double arrow

I период. Раннее Средневековье

Проблема и задачи

Введение

Сыктывкар 2005

Для студентов второго курса дневного отделения исторического факультета

Методические указания к практическим занятиям

Утверждено на заседании учебно-методической комиссии исторического факультета СыктГУ

Составители:

Курс истории Средних веков читается для студентов второго курса исторического факультета в первом и втором семестре соответственно. Он включает в себя лекции и практические занятия по изучаемым проблемам.

Данное введение призвано помочь студентам в подготовке к практическим занятиям, а также определить требования, предъявляемые к этой подготовке.


Предпосылки (I в. до н.э. – V в. н.э.) и генезис феодализма (V-XI вв.).

Тема 1. Формирование предпосылок феодальных отношений (I в. до н.э. – V в. н.э.).

Занятие 1: Общественный строй древних германцев в I в. до н.э. – I в. н.э.

1) Хозяйство и быт древних германцев по данным Цезаря и Тацита.

2) Характер землевладения и землепользования.

3) Социальная структура общества и организация управления.

Занятие 2: Франкское общество в кон. V – нач. VI в.

1) Хозяйство франков.

2) Общественный строй и формы собственности на землю.

3) Политическое устройство.

Источники:

  1. Практикум по истории средних веков. Под ред. М.Л. Абрамсон. М., Просвещение, 1971. С. 6-61.
  2. Салическая правда. Под ред. В.Ф. Семенова. М., 1950. С. 13-58.
  3. Хрестоматия по истории средних веков. В 3-х т./Под. ред. С.Д.Сказкина-М.: Соцэкгиз, 1961. Т.1.С.261-285, 398-409.
  4. Хрестоматия по истории средних веков. / Под ред. Н.П. Грацианского и С.Д. Сказкина. – М., 1949. Т.1. – С. 58-74, 105-113.
  5. Корнелий Тацит. Сочинения. В 2-х т.Л.:Наука,1969.Т.1.С.353-373.
  6. Корнелий Тацит. Сочинения. В 2-х т. СПб.:Наука, 1993.С.337-356.
  7. Записки Юлия Цезаря о Галльской войне //Записки Юлия Цезаря. М.: АН СССР, 1962.С.5-28, 52-53, 95-96.
  8. Записки Юлия Цезаря и его продолжателей о Галльской войне, о Гражданской войне, об Александрийской войне, об Африканской войне /Перевод и комментарии М.М.Покровского. М.:Научно-издательский центр «Ладомир»-Наука, 1993.С.7-69, 88-117, 130-157, 193-194, 217.

Обязательная литература:

  1. Грацианский Н.П. Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе. М., 1960 (ст.: К вопросу об аграрных отношениях древних германцев времён Цезаря.С.51-71).
  2. Ковалевский С.Д. К вопросу о понятии «военная демократия» //СВ. 1983. Вып.46. С.198-213.
  3. Корсунский А.Р. О статусе франкских колонов. // Средние века. – М., 1969. Вып. 32. – С. 26-33.
  4. Неусыхин А.И. Проблемы европейского феодализма. М.,1974. Гл. Древние германцы,С.218-225;(статья) Военные союзы германских племён около начала нашей эры. С.390-412Тронский И.М. Корнелий Тацит// К. Тацит. Соч.: в 2-х т. СПб.,1993.С.560-602.
  5. Энгельс Ф. К истории древних германцев //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.19.С.442-494.
  6. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства //Маркс К. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. Гл. VII (или любое отдельное издание).

Дополнительная литература:

  1. Горский А.А. Социально-экономические условия в эпоху классообразования и понятие «военная демократия» //СВ. 1986. Вып. 49.
  2. История Европы. Т.1. Древняя Европа. М., 1988. Гл. 12. (С.492-511, гл. 15 (С.594-605).
  3. История крестьянства в Европе. Эпоха феодализма. Т.1. М., 1985. Гл.3, С.90-127.
  4. Жумагулов К.Т. Аграрный строй древних германцев в трактовке археологов ФРГ //СВ. 1987. Вып. 50,С.594-605.
  5. Кардини Ф. Истоки средневекового рыцарства. М., 1987. Гл.1, 2.
  6. Кнабе Г.С. Корнелий Тацит: время, жизнь, книги. М.: Наука, 1981. С. 125-143.
  7. Кнабе Г.С. Понимание культуры в Древнем Риме и ранний Тацит //История философии и вопросы культуры. М., 1975. С.62-130.
  8. Корсунский А.Р., Гюнтер Р. Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.). МГУ, 1984. 225 С.
  9. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992. Гл. 1 Расселение варваров. С.9-40.(Кабинет кафедры истории древнего мира и средних веков).
  10. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. Л.: ЛГУ, 1955. С.15-19.

Методические указания:

Главная задача первых двух занятий – изучение эволюции германских племен (и, в частности, племени франков) в предфеодальный период.

Занятие 1 построено на сопоставлении данных Цезаря и Тацита о древних германцах, что позволяет выяснить уровень развития германского общества в указанный период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: