Петербург – центр науки и культуры
Из воспоминаний И.С. Тургенева
Из письма Федора Достоевского брату
«Брат, любезный друг мой! Все решено!.. Сегодня, 22 декабря, нас отвезли на Семеновский плац. Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, переломили над головами шпаги и устроили наш предсмертный туалет (белые рубахи). Затем троих поставили к столбу для исполнения казни. Вызывали по трое, следовательно, я был во второй очереди и жить мне оставалось не более минуты. Я успел обнять Плещеева, Дурова, которые были возле, и проститься с ними. Наконец ударили отбой, привязанных к столбу привели назад, и нам прочли, что его императорское величество дарует нам жизнь. Затем последовали настоящие приговоры…»
«Когда я вернулся в Санкт-Петербург, в самый день известных пожаров Апраксинского двора, слово «нигилист» уже было подхвачено тысячами голосов, и первое восклицание, вырвавшееся из уст первого знакомого, встреченного мною на Невском, было: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают! Жгут Петербург!»
«Пушкинский век». 1810-1830-е гг. часто называют «Пушкинским веком», вкладывая в это понятие мысль о знаменательном явлении русской культуры. Сегодняшнее восприятие этого периода в истории города и тот Петербург, что ограничен рекой Фонтанкой, неразрывно связаны с пушкинскими произведениями. Открыв для себя и запечатлев в поэзии красоту города на Неве, Пушкин одухотворил ее, украсил своим гением.
Гостиница Демута или «Демутов трактир» (ныне наб. Мойки, 40) – первый петербургский адрес Пушкина. Основанная еще в 1770 г. неким Филиппом Якобом Демутом, купцом из Страсбурга, гостиница эта считалась одной из лучших в столице. Здесь Саша Пушкин жил с дядей В.Л. Пушкиным до поступления в Лицей. Потом были шесть лет почти «монашеской» жизни в Царскосельском лицее, по окончании которого в 1817 г. Пушкин поселился в квартире родителей на Фонтанке, в доме Клокачева (ныне наб. Фонтанки, 185). Близость к Н.М. Карамзину, В.А. Жуковскому, драматургу А.А. Шаховскому помогла Пушкину познакомиться с литературным и артистическим миром Петербурга. Ода «Вольность» и поэма «Руслан и Людмила», отрывки из которой были напечатаны в петербургских журналах «Сын Отечества» и «Невский зритель», принесли Пушкину всеобщее признание. Едкие эпиграммы на Аракчеева и самого Александра I вызвали гнев императора. В мае 1820 г. Пушкина выслали из Петербурга.
Вернувшись в Петербург после ссылки, Пушкин вновь поселился в трактире Демута. Здесь осенью 1828 г. им была написана поэма «Полтава». Известны еще шесть адресов поэта в Петербурге. Последний – наб. Мойки, 12.
Особую роль в истории русской духовной культуры первой четверти XIX в. играли литературные кружки, общества, салоны. Например, в салоне А.Н. Оленина (ныне наб. р. Фонтанки, 101), директора Публичной библиотеки и президента Академии Художеств, собирались писатели разных направлений (Крылов, Жуковский, Гнедич и т.д.), художники, артисты. Здесь любил бывать и юный Пушкин. В 1819 г. у Олениных Пушкин впервые увидел А.П. Керн: «Я помню чудное мгновенье…». В 1820-х годах Оленины поселились на набережной Мойки, возле Синего моста. После возвращения из ссылки Пушкин часто бывал у них и даже решил жениться на младшей дочери Анне Алексеевне. Но ему отказали из-за скверной репутации.
Хозяином другого аристократического салона был граф И.С. Лаваль (особняк Англ. наб. д.4). Он был французом-эмигрантом. Некоторое время учительствовал в Морском кадетском корпусе, а в петербургский большой свет попал благодаря женитьбе на богатой купеческой дочке. Юная Александра Козицкая влюбилась без памяти в графа-парижанина, и когда ее мать наотрез отказала бедному иноземцу, подала отважное прошение императору Павлу. Царь, как рассказывают, велел выяснить, на каком основании был отвергнут жених. Мать Козицкой объявила, что француз-де чужой веры, никто его не знает, и чин у него больно мал. На эти резоны Павел ответил: «Во-первых, он христианин; во-вторых, я его знаю; в-третьих, для Козицкой у него чин достаточен, и потому обвенчать». Дворец на берегу Невы построил для Лаваля тоже француз-эмигрант Тома де Томон. На дочери Лаваля Екатерине Ивановне был женат участник тайных обществ князь С.П. Трубецкой. Отсюда княгиня Трубецкая отправилась за мужем в Сибирь.
В салоне В.Ф. Одоевского, писателя, критика и общественного деятеля собирался «цвет петербургского литературного круга» (Пушкин, Жуковский, Вяземский и т.д.) Постепенно литераторы теряли связь с салонами. Литературные споры переместились на страницы многочисленных журналов. Сам Пушкин в 1836 г. основал литературный журнал «Современник», который выходил раз в три месяца. Значительная часть статей и художественных произведений, публикуемых в «Современнике», принадлежала самому Пушкину. Здесь были напечатаны «Капитанская дочка», «Путешествие в Арзрум», материалы к «Истории Пугачевского бунта». Журнал отличался глубиной и прозорливостью в постановке основных вопросов русской жизни.
Пушкин состоял членом известного с 1770 г. Английского клуба. «Английским» назывался он потому, что основателем его был живший в Петербурге банкир-англичанин Франц Гарднер, а первыми членами – англичане-коммерсанты. Со временем клуб превратился в собрание лиц избранных и стал играть известную роль в общественной жизни города. Это престижное в столице общество насчитывало обычно не более 300 человек. Попасть в члены клуба было очень не просто. Принимали далеко не всех. Ф. Булгарина, издателя газеты «Северная пчела» и известного доносчика, провалили. Членами клуба были видные государственные мужи, деятели науки и культуры: М.И. Кутузов, М.М. Сперанский, А.П. Ермолов, А.М. Горчаков, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский и многие другие. Пушкин стал членом петербургского Английского клуба в 1832 г. и состоял в нем до самой смерти. Он иногда здесь ужинал, проводил вечера, играл на биллиарде и в карты. Страстным игроком и усердным посетителем клуба был баснописец И.А. Крылов. Клуб постоянно менял адреса (например, перед революцией 1917 г. он занимал особняк на Дворцовой наб., 16).
31 октября 1833 г. в Болдине Пушкин завершил рукопись своей поэмы «Медный всадник». Произведение имеет авторский подзаголовок «Петербургская повесть» и описывает наводнение 1824 г. Пушкин запросил за поэму у издателя 5 тыс. руб. «Это… подлинное начало и одновременно вершина литературного мифа о Петербурге» (С. Волков).
В 1-й половине XIX в. одним из самых известных в Петербурге стал Дом Энгельгардта (сегодня Малый зал Филармонии имени М.И. Глинки). Здесь устраивались симфонические, камерные и сольные концерты, в которых принимали участие известные музыканты и композиторы (Г. Берлиоз, Р. Вагнер, И. Штраус, Ф. Лист и др.).
Излюбленным развлечением петербургского светского общества были балы и маскарады. Балы в петербургском свете давались круглый год, кроме Великого поста. Но главным бальным сезоном являлась зима. В письмах высшего круга петербуржцев то и дело читаем: «В свете столько балов, город полон иностранцев, послов и принцев крови…», «Во всю зиму в Петербурге только и делают, что танцуют…». Обычно балы давали знатные люди (князь Кочубей, граф Бобринский, граф Нессельроде и др.) в своих домах. Балы давались также императорским двором. 1 января 1834 г. А.С. Пушкин писал в дневнике: «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры, что довольно неприлично моим летам, но Двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничкове». Первый бал для девушки или молодо человека был огромным событием. Девушки начинали выезжать в свет в 16-18 лет, иногда в 20 (в зависимости от семейных обстоятельств). Начинались балы поздно: в 9-10 часов вечера.
Насколько велик был авторитет А.С. Пушкина, показали события, развернувшиеся после его смертельного ранения на дуэли. (Пушкина не стало 29 января 1837 г. в 2 часа 45 минут.). По свидетельству И.И. Панаева, «трагическая смерть Пушкина пробудила Петербург от апатии… Толпы народа и экипажи с утра до ночи осаждали дом; извозчиков нанимали, просто говоря: «к Пушкину», и извозчики везли прямо туда. Все классы петербургского народонаселения, даже люди безграмотные, считали как бы своим долгом поклониться телу поэта. Это было уже похоже на народную манифестацию, на очнувшееся вдруг общественное мнение». Николай I был напуган такого рода демонстрацией. Гроб с телом А.С. Пушкина после отпевания в церкви на Конюшенной площади ночью был тайно отправлен в Святогорский монастырь, где и предан земле. Знаменитое стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» приобрело политическую окраску. Поскольку существовал строгий запрет печатать что-либо о Пушкине, стихи Лермонтова, как вспоминал И.И. Панаев, «переписывались в десятках тысяч экземпляров, перечитывались и выучивались наизусть всеми». Имя Лермонтова стало известно всем и в Петербурге и в России.
Почти полстолетия после смерти Пушкина в России не было памятника поэту. Впервые заговорили о нем только в 1855 г. Идея подали чиновники Министерства иностранных дел, которые не без основания считали себя сослуживцами поэта, так как по окончании Лицея Пушкин короткое время числился на службе по этому ведомству. Еще через полтора десятилетия бывшие лицеисты образовали «Комитет по сооружению памятника Пушкину», который возглавил академик Я.К. Грот. Первый памятник поэту был установлен в Москве, на Тверском бульваре в 1880 г. (скульптор А.М. Опекушин). В Петербурге первый памятник Пушкину установили через четыре года в центре сквера, расположенного на Новой улице, которую незадолго до этого переименовали в Пушкинскую.
Наука и просвещение. Во второй половине XIX века – «золотого века» русской культуры – духовная жизнь Петербурга была очень богата. Здесь жили и творили выдающиеся писатели, музыканты, художники, мастера сцены. Перечислить всех, кто играл в творческой жизни столицы заметную роль, очень трудно и займет много места.
Петербург играл важную роль в развитии науки и просвещения в России. Петербургский университет – главное учебное заведение столицы – был создан на основе Педагогического института в 1819 г. В нем было три отделения, или факультета: философско-юридический, физико-математический и историко-филологический. В 1854 г. открылся 4-й – восточный факультет. Кроме Университета, в первой половине XIX в. в столице открылись Институт инженеров путей сообщения (1810), Лесной институт (1811), Главный педагогический институт (1828), Технологический институт (1831). Горный институт был основан еще в 1773 г. как военный Горный корпус и стал гражданским лишь с 1866 г.
В 1869 г. в Петербурге в гимназиях, частных школах, начальных училищах, пансионатах училось 56% детей. Вне школы оставались дети беднейших слоев населения. На рубеже 50-60-х гг. в столице открылась сеть воскресных школ для рабочих и ремесленников. В них преподавали студенты – сторонники Н.Г. Чернышевского, воодушевленные идеей народного просвещения. Наибольшую популярность среди мужских гимназий быстро приобрела первая в столице частная гимназия Карла Ивановича Мая, организованная им в 1856 г. Его школа была демократическим заведением. Здесь учились не только дети художников, архитекторов, врачей, высших сановников, но и так называемые «кухаркины дети». Относились в гимназии ко всем ученикам одинаково; князьями и баронами учителя никого не называли. В гимназии не было и тени «казенщины», кругом царила домашняя обстановка. Учителя прислушивались к мнениям учеников, не подавляли своим авторитетом. Любимым изречением незаурядного педагога К.И. Мая были слова другого педагога Яна Коменского: «Сначала любить – потом учить».
Во второй половине XIX в. большое место в общественной и культурной жизни Петербурга занимает борьба за права женщин, в том числе в области народного образования. До середины столетия в Петербурге основным типом средней школы для них были «институты благородных девиц», куда принимали только дворянок и готовили их, как тогда говорили, «для домашнего потребления». Институток стремились полностью изолировать от внешнего мира, держали на положении монастырских затворниц, не отпускали домой ни на праздники, ни летом. Кроме институтов, были еще частные женские пансионы, но из-за высокой платы они были доступны лишь верхушке общества. Первая внесословная женская гимназия была открыта на Невском проспекте близ Аничкова моста 19 апреля 1858 г. Инициатором ее создания был талантливый педагог, профессор Н.А. Вышнеградский. Гимназия содержалась за счет невысокой платы, вносимой за обучение девочек, и средств Ведомства учреждений императрицы Марии. Поэтому новое учебное заведение получило название «Мариинская женская гимназия». Среди воспитанниц преобладали дочери местных чиновников, купцов, мещан, священнослужителей, низших офицеров. Атмосфера в учебном заведении отличалась простотой и свободой. В гимназии не применялось наказаний, но успеваемость при этом была высокой. Вслед за Мариинской в 60-е гг. было создано еще несколько женских гимназий.
В 1859-1861 гг. девушкам в качестве вольнослушательниц разрешалось посещать лекции и занятия в Университете и в Медико-Хирургической академии. После студенческих волнений 1862 г. последовал строгий запрет и наиболее обеспеченные девушки стали уезжать за границу для получения высшего образования (правда, для этого им необходимо было получить разрешение отца или мужа, и некоторые шли на заключение фиктивного брака). В 1878 г. в Петербурге историк профессор К.Н. Бестужев-Рюмин открыл Высшие общеобразовательные женские курсы. Тем самым было положено начало распространению в России высшего образования для женщин. В 1889 г. в столице был открыт Женский медицинский институт.
Островом русской науки называли Васильевский остров, поскольку в этой части города продолжали свою деятельность Академия наук и Петербургский университет, находившийся в здании Двенадцати коллегий. На Васильевском острове не только работали, но и жили многие русские ученые. Здесь же снимали себе жилье многие студенты.
С Петербургом связано возникновение новых научных центров. В 1824 г. при Академии наук был открыт Ботанический сад, с историей которого связана деятельность нескольких поколений ботаников. В 1839 г. была открыта одна из самых крупных в мире Пулковская астрономическая обсерватория, расположенная в 19 км к югу от центра города. Здание для нее было построено по проекту архитектора А.П. Брюллова. Основателем и первым директором обсерватории стал В.Я. Струве. При его участии были созданы новые астрономические инструменты.
Первая половина XIX в. была временем зарождения и становления нескольких научных школ в области как точных наук, так и наук гуманитарных. Трудами В.Я. Буняковского, М.В. Остроградского, П.Л. Чебышева было положено начало петербургской математической школе. В.В. Петров, В.С. Якоби, Э.Х. Ленц стремились найти применение новейшим открытиям электротехники и электромагнетизма. Становлению петербургской химической школы во многом способствовали Г.И. Гесс, А.А. Воскресенский, В.М. Севергин. В северной столице защитил докторскую диссертацию выдающийся химик Н.Н. Зинин. Его деятельность протекала в Медико-хирургической академии, которая в XIX в. стала одним из важнейших центров медицины и естественных наук. Успехам изучения и преподавания медицины в академии особенно способствовали И.М. Сеченов, Н.И. Пирогов, С.П. Боткин. Н.И. Пирогов стал основоположником военно-полевой хирургии и первым профессором специальной клиники с таким названием в Медико-хирургической академии. Его капитальные труды по анатомии и хирургии стали учебником для тысяч врачей во всем мире. В период Крымской войны (1853-1855) Н.И. Пирогов впервые применил эфирный наркоз в боевых условиях.
Одной из самых ярких фигур ученого мира Петербурга был Д.И. Менделеев (1834-1907). Сын учителя из Тобольска, внук священника из Тверской губернии, он приехал в Петербург в 1850 г. и поступил в Главный педагогический институт и учился под руководством химика А.А. Воскресенского. Трудно перечислить даже основные направления Менделеева, среди которых и принесшее ему мировую известность открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов (согласно одной из легенд, он увидел таблицу во сне), и изобретение бездымного пороха, и изучение природных ресурсов России. Он поражал обширностью своих знаний. Лекции Менделеева студенты петербургского Университета называли «энциклопедией естествознания»
В историю электротехники вошли имена физиков-экспериментаторов П.Н. Яблочкова и А.Н. Ладыгина. А.Н. Лодыгин изобрел первую электрическую лампу накаливания (1872). Академия наук присудила изобретателю Ломоносовскую премию, но широкого распространения в России это изобретение не получило, и Лодыгин уехал за границу, где продолжал свои опыты. Не должным образом оценен на родине и создатель «свечи Яблочкова», первого источника электрического освещения (1876). В Петербурге изобретение Яблочкова использовалось для освещения на нескольких заводах, на военных кораблях. Как и Лодыгин, Яблочков уехал за границу. В 80-90-е гг. в военно-учебных заведениях Кронштадта преподавал физик-электротехник, ученый-изобретатель А.С. Попов. 25 апреля (7 мая) 1895 г. он испытал прибор, названный им «грозоотметчиком», явившийся первой в мире приемной радиостанцией. В нашей стране этот день считается днем изобретения радио. Вскоре, 12 марта 1896 г., Попов передал на расстояние в 250 метров первую в мире радиограмму.
Почти все кругосветные экспедиции снаряжались в Петербурге. Отсюда отправлялись в плавание И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский (1803), Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев (1819), Ф.П. Литке (1821) и др. В результате были открыты новые острова в Тихом океане и Антарктике, а также Антарктида, созданы новые атласы и руководства для плавания.
Скульптура XIX в. Памятник А.В. Суворову создан на рубеже веков по проекту скульптора М.И. Козловского. Сначала его установили в южной части Марсова поля, затем перенесли ближе к Неве. В 1850 г. Невский проспект украсила уникальная композиция из четырех конных групп «Укротители коней» П.К. Клодта, установленные на Аничковом мосту через Фонтанку. Авторские повторения этих групп украсили площади Берлина и Неаполя, прославив имя скульптора во всем мире. Клодт заслужил известность как ваятель животных. Николай I однажды сказал: «Клодт, твои кони лучше, чем у меня в конюшне». К другим работам мастера относятся памятник И.А. Крылову в Летнем саду и Николаю I на площади перед Исаакиевским собором.
В 1873 г. в центре сквера перед зданием Александринского театра был установлен памятник Екатерине II по проекту М.О. Микешина. Вокруг пьедестала – девять фигур выдающихся деятелей второй половины XVIII в. В 1837 г. перед Казанским собором скульптор Б.И. Орловский установил памятники героям Отечественной войны 1812 г. - Кутузову и Барклаю де Толли.
По проекту О. Монферрана в 1834 г. в центре Дворцовой площади воздвигли Александровскую колонну – цельный гранитный столб с фигурой ангела на вершине. Высота памятника – 47,5 метра. Тогда это было самое грандиозное в мире сооружение такого рода. Александрийский столп – памятник Александру I и одновременно монумент в честь победы русского оружия в Отечественной войне 1812 г., ставший одним из самых знаменитых символов Петербурга. Фигура ангела, держащего крест, была выполнена Орловским.
Отдых и развлечения горожан. С 1810-х годов начинается новый период в развитии народных гуляний – появились карусели и балаганы – простенькие народные театры, дававшие представления за плату. Эти сооружения первоначально назывались «сараи для комедий». «Балаган» - слово тюркского происхождения, означавшее легкую временную пристройку к дому. Внутри была ширма, простенькая сцена, места для зрителей. В балаганах помещалось более тысячи человек. Гулянья проходили в основном на Петровской и Исаакиевской площадях. Наибольшего развития балаганы достигли в период 1827-1872 гг., когда они организовывались на Адмиралтейской площади: от Дворцовой до Исаакиевской в одну линию устанавливались горы, в другую – балаганы. За день в каждом балагане давалось до 30 представлений, по 30 минут каждое, которые начинались в 12 часов и заканчивались затемно. Репертуар отличался разнообразием («дрессированные животные», «медвежьи номера» и т.д.). Любимым русским театральным героем был Петрушка. На этом «карнавальном» празднике ценились и смелые остроты, которые задевали чиновников, духовенство, офицеров, полицию и т.д. После пожара 18 апреля 1872 г., когда сгорело несколько балаганов, место гуляний с Адмиралтейской площади, спешно занятой под сквер, перенесли на более просторное Марсово поле (называвшемся при Петре I «потешным полем», затем Царицыном лугом, а с 1818 г. – Марсовым). В 1897 г. гулянья были перенесены на отдаленные Преображенский и Семеновский плацы. После того как в 1899 г. на Масленицу на Семеновском плацу остался лишь один балаган, они перестали устраиваться.
Восприятие Петербурга в общественном сознании. В первой половине XIX века восприятие русских столиц стало предметом осмысления. Попытка определить, что же представляют собой обе столицы, чем отличаются друг от друга, привела к постановке принципиальной проблемы – чем явились для России эти два города. Например, если Пушкин воспел Петербург, то для Гоголя он остался чужым и враждебным (он приехал в город в 19 лет; пробовал стать артистом, художником, чиновником, педагогом). Гоголь писал: «Москва нужна для России; для Петербурга нужна Россия».
К 1840-м гг. тема приняла общественно-политическую окраску. Москва стала считаться символом славянофилов (для них гоголевский вердикт был любимым афоризмом), Санкт-Петербург – западников. В интеллектуальных кругах стало чрезвычайно модным ругать высокомерный самодержавный Петербург: жестокий, бюрократический, казенный. «…Этот гранит, эти мосты с цепями, этот непрестанный барабанный бой, все это производит подавляющее, гнетущее впечатление», - писал один из славянофилов.
Огромным успехом пользовался вышедший в 1845 г. двумя выпусками сборник «Физиология Петербурга» с участием Белинского и под редакцией Н.А. Некрасова. Начинающий поэт прибыл в столицу в июле 1838 г. из Ярославля. Петербург встретил недоучившегося гимназиста совсем не радостно. Некрасов дважды пытался поступить в Петербургский университет. Стал вольнослушателем. Он долго перебивался случайными заработками: на рынках и трактирах за несколько копеек писал для крестьян письма и казенные бумаги. С жильем было туго – одно время Некрасов снимал подвальное помещение на Васильевском Острове. Мебели не было, стихи писал на полу. Много позднее Н.А. Некрасов писал: «Столица наша чудная, богата через край // Житье здесь нищим трудное, миллионерам рай».
Через год Некрасов подготовил новое издание «Петербургского сборника». В ней с романом «Бедные люди» дебютировал 24-летний Ф.М. Достоевский. (Он написал его в меблированной узкой комнате в доходном доме близ Владимирского собора). Основание Петербурга, согласно Достоевскому, было преступной ошибкой Петра Великого: бессмысленный вызов природе, традициям, народному духу. В своей записной книжке писатель цитирует строку Пушкина из «Медного всадника»: «Люблю тебя, Петра творенье». Достоевский замечает: «Виноват, не люблю я его. Окна, дырья, - и монументы».
В течение трех дней, в которые его тело оставалось в доме, множество людей всех возрастов и всякого звания беспрерывно теснились пестрою толпою вокруг его гроба. Женщины, старики, дети, ученики, простолюдины в тулупах, а иные даже в лохмотьях, приходили поклониться праху любимого народного поэта. Нельзя было без умиления смотреть на эти плебейские почести, тогда как в наших позолоченных салонах и раздушенных будуарах едва ли кто-нибудь и сожалел о кроткости его блестящего поприща.