Архитектура и градостроение

Петербург – промышленный и торговый центр

В первой половине XIX в. в Петербурге открывались новые казенные (государственные) и частные фабрики и заводы. Если в 1794 г. в столице было 110-115 крупных предприятий, то в 1862 г. – 374 фабрик и заводов. Больше всего было текстильных предприятий – 52. Фабрики работали на привозном сырье и английских станках, которые в основном поставляла контора «Кноп и К». Продолжали работать кожевенные, мебельные, мыловаренные, свечные, табачные, сахарные, а также 8 пивоваренных предприятий.

Крупным предприятием по производству артиллерийского вооружения оставался Арсенал (построен в 1735 г. в конце Литейного проспекта), который в первой пол. XIX в. превратился в воинскую часть. Рабочие и мастеровые Арсенала комплектовались путем рекрутского набора: зачислялись рекруты крепкого телосложения, но не пригодные к фронтовой службе. После 25 лет службы их переводили в инвалидные команды при пороховых заводах. Рабочий день делился на две смены: с 6 часов до 11 часов утра и с часу дня до 7 часов вечера. Помимо работы 1-2 раза в неделю рабочие проходили строевую службу. Рабочие носили особую военную форму и жили в казармах. Администрация завода и мастера получали военные чины. Регламентировалась и личная жизнь. Рабочий не мог жениться без разрешения начальника Арсенала. Женатых селили на частных квартирах, выдавая им квартирные деньги. Лишь в 1867 г. было издано постановление о переводе Арсенала на наемный труд.

В 1825 г. на Шлиссельбургском тракте был основан казенный Александровский механический (после революции – Пролетарский) завод. В 1850-е гг.: на Выборгской стороне чугунолитейный и механический завод Лесснера, Металлический завод, на Васильевском острове – металлообрабатывающий завод Макферсона (ныне Балтийский завод). В эти же годы были основаны механический завод Сан-Гали, механический завод Сименс и Гальске (ныне «Электросила»), Невский судостроительный и механический завод.

В середине столетия промышленные предприятия в центре постепенно исчезают. Их переводят на окраины. В 1844 г. ликвидируется судостроение в Адмиралтействе, в здании разместился ряд военно-морских учреждений. Литейный завод был переведен на Выборгскую сторону, а пороховые заводы с Петербургской стороны – на Охту. Ликвидируется и Шпалерная фабрика. После того как был прорыт обводный канал (его строительство продолжалось с 1803 по 1835 г.), многие промышленные предприятия строятся вдоль этого канала. Таким образом в середине XIX века на Выборгской стороне и на Охте, за Невской заставой вдоль Шлиссельбургского тракта, за Московской и Нарвской заставами вырос фабрично-заводской, рабочий Петербург.

После отмены крепостного права труд на заводах и фабриках стал только наемным. Стремительно росли фабрики и заводы (к концу 1880-х гг. в Петербурге насчитывалось 546 предприятий), на них все шире применялись паровые машины. В 1862 г. российский предприниматель шведского происхождения Л. Нобель основал на Выборгской стороне механический чугунно-стале-меднолитейный и котельный завод (позднее «Русский дизель»). В 1863 г. за Невской заставой горный инженер полковник А.М. Обухов, Кудрявцев и Н.И. Путилов основывают Обуховский завод (впоследствии завод «Большевик»), выполнявший заказы морского ведомства. На нем впервые в России был налажен выпуск бронебойных снарядов и крупнокалиберных артиллерийских орудий. Рядом Семянников и Полетика основали Невский железоделательный, механический и корабельный завод.

В 1801 г. из Кронштадта на Петергофское шоссе был переведен чугунолитейный и металлический завод. Наводнение 1824 г. разрушило завод и его руины были подарены царем полковнику Огареву, который стал производить рельсы, лафеты, станки и небольшие суда. Но вскоре хозяин разорился. Завод снова перешел в казну и был закрыт.

В 1867 г. из-за нехватки рельсов и плохого качества поставок из Бельгии Николаевская железная дорога между Петербургом и Москвой оказалась на грани полной остановки. В январе 1868 г. отставной чиновник морского министерства, талантливый инженер Николай Иванович Путилов выкупил у казны в долг заброшенный завод в Петербурге. Он обещал правительству в кратчайшие сроки наладить производство рельсов и гарантировал их прочность. Для этого бросили «клич», со всех губерний собрали свободный народ — 1,5 тысячи рабочих. Расписали, кому быть литейщиком, кому кузнецом. Опытные мастера на ходу обучали новичков. Через 18 дней (!) завод, названный Путиловским, стал катать 5 тысяч пудов рельсов в сутки. Путилову удалось не только наладить производство, но и обеспечить поставку новых рельсов со стальной головкой из закаленного металла, которые на 30 % были дешевле английских и бельгийских, и намного прочнее.

В 1870 г. на первом Всероссийском съезде промышленников путиловский павильон из рельсов, расставленных в виде лучей солнца и пробивших крышу выставочного павильона, был признан одним из лучших, изображавших зарю освобождения промышленности России от иностранной зависимости. Путиловский завод (после революции ему дали имя С.М. Кирова) производил все необходимое для бурно развивающегося железнодорожного транспорта – рельсы, вагоны, паровозы, мостовые фермы. Это было самое большое и современное машиностроительное предприятие России.

Привыкнув мыслить масштабно, Путилов задумал построить морского канал для соединения Петербурга с Кронштадтом (провоз угля и металла от Лондона до Кронштадта нередко обходился дешевле, чем от Кронштадта до Петербурга). Однако, начав дело, он просчитался – правительство отказалось взять на себя расходы, а владельцы невских пристаней, которым строительство порта грозило разорением, выступили против него. Чтобы набрать нужный капитал, Путилов создал в 1873 г. «АО Путиловских заводов». Порт был достроен уже после смерти Н.И. Путилова.

Главными отраслями промышленности в столице стало машиностроение и обработка металлов. К 1880-м гг. на крупных предприятиях Петербурга было занято около 100 тыс. рабочих. Тяжелые условия труда (рабочий день длился от 10 до 13 часов) и быта толкали рабочих на путь протеста. С 1870 по 1880 г. в Петербурге и в его окрестностях произошло около 90 стачек и волнений.

Большое место в повседневной жизни Петербурга занимала торговля. Множество товаров привозили в столицу и изготавливали на месте. Поволжье и черноземные губернии поставляли муку и крупу, Олонецкая и Вологодская губернии – дичь, Астрахань и побережье Белого моря – рыбу. Пригородные деревни снабжали город в первую очередь овощами. Население Петербурга потребляло большое количество мяса (например, в середине 1880-х гг. 5 млн пудов в год). Много мяса продавали в лавках и в рядах на Ямском (ул.Марата, 53), Круглом (наб. р. Мойки, 3), Андреевском (В.О., Большой пр., 16), Никольском (Садовая ул., 62) рынках. Для бедных на Сенном рынке продавали потроха по 50 коп. за пару (цена 1888 г.), воробьев по 5 коп. за десяток. Кроме того, здесь можно было купить ощипанных голубей (их называли по-французски «пижонами»), зайчатину и свинину.

Вся торговля в Петербурге (кроме водочной) находилась в частных руках. Самым большим и дешевым, а потому и самым многолюдным рынком столицы был расположенный на Сенной площади. Здесь торговали в лавках, с возов, ларей и вразнос. Продавали овес, сено, солому, домашнюю утварь, рыбу и птицу, домашнюю живность (гусей, индюков, поросят, кур, телят) и многое другое. Сенной рынок был невероятно грязным. В 1880-х гг. на месте бывших лавок построили три металлических корпуса со стеклянными крышами (по типу Большого рынка в Париже).

Заметную роль в торговой жизни столицы играли Апраксин и Щукин дворы. Кроме продуктов, здесь вели в основном оптовую торговлю мануфактурой, машинами, оружием, бакалейными товарами. Торговый оборот составлял около 100 млн рублей в год.

На фоне разбросанных по всему городу магазинов и лавок выделялся Большой Гостиный двор. Двухъярусное здание состояло из четырех линий. На Суконной линии, обращенной к Невскому проспекту, торговали сукном, бархатом, шерстяными тканями. На Большой Суровской, выходящей на Думскую улицу, – шелками, на Зеркальной (ныне Садовой) – «светлым товаром», т.е. фарфором, фаянсом, зеркалами и др. Четвертая линия называлась Малой Суровской (ныне Ломоносовская). В Гостином дворе продавали и другие товары. Торговля оптом велась внутри двора, в розницу – в лавках всех четырех линий. Для привлечения покупателей едва ли не у каждой лавки усаживался зазывала, одетый в теплое время года в рубаху-косоворотку, в глянцевых сапогах гармошкой. Все сидельцы обладали зычными голосами. Зазывала заприметив потенциального покупателя старался уже не упустить: брал под локоть, заглядывал в глаза, расхваливал свои товары, пытаясь чуть ли не силой затащить человека в лавку. Заманивая покупателя-мужика, называли его «купцом», солдата – «кавалером», мастерового – «хозяином», деревенскую бабу – «теткой», молоденькую горничную – «умницей». В большинстве магазинов торговали по старинке – «с запросом», когда покупатель мог торговаться. Торговля в Гостином дворе велась круглый год, купцы и приказчики не отдыхали даже по воскресеньям. Общий оборот в начале 1890-х гг. достиг 150 млн руб. в год.

Значительная часть розничной торговли продуктами питания приходилось на рестораны, трактиры, кухмистерские (в них можно было брать обед на дом), съестные лавки. В середине 1860-х гг. их число превышало 900. Торговым центром Петербурга был Невский проспект с прилегающими к нему улицами. «Оглянитесь, вот горы хрусталя, фарфора, бронзы, бриллиантов, золота!.. Смотрите прямо на бесконечную полосу единственной, прекраснейшей из всех существующих улиц!» – восклицал современник.

Оптовые товарные сделки, в том числе с иностранцами, заключались на Бирже. Посредниками сделок были биржевые маклеры. Биржей управляло Министерство финансов. В 1821 г. надзор за Биржей передали Городской думе. В 1830 г. биржевой комитет поручил биржевому старшине К.М. Мейснеру составить проект Устава петербургской биржи. В начале 1830-х гг. на бирже появились первые акции и облигации частных обществ.

В 1803 г. немецкий еврей, перешедший впоследствии в лютеранство, Людвиг Иванович Штиглиц записался в петербургское купечество 1-й гильдии и основал банкирский дом «Штиглиц и Кº». В течении нескольких лет Л. Штиглиц превратился в одного из самых могущественных и богатых банкиров в Европе. Росту его капиталов особенно способствовала война с Наполеоном и континентальная блокада Англии. В 1841 г. через Штиглица был заключен российский государственный заем в 50 млн рублей серебром на постройку железной дороги из Петербурга в Москву. За особые заслуги Николай I возвел Л. Штиглица в потомственное баронское достоинство и пожаловал званием придворного банкира. Дело отца продолжил сын – Александр Любимович Штиглиц. В 1846 г. А. Штиглиц стал первым избранным председателем петербургского биржевого комитета. На этом посту он пробыл 13 лет. О его скупости и богатстве А.Штиглица ходили анекдоты. Он по нескольку лет ходил в одном и том же темном пальто и цилиндре. Но в то же время барон А. Штиглиц отдавал большие суммы на благотворительные цели. Во всех подписках на различные пожертвования его имя стояло одним из первых. Говорил он очень мало. Ворочая колоссальными суммами, А. Штиглиц очень часто отдавал миллионы и брал их, не проронив при этом ни одного слова. Барон А. Штиглиц активно участвовал в заключении Россией иностранных займов, занимался и промышленной деятельностью. В 1857 г. он построил за свой счет Петергофскую железную дорогу с ответвлением на Красное Село (за это был награжден орденом Св. Станислава 1-й степени). Но вскоре положение А. Штиглица в финансовом мире внезапно пошатнулось. Международный финансовый кризис 1858-1859 гг. привел к расстройству денежного обращения в стране и росту инфляции. А. Штиглицу были предъявлены обвинения в финансовых махинациях. Барона считали «одним из деятельных разорителей», раздавались голоса против постоянного вмешательства Штиглица в назначении биржевого курса. В знак протеста А. Штиглиц покинул должность председателя биржевого комитета и ликвидировал банкирский дом «Штиглиц и Кº». По высочайшему указу в июне 1860 г. барон А. Штиглиц был назначен первым управляющим Государственным банком. Однако вскоре барон отошел от государственной банковской деятельности. Имея годовой доход свыше трех млн рублей, А. Штиглиц жил с 1866 г. как рантье в особняке на Английской набережной и занимался коллекционированием предметов искусств. В 1879 г. по его заказу было спроектировано и возведено в Петербурге здание Училища технического рисования (позже – художественно-промышленная академия имени В.И. Мухиной).

В конце 1860-х гг., когда биржевая игра с ценными бумагами приняла значительные размеры, в Петербурге образовалась неофициальная фондовая биржа, носившая характер частных собраний. Эти встречи проходили в ресторане гостиницы «Демут», которую обычно называли «Демутов трактир» и которая пользовалась большой популярностью.

В 1863 г. было создано первое в России С.-Петербургское общество взаимного кредита, а через год первый акционерный банк – Петербургский частный банк.

В первой трети XIX века в архитектуре Северной столицы господствовали строгий екатерининский классицизм и ставший его завершением «русский ампир».

Ведущая роль в градостроительной деятельности этого периода принадлежит К.И. Росси, сыну итальянской балерины, который родился и жил в России. Его стилю свойственны черты особой величавости, триумфальности и монументальности. Росси, «мыслившего ансамблями», справедливо называли Моцартом архитектуры. Среди построек, выполненных по его проектам, — комплекс Михайловского дворца (1819-1825) и планировка прилегающего района; Дворцовая площадь с дугообразным корпусом Главного штаба и Министерств, соединенных Триумфальной аркой, которую венчает квадрига работы С. Пименова и В. Демут-Малиновского (1819-1829); Александринский театр (1828-1832), лучший в Европе того времени как по композиционному решению, так и по внутренней отделке интерьеров, с прилегающим районом, включающим площадь перед театром, Театральную улицу, здание Публичной библиотеки, Чернышеву площадь; здание Сената и Синода (1829-1834). Творчество Росси стало завершающим этапом в оформлении архитектурного облика центральной части российской столицы.

Выдающимся зодчим этого времени был А.Н. Воронихин. Его основное произведение — Казанский собор в Петербурге (1801-1811) украсил Невский проспект и сыграл огромную роль для дальнейшего развития отечественной архитектуры. Проектируя Казанский собор, Воронихин взял за образец собор св. Петра в Риме, построенный великим Микеланджело. Площадь перед собором, с двух сторон опоясанная колоннадой, стала одним из центров общественной жизни города. Одну из самых почитаемых в России икон – образ Казанской Божьей Матери – привезли в Петербург еще при Петре I. При освещении Казанского собора в 1811 году икону поместили в новом храме, обрамив ее ризой из чистого золота, украшенной драгоценными каменьями и жемчугом, половина которых пожертвована была императрицами Елизаветой Алексеевной и Марией Федоровной. Все украшения ризы оценивались более чем в 100 тысяч рублей. В Казанском соборе висело 107 французских знамен, лежали ключи от крепостей и городов, взятых во время заграничного похода, а также жезл наполеоновского маршала Даву. В соборе покоится прах М.И. Кутузова.

Дважды в году совершали петербуржцы Крестный ход от Казанского собора – в Невскую лавру 30 августа и к Владимирской церкви 20 июля.

Другой замечательный архитектор, современник Воронихина А.Д. Захаров прославился как создатель здания Главного Адмиралтейства (1806-1823). В громадном здании архитектор подчеркнул центральную башню. Венчает Адмиралтейство стремительно взлетающая вверх золоченая игла с корабликом, который стал символом Петербурга. В создании скульптурного декора здания участвовали известные русские скульпторы — Ф. Щедрин, И. Теребенев, С. Пименов и В. Демут-Малиновский. Еще один великолепный ансамбль разработал французский архитектор Тома де Томон, приехавший в Россию в 1799 г. Важнейшей его постройкой является Стрелка Васильевского острова со зданием Биржи (1804-1810), двумя ростральными колоннами с могучими фигурами, олицетворяющими главные реки России, и полукруглой площадью.

Отличительная черта творчества архитекторов первой половины века — формирование градостроительной среды посредством органичного введения новых сооружений в существующую застройку. Так, В.П. Стасов строит здание Казарм Павловского полка на Марсовом поле (1816-1819), решая его в строгих формах дорического ордера. К числу его творений относятся Нарвские Триумфальные ворота, Московские ворота, Троицкий собор в Петербурге. Стасов возобновил постройку Смольного собора.

Парадный Петербург, каким мы видим его сегодня, в существенной степени создан стараниями Александра I. Ни один серьезный проект не проходил без его участия. Он выбирал архитекторов, внимательно, в деталях рассматривал их предложения, вносил изменения в планировки, фасады и интерьеры, контролировал тщательное их исполнение. Николай I старательно завершил начатое старшим братом. Однако новый император, любивший строить казармы, предпочитал в архитектуре два стиля: позднеклассический (ампир) и эклектизм (сегодня его называют историзмом).

Основное сооружение этого переходного этапа — Исаакиевский собор в Петербурге (1818-1858) французского архитектора О. Монферрана — последний образец классицизма, несущий уже некоторые черты эклектики. В этом самом «тяжелом», величественном здании, составившем одну из главных доминант города, были применены полированные гранитные колонны, мрамор в наружной отделке, чугун и железо в конструкциях. В оформлении внешнего вида и внутреннего убранства собора принимали участие скульптор П.К. Клодт, художник К.П. Брюллов и другие. Исаакиевский собор стоил более 23 миллионов рублей.

Подражательные ренессансные тенденции в большой степени проявились в творчестве А.И. Штакеншнейдера, автора таких зданий, как Мариинский дворец (1839-1844), дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте (1846-1846), Новониколаевский дворец (1853-1861). В таком же стиле декорировал театральные здания архитектор А. Кавос (Мариинский и Михайловский театры в Петербурге).

В начале XIX в. деревянные дома составляли 2/3 городской застройки. Рост населения и нехватка жилья в Петербурге стала причиной начавшегося в середине столетия строительного бума. В это время окончательно оформились многие типы гражданского строительства. Еще в 1844 г. Государственный Совет установил в СПб предельную высоту домов: 23 м 10 см (то есть не выше карниза Зимнего дворца). Это решение выполнялось до 1910 г. Резко сокращалось возведение дворцов, особняков и церквей. Строились здания банков, гостиниц, различных торговых и промышленных зданий и огромное число доходных домов. Чем ближе к центру, тем плотнее была застройка. Дома надстраивали и расширяли внутрь дворов. Так появились дворы-колодцы. Дворы становились теснее, темнее и плохо вентилировались, что значительно ухудшало санитарное состояние квартир. Четырех-, пяти-, шестиэтажные доходные дома, особенно их дворовые флигели, подвалы и мансарды заселялись «бедными людьми» – героями романов Достоевского.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: