорий
1. по времени появления (и направлениям)
1) первые социологические теории. Сюда относятся натурализм, позитивизм (19 в)- Конт, спенсер. Милль - и психологизм в социологии на рубеже 19-20 вв. – Л. Уорд
2) Основополагающие социологические теории (теория Маркса, Фердинанда Тённиса, фор-мальная социология Георга Зиммеля, понимающая социология Макса Вебера, Объясняющия социология, Социологизм Э. Дюркгейма, теория элит В. парето)
3) Современная социология (структурно-функционалистская парадигма, бихевиоризм, сим-волический интеракционизм, феноменологическая социология, неомерксизм Франкфурт-ской школы)
4) современные (постмодерные) теории (конструктивный структурализм Бурдье, теория структурации Гидденса, Теория коммуникативного действия хабермаса, Теория саморефе-рентных систем Лумана)
2. По уровням социологического знания по Мертону
1) Макротеории, которым у Мертона соответствует уровень общесоциологических теорий, парадигмы (Структурно-функциональная и конфликтологическая)
2) Микротеории (теории среднего уровня, специальные и отраслевые) – Символический интеракционизм, Мида, теория зеркального «Я» Кули, феноменология Щюца, теории социализации, теории политических элит..
3. По соотношению человек – общество
1) Социологический реализм – объясняющая социологи (объективизм, холизм, структурный подход) (позитивистские теории, натурализм, органицизм, социологизм, структурный функ-ционализм)
2) Социологический номинализм – понимающая социологи (субъективизм, индивидуализм, деятельностный подход) (феноменология, поним. Социология Вебера, символический инте-ракционизм)
3) синтетические теории в социологии (конструктивистский структурализм бурдье, Гидденс, Хабермас, Луман)

Ценности не представляют собой действительности, ни физической, ни психической. Сущность их состоит в их значимости, а не в их фактичности. Но ценности связаны с действительностью, и связь она имеет два смысла. Ценность может, во-первых, таким образом присоединяться к объекту, что последний делается, тем самым, благом, и она может также быть связанной с актом субъекта таким образом, что акт этот становится, тем самым, оценкой. Блага же и оценки могут быть рассматриваемы с точки зрения значимости связанных с ними ценностей, т.е. когда стараются установить, заслуживает ли какое-нибудь благо действительно наименования блага и по праву ли совершается какая-нибудь оценка. Исторические науки о культуре при исследовании благ и людей— оценивающих субъектов, не могут дать на подобные вопросы никакого ответа. Следовательно, тот метод "отнесения к ценности", о котором мы говорим и который должен выражать собой сущность истории, следует самым резким образом отделять от метода оценки, т.е. значимость ценности никогда не является проблемой истории, но ценности играют в ней роль лишь постольку, поскольку они фактически оцениваются субъектами и поскольку поэтому некоторые объекты рассматриваются фактически как блага. Если история, следовательно, и имеет дело с ценностями, то всё же она не является оценивающей наукой. Наоборот, она устанавливает исключительно то, что есть. Если естествознание устанавливает закономерные, повторяющиеся, типические связи, то науки о духе должны изучать уникальные неповторимые исторические явления. Исторические науки о культуре подразделяют действительность (точнее, уже само индивидуальное) в процессе изучения тоже на два вида — исторически важные индивидуальности и просто разнородное бытие. На существенное и несущественное. Например, кресел масса — но кресло Вольтера в музее одно, и оно обладает ценностью. Без такого отнесения к ценностям нет вообще исторических наук. Социология становится наукой и благодаря тому, что она должна использовать объективные методы, быть свободной от оценочных суждений исследователя. В работе «Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке» Вебер обосновывает положение о том, что социология - социальная наука, свободная от ценностных суждений. Это, разумеется, не предполагает отказа ученого от собственных пристрастий, но они не должны вторгаться в научные разработки. Тем более, это нельзя понимать как отказ от анализа ценностей вообще. Напротив, предметом социологии является изучение действий людей с учетом детерминации общезначимых ценностей - истины, справедливости, красоты и т.д.Вместе с тем социолог различает ценности практические (социокультурные основания конкретного общества в определенный период его развития) и ценности научные (истина). Вебер верил, что при проведении анализа социальных реалий и, естественно, изучении их ценностных составляющих можно в принципе отделить социальные факты от ценностей. При этом ценности социальных фактов необходимо обязательно относить к конкретному историческому периоду. По его мнению, социология как научная дисциплина обретает характер «понимающей» социальной науки, поскольку ориентирована на интерпретацию социальных действий людей, которые надсубъективны, общезначимы, но не вообще, а в рамках определенной исторической эпохи. Социология имеет отношения к ценностям и в том смысле, что исследователь выбирает для изучения конкретные социальные факты (включая те, которые имеют отношение к прошлому), исходя из современной системы ценностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: