Схизма (греч. Schisma – «расщепление») – раскол в церкви

МОНОФИЗИТЫ (от греч. monos «один» + phusis «природа») – одно из течений в христианстве, признававшее у Христа только одну божественную природу и отвергавшее представление о Христе – человеке. (Основатель – византийский архимандрит Евтихий в V веке).

АНАБАПТИСТЫ (от греч. anabaptizo – «вновь крещусь») – перекрещенцы – члены еретического движения в Реформации XVI века, выступавшие за крещение в сознательном возрасте; отрицали церковную иерархию, иконы, большинство христианских таинств.

СОДЕРЖАНИЕ

Санкт-Петербург в XVIII веке 3

Санкт-Петербург в XIX веке 55

Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, Санкт-Петербург в XX веке 106

Хронологический указатель 177

Измозик Владлен Семенович, Лейберов Андрей Игоревич,

Павлов Борис Викторович, Рудник Сергей Николаевич

История Санкт-Петербурга

Учебное пособие

Редактор М.Ю. Комарова

Сводный темплан 2007 г.

Лицензия ЛР № 020308 от 14.02.97

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 78.01.07.953.П.005641.11.03 от 21.11.2003 г.

Подписано в печать 2006. Формат 60х84 1/16

Б. кн. - журн. П.л.. Б.л.. РТП РИО СЗТУ.

Тираж. Заказ

Северо-Западный государственный заочный технический университет

РИО СЗТУ, член Издательско-полиграфической ассоциации вузов

России

191186, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д.5

АНАФЕМА (греч. anathema – «проклятие») – церковное проклятие, сопровождавшееся отлучением от церкви, лишая верующего надежды на «спасение»; высшая церковная кара в христианстве.

АНТРУСТИОН – королевский дружинник.

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (греч. anthropos «человек» + kentron «центр») – философское учение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания.

АННАЛЫ (лат. annus – «год») – сжатая форма изложения событий по годам (вид хроники).

АРИАНСТВО – учение епископа Ария (256-336), отрицавшее принцип равносущности Бога-отца и Бога-сына.

АРИСТОКРАТИЯ – (греч. aristokratia) – высший, привилегированный слой общества, какой-либо социальной группы.

АРЬЕРВАССАЛЫ (от фр. arriere – «задний» и лат. vassallus – «вассал») – вассалы прямых вассалов феодального сеньора (опосредованные вассалы).

АУТОДАФЕ (исп. auto-de-fe – «акт веры») – торжественное оглашение приговора инквизиционного трибунала и приведение его в исполнение, в частности публичное сожжение осужденных на костре.

БАЗИЛИКА (греч. basilike, лат. basilica – «царский дом») – здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное на несколько продольных нефов рядами столбов или колонн; широко распространенный тип композиции христианских храмов.

БАЛЬИ ( франц. bailli) – королевский чиновник, осуществляющий административную и судебную власть в крупной области (бальяже).

БАН (от фр. banal – «принадлежащий сеньору») – 1) право феодальных сеньоров на определенную степень политической власти в своем владении, в т.ч. право собирать феодальное ополчение; 2) феодальное ополчение королевских вассалов.

БАНК (лат. banca – «скамья менялы») – учреждение, занимавшееся хранением, переводом и предоставлением кредитов.

БАНАЛИТЕТ – монопольное право сеньора на помол зерна, выпечку хлеба, винокурение.

БАРД (кельт. bard) – поэт-певец у древних кельтов.

БАРОККО (ит. barocco – «вычурный», «странный») – художественный стиль конца XVI – середины XVIII вв.: декоративная пышность, динамичность, сложные формы, живописность.

БАРОНИЯ – крупный феод, полученный непосредственно от короля. При наследовании не подлежал дроблению.

БЕНЕФИЦИЙ (лат. beneficium – «благодеяние») – 1) имущество (земля), предоставленное в пожизненное пользование за службу; позднее – в наследственное владение; 2) церковная доходная должность в католической церкви.

БЕРСЕРК – скандинавский воин, посвятивший себя верховному богу Одину, неистово сражавшийся без доспехов и считавшийся неуязвимым.

БЕСТИАРИИ (от лат. bestia – «зверь») – средневековые трактаты о животных.

БОНДЫ (шведск. bonder) – свободные общинники в скандинавских странах.

БРЕТЕР (фр. brette – «шпага») – заядлый дуэлянт.

БУЛЛА (лат. bulla - «шарик») – наиболее важный папский документ, скрепленный круглой металлической печатью; реже – императорский декрет.

БЮРГЕРСТВО (нем. Burgertum, от Burg – «крепость», Burger – «житель города») – городское сословие в средневековой Европе.

ВАССАЛ (кельтское gwas, лат. vassus – «слуга») – лицо, получившее от сеньора феод во владение и выполняющий благородные обязанности (военная служба 40 дней в году, участие в курии сеньора, выплата рельефа, оказание денежной феодальной помощи, предоставление сеньору права постоя, сдача своего замка сеньору по первому требованию).

ВАГАНТЫ (лат. vagantes – «бродяги») – бродячие студенты, безместные клирики; в их среде возникла своеобразная латиноязычная литература.

ВАЛЬДЕНСЫ (по имени Пьера Вальда) – еретическая секта в XII – XIII вв., в основном во Франции и Италии; выступали против церковной иерархии и собственности, за всеобщий аскетизм.

ВАСИЛЕВС, БАЗИЛЕВС (греч.) – византийский император.

ВЕРГЕЛЬД (нем. Wergeld – «цена человека») – у германцев возмещение за убийство, вносимое обидчиком родственникам потерпевшего, заменяло кровную месть.

ВИКАРИЙ (лат. vicarius – «заместитель») – помощник епископа по управлению епархией.

ВИТРАЖ (франц. vitrage – «оконные стекла») – сюжетная или орнаментальная композиция, выполненная из цветного стекла: 1) в классическом витраже средневековых соборов куски цветного стекла соединялись между собой пластинами из свинца; 2) живопись по бесцветному или цветному цельному стеклу силикатными (минеральными) красками, закрепляемыми затем легким обжигом.

ВИРГАТА – единица площади в англ. системе мер (около 30 акров – 12 га).

ВИЛЛАН (лат. villani – «жители деревни») – в Англии несвободный крестьянин; во Франции лично свободный, находившийся в поземельной зависимости от сеньора.

ГАЙДА (англ. hide) – земельный надел общинника керла в Англии раннего средневековья, считавшийся землей одной семьи. Средняя его величина – 120 акров пашни.

ГАУДЕАМУС ИГИТУР (лат. Gaudeamus igitur – «итак, будем веселиться» от Gaudeo – «радоваться») – первая строка студенческой песни сочиненной вагантами или студентами Гейдельбергского университета в Германии в XIV веке и с тех пор – гимн студентов (Гаудеамус).

ГВЕЛЬФЫ (от саксонского рода Вельфов) – итальянские сторонники римских пап в их борьбе с германскими императорами.

ГЕЛИОЦЕНТРИЗМ (греч. Helios – «солнце» + лат. centzum – «центр») – учение о центральном положении Солнца в планетной системе, окончательно утвердившееся после работ Коперника и пришедшее на смену геоцентрической системе мира.

ГЕОЦЕНТРИЗМ (греч. Ge – «земля» + centrum – «центр») – учение, согласно которому Земля является неподвижным центром Вселенной, вокруг которого обращаются Солнце и все другие небесные светила.

ГЕНЕЗИС (греч. genesis – «происхождение») – возникновение, происхождение; процесс образования и становления развивающегося явления.

ГЕТТО (от названия района ghetto Венеции, в котором жили евреи) – часть города, отведенная для принудительного поселения евреев.

ГЕРЦОГ (от др. герм. Heerzien – «предводитель войска») – в раннем средневековье военный вождь племени, позднее – титул крупного феодального владельца.

ГЕЗЫ (фр. gueux - «нищие») – участники антииспанской борьбы в Нидерландах.

ГЕЗИТЫ (англ.-сак. gesith - «товарищ») – дружинники в Англии в период раннего средневековья.

ГИБЕЛЛИНЫ (от Weiblingen – родового замка Штауфенов) – итальянские сторонники императоров в их борьбе против пап.

ГИЛЬДИЯ (от др. герм. Gild – «пир») – объединение купцов для защиты своих интересов.

ГИСТРИОН (лат. histrio) – странствующий актер, комедиант (в Германии – шпильман, во Франции – жонглер).

ГЛАФОРДАТ (др.англ. hlaford – «предоставляющий хлеб», «господин»; отсюда англ. lord – «лорд») – отдача под покровительство могущественного лица у англосаксов.

ГЛОССАРИЙ (лат. glossarium – «словарь») – толковый словарь устарелых и малоупотребительных слов.

ГЛОССА (греч. glossa – «устаревшее слово») – заметка, примечание переписчика или читателя, поясняющая непонятные выражения в тексте.

ГРАФ (нем. Graf, лат. comes) – 1) в раннем средневековье – должностное лицо местного управления, наделенное судебной, административной и военной властью; 2) один из титулов знати.

ГРАНД (исп. grande от лат. grandis – «большой», «важный») – наследственный титул знатного высшего дворянства в Испании, испанская аристократия.

ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ – тип церковных песнопений, в создании которого большую роль сыграл папа Григорий I Великий (590 – 640).

ГУГЕНОТЫ (от нем. Eidgenossen – «давшие совместную клятву») – протестанты во Франции.

ГУМАНИЗМ (лат. humanus – «человечный», homo – «человек») – направление в общественной мысли Возрождения, ставившее целью изучение наук о человеке – философии, истории; мировоззрение эпохи Ренессанса, ставящее в центр мира человека.

ДЕСПОТИЯ (греч. despoteia – «неограниченная власть») – форма самодержавной власти, неограниченная монархия; отличается полным произволом власти, бесправием подданных.

ДЖЕНТРИ (лат. gentry) – среднее и мелкое дворянство в Англии XVI – XVII вв. («новые дворяне»).

ДИНАТЫ (греч. «могущественные», «сильные») – в Византии во все периоды ее истории - богатые, влиятельные люди, крупные землевладельцы.

ДИМЫ (от греч. demos – «народ») – спортивно-политические организации свободных горожан (димотов) в Византийской империи; имели кассы, управлялись димархами (распорядителями) и группировались вокруг зрелищ на ипподроме. Оформилось 4 партии – венеты (голубые), прасины (зеленые), левки (белые), русии (красные).

ДОГМАТ (от греч. dogma, dogmatos – «мнение», «учение», «постановление») – ключевое положение религиозного учения, обязательное для верующих.

ДОЖ (от лат. dux – «предводитель») – глава Венецианской (пожизненный) и Генуэзской (избираемый на срок) республик.

ДОМЕН (от лат. dominium – «власть», «господство», «владение») – 1) совокупность земельных владений феодала, на которых непосредственно осуществляется его власть; 2) часть поместья, на которой феодал вел собственное хозяйство, барская запашка.

ДОМИНИКАНЦЫ (лат. dominicani от имени основателя Святого Доминика) – члены «нищенствующего» монашеского ордена в католической церкви. Другое их название «Fratres praedicatores» – «братья – проповедники».

ДОНЖОН – центральная башня замка.

ДОФИН (по названию провинции Дофинэ) – титул наследника королевского престола Франции с сер. XIV века до 1830 года.

ЕВАНГЕЛИЯ (греч. ewaggellon – «благая весть») – раннехристианские книги апостолов о жизни и учении Иисуса Христа. Их бытовало много, но в состав Нового Завета включены четыре – от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна (канонические Евангелии). Остальные – апокрифические, т.е. «тайные», не признаваемые как священные.

ЕПИТИМЬЯ (греч. epitimia – «наказание», «кара») – церковное наказание верующих за нарушение канонов, предписаний (длительные молитвы, усиленный пост, земные поклоны перед иконой и т.п.).

ЕПИСКОП (греч. episkopos - «надзиратель») – духовный глава административно-территориальной церковной единицы – ЕПАРХИИ. Во главе группы епархий стоял архиепископ.

ЕРЕСЬ (греч. hairesis – «выбор», «особое вероучение») – 1) религиозное учение, отклоняющееся от официальной доктрины церкви в вопросах догматики, культа, организации; 2) заблуждение, вздор, чепуха.

ЗАДРУГА (серб.) – патриархальная семейная община у южных славян.

ИДАЛЬГО (исп. hidalgo от hijo d,algo – «дети благородных») – мелкопоместный рыцарь, дворянин в Испании XII – XVII вв.

ИЕЗУИТЫ (от лат. формы имени Иисуса Iesus) – члены католического монашеского ордена, основанного в Париже в 1534 году испанцем Игнатием Лойолой (Societas Iesu – «Общество Иисуса).

ИКОНОБОРЧЕСТВО – религиозное движение в Византии, направленное против почитания икон; согласно иконоборцам иконописный образ не принадлежит Богу, ибо Бог – дух, неописуемый, невоссоздаваемый; почитание икон определялось как идолопоклонство.

ИКОНОГРАФИЯ (греч. eikon «образ», «изображение» + grapho «пишу») – 1) изучение и описание изображений сюжета или лица, истолкование их смысла, символики, атрибутов; 2) строго установленные каноны изображения определенного сюжета или лица.

ИКОНОЛОГИЯ (греч. eikon «образ» + logos «слово») – наука об интерпретации разных, явных и тайных слоев художественного произведения.

ИММУНИТЕТ (лат. immunitas – «освобождение» от чего-либо) – совокупность политических, административных, судебных, фискальных прав, которые передавались сюзереном владельцу феода (полный иммунитет).

ИМПЕРАТОР (лат. imperator – «повелитель») – титул некоторых монархов, обозначающий более высокий ранг по сравнению с королем, царем.

ИМПЕРИЯ (лат. imperium – «власть») – крупное монархическое государство, главой которого является император.

ИНВЕСТИТУРА (от лат. investire – «облачать») – 1) церемония введения вассала во владение феодом (светская инвеститура); 2) церемония введения в церковную должность (духовная инвеститура).

ИНДУЛЬГЕНЦИЯ (лат. indulgentia – «снисхождение», «милость») – грамота как свидетельство об отпущении грехов, выдаваемая католической церковью от имени папы за деньги или за какие-либо заслуги перед церковью.

ИНКВИЗИЦИЯ (лат. inquisitio – «розыск», «расследование») – трибунал католической церкви, созданный в XIII веке для борьбы с ересями.

ИНТЕРДИКТ (лат. interdictum - «запрет») – одна из форм церковного наказания: временный, без отлучения от церкви, запрет на совершение богослужения и религиозных обрядов. Налагался как на отдельных лиц, так и на целую территорию (город, деревню, страну).

ИНКУНАБУЛЫ (от лат. incunabula – «раннее детство», «первые шаги») – первопечатные книги, вышедшие до 1501 года, внешне похожие на рукописные книги.

ИНФАНТ, ИНФАНТА (исп. infante от лат. infans – «дитя», «ребенок») – титул принцев и принцесс королевского дома в Испании и Португалии.

ИСИХАЗМ (греч. hysichasm – «внутреннее спокойствие», «отрешенность») – религиозно-мистическое учение в поздней Византии, обосновывавшее задачу спасения путем особых мистических состояний отрешения, молчания, неподвижности. В XIV веке исихаст Григорий Палама развил идею мистического единения с Богом.

КАРТУЛЯРИЙ (лат. chartularium – «собрание грамот») – сборник копий грамот и описей.

КАТРЕН (лат. quatre – «четыре») – четверостишие.

КАТАРЫ (греч. katharos – «чистые») – еретическое движение в Европе XI – XIII вв. В основе учения – идея борьбы двух начал: доброго и злого (дуализм), духовного (Бог) и телесного (порождение дьявола); Христос не воплощался, он только казался человеком, его тело призрачно. Призывали к чистому, духовному совершенству – аскеза, молитвы, отвергали церковную собственность, храмы, иконы, крест, практиковали публичную исповедь. Большое влияние оказали на еретическое движение альбигойцев.

КАПИТУЛЯРИЙ (лат. capitularia) – законы и распоряжения франкских королей из династии Каролингов; разделялись на параграфы или главы (лат. capitula, отсюда название - «указ, разбитый на главы» или сборник указов).

КАПИТУЛ (лат. caput – «голова», capitulum – «глава») - совет духовных лиц при епископе или руководителе монашеского ордена.

КАРДИНАЛ (лат. cardinalis – «главный») – высшее, после папы, духовное звание в католической церкви. Кардиналы назначаются папой и избирают его из своей среды. Знаком кардинальского достоинства является красная шапка, символизирует готовность кардинала пролить свою кровь в защиту интересов церкви.

КАТОЛИЦИЗМ (греч. katholikos - «всеобщий», «вселенский») – одно из основных направлений христианства (наряду с православием и протестантизмом), оформившееся в Западной Европе после разделения церквей в 1054 г.; иное название – латинская церковь.

КАУЗАЛЬНОСТЬ (лат. causa – «причина») – причинность, причинная обусловленность.

КЛЕРИКАЛИЗМ (от греч. kleros – «жребий») – политическое миросозерцание, идеалом которого является преобладающее господство католической церкви во всех областях жизни общества.

КЛИР (греч. kleros – «идеал», «жребий») – духовенство, одно из сословий средневековья, на котором лежала обязанность молитвами помочь в спасении души. Занимало привилегированное положение как посредник между Богом и людьми. Первоначально избиралось по жребию – отсюда название. Член духовенства – клирик.

КЛЮНИЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ – движение за обновление католической церкви X – XI вв., возглавленное монастырем Клюни в Бургундии. Его идеологи требовали соблюдения обета безбрачия, отмены симонии, прекращения практики назначения аббатов и епископов светскими князьями.

КОЛОН (лат. colonus – «поселенец», «земледелец») – крестьянин, находившийся в поземельной зависимости и обладавший личной свободой (coloni liberi).

КОМПЕНДИЙ (лат. compendium – «сокращение») – сокращенное изложение основных положений какого-либо исследования.

КОММУНА (фр. commune – «община», лат. communis – «общий») – сообщество свободных горожан, заключивших союз и добившихся от сеньора права на самоуправление; город с самоуправлением.

КОММУТАЦИЯ (лат. commutatio – «изменение») – переход от натуральных форм ренты к денежной.

КОММЕНДАЦИЯ (лат. commendare – «вверять», «поручать») – акт, оформляющий отношения личной зависимости крестьянина от магната, вассала от сеньора.

КОНДОТЬЕР (от ит. condotta – «договор») – предводитель наемного военного отряда в Италии XIV – XV вв., находившийся на службе у городов-коммун или отдельных правителей.

КОНКОРДАТ (лат. concordatum – «соглашение») – договор между папой, как главой католической церкви, и каким-либо государством, регулирующий отношения между ними и положение церкви в государстве.

КОННЕТАБЛЬ (лат. comes stabuli – «начальник конюшни») – одно из высших должностных лиц в средневековой Франции – главнокомандующий армией.

КОНСИСТОРИЯ (лат. consistorium – «местопребывание») – 1) в католичестве – специальное совещание кардиналов под председательством папы; 2) в протестантизме – орган управления религиозной общиной.

КОНУНГ (др.-сканд. konung – «вождь») – вождь племени, высший представитель родовой знати, военный предводитель у норманнов.

КОНКЛАВ (от лат. cum clave – «запертые на ключ»; conclave – «запертая комната») – процедура выборов папы: совет кардиналов, собирающихся для избрания папы римского в изолированном от внешнего мира помещении.

КОСМОГОНИЧЕСКИЙ МИФ (греч. kosmogonia – «происхождение мира») – мифологическое предание о творении мира.

КОСМОЛОГИЧЕСКИЙ МИФ (греч. kosmologia - «учение о мире») – мифологическое предание об устройстве мира.

КОПИГОЛЬДЕР (от англ. copyhold – «держание по копии») – держатель земли от лорда по копии манориального протокола, в котором были зафиксированы условия держания. Копигольдеры, как правило, были лично свободны, но находились в поземельной зависимости от феодала.

КРИПТА (лат. crupta – «тайник») – помещение под алтарной частью храма для почетных погребений и хранения самых ценных святынь.

КУЛЬТ (лат. cultus – «почитание») – 1) один из обязательных элементов любой религии – совокупность определенных канонами ритуалов, обрядов, открывающих возможность непосредственного общения с Богом и святыми; 2) преклонение перед кем-, чем-либо.

КУРИЯ (лат. curia) – совет сеньора с его вассалами; королевская курия – собрание крупных феодалов, созывавшееся королем.

КУТЮМ (фр. coutume – «обычай») – местное обычное право во Франции.

КУРТУАЗИЯ (фр. courtois – «придворность», «вежество», «изысканность») – правила рыцарского поведения; куртуазная литература – рыцарские романы, поэзия.

КУРФЮРСТЫ (нем. Kurfurst – «князь-избиратель») – высшие духовные и светские князья «Священной Римской империи», которым принадлежало право выбора императора.

ЛАНДТАГ (нем. Landtag – «земское собрание») – орган сословного представительства в германских княжествах.

ЛАНДСКНЕХТЫ (нем. Landsknecht) – наемная пехота в европейских армиях в XV – XVII вв. От наемников ландскнехты отличались тем, что нанимались воевать, как правило, в армию своей страны.

ЛЕН (нем. Lehn, от leihen – «одалживать») – в Германии земельное владение или иные источники дохода, пожалованные сеньором своему вассалу на условиях выполнения военной или административной службы (то же, что феод).

ЛЕГИСТЫ (лат. lex (legis) – «закон») – законоведы, занимавшие должности королевских советников.

ЛЕГАТ (лат. legatus – «посол») – уполномоченный папы римского, направляемый в иностранное государство с особой миссией.

ЛОЛЛАРДЫ (англ. lollard - «бормочущий молитвы») – «бедные» странствующие священники, последователи учения Джона Уиклифа.

ЛОРД (англ. lord – от англо-сакс. hlaford - «хранитель», «дающий хлеб») – в Англии: 1) феодальный землевладелец (лорд манора) и сеньор своих вассалов; в более узком смысле – крупный феодал (лендлорд – landlord), непосредственный держатель короля – барон; 2) собирательный титул английской аристократии (герцоги, маркизы, графы, виконты, бароны), который с середины XIV века получают пэры королевства - наследственные члены палаты лордов английского парламента.

МАВРЫ (лат. mauri – «темный») – условное обозначение европейцами ряда племен; в древности маврами называли коренное население Северо - Западной Африки (Мавретании); с VIII века, после завоевания Северной Африки арабами и появления их на Пиренейском полуострове, - всех мусульман Пиренейского полуострова; после окончания Реконкисты в XV в. – арабов-мусульман Северной Африки (за исключением Египта).

МАГИЯ (лат. magia) – колдовство, чародейство, волшебство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, духов; «белая» магия – лечебная, с помощью божественных сил; «черная» магия – вредоносная с помощью «нечистой силы», дьявола.

МАГНАТ (лат. magnatus – «большой», «знатный» человек) – крупный феодал, представитель высшей аристократии.

МАЙОРАТ (лат. major – «старший») – система наследования, при которой вся земля переходит нераздельно к старшему из сыновей.

МАЙОРДОМ (лат. major «старший» + domus «дом») – 1) управляющий дворца; 2) высшее должностное лицо во Франкском государстве, правитель королевства.

МАКРОКОСМ(ОС) (греч. makrokosmos – «пространный мир») – в древней и средневековой философии понятие, обозначающее упорядоченное мироздание, Вселенную.

МАРКА (нем. Marke – «граница») – 1) крестьянская соседская община; 2) пограничный округ во Франкском государстве, управляемый маркграфом. Эта должность впоследствии превратилась в титул «маркиз» – выше графа и ниже герцога.

МАНОР (от лат. maneo – «проживаю») – название феодального поместья в Англии.

МАНС (от лат. mansus – «жилище», «проживание») – дом, хозяйственные постройки и земельный надел, находившийся в условном держании во Франции (ср.: гуф – в Германии, гайда - в Англии).

МАНУФАКТУРА (лат. manus «рука» + facere «делать», т.е. «ручное производство») – капиталистическое предприятие с разделением труда и сохранением ручной, ремесленной техники.

МЕДИЕВИСТИКА (от лат. Medium aevum – «средний век») – область исторической науки, изучающая историю средних веков.

МЕНЕСТРЕЛЬ (фр. m enestrel, от лат. ministerialis – «состоящий на службе») – в Англии и Франции – странствующий или состоящий при дворе феодала певец, музыкант, актер, часто также поэт. В отличие от трубадуров и труверов, менестрели необязательно были создателями своих произведений.

МЕНТАЛИТЕТ (от лат. mens – «ум», «мышление» или mentalis – «умственный», «духовный») – глубинные стабильные привычки коллективного и индивидуального сознания, мироощущение, социально-психологический настрой, образ мысли, доминирующий в толще общества, в том числе и бессознательное. Это отражение опыта прежних поколений, запечатленных в структурах мозга человека и определяющих поведение, поступки людей.

МИНИСТЕРИАЛЫ (от лат. ministerium – «служба», «должность») – слуги, служилые люди феодалов, короля, выполнявшие придворную, хозяйственно-административную и военную службу. Наделялись за службу бенефициями и получали право на посвящение в рыцари.

МИНИАТЮРА (от лат. minium – «киноварь» – красная краска, которой в древности пользовались для расцвечивания заглавных букв в рукописных книгах) – 1) живописные изображения, украшавшие и иллюстрировавшие средневековые рукописи, в виде заставок или на всю страницу; 2) живописное произведение малого размера.

МИЛЛЕНАРИИ (от лат. mille – «тысяча») – приверженцы учения о предстоящем на земле «тысячелетнем царстве божьем».

МИННЕЗИНГЕРЫ (нем. Minnesinger – «певец любви») – немецкие лирические поэты-певцы, воспевавшие в основном рыцарскую любовь.

МИРОПОМАЗАНИЕ – одно из семи христианских таинств, признаваемых католицизмом и православием: обряд помазания лба, рук, груди, глаз, ушей и ноздрей особым ароматическим маслом, называвшимся МИРО – символ освещения человека божьей благодатью; применялся при коронации монарха.

МИРАКЛЬ (фр. miracle, лат. miraculum – «чудо») – вид средневекового театрального религиозно-назидательного представления на тему о «чуде», совершаемом Девой Марией или Святыми.

МИНОРИТЫ (от лат. minor – «меньший») – монахи ордена францисканцев. Их называли «меньшие братья» Христа (fratres minores).

МИСТЕРИЯ (греч. mysterion – «тайна», «таинство», лат. «служба») – вид средневекового театрального представления, обычно стихотворная инсценировка библейских эпизодов, разыгрывавшихся на площадях во время религиозных праздников.

МИСТИКА (от греч. mystikos – «таинственный») – 1) религиозные учения, допускавшие непосредственное общение верующего с Богом, потусторонним миром; 2) нечто загадочное, непонятное, необъяснимое.

МИКРОКОСМ(ОС) (греч. mikrokosmos – «малый мир») – человек, как подобие Вселенной.

МОНАРХИЯ (от греч. m onarchia – «единовластие») – форма правления государством, при которой верховная государственная власть сосредоточена в руках одного пожизненного законного главы государства – монарха.

МОНАШЕСТВО (от греч. monachos – «одинокий», «отшельник») – часть духовенства, отказавшаяся от имущества, мирской жизни, от всех семейных, общественных связей, ставя цель аскезой, молитвами обеспечить спасение души (своей и других верующих).

МОРИСКИ (от исп. moro - «мавр») – в Испании арабы, обращенные в христианство.

МОСАРАБЫ (от арабск. «муста риб» – «арабизировавшийся») – арабизированные испанцы, сохранившие христианскую веру.

МУНДИУМ (от лат. mundium – «защита») – термин германского права, обозначающий покровительство, защиту, опеку.

НЕПОТИЗМ (от лат. nepos – «внук», «племянник») – раздача римскими папами доходных должностей, церковных званий, земель своим родственникам.

НЕСТОРИАНСТВО – учение V в. о соотношении божественной и человеческой природы в Христе, названо по имени основателя, константинопольского епископа Нестория; отвергался догмат о «богочеловеке» и утверждалось, что Мария родила не Бога, а человека Иисуса (Мария – не Богородица, а человекородица), Иисус стал Христом (Мессией) только после того, как на него снизошел Святой Дух.

НЕФ (лат. navis – «корабль») – продольная часть христианского храма в виде галереи, отделенная от других рядом колонн. Центральный неф – более высокий и широкий, чем боковые.

НИМБ (лат. nimbus – «облако») – изображение сияния вокруг головы Бога, Богородицы, ангелов, святых в виде круга как символ исходящего от них божественного, вечного, а потому имеющего круглую, «безначальную» форму света.

НИЩЕНСТВУЮЩИЕ ОРДЕНА – монашеские ордена, уставы которых требуют от их членов обязательного соблюдения бедности в духе первоначального христианства. Жили подаяниями. К таким орденам принадлежат францисканцы, доминиканцы, капуцины, кармелиты, августинцы, клариситы и др.

НОМИНАЛИЗМ (от лат. nomen – «название», «имя») – одно из направлений схоластической философии, признававшее первичность вещей и вторичность понятий. Общие понятия являются лишь именами единичных предметов. Сторонники номинализма отвергали положение другого направления философии – «реализма», признававшего объективное существование общих понятий в божественном разуме.

НОРМАННЫ (от сканд. Northman – «северный человек») – скандинавские народы (датчане, норвежцы, шведы), совершавшие походы на Европу в VIII – XI вв.

НУНЦИЙ (от лат. huntius – «вестник») – с XVI века – постоянный дипломатический представитель папы римского в других странах.

ОБЩИНА (рус.) – объединение по кровному родству или по принципу территориальной заинтересованности, с органом самоуправления, правами–обязанностями, традициями (фара – у бургундов и лангобардов, марка – у других германцев, бегетрия – у испанцев, митрокомия – у византийцев).

ОММАЖ (от лат. homo – «человек») – часть ритуала вступления в вассальную зависимость, установление личных связей. Процедура оммажа: рыцарь являлся к сеньору, опускался перед ним на колени, влагал свои руки в руки сеньора и объявлял себя его «человеком» («человек руки» – символ преданности). Затем следовал другой жест: поцелуй между ними («человек поцелуя» – единение дыхания, символ равенства, союза, обязанность оберегать друг друга). Произносилась «клятва верности» (фуа) и, далее, - инвеститура, наделение феодом.

ОРДАЛИЯ (лат. ordalia) – способ выяснения виновности или невиновности тяжущихся сторон путем так называемого «божьего суда» (испытание огнем, водой и др.)

ОРДЕН (от лат. ordo – «порядок», «сословие») – организация монахов с определенным уставом; во времена крестовых походов – организация рыцарей, принявших, кроме монашеских обетов (обязательств), клятву сражаться с иноверцами (духовно-рыцарский орден); 2) в конце средневековья – светское объединение рыцарей.

ОРДОНАНС (фр. ordonnance) – королевский указ во Франции и Англии.

ОРТОДОКСИЯ (гр. orthodoxia – «правильное мнение») – неуклонное следование основам какого-либо учения, исключающее даже незначительные отклонения от него; вероучение, утвержденное высшими церковными авторитетами.

ОТЦЫ ЦЕРКВИ – христианские мыслители III – VIII вв., давшие на основе Библии классические для средневекового христианства ответы на вопросы о смысле жизни (Св. Августин, Амвросий Медиоланский, Иероним, Иоанн Златоуст, Василий Великий и др.).

ПАМФЛЕТ (англ. pamphlet – «листок в руках») – небольшое обличительное полемическое сочинение на общественно-политическую тему.

ПАРЛАМЕНТ (от фр. parles – «совещаться») – 1) в Англии – высшее законодательное учреждение (сословный орган); 2) во Франции – высший королевский суд.

ПАРИКИ (греч. «сосед», «поселенец») – крестьяне в Византии, наследственные держатели земли.

ПАСТОР (лат. pastor – «пастырь», «пастух») – служитель церкви в протестантских течениях, отрицавших институт священства.

ПАТРОНАТ (лат. patronus – «покровитель») – форма покровительства (защита военная, юридическая и др.), приводившая к зависимости от патрона.

ПАТРИЦИАТ (лат. patriciatus – «родовитый») – наиболее богатый, привилегированный слой городского населения, осуществлявший управление городом.

ПАТРИСТИКА (греч. patros – «отец») – 1) произведения «отцов церкви», в которых излагались основы христианского богословия; 2) учение об «отцах церкви».

ПРЕСВИТЕР (греч. presbyteros – «старейшина») – 1) управляющий в раннехристианских общинах; 2) священнослужитель – в православной и католической церкви; 3) у протестантов – руководитель общины (церкви), избираемый, как и пастор, из состава мирян.

ПИКАРО (исп. picaro – «плут», «пройдоха») – хитрец, обманщик, не имеющий своей постоянной профессии и живущий мошенничеством, случайными заработками. (Литературный персонаж в испанских «плутовских романах»).

ПИЛИГРИМ (ит. pelegrino – «чужеземец») – паломник, странствующий богомолец, отправившийся в путь с целью посетить отдаленные святыни для облегчения своей души от грехов.

ПОРТАЛ (лат. porta – «дверь», «ворота») – архитектурно выделенный на фасаде вход в собор.

ПОДЕСТА (от лат. potestas – «власть») – глава исполнительной и судебной власти в итальянских городах. Избирался горожанами или назначался императором.

ПОПОЛАНЫ (ит. popolani, от popolo – «народ») – торгово-ремесленное население итальянских городов.

ПОНТИФИКАТ (от лат. pontificis – «первосвященник») – власть и время правления папы римского, один из титулов которого с V века – «верховный понтифик».

ПОЛИПТИХ (от греч. poluptuchos – «многолистная книга») – опись монастырских владений с перечнем держаний, угодий, строений и других сведений. (В России полиптихи – писцовые книги).

ПРЕКАРИЙ (от лат. preces – «просьба», precaria – «переданное по просьбе») – условное крестьянское держание.

ПРЕВО (от лат. praepositus – «надзиратель», «начальник») – во Франции назначенный королем чиновник, осуществляющий административно-судебную, фискальную и военную власть в пределах превотства (округ); в Париже – выборный глава муниципалитета («купеческий прево»).

ПРОТЕСТАНТИЗМ (от лат. protestans – «возражающий», «несогласный») – одно из трех крупнейших направлений христианства (наряду с католицизмом и православием). Возникло в Германии в XVI веке в результате Реформации. Название «протестант» первоначально было дано германским князьям-лютеранам и городам, направившим в 1529 году «Протестацию» императору, где выразили протест попыткам реставрировать католицизм. В дальнейшем протестантами стали называть всех последователей новых церковных направлений, отколовшихся от католицизма и не признававших власть папы (цвинглианство, кальвинизм, анабаптизм и др.).

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (лат. providentia – «провидение») – учение о претворении первозамысла и воли Бога в проявлениях материального мира, ходе исторических событий.

ПРЕЛАТ (от лат. praelatus – «предпочтенный», «поставленный над кем-либо») – звание, присваиваемое высшим духовным лицам.

ПРИОР (от лат. prior – «первый», «важнейший», «старинный») – 1) настоятель небольшого мужского католического монастыря; 2) должностное лицо в духовно-рыцарских орденах, рангом ниже великого магистра; 3) в Италии – выборный глава купеческой или ремесленной гильдии.

ПРОНИЯ (греч. «попечение») – крупное наследственное землевладение в Византии.

ПЭРЫ (от лат. par – «равный») – 1) вассалы, зависевшие от одного сеньора, обладавшие одинаковыми правами и заключившие союз между собой: блюсти дружбу, не вести войн в своей среде, не чинить суда без решения «равных»; с XII века пэрами стали считаться сеньоры, зависевшие непосредственно от короля. По отношению к ним король был «первым среди равных»; 2) высшая аристократия во Франции и Англии.

РАТУША (нем. Rathaus – «дом совета») – здание, в котором размещались органы городского управления.

РЕФОРМАЦИЯ (от лат. reformatio – «преобразование», «исправление») – движение в Западной Европе в XVI веке за реформу католической церкви, положившее начало протестантизму.

РЕКОНКИСТА (исп. Reconquista – «отвоевание») – отвоевание испанцами и португальцами территорий Пиренейского полуострова, захваченных арабами.

РЕНЕГАДОС (от лат. renegare – «отрекаться») – испанцы, принявшие ислам в условиях арабского завоевания; отступники.

РЕЙХСТАГ (нем. Reichstag – «имперское собрание») – общеимперский съезд в средневековой Германии, собрание представителей имперских князей и имперских городов.

РЕЛЬЕФ (от лат. relivium – «разрешение») – взнос вассала своему сеньору при вступлении во владение наследством. Был проявлением права верховной собственности сеньора на землю.

РЕМЕНСЫ (исп. remensa – «выкуп») – зависимые крестьяне в Испании, с обязанностью уплачивать выкуп при переходе к другому сеньору.

РУНЫ (от др.герм. Run – «тайна») – особые знаки, вырезанные на камне, дереве или оружии, ранняя форма письменности у германцев, преимущественно у скандинавов. По поверьям, обладали магической силой.

РЫЦАРЬ (от нем. Ritter – «всадник») – знатный, обязанный военной службой на коне (во Франции – шевалье; в Англии – найт; в Испании – кабальеро).

САГА (др.-сканд. saga - «повествование») – 1) древнескандинавское прозаическое повествование о богах и героях, со стихотворными вставками; 2) в широком смысле – сказание, легенда.

САНБЕНИТО (от исп. saco bendito – «освященный мешок») – одеяние, которое должны были носить осужденные инквизиционным трибуналом грешники: конусовидный колпак, светлый балахон с нашитыми крестами, языками адова пламени, изображением чертей.

САРАЦИНЫ (лат. Saraceni – «восточники») – название европейцами арабов и других восточных народов. В средние века было заимствовано от античных писателей, а они - от арабов (sark – «восток»).

СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от лат. saecularis – «мирской», «светский») – 1) обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую; 2) выход общественного и индивидуального сознания из-под влияния церкви.

СЕМЬ СВОБОДНЫХ ИСКУССТВ (лат. Septem artes liberales) – предметы, изучаемые в школе, семь ступеней лестницы премудрости: тривиум (грамматика, риторика, диалектика) и квадривиум (арифметика, астрономия, геометрия, музыка).

СЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ – человеческие грехи, которые, согласно патристике (Григорий Великий и др.), произошли от «корня всякого зла – гордыни»: тщеславие, зависть, гнев, уныние, скупость, чревоугодие, расточительность. Эти грехи в свою очередь порождают ряд других – непослушание, чванство, ненависть и др.

СЕНЬОР (лат. senior – «старший») – земельный собственник, господин, имевший вассалов и зависимых крестьян.

СЕНЬОРИЯ – феод, владелец которого (сюзерен) имел полный иммунитет и обладал совокупностью властных функций: политических, судебных, административных, фискальных.

СЕРВ (лат. servus – «раб») – крестьянин, находившийся в личной и поземельной зависимости.

СИМОНИЯ – практика продажи церковных должностей и званий (от имени Новозаветного Симона-волхва, пожелавшего за деньги приобрести у апостола Петра право отпущения грехов и совершать чудеса).

СИНЬОРИЯ (ит. signoria – «господство», «власть») – форма правления в некоторых итальянских городах XIV – XVI вв., когда вся полнота власти сосредоточена в руках единоличного правителя – синьора (тирана). Коммунальные органы играют декоративную роль.

СИРВЕНТА (от лат. sirven – «состоящий у кого-либо на службе») – поэтическое сочинение в лирике трубадуров, в котором разрабатываются темы общественного или политического характера.

СКАЛЬДЫ (сканд. skald – «поэт», «певец») – скандинавские поэты, певцы IX – XIII вв. Их песни отличаются изощренностью стиля, исторической достоверностью.

СКРИПТОРИЙ (от лат. scriptor – «писец», «переписчик») – мастерская по переписи рукописей, преимущественно в монастырях.

СОТЕРИОЛОГИЯ (греч. «учение о спасении») – богословское учение о спасении.

СТАТУС (лат. status – «состояние дел», «положение») – правовое положение, состояние.

СТАТУТ (лат. statutum – «постановление») – закон, издаваемый королем; общее наименование законов, принятых парламентом и утвержденных королем; устав.

СТАТХАУДЕР (голл. stadhouder от stad – «место», «город» и houder – «обладатель») – 1) наместник испанского монарха в Нидерландах и их отдельных провинциях (штатгальдер); 2) глава исполнительной власти в Республике Семи соединенных провинций (Голландии).

СТУДЕНТ (лат. studens – «усердно занимающийся») – учащийся средневекового университета.

СХОЛАСТИКА (от греч. schole – «школа») – официальная христианская (т.н. школьная) философия средневековья. В противоположность мистике, обосновывала путь постижения Бога и религиозных догматов логическими доказательствами и «книжными» рассуждениями, а не через сверхразумное созерцание и чувства.

СХОЛИИ (греч. scholia) – пояснения, примечания к тексту.

СЮЗЕРЕН (фр. suzerain – «господин») – высший феодал, верховный сеньор территории (король, герцог, князь и т.д.), который являлся государем (господином) по отношению к зависимым от него вассалам. Верховным сюзереном обычно считался король.

ТАИНСТВА (лат. sacramentum) – обрядовые действия в христианстве, в которых по учению церкви «под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать божья».

ТАЛЬЯ (фр. teille – «помощь») – во Франции фиксированный налог с вассалов (т.н. помощь сеньору в определенных традицией случаях), и с крестьян, чаще нефиксированный («произвольная талья»).

ТЕОЛОГИЯ (от греч. theos «бог» + logos «учение», «слово») – болословие, изложение христианского учения о Боге, божественности, обоснование его истинности и необходимости для человека.

ТЕОКРАТИЯ (от греч. theos «бог» + kratos «власть») – форма правления, при которой власть в государстве находится в руках главы церкви и духовенства.

ТИНГ (др.-сканд. phing – «собрание») – собрание свободных совершеннолетних мужчин у германцев, скандинавов; АЛЬТИНГ (всеобщий тинг) – собрание всех взрослых свободных мужчин Исландии, всеисландский орган управления, начиная с X века.

ТИАРА (греч. tiara – «корона») – тройная корона папы римского. В ее основе – епископская митра, на которую как бы надеты три короны, символизирующие тройственность власти папы: судебной, законодательной и церковной.

ТОНЗУРА (от лат. tonsura – «стрижка») – выстриженное или выбритое место на макушке, знак принадлежности к духовенству в католицизме.

ТОМИЗМ (от лат. Thomas – Фома) – направление в схоластической философии и католическом богословии, порожденное влиянием идей Фомы Аквинского. Главная особенность – стремление рационально обосновать многие положения христианской веры.

ТРАНСЕПТ (англ. transept) – поперечный неф или несколько нефов, пересекающих под прямым углом основные (продольные) нефы в крестообразных по плану храмах.

ТРУБАДУРЫ (от южно-фр. trobas – «изобретать», «сочинять») – лирические поэты-певцы в Южной Франции, воспевавшие, в основном, рыцарскую любовь.

ТРУВЕРЫ (от фр. trouver – «находить», «изобретать») – поэты-певцы Северной Франции XII – XIV вв., соревновавшиеся с трубадурами и особенно культивировавшие жанр эпических песнопений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: